Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВЛЕЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»'

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВЛЕЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эдьютейнмент / иноязычная подготовка / студенты / высшее учебное заведение / педагогические технологии / edutainment / foreign language training / students / higher education institution / pedagogical technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Н. Дробышева

Статья посвящена изучению понятия «эдьютейнмент» и способах его использования в ходе освоения языка специальности (на примере изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» при подготовке будущих социологов). Рассматриваются основные положения данной педагогической технологии, приводятся ее положительные и отрицательные стороны, нашедшие отражение в практике иноязычной подготовки. Предложены рекомендации, касающиеся средств внедрения эдьютейнмента в канву образовательного процесса высшей школы в ходе освоения дисциплин на иностранном языке. Делается вывод о целесообразности применения данной технологии как обособленного единичного элемента на занятиях по иностранному языку, а не как инструмента, на котором ведется преподавание языка специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUTAINMENT IN TEACHING THE MAJOR “FOREIGN LANGUAGE IN PROFESSIONAL SPHERE”

The article is devoted to the study of the notion of “edutainment” and the ways of its use in the course of learning a language for professional purposes (with reference to “Foreign language in professional sphere” while training prospective specialists in sociological sciences). The main provisions of this pedagogical technology are considered, its positive and negative sides reflected in the practice of foreign language training are given. Recommendations concerning the means of introduction in educational process at higher school in the course of mastering disciplines in a foreign language are offered. The following conclusion about the expediency of application of this technology is made: edutainment may be used as a separate element in the process of foreign language teaching, but not as a major-based approach.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВЛЕЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»»

Широкое применение диагностических методик (онлайн-тестирование, онлайн-анкетирование) в диагностике сформированности иноязычной компетентности студентов позволяет быстро получить результаты, что обеспечивает эффективное использование ресурсов образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, улуч-

Библиографический список

шить качество изучения иностранного языка, развивать потенциал каждого студента.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в разработке новых материалов по онлайн-тестированию в сфере изучения иностранного языка для студентов экономических специальностей.

1. Авдеева Е.Л., Жердева О.Н., Шелкова C.B. и др. Лингводидактические, психолого-педагогические аспекты преподавания иностранного языка с учётом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики. Москва: Научные технологии, 2019.

2. Ахметшина Ю.В. Использование лингвострановедческого материала в формировании межкультурной компетенции. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 180-182.

3. Битинас Б.П., Катаева Л.Н. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. Педагогика. 1993; № 2: 5.

4. Гусева Н.В. Банк тестовых заданий как средство педагогической диагностики обучения иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 244-245.

5. Гусева Н.В. Диагностика результатов обучения иностранному языку курсантов военных вузов как педагогическая проблема. Мир образования - образование в мире. 2018; № 1 (69): 240-243.

6. Гадзаова Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014; № 2: 107-112.

7. Гадзаова Л.П. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе средствами современных технологий. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-1: 52-55.

8. Мельничук М.В., Ростовцева П.П., Короткая О.Ю. Английский язык во внешнеэкономической деятельности. Москва: КНОРУС, 2023.

9. Рахимова А.Э., Ратнер Ф.Л. Потенциал цифровой образовательной среды в современном педагогическом процессе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 98-100.

10. Ростовцева П.П., Анюшенкова О.Н., Щекочихина C.B. Английский язык в сфере государственного и муниципального управления. Профессиональное общение. Москва: КНОРУС, 2022.

11. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 314-316.

12. Спирина Ю.П., Миронцева С.С. Диагностика уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих экономистов в условиях электронного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 188-191.

13. Тихомирова Л.Б., Князева Н.И. English for Economists. Achievements tests. Available at: https://zlibrary-asia.se/book/3235452/3df318

References

1. Avdeeva E.L., Zherdeva O.N., Shelkova S.V. i dr. Lingvodidakticheskie, psihologo-pedagogicheskie aspekty prepodavaniya inostrannogo yazyka s uchetom vyzovov sistemy obrazovaniya v 'epohu cifrovoj 'ekonomiki. Moskva: Nauchnye tehnologii, 2019.

2. Ahmetshina Yu.V. Ispol'zovanie lingvostranovedcheskogo materiala v formirovanii mezhkul'turnoj kompetencii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 180-182.

