Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее экономическое образование / иностранный язык / педагогическая диагностика / онлайн-методики / иноязычная коммуникативная компетенция / higher economic education / foreign language / pedagogical diagnostics / online methods / foreign language communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Гусева

В статье на конкретных примерах представлен диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей посредством онлайн-сервисов, что расширяет педагогические знания о возможности применения информационно-коммуникативных технологий в профессиональном образовании. В статье делается вывод о том, что широкое применение диагностических методик (онлайн-тестирование, онлайн-анкетирование) в диагностике сформированности иноязычной компетентности студентов позволяет быстро получить результаты, что обеспечивает эффективное использование ресурсов образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, улучшить качество изучения иностранного языка, развивать потенциал каждого студента. С учётом актуальности педагогической диагностики знаний студентов необходимо активизировать преподавателей для поиска и дальнейшей разработки разнообразных тестовых методик, которые позволили бы всесторонне оценивать уровень сформированности знаний студентов. Применение в образовательном процессе разнообразных диагностических методик позволяет мотивировать студентов на дальнейшее совершенствование знания иностранного языка и умения его применять в профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

The article uses specific examples to present diagnostic tools that allow assessing the level of formation of foreign language communicative competence among students of economic specialties through online services, which expands pedagogical knowledge about the possibility of using information and communication technologies in vocational education. The article concludes that the widespread use of diagnostic techniques (online testing, online questionnaires) in the diagnosis of the formation of foreign language competence of students allows to quickly get results, which ensures the effective use of the resources of the educational process, taking into account the individual characteristics and needs of students, improve the quality of learning a foreign language, develop the potential of each student. Taking into account the relevance of pedagogical diagnostics of students’ knowledge, it is necessary to activate teachers to search for and further develop a variety of test methods that would allow a comprehensive assessment of the level of formation of students’ knowledge. The use of a variety of diagnostic methods in the educational process allows students to further improve their knowledge of a foreign language and the ability to apply it in the professional sphere.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

3. Rahimova A.'E., Ratner F.L. Potencial cifrovoj obrazovatel'noj sredy v sovremennom pedagogicheskom processe. Mirnauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 98-100.

4. Spirina Yu.P., Mironceva S.S. Diagnostika urovnya razvitiya inoyazychnoj professionals orientirovannoj kommunikativnoj kompetencii buduschih 'ekonomistov v usloviyah 'elektronnogo obucheniya. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 188-191.

5. Kaschuk S.M. Tehnologicheskie innovacii i lingvodidakticheskie konstanty v obuchenii inostrannym yazykam. Magiya INNO: Novye izmereniya v lingvisiike i lingvodidakiike: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGIMO-Universitet, 2017: 316-321.

6. Tokareva N.N. Konstruktivnye modeli obscheniya podrostkov v formate uspeshnogo modelirovaniya lichnosti. Isioricheskaya isocial'no-obrazovaiel'naya mysl'. 2013; № 6: 30-35.

7. Guseva N.V. Diagnostika rezul'tatov obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov kak pedagogicheskaya problema. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2018; № 1 (69): 240-243.

8. Ahmetshina Yu.V. Ispol'zovanie lingvostranovedcheskogo materiala v formirovanii mezhkul'turnoj kompetencii. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 180-182.

9. Avdeeva E.L., Zherdeva O.N., Shelkova S.V. i dr. Lingvodidakiicheskie, psihologo-pedagogicheskie aspekiy prepodavaniya inosirannogo yazyka s ucheiom vyzovov sisiemy obrazovaniya v 'epohu cifrovoj 'ekonomiki. Moskva: Nauchnye tehnologii, 2019.

10. Rostovceva P.P., Anyushenkova O.N., Schekochihina S.V. Anglijskij yazyk v sfere gosudarsivennogo i municipal'nogo upravleniya. Professional'noe obschenie. Moskva: KNORUS, 2022.

11. Gadzaova L.P. Garantirovannoe gosudarstvennoe obrazovanie i proektirovanie programm vuzovskogo obucheniya, pozvolyayuschih opredelyat' bazovye i special'nye professional'nye kompetencii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014; № 2: 107-112.

12. Gadzaova L.P. Obuchenie inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze sredstvami sovremennyh tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 52-55.

13. Rostovceva P. P., Guseva N.V., Soboleva O.S. Adaptaciya studentov neyazykovyh vuzov k professional'no orientirovannoj kommunikativnoj deyatel'nosti. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2018; № 1: 138-142.

14. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie myshleniya u studentov s ispol'zovaniem refleksivnyh tehnologij v processe obucheniya. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 314-316.

15. Mironceva S.S. Pedagogicheskij 'eksperiment pri issledovanii processa obucheniya buduschih menedzherov inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 126-128.

Статья поступила в редакцию 14.10.23

УДК 378

Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

(Moscow); senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: englevel-1@mail.ru

DIAGNOSTICS OF THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES. The

article uses specific examples to present diagnostic tools that allow assessing the level of formation of foreign language communicative competence among students of economic specialties through online services, which expands pedagogical knowledge about the possibility of using information and communication technologies in vocational education. The article concludes that the widespread use of diagnostic techniques (online testing, online questionnaires) in the diagnosis of the formation of foreign language competence of students allows to quickly get results, which ensures the effective use of the resources of the educational process, taking into account the individual characteristics and needs of students, improve the quality of learning a foreign language, develop the potential of each student. Taking into account the relevance of pedagogical diagnostics of students' knowledge, it is necessary to activate teachers to search for and further develop a variety of test methods that would allow a comprehensive assessment of the level of formation of students' knowledge. The use of a variety of diagnostic methods in the educational process allows students to further improve their knowledge of a foreign language and the ability to apply it in the professional sphere.

Key words: higher economic education, foreign language, pedagogical diagnostics, online methods, foreign language communicative competence

Н.В. Гусева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ»,

г. Москва, доц. ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва,

E-mail: englevel-1@mail.ru

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье на конкретных примерах представлен диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей посредством онлайн-сервисов, что расширяет педагогические знания о возможности применения информационно-коммуникативных технологий в профессиональном образовании. В статье делается вывод о том, что широкое применение диагностических методик (онлайн-тестирование, онлайн-анкетирование) в диагностике сформированности иноязычной компетентности студентов позволяет быстро получить результаты, что обеспечивает эффективное использование ресурсов образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, улучшить качество изучения иностранного языка, развивать потенциал каждого студента. С учётом актуальности педагогической диагностики знаний студентов необходимо активизировать преподавателей для поиска и дальнейшей разработки разнообразных тестовых методик, которые позволили бы всесторонне оценивать уровень сформированности знаний студентов. Применение в образовательном процессе разнообразных диагностических методик позволяет мотивировать студентов на дальнейшее совершенствование знания иностранного языка и умения его применять в профессиональной сфере.

Ключевые слова: высшее экономическое образование, иностранный язык, педагогическая диагностика, онлайн-методики, иноязычная коммуникативная компетенция

Актуальность темы настоящего исследования не вызывает сомнений в контексте необходимости постоянно развития взаимодействия различных стран мира, прежде всего, в экономической сфере. В этой связи возрастает значимость иностранного (в частности английского) языка в процессе такого взаимодействия и, соответственно, возрастает роль иностранного языка в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов.

У современного высококвалифицированного специалиста развитая иноязычная коммуникативная компетенция является одной из важнейших черт его профессионального портрета [1-13].

Однако, как отмечает Л.П. Гадзаова [6; 7], для того, чтобы понимать уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, необходимо совершенствовать педагогическую диагностику для своевременного выявления пробелов, проблем в освоении иностранного языка в контексте получаемой специальности (в нашем случае - экономической).

Цель исследования - определить диагностические методики выявления сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей.

Ввиду актуальности выбранной проблематики, связанной совершенствованием диагностики иноязычной коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей, в статье решались следующие задачи: 1) определить структуру понятия «иноязычная коммуникативная компетенция» применительно к студентам, осваивающим экономические специальности; 2) выявить уровни развития иноязычной коммуникативной компетенции у будущих экономистов и критерии их сформированности; 3) определить диагностические онлайн-методи-ки выявления уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции будущих экономистов.

В ходе решения вышеприведённых задач автором использовались следующие методы: анализ научной литературы по проблеме использования совре-

менных диагностических инструментов в формировании иноязычной компетентности студентов; систематизация и обобщение результатов исследований других авторов.

Научная новизна исследования: выявлены и охарактеризованы методики диагностики уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей, что расширяет педагогическое знание в области использования новых технологий в профессиональном образовании.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении ведущих способов педагогической диагностики сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении современных методик (онлайн-тестирование, онлайн-анкетирование), предусматривающих широкое применение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе. Предложенные примеры могут найти своё применение в процессе создания учебно-методических пособий по практике англоязычной речи для студентов экономических специальностей.

