Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ'

РАЗВИТИЕ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компенсаторная компетенция / иностранный язык / коммуникативная компетенция / неязыковой вуз / compensatory competence / foreign language / communicative competence / non-linguistic university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П П. Ростовцева

Каждая дисциплина, которую изучает студент на протяжении всего обучения вуза, формирует профессиональные компетенции будущего специалиста. Дисциплина «Иностранный язык» обладает большим потенциалом и совершенствует профессионально ориентированное иноязычное общение. Это становится возможным при достаточном развитии компенсаторной компетенции. Автор статьи рассматривает возможные способы развития данной компетенции, которые смогут помочь студенту в совершенствовании его языковых средств и коммуникативной компетенции. В статье делается вывод о том, что развитие компенсаторной компетенции будет успешным, если будет соблюдаться поэтапность; учитываться разная языковая подготовка студентов при организации педагогического процесса и междисциплинарный характер дисциплины «Иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П П. Ростовцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMPENSATORY COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Every discipline in university course forms professional competencies of a future specialist. The discipline “Foreign Language” has great potential and improves professionally oriented foreign language communication. This becomes possible with the sufficient development of compensatory competence. The author of the article considers all possible ways to help students optimize their language means and form their communicative competence. The article concludes that the development of compensatory competence will be successful if: phased in; different language training for students in the organization of the pedagogical process will be taken into account; the interdisciplinary nature of the “Foreign Language” discipline will be taken into account.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ»

или дискуссии. Тематическое содержание занятий не только развивает языковую догадку, но и расширяет кругозор межкультурных знаний, обеспечивает повторяемость лексического и грамматического материала, тем самым создавая лучшую запоминаемость.

Занятия на курсах Центра инновационных стратегий подразумевают субъект-субъектные отношения, тем самым определяя студента во главе занятий и создавая все необходимые условия для приобретения новых знаний и создания мотивации. Соблюдение основного методического принципа «от простого к сложному» делает занятия доступными и посильными, а также позволяет учитывать личностные особенности каждого студента [8].

Разработанная методика проведения занятий усиливает профессиональную направленность иноязычного обучения, ведет к развитию воспитательного и образовательного потенциала.

Основным назначением таких курсов по иностранному языку в неязыковом вузе является предоставление большего количества занятий для расширения лексического и грамматического запаса, а также овладение разнообразными речевыми моделями профессиональных ситуаций. Кроме этого, огромное внимание уделяется личностному развитию каждого отдельного студента не только в профессиональном плане, но и в развивающем. Занятия построены таким образом, что студент задействует все виды памяти, учится сопоставлять, классифицировать, решать языковые проблемы.

Таким образом, имея большой опыт функционирования таких курсов в Центре инновационных языковых стратегий Финуниверситета, можно утверждать,

Библиографический список

что они являются необходимым условием оптимизации и совершенствования иноязычной межкультурной коммуникации современных специалистов-экономистов.

Этот процесс обучения является эффективным, поскольку иноязычная подготовка в сфере дополнительного профессионального образования:

- основывается на реальных моделях профессионально ориентированных ситуаций речевого общения;

- основывается на основополагающих принципах межкультурной коммуникации;

- проявляется в различных видах и типах внеаудиторной работы.

Преподаватели, работающие на таких курсах, опираются на:

- аутентичный языковой материал, соответствующий данной компетенции и необходимым речевым ситуациям;

- методический и дидактический материал, стандартно применяемый в процессе обучения иностранному языку;

- основные вехи развития межкультурной компетенции.

Все занятия строятся на методике поэтапной реализации, а именно: сначала преподаватель ориентируется по составу группы, какой выбрать учебный материал, затем проводит семантизацию и соспоставление такого материала и только после этого начинает апробацию, учитывая профессиональную направленность речевых ситуаций. Основным критерием, определяющим результативность и эффективность таких занятий, служит положительная динамика развития и становления всех компонентов иноязычной межкультурной компетенции.