3. Bitinas B.P., Kataeva L.N. Pedagogicheskaya diagnostika: suschnost', funkcii, perspektivy. Pedagogika. 1993; № 2: 5.

4. Guseva N.V. Bank testovyh zadanij kak sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 244-245.

5. Guseva N.V. Diagnostika rezul'tatov obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov kak pedagogicheskaya problema. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2018; № 1 (69): 240-243.

6. Gadzaova L.P. Garantirovannoe gosudarstvennoe obrazovanie i proektirovanie programm vuzovskogo obucheniya, pozvolyayuschih opredelyat' bazovye i special'nye professional'nye kompetencii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014; № 2: 107-112.

7. Gadzaova L.P. Obuchenie inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze sredstvami sovremennyh tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 52-55.

8. Mel'nichuk M.V., Rostovceva P.P., Korotkaya O.Yu. Anglijskijyazyk vo vneshne'ekonomicheskojdeyatel'nosti. Moskva: KNORUS, 2023.

9. Rahimova A.'E., Ratner F.L. Potencial cifrovoj obrazovatel'noj sredy v sovremennom pedagogicheskom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 98-100.

10. Rostovceva P.P., Anyushenkova O.N., Schekochihina S.V. Anglijskij yazyk v sfere gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. Professional'noe obschenie. Moskva: KNORUS, 2022.

11. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie myshleniya u studentov s ispol'zovaniem refleksivnyh tehnologij v processe obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 314-316.

12. Spirina Yu.P., Mironceva S.S. Diagnostika urovnya razvitiya inoyazychnoj professional'no orientirovannoj kommunikativnoj kompetencii buduschih 'ekonomistov v usloviyah 'elektronnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 188-191.

13. Tihomirova L.B., Knyazeva N.I. English for Economists. Achievements tests. Available at: https://zlibrary-asia.se/book/3235452/3df318

Статья поступила в редакцию 24.10.23

УДК 372.881.111.1

Drobysheva N.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia),

E-mail: NNDrobysheva@fa.ru

EDUTAINMENT IN TEACHING THE MAJOR "FOREIGN LANGUAGE IN PROFESSIONAL SPHERE". The article is devoted to the study of the notion of "edutainment" and the ways of its use in the course of learning a language for professional purposes (with reference to "Foreign language in professional sphere" while training prospective specialists in sociological sciences). The main provisions of this pedagogical technology are considered, its positive and negative sides reflected in the practice of foreign language training are given. Recommendations concerning the means of introduction in educational process at higher school in the course of mastering disciplines in a foreign language are offered. The following conclusion about the expediency of application of this technology is made: edutainment may be used as a separate element in the process of foreign language teaching, but not as a major-based approach.

Key words: edutainment, foreign language training, students, higher education institution, pedagogical technologies

Н.Н. Дробышева, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: NNDrobysheva@fa.ru

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВЛЕЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

Статья посвящена изучению понятия «эдьютейнмент» и способах его использования в ходе освоения языка специальности (на примере изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» при подготовке будущих социологов). Рассматриваются основные положения данной педагогической технологии, приводятся ее положительные и отрицательные стороны, нашедшие отражение в практике иноязычной подготовки. Предложены рекомендации, касающиеся средств внедрения эдьютейнмента в канву образовательного процесса высшей школы в ходе освоения дисциплин на иностранном языке. Делается вывод о целесообразности применения данной технологии как обособленного единичного элемента на занятиях по иностранному языку, а не как инструмента, на котором ведется преподавание языка специальности.

Ключевые слова: эдьютейнмент, иноязычная подготовка, студенты, высшее учебное заведение, педагогические технологии

Актуальность данной статьи заключается в традиции использования игры как неотъемлемой части образовательного процесса, которая всегда присутствовала и используется в методике обучения иностранным языкам до сих пор. Как правило, на начальном этапе, когда происходит знакомство с чужим для детей языком, педагогам не обойтись без геймификации занятий. Этот подход помогает удержать внимание юных обучаемых, отвлекает от необходимости статичной вовлеченности, позволяет педагогу менять формы деятельности, оставляя при этом детей в привычной для них игровой среде.

