9. Иссурин, В. Планирование и построение годового цикла подготовки гребцов. «Гребной спорт» (академическая гребля, гребля на байдарках и каное / В. Иссурин, В. Каверин. - М.: Физкультура и спорт, 1985.- С.25-29.
10. Иссурин, В. Б. Концепция блоковой композиции в подготовке спортсменов высокого класса / В. Б. Иссурин, В. Шкляр // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №5. С. 2-5.
11. Иссурин. В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография / В. Б. Иссурин. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 228 с.
12. Куликов, Л. М. К развитию общей теории спортивной подготовки / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков // теория и практика физической культуры. - 1999. - №7. - С. 20-22.
13. Куликов, Л. М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л. М. Куликов - М.: физкультура, образование, наука.
14. Куликов, Л. М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, С. А. Ярушин. - Челябинск: Изд-во Челябинск гос. Университет, 2009. - 271 с.
15. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Общая теория, и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.
16. Платонов, В. Н. Теория периодизации спортивной тренировки в течение года: история вопроса, состояние, дискуссии, пути модернизации / В. Н. Платонов \\ Теория и практика физической культуры. -2009. - №9. - С. 18-34.
17. Рыбаков, В. В. Управление спортивной подготовкой: теоритико-методологические обоснования \ В.
B. Рыбаков, А. В. Уфимцев, А. И. Федоров, М. Н. Ахмедзанов. - М.: СпортАкадемПресс; Челябинск: ЧелГУ; ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - 480 с.
18. Рыбаков, В. В. Общая модель индивидуализированного управления спортивной подготовкой \ В. В. Рыбаков, И. Н. Алешин, М. В. Габов // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: материалы 16 регион. Науч.-практ. Конферен. - Челябинск, - 1998. - №3.-
C. 201-203.
19. Issurin, V. Klassification, Dauer und praktische Komponenten der Resteffekte von Training / V. Issurin. -Leistungsport, 2004. - P. 34, 55-59.
20. Issurin, V. A modern approach to high-performance training: the Block Composition concept / V. Issurin, B. Blumenstein, R. Lidor and G. Tenenbaum (eds). Psychology of sport training. Oxford: Meyer Sport, 2007. -P. 216-234.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Саутиева Фатима Белановна
Ингушский государственный университет (г. Магас)
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИНГУШСКОГО И РУССКОГО ФОЛЬКОЛОРА)
Аннотация. В статье рассматривается вопросы специфики эстетического воспитания школьников в процессе приобщения фольклора. Подробно подчеркивается роль и значение народного творчества, в формировании эстетического воспитания учащихся школ на базе оптимального привлечения творческого потенциала фольклора Ингушетии.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, народное творчество, фольклор, учащихся школ, традиции народов Ингушетии.
Annotation. Annotation.In the article questions of specificity of aesthetic education of schoolboys in the course of acquaintance of folklore are considered. The role and importance of folk art is emphasized in detail, in shaping the aesthetic education of schoolchildren on the basis of the optimal attraction of the creative potential of folklore in Ingushetia.
Keywords: aesthetic education, folk art, folklore, pupils of schools, traditions of the peoples of Ingushetia.
Введение. В настоящее время в обществе особенно отчетливо осознается необходимость использования духовных и культурных ценностей в социально-образовательной практике. Важнейшим фактором духовного, художественного и эмоционального развития становится эстетическое воспитание, которое можно определить как способность формирования определенного эстетического отношения к действительности.
Согласно программно-нормативным документам Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в РФ»; «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») сегодня российское образование решает колоссальные задачи, среди которых: обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; разностороннее своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей. Именно в этом контексте мы рассматриваем проблему эстетического воспитания подрастающего поколения, учащихся школ в процессе приобщения к народному творчеству, в частности к фольклору [2; 3].
Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение особенности фольклора в процессе организации эстетического воспитания школьников.
Изложение основного материала статьи. В фольклоре Республики Ингушетии отражена душа народа, его поэтика, его отношение к жизни, его добро, думы, чаяния. Когда знакомишься с фольклором народа, начинаешь понимать, что это за народ, о чем думали эти люди в историческом прошлом, к чему стремились, чего желали. В фольклоре ингушей нашли отражение дружеские взаимоотношения их предков с Россией и со всеми соседними народами.
Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития
школьников. «Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, деятельность в пионерской и комсомольской организациях, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников» [1. с. 134]. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [7, с. 201].
Какие задачи ставит перед собой система эстетического воспитания? Ответ может быть один - научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. В эффективном воздействии и достижении поставленной цели этой системы на ребенка, Е. Марченко выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [9, с. 69.].