1. Тарасова Л.Ю. Современное состояние и перспективы развития иноязычного образования студентов экономических специальностей. Современные исследования проблем. 2018; Т. 9, № 1: 213 - 223.

2. Кадырова Ф.М. Совершенствование языковой подготовки студентов в условиях общеевропейской образовательной интеграции. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2011; № 4: 117 - 120.

3. Ростовцева П.П., Гусева Н.В., Соболева О.С. Адаптация студентов неязыковых вузов к профессионально ориентированной коммуникативной деятельности. Педагогика и психология образования. 2018; № 1: 138 - 142.

4. Гриднева Н.А. Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку на уровне А1. Самарский научный вестник. 2017; Т. 6, № 4 (21).

5. Ростовцева П.П. Адаптивно профессиональная иноязычная подготовка будущих выпускников в новых экономических условиях. Научное мнение. 2019; № 3: 113 - 116.

6. Сысоев П.В Социокультурный компонент содержания обучения американскому английскому языку. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 1999.

7. Ломакина О.Е. Проективность в методике формирования коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: монография. Волгоград: Перемена, 2003.

8. Васьбиева Д.Г. Исследования восприятия студентов образовательных методов и технологий в условиях информатизации процесса обучения иностранному языку. Москва: Кнорус, 2018.

References

1. Tarasova L.Yu. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya inoyazychnogo obrazovaniya studentov 'ekonomicheskih special'nostej. Sovremennye issledovaniya problem. 2018; T. 9, № 1: 213 - 223.

2. Kadyrova F.M. Sovershenstvovanie yazykovoj podgotovki studentov v usloviyah obscheevropejskoj obrazovatel'noj integracii. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2011; № 4: 117 - 120.

3. Rostovceva P.P., Guseva N.V., Soboleva O.S. Adaptaciya studentov neyazykovyh vuzov k professional'no orientirovannoj kommunikativnoj deyatel'nosti. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2018; № 1: 138 - 142.

4. Gridneva N.A. Ispol'zovanie autentichnyh materialov v obuchenii inostrannomu yazyku na urovne A1. Samarskijnauchnyj vestnik. 2017; T. 6, № 4 (21).

5. Rostovceva P.P. Adaptivno professional'naya inoyazychnaya podgotovka buduschih vypusknikov v novyh 'ekonomicheskih usloviyah. Nauchnoemnenie. 2019; № 3: 113 - 116.

6. Sysoev P.V Sociokul'turnyj komponent soderzhaniya obucheniya amerikanskomu anglijskomu yazyku. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 1999.

7. Lomakina O.E. Proektivnost' v metodike formirovaniya kommunikativnojkompetencii studentovyazykovogo vuza: monografiya. Volgograd: Peremena, 2003.

8. Vas'bieva D.G. Issledovaniya vospriyatiya studentov obrazovatel'nyh metodov i tehnologij v usloviyah informatizacii processa obucheniya inostrannomu yazyku. Moskva: Knorus, 2018.

Статья поступила в редакцию 01.06.20

УДК 378

Rostovtseva P.P., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecture, Financial University under the Government of Russian federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF COMPENSATORY COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES. Every discipline in university course forms professional competencies of a future specialist. The discipline "Foreign Language" has great potential and improves professionally oriented foreign language communication. This becomes possible with the sufficient development of compensatory competence. The author of the article considers all possible ways to help students optimize their language means and form their communicative competence. The article concludes that the development of compensatory competence will be successful if: phased in; different language training for students in the organization of the pedagogical process will be taken into account; the interdisciplinary nature of the "Foreign Language" discipline will be taken into account.

Key words: compensatory competence, foreign language, communicative competence, non-linguistic university.