Цель данной статьи заключается в поиске ответа на вопрос о возможности использования геймификации (эдьютеймента) при освоении языка специальности в неязыковых вузах.

Задачи, стоящие перед автором данного материала, заключаются в следующем:

- определить что такое эдьютейнмент; является ли он новаторским методом в преподавания иностранных языков; как его можно использовать на занятиях по иностранному языку для специальных целей (в освоении профессионального английского языка).

При исследовании в рамках подготовки этого материала были использованы следующие методы: метод анализа научной литературы, диагностический и экспериментальный методы (а именно - формирующий эксперимент), метод наблюдений, опрос студентов 3 курса бакалавриата по направлению подготовки «Социология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и преподавателей Департамента английского языка и профессиональной коммуникации того же вуза.

Научную новизну исследования, на основе которого был собран материал для этой статьи, можно отразить в существовании противоречий между предполагаемым эффектом от применения эдьютейнмента и реальными результатами эксперимента. Полученные результаты доказывают, что образование + развлечение не дает ожидаемого увеличения качества знаний и эффективности освоения дисциплины «Иностранный язык» на старших курсах университета.

Теоретическая значимость данного материала заключается в доказательстве гипотезы о том, что использование эдьютейнмента дает возможность студентам преодолевать психологические и эмоциональные барьеры при изучении языка, но не сильно влияет на результаты академической успеваемости на старших курсах.

Практическая значимость отражается в проведении формирующего эксперимента и интерпретации его результатов.

Впервые в образовательном поле слово «эдьютейнмент» (производное от двух английских слов education (образование) и entertainment (развлечение)) появилось в 1948 г при создании серии американских мультфильмов «Настоящие приключения». Цель, которую преследовали создатели данной серии мультипликационных фильмов, заключалась в том, чтобы образовывать юных зрителей через привычный им вид деятельности - развлечение. У детей не было ощущения, что их чему-то учат, при этом большой объем знаний о мире и окружающей среде «закачивался» через сюжеты по мере знакомства с приключениями героев. Педагогически осмысленно и сформулировано это понятие стало развиваться в 1970-е гг. прошлого века, когда медийные продукты начали активно использоваться в образовательных целях в различных странах. Первопроходцами в сфере образования через развлечение стали, как ни странно, организации, которые готовили разведчиков, а также военные ведомства. С 1990-х гг термин стал периодически встречаться на страницах газет и в журналах, посвященных педагогике и методике преподавания отдельных дисциплин. В наши дни эдью-тейнмент является одной из востребованных педагогических методик в мире. Исследователи в области академического образования отмечают, что процесс коммуникативного взаимодействия между преподавателем и студентами, где современные технологии сочетаются с индивидуальным подходом, творчеством и повышением интереса обучаемых, является отличительной чертой современных высших учебных заведений [1, с. 84]. Это давно стало постулатом. Опираясь на этимологию слово «эдьютейнмент», можно понять его сущность: это соединение в учебной деятельности образовательных и развлекательных элементов. Терминологическая широта понятия позволяет применять его для обозначения большого количества современных явлений культурной практики, которые используются в образовательных целях. Напрашивается аналогия между сказками для детей, где авторы книг или родители, которые их рассказывают, повествуют не только о мудрости народа, но и способах преодоления сложных жизненных ситуаций. Во многих семьях родители сами придумывают «многосерийные сказки» с главным героем, который сталкивается с трудностями, но с честью выдерживает их, находит решения и тем самым учит ребенка, как надо поступать, какие способы выживания применять и т. д. Стремительно развивающиеся информационные технологии и средства передачи и оформления информации позволили значительно упростить объем изучаемого материала и обогатить формы его предъявления. Кажется вполне логичным, что появление технологии «эдьютейнмент» опосредованно связано с развитием мультимедийных средств и медиаразвлечений. Развлекательные медиа - телевидение, кино, компьютерные игры, социальные сети, Интернет - все эти ресурсы в той или иной мере стали доступны как для личного развлечения, так и для реализации образовательных целей. В среде высшей школы при освоении дисциплин обязательной части общепрофессионального цикла на старших курсах (например, «Иностранный язык