Иноязычная коммуникативная компетенция студентов, осваивающих экономические специальности, имеет интеграционную комплексную основу Её структура интегрирует отдельные компетенции (иноязычная лингвистическая, профессиональная, коммуникативная), достаточный уровень развития которых подразумевает сформированность у студентов экономических специальностей системы определённых знаний и умений (знание лексики, грамматики, навыки общения), позволяющих осуществлять профессиональную экономическую деятельность на иностранном языке (в идеале), получать информацию в своей предметной области из иноязычных источников.

На основе ранее выполненных исследований [4; 5; 12; 13] нами сформулировано, что структура иноязычной коммуникативной компетенции будущих экономистов интегрирует в себе освоение трех компетенций: иноязычной лингвистической, профессиональной и коммуникативной.

Структура иноязычной коммуникативной компетентности экономистов состоит из следующих компонентов:

- иноязычная лингвистическая компетенция: иноязычные знания, умения и навыки обучающегося, относящиеся к областям грамматики, лексики и фонетики;

- профессиональная компетенция: совокупность профессиональных и личностных качеств обучающегося, влияющих на успешность взаимодействия в профессиональной экономической сфере;

- коммуникативная компетенция: навыки общения с клиентами, коллегами и партнёрами в экономической сфере.

Достаточный уровень её развития позволит выпускнику осуществлять эффективную иноязычную коммуникацию в профессиональной сфере [2].

Для того чтобы понять степень сформированности компонентов педагогической диагностики у студентов экономических специальностей, существуют многочисленные методы педагогической диагностики, под которой понимается «совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференцированного подхода к учащимся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия» [3].

А.Э. Рахимова и Ф.Л. Ратнер [9] отмечают, что на современном уровне развития образования большое внимание уделяется оценке не только уровня знаний студентов по дисциплине «Иностранный язык» (экзамены, тесты), но и сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов в целом. Авторы указывают, что онлайн-методики обладают большими возможностями, которые позволяют педагогам не только объективно измерить результаты обучения, но и получить информацию о сформированности знаний и навыков, компетенций и личностных качествах студентов. Примером таких методик является онлайн-тестирование, которое основано на алгоритмах адаптивной оценки, где учитываются индивидуальные особенности студентов.

Онлайн-анкетирование позволяет в короткие сроки собрать большой объем данных и осуществить их анализ. С помощью онлайн-анкетирования преподаватель получает информацию о мотивации студентов, их целях и ожиданиях по изучению иностранного языка; более точно планировать учебный материал, адаптировать его к потребностям студентов. Онлайн-формат сохраняет анонимность студентов, что обеспечивает достоверность информации. Также онлайн-анке-тирование позволяет осуществлять мониторинг данных в ходе всего процесса изучения иностранного языка в вузе.

Онлайн-тестирование позволяет выявить уровень знаний студентов: насколько освоен материал; определить темы, требующие дополнительного изучения. Преимущества онлайн-тестирования:

- возможность проведения тестирования удаленно, в удобное время;

- получение объективной информации о достижениях студентов;

- быстрый анализ данных;

- самостоятельный анализ собственных успехов в освоении иностранного языка;

- адаптивность тестов к индивидуальным потребностям студентов;

- надежность полученных результатов; возможность длительного хранения информации;

- снижение рисков влияния субъективных факторов при тестировании. В целом на основе личного опыта реализации онлайн-тестирования [4; 5], а также с учётом имеющихся электронных ресурсов в Интернете [15], которые активно используются в процессе проведения диагностики знаний студентов экономических специальностей, можно отметить, что для студентов экономических специальностей целесообразно применять следующие типы тестов:

Пример 1. Семантические задания (перевод слова, его толкование, подбор синонимов или антонимов):

Task. Match the words (1-10) to their definitions (A-E). There is one extra definition.

Задание. Соедините слова и толкование их значений.