П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент языковой подготовки ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Каждая дисциплина, которую изучает студент на протяжении всего обучения вуза, формирует профессиональные компетенции будущего специалиста. Дисциплина «Иностранный язык» обладает большим потенциалом и совершенствует профессионально ориентированное иноязычное общение. Это становится возможным при достаточном развитии компенсаторной компетенции. Автор статьи рассматривает возможные способы развития данной компетенции, которые смогут помочь студенту в совершенствовании его языковых средств и коммуникативной компетенции. В статье делается вывод о том, что развитие компенсаторной компетенции будет успешным, если будет соблюдаться поэтапность; учитываться разная языковая подготовка студентов при организации педагогического процесса и междисциплинарный характер дисциплины «Иностранный язык».

Ключевые слова: компенсаторная компетенция, иностранный язык, коммуникативная компетенция, неязыковой вуз.

Российское вузовское образование требует усиления межгосударственного взаимодействия и перехода от знаниевой парадигмы к парадигме компетенций. Так, студент высшей школы по окончании обучения должен обладать компетенциями не только личностного формирования, но и профессионального [1].

В свою очередь, иноязычная подготовка в неязыковом вузе направлена на выполнение требований личностно ориентированного, системно-деятельностно-го и компентностного подходов. В период обучения в вузе она помогает будущим профессионалам развивать личностные качества и совершенствовать компетенции. Дисциплина «Иностранный язык» в неязыковом вузе является связующей в становлении дипломированного специалиста. Она не только призвана развивать общефонетические, общеграмматические и общелексические навыки и умения, но и показать возможные области применения иноязычной подготовки, опираясь на профессиональную направленность. Однако на практике, при трудоустройстве выпускники испытывают трудности в применении иностранного языка. На это влияют многие факторы, и одним из них является несформированность компенсаторной компетенции.

При разработке методической системы развития компенсаторной компетенции необходимо учитывать, что основной целью процесса обучения иностранному языку является совершенствование коммуникативной компетенции. Это становится возможным, если при этом достигаются следующие цели: воспитательная, развивающая и образовательная.

Достижение воспитательной цели отражается в мотивации и отношении к учебному процессу. Формирование на данном этапе фундамента из образовательных дисциплин является ключевым и развивает творческую деятельность и эмоционально-волевое отношение к образованию.

Достижение развивающей цели сигнализирует о способности и готовности совершать акты иноязычного общения. Коммуникабельность, открытость и гибкость реализуют коммуникативные намерения и смягчают затруднительные ситуации общения.

Достижение образовательной цели отображается в сформированных стратегиях речевого поведения и мотивационных установках.

Только следование этим целям может эффективно сформировать компенсаторную компетенцию.

В своем диссертационном исследовании М.Н. Горанская определяет компенсаторную компетенцию как «готовность и способность субъекта преодолевать затруднения различного характера в процессе профессионального общения при дефиците языковых, речевых, социокультурных или учебно-познавательных средств в иностранном/родном языках, используя все доступные компенсаторные ресурсы (знания, навыки, умения, мотивационно-рефлексивный опыт и стратегии по их продуктивному и гибкому применению в коммуникативно-проблемных ситуациях) [2, с. 4].

М.В. Данцева и др. считают, что компенсаторная компетенция - «это способность учащегося привлекать в условиях недостаточного владения изучаемым языком имеющиеся у него знания, умения и навыки пользоваться родным или иностранным языком» [3, с. 151].

Иными словами, компенсаторную компетенцию следует определять как набор дополнительных средств (устных и письменных) для восполнения дефицита языковых средств при иноязычном общении в профессиональной среде.