в профессиональной сфере»), необходимо учитывать перечень компетенций с указанием индикаторов их достижения и планируемых результатов обучения дисциплине. Так, по иностранному языку, согласно ФГОС ВО, студенты направления подготовки «Экономика» должны освоить минимум две компетенции:

1) способность применять знания иностранного языка на уровне, достаточном для межличностного общения, учебной и профессиональной деятельности;

2) владение основными научными понятиями и категориями экономики и управленческой науки и способность к их применению при решении профессиональных задач. В этой связи для достижения принципа взаимосвязи теории и практики можно согласиться с учеными в области методики преподавания иностранного языка, которые предлагают «изучать практические устные темы, обеспечивать диалогическое общение, включать внеклассные занятия, работать с литературой на иностранном языке, организовывать анализ коммуникативной компетентности учащихся» [2]. Практически все упомянутые конструкты можно вводить в образовательное поле при освоении языка специальности через эдьютейнмент Эмпирические исследования доказывают, что эдьютейнмент использует следующие педагогические принципы: принцип связи теории с практикой, принцип последовательности, принцип доступности. Однако чрезмерное увлечение этой педагогической технологией имеет как свои плюсы, так и свои минусы.

Мутация самого понятия «развлечение» вызвало неоднозначное отношение ученых к трактовке рассматриваемого понятия. Именно многообразие современных форм развлечения стало тому виной. Некоторые исследователи определяют суть понятия «эдьютейнмент» как контент, который «соединяет образовательные и развлекательные элементы и обеспечивает информирование аудитории при максимально облегченном анализе событий» [3, с. 65]. Другие ученые в своих работах используют для этих целей термин «креативное образование», под которым понимается «целенаправленное последовательное освоение обучающимся передаваемых ему методологий и опыта творческой деятельности с формированием на этой основе собственного творческого опыта» [4, с. 33]. Несомненно, такая форма учебного взаимодействия способствует активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс, формированию и развитию творческой личности, которая способна будет решать производственные задачи на основе нестандартных подходов. Однако термин «креативное образование» намного шире, он подразумевает активное вовлечение студентов в создание итогового креативного продукта, в то время как эдьютейнмент в большей степени ориентирован на легкость восприятия нового учебного материала. Если опираться на идеи самоактуализации согласно концепции А. Маслоу, то полное использование талантов, проявление способностей», творчество всегда и во всем является залогом успешного образования. Подобная самоактуализация возможна только при полной «увлеченности любимым делом» и «ориентации на задачу». Если рассматривать «креативное образование» через призму данной теории, то его можно, скорее всего, отождествлять с идеей увлечения и полной отдачей, высоким уровнем мотивации, нежели с развлечением. Ибо увлечение не есть всегда развлечение. Понятно, что в основе термина лежит семантика слов: игра, мотивация, интерес, положительные эмоции, хорошее настроение, веселье, импровизация, проживание, релаксация. Эти понятия пересекаются с теми, что составляют саму суть эдьютейнмента, но все же не тождественны. Сторонники эдьютейнмента утверждают, что данная технология использует педагогические принципы, основывается на коллективных и мотивационных теориях. Она невозможна без современных информационных и коммуникационных технологий и может рассматриваться как симбиоз различных подходов на новом качественном уровне развития педагогики. Обучение и воспитание вытекает из потребностей жизни и неразрывно связано с практикой как через источник знаний, так и через сам результат. Еще больше эта идея находит отражение в ходе иноязычной подготовки будущих специалистов, ведь практико-ориентированный подход поможет выпускникам быстрее адаптироваться к профессиональным задачам, коллективу, требованиям. Систематизированость информации определяется видом и типом контента медиаресурса. Доступность зависит от уровня развитости и материального положения участников образования. На сегодняшний день, как показывает практика, все студенты имеют гаджеты, которые позволяют им получить доступ к цифровым ресурсам, поэтому у вузов нет особых проблем с использованием всего массива обучающего контента, который доступен участниками образовательного процесса через библиотечно-информационный комплекс или через глобальную сеть Интернет.