Однако у всякой системы есть основа, на которой она существует. В системе эстетического воспитания подобной основой можно считать искусство: фольклор, музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.
Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством, как самым мощным средством. Эстетическое воспитание использует для своих целей художественное воспитание, ведущее место в нем занимают предметы искусства, «связанные с процессом специфического анализа художественного образа, развития идейно-эмоционального, эстетического отношения к художественным произведениям» [3, с. 67].
В.А. Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача школы состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полноправного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [16, с. 134].
Художественно-эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и профессиональное искусство как важнейшие части единого процесса, обеспечивающего художественное развитие личности. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры и дальнейшее развитие традиций народного творчества [8; 10].
Содержание художественно-педагогического и эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре - таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.
Поэтому важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности развивающее дарования в определенных его видах, перечисленных нами выше. Рассматривая памятники истории и культуры как часть материальной духовной культуры, учащийся извлекает из них соответствующую познавательную ценностно-содержательную эстетико-воспитательную функцию. Немаловажна при этом роль преподавателя. «Учитель как носитель национальной культуры, - подчеркивает Бахтин, - выступает как проводник художественных идей народного творчества, раскрывающий перед детьми широкой простор отечественной и мировой культуры, не ограниченный временными рамками, формирует качества гуманитарного мышления учащихся, проявляющиеся в диалоге культур» [4, с. 315].
Глубоко знать фольклор ингушского народа, его самобытность, неповторимую неотъемлемую часть культуры - это значит знать корни своего народа. Ведь изучение фольклора не может вестись вне связи с историей. Поэтому эстетическое воспитание средством фольклора - это воздействие через фольклор на весь духовный мир учащихся и, прежде всего, на формирование эстетических чувств и убеждений.
Фольклорная культура всегда связана с историей развития людей, со сменой общественно-политических формаций, поэтому она постоянно развивается, эволюционирует, соответствуя своему времени [6; 7; 11- 14].
На раннем этапе развития человеческого общества фольклор выполнял преимущественно материально-практическую функцию и был тесно связан с жизненной практикой человека. В дальнейшем фольклорная жизнь заметно усложняется: возрастает уже духовное воспитательное значение фольклора.
Актуальность и значимость исследования заключается в том, что мало изучены педагогические воспитательные возможности комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей в современной школе.
Устно-поэтическое наследие ингушей включает в себя многие жанры: мифы, обрядовый фольклор, легенды, предания, сказания, сказки; героико-эпические, исторические и лирические песни; пословицы и поговорки. Жанровые разновидности героического эпоса представлены нартскими сказаниями, волшебными сказками и преданиями, которые включены в эту работу.
Свидетельством большой фольклорной общности многих народов Кавказа является наличие у них нартского эпоса, имеющего у каждого народа свои особенности.
Нартские сказания едва ли не первыми были записаны у ингушей (Чах Ахриев и др.) Затем было произведено немало записей уже в 30-е годы XIX века. Однако последующая неблагоприятная историческая судьба народа сложилась таким образом, что эти последние записи были или разворованы, или утеряны. Тем не менее, есть и современные записи, которые войдут уже в другие издания.
В древнем общекавказском пласте нартского эпоса герои ингушей наделены положительными чертами. Нартов в сказаниях обычно бывает шестьдесят три, что является эпическим числом. Это спаянная дружина, предводителем которой выступает Сеска Солса.
Чудесным и загадочным представляются рождение из камня этого предводителя, способы его закалки, другие фантастические реалии. Сеска Солсе приписываются подвиги эпического характера и «культурные» деяния, в результате которых он изобрел или приобрел для людей различные блага. С именем Сеска Солсы связаны изрубленные вершины священного Цай-лоама и названия горных местностей. Этому герою посвящено специальное святилище. Неуязвимо и булатное тело Сеска Солсы, конь его перескакивает через
глубокие ущелья и высокие горы. Подобными чертами героического характера наделены Хамчи Патараз, Ачамаз, Орзми, Оршамар Эош и другие.
Во вступительной статье к книге «Мудрые наставления наших предков (из ингушского фольклора)» о тематическом содержании народных афористических жанров было отмечено, что в них заключены:
Несомненно, тематика народных наставлений не ограничивается приведенным перечнем, поскольку пытливый народный ум проникает во все сферы жизни человека. Дача совета (наставления) в народе утверждалась как обязанность - «Дать совет - твоя обязанность, последовать ему - решение слушающего». По неписаным законам этнопедагогики, молодежь обязывалась советоваться со старшими и следовать их советам.