Компенсаторная компетенция включена в основу современной теории и практики преподавания иностранных языков. При корректной сформирован-ности она предоставляет студентам возможность совершать акты профессионально направленной коммуникации на иностранном языке. Несомненно, преподаватели иностранного языка в условиях ограниченных вузовских часов вынуждены строить занятия таким образом, чтобы охватить максимально языковой материал. Во избежание появления языковых барьеров при общении на иностранном языке или потери мотивации к изучению иностранного языка необходимо сформировать алгоритм развития компенсаторной компетенции. Под «алгоритмом» будем понимать технологию формирования конкретных звеньев, направленных на повышение эффективности иноязычной подготовки. К ним будем относить:

- формирование фонетических, грамматических и лексических коммуникативных звеньев продуктивной и персептивной форм;

- формирование речеорганизующих звеньев иноязычной коммуникации;

- формирование звеньев речевого намерения для установления межкультурной коммуникации;

- формирование особых социокультурных звеньев языковых и речевых явлений;

- формирование звеньев компенсации вербальных средств при возникновении барьеров в иноязычном общении;

- формирование звеньев невербальных элементов коммуникации, возникающих в результате лакун [4];

- формирование навыков и умений для преодоления вышеуказанных затруднений.

Формирование фонетических, грамматических и лексических звеньев служит не только теоретической, но и практической основой компенсаторной компетенции. Лексические знания проявляются в умении использовать словообразовательные, синонимические или семантические элементы [5]. Порождение речи с применением компенсаторных умений помогает быть успешным в ситуациях

реального общения, а знания межкультурных особенностей, речевого поведения в стране изучаемого языка и родной стране способствуют формированию и социокультурных знаний, навыков и умении. Вербальные средства напрямую влияют на развитие компенсаторной компетенции, а невербальные элементы компенсируют нехватку лексико-грамматических средств. Анализируя исходные ситуации для адаптации к созданным языковым условиям, необходимо просканировать многочисленные ресурсы и выбрать адекватные стратегии переноса речевой деятельности. На наш взгляд, самыми весомыми стратегиями, способствующими развитию компенсаторной компетенции, являются лингвистические и паралинг-вистические стратегии.

Лингвистические стратегии, такие как аппроксимация, перенос, уклонение, антиципация, аналитическая стратегия, стратегия ожидания и стратегия продолжения, компенсируют нехватку лингвистических знаний на этапе продуцирования. Способность употреблять синонимы, умение перефразировать и использовать аналогию или ассоциации активизируют механизмы речемыс-ления.

Паралингвистические стратегии, такие как невербальные средства коммуникации, помогают раскрыть новые смысловые резервы языковых средств.

Для мониторинга и контроля развития компенсаторной компетенции рекомендуется регулярно анализировать и интерпретировать текущие и промежуточные результаты. В случае необходимости рекомендуется проводить коррекцион-ные мероприятия. Каждый элемент педагогической диагностики основывается на критериях сформированности изучаемой нами компетенции. Для проверки сформированности компенсаторной компетенции считается целесообразным применять критерии, показывающие следующие показатели:

- высокий уровень когнитивного компонента компенсаторной компетенции показывает значительное владение культурными нормами страны изучаемого языка, значительное использование социополитических реалий; влияющих на родную культуру; свободное владение иностранным языком; свободное владение вербальными и невербальными средствами межкультурной коммуникации;

- средний уровень когнитивного компонента компенсаторной компетенции показывает среднее понимание культуры страны изучаемого языка; не совсем корректное использование социополитических реалий; трудности в продуцировании коммуникативных актов; трудности в использовании вербальных и невербальных средств;

- низкий уровень когнитивного компонента компенсаторной компетенции показывает отсутствие понимания культуры страны изучаемого языка; некорректное использование социополитических реалий; значительные трудности в продуцировании коммуникативных актов; трудности в использовании вербальных и невербальных средств;

высокий уровень деятельностного компонента компенсаторной компетенции показывает умение использовать модели межкультурной коммуникации в различных ситуациях общения; умение прогнозировать речевую ситуацию; свободное владение лексико-грамматическим материалом;

- средний уровень деятельностного компонента компенсаторной компетенции показывает некорректное использование моделей межкультурной коммуникации в различных ситуациях; не всегда корректное прогнозирование речевой ситуации и использование лексико-грамматического материала;