Из всего разнообразия подходов к феномену эдьютеймента практические результаты его использования позволяют выделить следующие аспекты, играющие важную роль в образовательном процессе: воспитание, когнитивность, креативность и активность обучающегося, самоактуализация, социализация и эмоциональная насыщенность, перманентность образования. В процессе изучения иностранного языка для профессиональных целей в неязыковом вузе технологии эдьютейнмента позволяют заполнять в первую очередь эмоциональный компонент мотивационной составляющей, создавать непринужденную, позитивно окрашенную обстановку на занятиях. Они дают студентам возможность использовать медиаресурсы и источники, которые им нравятся, с которыми они сталкиваются каждый день: Youtube, различные браузеры (например, Google), сайты со справочной литературой (например, Investopedia), многочисленные образовательные платформы (например, LearningApps.org), электронные учебные

пособия и др. Количество таких ресурсов просто зашкаливает, но нельзя не согласиться с мнением исследователей, что при планировании занятий в рамках эдьютейнминга нужно учитывать три основных постулата: тщательную подготовку со стороны преподавателя, максимальное погружение студентов в интерактивное образовательное пространство, использование ролевого, или игрового подхода [5]. Современный студент с бОльшим удовольствием составит сообщение в виде презентации или слайд-шоу, нежели напишет этот текст просто на бумаге в виде сочинения или эссе. Он охотнее перескажет сюжет видеоролика или фильма, чем изложит пересказ прочитанного текста [6]. Нынешний уровень развития индустрии развлечения превращает современного человека в homo ludans (человек играющий), и образование неизбежно вынуждено отвечать на вызовы времени. К сожалению, оно также стало заложником тенденции побеждающего материального и медиаконсьюмеризма, ведущего к притуплению чувств и эмоций, как и все остальные отрасли социального бытия. В научной литературе по методике преподавания иностранного языка можно найти описание технологии геймификации и эдьютейнмента, многочисленные игровые шаблоны, которые могут применяться в ходе иноязычной подготовки [7].

Начинающие педагоги, к сожалению, могут стать заложниками этих методов и технологий, но они хороши только на начальном этапе обучения иностранному языку. Это доказывают и результаты формирующего эксперимента. Для его осуществления группа студентов 3 курса по направлению подготовки «Социология» (профиль «Экономическая социология») Финансового университета при Правительстве РФ в 2022-2023 учебном году была поделена на 2 подгруппы по 13 человек в каждой. Уровень языковой подготовки во время входного тестирования у студентов был примерно одинаковым (от В1 до В2 по шкале Совета Европы). В одной группе обучение по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» проходило по стандартной программе, в экспериментальной группе - с использованием элементов эдьютейнмента. Студенты охотнее посещали такие занятия, активнее реагировали на задания, специально разработанные педагогом. Однако результаты текущего контроля и итоговой аттестации (экзамен) не показали каких-то явных различий в уровне подготовки

Библиографический список

студентов экспериментальной группы. Примерно одинаковое количество отличных, хороших и удовлетворительных оценок были получены студентами обеих подгрупп. В этой связи возникает вопрос: так ли нужен эдьютейнмент в образовательной среде в ходе обучения языку специальности, когда на старших курсах в большей степени студенты ориентированы на получение профессиональных знаний, они уже знакомы со стандартами академического образования и приняли условия обучения в высшем учебном заведении, когда за короткий срок им приходится усваивать большие объемы знаний по специальности? Многие студенты после окончания курса по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» предоставили фидбэк (дали обратную связь), отмечая, что работа с привычными картами памяти (mind maps) для них оказалась более продуктивной и привычной, эффективной и понятной, чем работа с кроссвордами, онлайн-игры по теме, викторины на платформе Madtest, Kahoot, Factile и прочие задания в рамках эдьютейнмента. Еще одним огромным недостатком технологии эдьютейн-мента можно считать затратность, т. к. преподаватель готовится несколько часов, создавая задания в рамках обучения через развлечение. Контроль выполнения подобных заданий также не выдерживает критики: у студентов нет ощущения, что они глубоко и полноценно отработали изучаемый материал, в достаточной мере закрепили его на практике. Соревновательный характер многих заданий приводит к тому, что студенты с низким уровнем владения иностранным языком не очень активно участвуют в них, избегая неизбежного провала на фоне более подготовленных одногруппников.