Ингуши весьма щепетильны по отношению к слову. Исследователи не раз замечали, что оскорбление словом у ингушей является самым тягчайшим. Слово у ингушей мыслилось как самостоятельная субстанция.
Имеется целый ряд пословиц, призывающих к воздержанности речи, к предварительной ее обдуманности.
К примеру, «Прежде, чем произнести слово, трижды переверни его во рту», «Непроизнесенное слово в твоей власти, а произнес - и ты уже его раб». Призыв к речевой воздержанности звучит и в пословице «Надо знать: почему глаз и ушей по двое, а язык всего один». О том, что человек должен выказывать свои заслуги не пустой болтовней, красноречиво говорит пословица «Кто плодовит речами, тот бесплоден трудами». И вообще, «Короткая веревочка в руках лучше длинной болтовни», так же как и «Болтовнею башню не воздвигнуть».
Приобщение к русской, а через неё и к европейской культуре, ингуши видели, прежде всего, через образование. Вполне естественно, что в народе появилось немало изречений на эту тему: «Мехи раздувают огонь - учение развивает ум», «Учение - напильник для заточки ума», «Человеку нужна учёба, как дождь иссохшей земле». С теми, кто пытается пренебречь образованием, спорят пословицы: «Неуч всегда заведует учёному», «Деньги ума не добавляют, его приумножает учение». Видимо, у русских заимствована пословица «Выученное в детстве - что вырезанное на камне». Коранический исток имеет пословица «Хоть в Китай поезжай, но ума прибавляй». Уже в советское время в 20-х годах с внедрением массового образования в газете «Сердало» стали регулярно печататься пословицы Тембота Белова: «Учение - компас науки», «Учение - меч эпохи».
Приобщение к русской культуре в значительной мере обогатило ингушской фонд пословиц. Приведём русские, а вслед за ними ингушские адекватные им пословицы:
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе» - «Лучше одна перепёлка в руках, чем сотня в небе».
«Дитя не заплачет - мать не разумеет» - «Мать не даст грудь ребенку, пока он не заплачет».
«Там, где тонко, там и рвется» - «Верёвка рвется там, где она тонка».
«Добрая слава лежит, а плохая по дорожке бежит» - «Плохая слава волчьей рысью бежит».
«Спереди - мужик, сзади - баба (о попе)» - «Спереди посмотреть, похож на мужчину, сзади посмотреть, похож на женщину».
«Терпи казак - атаманом будешь» - «Терпеливый солдат офицером стал».
«Капля дёгтя бочку меда портит» - «Капля грязи испортила лохань меда».
«Нет дыма без огня» - «Нет дыма там, где нет огня...».
А такая русская пословица, как «Учение - свет, а неученье - тьма» напрямую калькируемая ингушами «Дешар - сердало, ца дешар - боадо» в свою очередь восходит к немецкой традиции.
Выводы. Резюмируя вышеизложенное отметим, что подлинный фольклор составляет неотъемлемую часть жизни детей. Поэтому встает вопрос: а надо ли вводить детей в фольклор, ведь они в нем?! - Да! Надо! Потому что школьный фольклор переходит для ребенка в сферу специально организованного обучения. В жизни обучение идет исподволь, незаметно для ребят, а в специально организованном обучении появляется необходимость вводить учащихся в фольклор. И хочется верить, что учащиеся, воспитанные на народных традициях, обычаях, фольклоре, вырастут настоящими людьми. Приобщение подрастающего поколения к сокровищам родной национальной культуры, в частности, к фольклору, возрождение национальной духовности нравственности - это решение задачи государственного масштаба. Сегодня очень важно формирование у учащихся школ эстетической творческой способности, ведь усвоение и изучение детьми традиций фольклора способствует как эстетическому воспитанию, так и развитию творческих способностей.
Литература:
1. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева Ф.Р., Асадулаева С.А., Белоцерковец Н.И., Гасанова С.Х., Овсянников Г.И., Каневская Ж.О., Сметанина Н.В., Сорокопуд Ю.В., Феталиева Л.П., Умалатова З.М., Урмина И.А., Шкурко Н.М., Шутько Д.В. ПЕДАГОГИКА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Коллективная монография / Москва, 2016.
2. Абдурахманова П.Д., Артеменкова Л.Ф., Асадулаева Ф.Р., Асадулаева У.М., Бачиева Э.Ю., Бережная О.В., Везиров Т.Г., Далгатов М.М., Джалалова Г.П., Идрисова П.Г., Курбанова А.Б., Магомеддибирова З.А., Магомедханова У.Ш., Манафова М.К., Прядко Н.А., Подгребельная Н.И., Раджабова П.Т., Сметанина Н.В., Сорокопуд Ю.В., Тажутдинова Г.Ш. и др. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК Коллективная монография / Москва, 2016.
3. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В .П. и др. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ / Москва, 2017.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 331 с.
5. Джамбекова Т.Б. РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ ПРОЗЫ XX ВЕКА: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2010
6. Джамбекова Т.Б. Чеченский фольклор и литература: актуальные проблемы взаимодействия на этапе зарождения и становления художественной литературы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. № 4 (107). С. 63-69.
7. Краткий словарь по эстетике. Под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 201 с.
8. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. - М., 1985. 67 с.
9. Марченко Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств [Текст] / Е. Марченко // Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 69-70
10. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983. - 134 с.
11. Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 304-305.
12. Саутиева Ф.Б. Воспитательный потенциал ингушского фольклора в процессе эстетического воспитания школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-2. С. 214-221.
13. Саутиева Ф.Б. Устное народное творчество Ингушетии: история развития и специфика национального своеобразия // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 113.
14. Саутиева Ф.Б. Повышение эффективности эстетического воспитания школьников средствами фольклора // Научные исследования и образование. 2017. № 4 (28). С. 103-105.
15. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1988. - 315 с.
Педагогика
УДК 371
врио начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Светличный Евгений Григорьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Каспер Сергей Викторович Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); учитель начальных классов Осипченко Надежда Ивановна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1» (г. Симферополь)
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
БУДУЩЕГО ЮРИСТА
Аннотация. В статье рассматривается педагогическая проблема формирования профессиональной культуры будущих юристов в системе их подготовки в условиях ВУЗа. Обосновывается целесообразность применения культурологического подхода, в формировании профессиональной культуры будущего юриста. Раскрыт культурологический подход, как одна из важных методологических составляющих в формировании профессиональной культуры будущих юристов в образовательном процессе ВУЗа.
Ключевые слова: культурологический подход, методологические основы, профессиональная культура будущего юриста, профессиогенез, профессионализм.
Annotation. The educational problem of forming future lawyers' professional culture in the system of their training in the conditions of the institute of higher education is viewed in the article. The usefulness of applying the culturological approach in the forming of a future lawyer's professional culture is substantiated. The culturological approach as one of important methodological components in the forming of future lawyers' professional culture in the educational process of the institute of higher education is shown in the article.
Keywords: culturological approach, methodological bases, future lawyers' professional culture, occupational genesis, professional skills.
Введение. Положение человека в современном мире и его отношение к нему зависит в первую очередь от культуры. В различных исторических эпохах существует большое количество разных культур. Взаимодействие и взаимопроникновение которых, определяют жизненную позицию человека, его мироощущение и мировосприятие. Культура в широком смысле рассматривается как совокупность духовных и материальных ценностей и способов их создания [8, с. 231].
В нашем исследовании мы более детально рассмотрим профессиональную культуру, как одну из составляющих общей культуры.
В современных условиях конкурентоспособным ресурсом профессиональной деятельности являются, на ряду, со специальными знаниями, умениями и навыками - профессиональная культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.
Профессиональная культура личности выступает основой для систематизации профессионально важных качеств специалиста, для создания идеальных профессиональных моделей личности, что имеет важное теоретическое и практическое значение для культуры труда и профессиональной деятельности.
В процессе профессионального развития происходит овладение «системой профессионально важных качеств», таких как: коммуникативные, мотивационные, характерологические, рефлексивные, образовательные, интеллектуальные, психофизиологические, профессиональная грамотность, профессиональная компетентность (наличие определенного перечня компетенций) [6, с. 733].
Для формирования профессиональной культуры первостепенное значение имеет мотивация саморазвития и личностного роста будущего работника [10].
Профессиональная культура - это развитая способность к решению профессиональных задач, основой которой является развитое профессиональное мышление.
В.Н. Виноградов и А.И. Синюк определяют понятие «профессиональная культура» как «своеобразное интегральное выражение» в социально-профессиональном отношении таких составляющих, как: культура тела; душевная культура, выражающаяся в опыте регулирования эмоционального взаимодействия с окружением; культура разумной деятельности, включающая логический, информационный и языковой компоненты; духовная культура как опыт ценностно-нормативной деятельности и акцентируют внимание на значимости образовательного процесса в передаче будущему специалисту комплекса элементов профессиональной культуры, необходимых для полноценной общественной и профессиональной деятельности [5, с. 41].