- низкий уровень деятельностного компонента компенсаторной компетенции показывает отсутствие необходимого поведения в межкультурной коммуникации; невозможность спрогнозировать речевую ситуацию; полное отсутствие грамматико-лексических навыков;

- высокий уровень поведенческого компонента компенсаторной компетенции показывает умение общаться с представителями страны изучаемого языка; отсутствие предвзятого отношения и стереотипного мышления к представителям иноязычной культуры [6];

- средний уровень поведенческого компонента компенсаторной компетенции показывает эмоциональную открытость в межкультурном взаимодействии; некорректное выражение собственной точки зрения в речевом поведении; трудности в общении из-за стереотипов;

- низкий уровень поведенческого компонента компенсаторной компетенции показывает отсутствие желания в воспроизведении речевого поведения; негативное отношение к другим культурам; сильную зависимость от стереотипов восприятия иноязычной культуры.

Использование данных критериев и показателей позволяет определить основные закономерности функционирования компенсаторных стратегий и корректировать звенья иноязычной подготовки.

Таким образом, развитие компенсаторной компетенции в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе помогает восполнить языковые недостатки на низшем уровне, способствует выбору лингвистических средств на более продвинутом уровне, формирует речевое поведение на последнем этапе становления коммуникативной компетенции. Необходимо подчеркнуть, что компенсаторная компетенция должна развиваться во всех четырех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме) и обеспечивать их существование. Другими словами, студенты развивают компенсаторную компетенцию, создавая и понимая информацию в устной и письменной форме. Учебные и будущие профессиональные ситуации предполагают использование студентами

стратегий, повышающих максимально эффективность коммуникации. Если необходимые стратегии ограничены или вовсе недоступны студенту, происходит разрыв в коммуникации. Но если студент умеет использовать компенсаторные умения, то это дает ему возможность выполнять более сложные задачи, использовать более сложный язык.

Взаимодействие на иностранном языке представляет собой особый вид деятельности двух или нескольких человек. Обладая компенсаторной компетенцией, каждый студент может принимать на себя роль, доступную ему для взаимопонимания и выполнения задач. Кроме этого, компенсаторные умения помогают ему выходить на новый уровень коммуникации, не обращаясь за помощью к другим коммуникантам.

Развитие компенсаторной компетенции включает в себя:

- развитие памяти при помощи группировки, структурирования, создания логических связей, использования образов и др.;

- развитие когнитивных навыков и умений при умозаключениях и сопоставительном анализе;

- развитие метакогнитивных навыков и умений при помощи определения целей и задач собственной образовательной деятельности, самоконтроля и самооценки;

- развитие эмоционального контроля, столь необходимого в коммуникативных актах;

- развития толерантности к культуре страны изучаемого языка.

Библиографический список

Мы считаем, что следующие структурные компоненты компенсаторной компетенции являются основными и способствуют совершенствованию коммуникативной компетенции.

1. Когнитивный компонент компенсаторной компетенции помогает студенту развить самопознание, самоанализ, способность предвидеть различные коммуникативные ситуации.

2. Мотивационный компонент компенсаторной компетенции регулирует интересы, устремления, личностные характеристики студента.

3. Интерактивно-деятельностный компонент компенсаторной компетенции помогает субъектам коммуникативного процесса сотрудничать и реализовы-вать приобретенные знания, умения и навыки.

Подводя итог и суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что развитие компенсаторной компетенции позволяет будущему специалисту быть конкурентоспособным; обладать не только базовыми знаниями, умениями и навыками, но и саморазвиваться и самосовершенствоваться; профессионально расти, развиваться как личности; быть готовым к различным профессиональным ситуациям.

При таком подходе роль студента из пассивного обучаемого становится превалирующей. Итак, развитие компенсаторной компетенции будет успешным, если будет соблюдаться поэтапность; учитываться разная языковая подготовка студентов при организации педагогического процесса; междисциплинарный характер дисциплины «Иностранный язык».