1 delivery note A a list of workers employed by a company and the amount of wages each person is to be paid

2 commission B to judge or calculate the nature, value, size, amount, etc. of (something), esp. roughly

3 tuition C a short official document that accompanies goods that are brought to a place

4 interest D part of the total cost of a product or service that represents the producer's profit, usually expressed as a percentage of revenue

5 value E money which one receives regularly, usually as payment for one's work or interest from investments

6 margin F money that a person or institution such as a bank charges you for lending you money

7 payroll G a sum of money charged for teaching by a college or university

8 estimate H obtain (money) in return for labour or services

9 income I the worth of something in money or as compared with other goods for which it might be exchanged

10 earn J a fixed regular payment, typically paid on a monthly basis but often expressed as an annual sum, made by an employer to an employee, especially a professional or white-collar worker

K an extra amount of money that you earn in your job every time you sell a product or get a new customer

Task. Find the opposites from A and B.

Задание. Подберите слова, противоположные по смыслу A В

1) inflation a) demand-pull inflation

2) income b) spending

3) creditors c) debtors

4) cost-push inflation d) surplus

5) recipient e) lender

6) shortage f) deflation

В качестве педагогической диагностики нами также активно применяется моделирование ситуаций профессиональной коммуникации на иностранном языке (написание электронных писем, составление отчётов, подготовка презентаций). Данные методы позволяют студентам сформировать иноязычную лингвистическую компетенцию в непосредственной практической деятельности, а преподавателю по итогам написания студентами текстов - понять степень сфор-мированности необходимых компетенций.

В процессе осуществления преподавательской деятельности на базе ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» автором настоящей статьи, коллегами из Департамента английского языка и профессиональной коммуникации было установлено, что активное применение указанных онлайн-методик на занятиях иностранного языка у студентов-экономистов делает возможным установление активной обратной связи между участниками учебно-воспитательного процесса, позволяет понять уровень сформиро-ванности знаний иностранного языка, выявить пробелы и конкретные проблемы каждого студента.

В помощь преподавателям иностранного языка, обучающим студентов экономических специальностей, были выпущены следующие учебные пособия: «Английский язык во внешнеэкономической деятельности» (Мельничук М.В., Ростовцева П.П., Короткая О.Ю., 2023 [8]), «Английский язык: экономика и финансы» (Тихомирова Л.Б., Князева Н.И [14]), в которых содержится большое количество практико-ориентированных заданий, каждое из которых направлено на диагностику иноязычной коммуникативной компетенции студентов-экономистов. Использование данных заданий в процессе разработки мультимедийных презентаций позволяет создать на занятиях информационную среду, в которой студенты могут закрепить знания, выявить пробелы (Ростовцева П.П., Анюшен-кова О.Н., Щекочихина С.В. [10]).

Широкое применение диагностических методик (онлайн-тестирование, онлайн-анкетирование) в диагностике сформированности иноязычной компетентности студентов позволяет быстро получить результаты, что обеспечивает эффективное использование ресурсов образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, улуч-

Библиографический список

шить качество изучения иностранного языка, развивать потенциал каждого студента.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в разработке новых материалов по онлайн-тестированию в сфере изучения иностранного языка для студентов экономических специальностей.

1. Авдеева Е.Л., Жердева O.H., Шелкова С.В. и др. Лингводидактические, психолого-педагогические аспекты преподавания иностранного языка с учётом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики. Москва: Научные технологии, 2019.

2. Ахметшина Ю.В. Использование лингвострановедческого материала в формировании межкультурной компетенции. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 180-182.

3. Битинас Б.П., Катаева Л.Н. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. Педагогика. 1993; № 2: 5.

4. Гусева Н.В. Банк тестовых заданий как средство педагогической диагностики обучения иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 244-245.

5. Гусева Н.В. Диагностика результатов обучения иностранному языку курсантов военных вузов как педагогическая проблема. Мир образования - образование в мире. 2018; № 1 (б9): 240-243.

6. Гадзаова Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014; № 2: 107-112.

7. Гадзаова Л.П. Oбучение иностранному языку в неязыковом вузе средствами современных технологий. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № бб-1: 52-55.

8. Мельничук М.В., Ростовцева П.П., Короткая O.IO. Английский язык во внешнеэкономической деятельности. Москва: Ю-ЮРУС, 2023.

9. Рахимова А.Э., Ратнер Ф.Л. Потенциал цифровой образовательной среды в современном педагогическом процессе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 98-100.

10. Ростовцева П.П., Анюшенкова O.K, Щекочихина С.В. Английский язык в сфере государственного и муниципального управления. Профессиональное общение. Москва: КНOРУС, 2022.

11. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 314-31б.

12. Спирина Ю.П., Миронцева С.С. Диагностика уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих экономистов в условиях электронного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 188-191.