В заключение можно сделать вывод о том, что на современном этапе имеется основательная теоретическая научная база принципов, подходов и концепций игрового обучения, в которую можно включить и технологию эдьютейнмента. Вместе с тем элементы данной педагогической технологии целесообразнее использовать в начале занятия как warming-up (разогрев), а не строить на его основе все занятие целиком. Современные условия существования, развития и конкурирования образования требуют более осмысленного внедрения подобных технологий, если речь заходит о классическом академическом образовании в высшей школе России.

1. Kuzmina N.N., Kochkina D.V., Korotkova E.G. Implementation of edutainment technology in foreign students' language teaching. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. 2023; Vol. 15, № 1: 82-96.

2. Флегонтов Д.С., Макарова О.С. Эдьютейнмент в образовании как новый стиль преподавания. Modern Science. 2023; № 1-1: 213-215.

3. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. Москва: КноРус, 2012.

4. Зиновкина М.М. Педагогическое творчество: модульно-кодовое учебное пособие. Москва: МГИУ, 2007.

5. Береснева В.А., Макарова М.Б. Понятие технологии «Эдьютейнмент» и ее место в обучении иностранному языку. Педагогический вестник. 2023; № 26: 9-11.

6. Resnick M. Edutainment? No Thanks. I Prefer Playful Learning. Associatzione Civita. 2004; № 1 (1): 2-4. Available at: https://web.media.mit.edu/~mres/papers/edutainment.pdf

7. Иванова Е.А. Опыт геймификации и эдьютейнмента при преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022; № 6 (87): 5-11.

References

1. Kuzmina N.N., Kochkina D.V., Korotkova E.G. Implementation of edutainment technology in foreign students' language teaching. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. 2023; Vol. 15, № 1: 82-96.

2. Flegontov D.S., Makarova O.S. 'Ed'yutejnment v obrazovanii kak novyj stil' prepodavaniya. Modern Science. 2023; № 1-1: 213-215.

3. Gnatyuk O.L. Osnovy teoriikommunikacii: uchebnoe posobie. Moskva: KnoRus, 2012.

4. Zinovkina M.M. Pedagogicheskoe tvorchestvo: modul'no-kodovoe uchebnoe posobie. Moskva: MGIU, 2007.

5. Beresneva V.A., Makarova M.B. Ponyatie tehnologii «'Ed'yutejnment» i ee mesto v obuchenii inostrannomu yazyku. Pedagogicheskij vestnik. 2023; № 26: 9-11.

6. Resnick M. Edutainment? No Thanks. I Prefer Playful Learning. Associatzione Civita. 2004; № 1 (1): 2-4. Available at: https://web.media.mit.edu/~mres/papers/edutainment.pdf

7. Ivanova E.A. Opyt gejmifikacii i 'ed'yutejnmenta pri prepodavanii inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2022; № 6 (87): 5-11.

Статья поступила в редакцию 16.10.23

УДК 378.048.2

Zvyagintseva Е.Р., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University

under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: EZvyagintceva@fa.ru

Lyalyaev S.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of English for Professional Communication,

Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia); senior lecturer, Department of English Philology, RSHU

(Moscow, Russia), E-mail: Slyalyaev@yandex.ru

TRAINING OF INLAND SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL: CHALLENGES OF THE TIME. The article discusses some aspects of training highly qualified personnel, which is carried out by many inland universities. A brief description of the development of the system, organized for training scientific and pedagogical personnel in higher schools in the USSR and the Russian Federation is given. Based on the analysis of scientific literature, the method of expert assessment and personal experience of the author's, it is concluded that postgraduate study is a prestigious track of an individual's professional development, but, on the other hand, it is associated with a large number of difficulties for participants in the educational process. A number of problems linked to postgraduate training in Russian universities are identified. Some reasons for the weakening of the effectiveness of postgraduate studies are described. Practical recommendations proposed in the article could help solve the identified problems during the training of highly qualified personnel at the present stage of development of scientific and pedagogical activities. Key words: scientific and pedagogical personnel, postgraduate study, postgraduate training, higher school

Е.П. Звягинцева, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ (Финуниверситет), г. Москва, E-mail: EZvyagintceva@fa.ru

С.В. Ляляев, канд. филол. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет

при Правительстве РФ (Финуниверситет), г. Москва, доц. ИФИ Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), г. Москва,

E-mail: Slyalyaev@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.