1. Лаптева Е.И. Система формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы. Вестник Оренбургского государственного университета. 2020; № 1 (224): 21 - 26.

2. Горанская М.Н. Формирование компенсаторной компетенции в иноязычной письменной деловой речи студентов неязыковых вузов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Петрозаводск, 2011.

3. Данцева М.В., Глазина Ю.А., Невская П.В. Развитие компенсаторных умений как способ формирования речевых навыков при изучении английского языка. Перспективы науки и образования. 2018; № 4 (34): 150 - 154.

4. Зайцева А.В. К вопросу о социокультурном подходе в обучении иностранным языкам. Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. 2007; № 7: 208 - 210.

5. Галкина А.В. Овладение лингвистической креативностью в контексте овладения иностранным языком. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011; Т. 102, № 10: 158 - 164.

6. Корниенко Е.Р Иноязычный текст и коммуникативное общение в условиях диалога культур. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2010; № 3: 102 - 104.

References

1. Lapteva E.I. Sistema formirovaniya kommunikativno-kompensatornoj kompetencii obuchayuschihsya osnovnoj shkoly. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 1 (224): 21 - 26.

2. Goranskaya M.N. Formirovanie kompensatornoj kompetencii v inoyazychnoj pis'mennoj delovoj rechi studentov neyazykovyh vuzov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Petrozavodsk, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Danceva M.V., Glazina Yu.A., Nevskaya P.V. Razvitie kompensatornyh umenij kak sposob formirovaniya rechevyh navykov pri izuchenii anglijskogo yazyka. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2018; № 4 (34): 150 - 154.

4. Zajceva A.V. K voprosu o sociokul'turnom podhode v obuchenii inostrannym yazykam. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo. 2007; № 7: 208 - 210.

5. Galkina A.V. Ovladenie lingvisticheskoj kreativnost'yu v kontekste ovladeniya inostrannym yazykom. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2011; T. 102, № 10: 158 - 164.

6. Kornienko E.R. Inoyazychnyj tekst i kommunikativnoe obschenie v usloviyah dialoga kul'tur. VestnikMoskovskogogosudarstvennogooblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika. 2010; № 3: 102 - 104.

Статья поступила в редакцию 01.06.20

УДК 343.1

Sedyh T.V., Cand. of Sciences (Politics), Senior Lecturer, Department of Criminal Procedure, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), Email: [email protected]

FORMATION PROFESSIONALISM IN FUTURE DETECTIVES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. The article examines structural components of professionalism in students - future detectives, as well as conditions that lead to effective professional development of future specialists in the process of training and early adaptation to the conditions of service. The need to rely on individual personality traits in the training of future internal affairs officers is emphasized. The article concludes that the leading factors in the effectiveness of the formation of professionalism in future investigators in the training process are the following: reliance on the individual characteristics of cadets; taking into account the specifics of their professional orientation in all activities in the context of training in educational institutions of the Interior Affairs Ministry system, taking into account the features of adaptation and training and professional activities of cadets at different stages of training.

Key words: cadets - future investigators, professionalism, professional training, law protection.

Т.В. Седых, канд. полит. наук, ст. преп., ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются структурные компоненты профессионализма следователя; условия, способствующие эффективному профессиональному развитию будущих следователей в процессе профессиональной подготовки и скорейшей адаптации к условиям службы. Подчёркивается необходимость опоры на индивидуальные особенности личности в процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников внутренних дел. В статье делается вывод о том, что ведущими факторами эффективности формирования профессионализма у будущих следователей в процессе профессиональной подготовки являются следующие: опора на индивидуальные особенности курсантов; учет специфики их профессиональной направленности во всех видах деятельности в условиях обучения в образовательных учреждениях системы МВД, учёт особенностей адаптации и мотивации учебной и профессиональной деятельности курсантов на различных этапах обучения.

Ключевые слова: курсанты - будущие следователи, профессионализм профессиональная подготовка, правоохранительная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.