13. Тихомирова Л.Б., Князева Н.И. English for Economists. Achievements tests. Available at: https://zlibrary-asia.se/book/3235452/3df318

References

1. Avdeeva E.L., Zherdeva O.N., Shelkova S.V. i dr. Lingvodidakticheskie, psihologo-pedagogicheskie aspekty prepodavaniya inostrannogo yazyka s uchetom vyzovov sistemy obrazovaniya v 'epohu cifrovoj 'ekonomiki. Moskva: Nauchnye tehnologii, 2019.

2. Ahmetshina Yu.V. Ispol'zovanie lingvostranovedcheskogo materiala v formirovanii mezhkul'turnoj kompetencii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 180-182.

3. Bitinas B.P., Kataeva L.N. Pedagogicheskaya diagnostika: suschnost', funkcii, perspektivy. Pedagogika. 1993; № 2: 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Guseva N.V. Bank testovyh zadanij kak sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 244-245.

5. Guseva N.V. Diagnostika rezul'tatov obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov kak pedagogicheskaya problema. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2018; № 1 (б9): 240-243.

6. Gadzaova L.P. Garantirovannoe gosudarstvennoe obrazovanie i proektirovanie programm vuzovskogo obucheniya, pozvolyayuschih opredelyat' bazovye i special'nye professional'nye kompetencii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014; № 2: 107-112.

7. Gadzaova L.P. Obuchenie inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze sredstvami sovremennyh tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № бб-1: 52-55.

8. Mel'nichuk M.V., Rostovceva P.P., Korotkaya O.Yu. Anglijskijyazyk vo vneshne'ekonomicheskojdeyatel'nosti. Moskva: KNORUS, 2023.

9. Rahimova A.'E., Ratner F.L. Potencial cifrovoj obrazovatel'noj sredy v sovremennom pedagogicheskom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 98-100.

10. Rostovceva P.P., Anyushenkova O.N., Schekochihina S.V. Anglijskij yazyk v sfere gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. Professional'noe obschenie. Moskva: KNORUS, 2022.

11. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie myshleniya u studentov s ispol'zovaniem refleksivnyh tehnologij v processe obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 314-31б.

12. Spirina Yu.P., Mironceva S.S. Diagnostika urovnya razvitiya inoyazychnoj professional'no orientirovannoj kommunikativnoj kompetencii buduschih 'ekonomistov v usloviyah 'elektronnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 188-191.

13. Tihomirova L.B., Knyazeva N.I. English for Economists. Achievements tests. Available at: https://zlibrary-asia.se/book/3235452/3df318

Статья поступила в редакцию 24.10.23

УДК 372.881.111.1

Drobysheva N.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia),

E-mail: NNDrobysheva@fa.ru

EDUTAINMENT IN TEACHING THE MAJOR "FOREIGN LANGUAGE IN PROFESSIONAL SPHERE". The article is devoted to the study of the notion of "edutainment" and the ways of its use in the course of learning a language for professional purposes (with reference to "Foreign language in professional sphere" while training prospective specialists in sociological sciences). The main provisions of this pedagogical technology are considered, its positive and negative sides reflected in the practice of foreign language training are given. Recommendations concerning the means of introduction in educational process at higher school in the course of mastering disciplines in a foreign language are offered. The following conclusion about the expediency of application of this technology is made: edutainment may be used as a separate element in the process of foreign language teaching, but not as a major-based approach.

Key words: edutainment, foreign language training, students, higher education institution, pedagogical technologies

Н.Н. Дробышева, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: NNDrobysheva@fa.ru

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВЛЕЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

Статья посвящена изучению понятия «эдьютейнмент» и способах его использования в ходе освоения языка специальности (на примере изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» при подготовке будущих социологов). Рассматриваются основные положения данной педагогической технологии, приводятся ее положительные и отрицательные стороны, нашедшие отражение в практике иноязычной подготовки. Предложены рекомендации, касающиеся средств внедрения эдьютейнмента в канву образовательного процесса высшей школы в ходе освоения дисциплин на иностранном языке. Делается вывод о целесообразности применения данной технологии как обособленного единичного элемента на занятиях по иностранному языку, а не как инструмента, на котором ведется преподавание языка специальности.

Ключевые слова: эдьютейнмент, иноязычная подготовка, студенты, высшее учебное заведение, педагогические технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.