Научная статья на тему 'Специфика обучения студентов академий физической культуры и спорта для работы в должности менеджера'

Специфика обучения студентов академий физической культуры и спорта для работы в должности менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ПРОЦЕССЫ / СТУДЕНТЫ / ВУЗЫ / МЕНЕДЖМЕНТ / СФЕРЫ / СПОРТ / СИСТЕМА / ЗАДАЧИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / РЕШЕНИЯ / TRAINING / PROCESSES / STUDENTS / UNIVERSITIES / MANAGEMENT / SPHERE / SPORT / SYSTEM TASKS / ACTIVITIES / ECONOMY / SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанов Андрей Сергеевич

В настоящее время имеются серьезные недостатки прежней системы подготовки студентов академий физической культуры и спорта к руководящим должностям, которые препятствуют успешному формированию будущего специалистов. Все это усложняется, снижающимся качеством образования, подготовки специалистов. Приобретенные профессиональные знания быстро устаревают. В итоге специалист, вышедший из вуза, становится невостребованным, либо неподходящим к требованиям, которые предъявляют ему экономическое окружение, в условия современных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF TRAINING STUDENTS OF THE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS TO WORK AS A MANAGER

Currently, there are serious shortcomings of the former system of preparation of students Academy of Physical Culture and Sports to the decision-making positions, which prevent the successful formation of the future specialists. All this is complicated, reduces the quality of education and training. Acquired professional knowledge quickly become obsolete. As a result, specialist, came out of the university becomes unclaimed, or inappropriate to the requirements imposed his economic environment, in terms of modern relationships.

Текст научной работы на тему «Специфика обучения студентов академий физической культуры и спорта для работы в должности менеджера»

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АКАДЕМИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДЛЯ РАБОТЫ В ДОЛЖНОСТИ МЕНЕДЖЕРА.

SPECIFICITY OF TRAINING STUDENTS OF THE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE

AND SPORTS TO WORK AS A MANAGER.

Молчанов Андрей Сергеевич Старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия

Molchanov Andrey Sergeevich Senior Lecturer Department of Theory and Methods

Physical Education and Sport Orel state university I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация: В настоящее время имеются серьезные недостатки прежней системы подготовки студентов академий физической культуры и спорта к руководящим должностям, которые препятствуют успешному формированию будущего специалистов. Все это усложняется, снижающимся качеством образования, подготовки специалистов. Приобретенные профессиональные знания быстро устаревают. В итоге специалист, вышедший из вуза, становится невостребованным, либо неподходящим к требованиям, которые предъявляют ему экономическое окружение, в условия современных отношений.

Abstract. Currently, there are serious shortcomings of the former system of preparation of students Academy of Physical Culture and Sports to the decisionmaking positions, which prevent the successful formation of the future specialists. All this is complicated, reduces the quality of education and training. Acquired professional knowledge quickly become obsolete. As a result, specialist, came out of the university becomes unclaimed, or inappropriate to the requirements imposed his economic environment, in terms of modern relationships.

Ключевы/е слова: подготовка, процессы, студенты, вузы, менеджмент, сферы, спорт, система, задачи, деятельность, экономика, управление, решения.

Keywords: training, processes, students, universities, management, sphere, sport, system tasks, activities, economy, management, solutions

В связи с приходом в Россию открытой рыночной экономики во всех сферах, в том числе и в сфере фкис, стал необходимым отказ от традиционной структуры менеджмента и переходе к нецентрализованной и самоуправленческой системе организации менеджмента.

В наибольшей мере этим требованиям стали отвечать теория и практика современного менеджмента в спортивной сфере, где управление берет свое начало от человека, его целей и потребностей. В сложившихся условиях перед

работниками в сфере физической культуры и спорта, осуществляющими управленческую деятельность, возникает множество качественно новых проблем, разрешение которых требует наличия специальной подготовки.

В современное время в Российской федерации создается система учебных программ по подготовке и переподготовке управленческих кадров. Первостепенную роль в подготовке современных специалистов по управлению в сфере спорта, естественно, отдается университетам, институтам и академиям. Однако почти все вузы осуществляют стандартную подготовку стандартных специалистов по менеджменту. Эта система негативно влияет на личностные качества, так как подготавливает исполнителей, но не руководителей и менеджеров, которых сейчас так не хватает в спортивной сфере.

Экономика рынка установила особенные требования не только к качеству образования, но и к персоналии студента. Формирование таких индивидуальных качеств, как ответственность, самостоятельность, способность адаптироваться к изменениям внешней среды и др. должно происходить в процессе обучения. Чтобы решить эти задачи, требуется создание механизма формирования определенных качеств у воспитанников и наличие соответствующего штата преподавателей, которые могут качественно, совместно с обучающимися этот механизм реализовать.

Образовательные программы спортивных академий, как правило, разрабатываются в соответствии с направленностью учебного заведения и включает в себя дисциплины которые наиболее распространенны, такие как, менеджмент физической культуры и спорта, маркетинг, экономику и др.

Образовательных программы различных вузов Российской Федерации, по нашему мнению, при формировании и реализации наталкиваются и на некоторые общие проблемы и противоречия, требующие своего разрешения. Основными из них стали следующие:

- акцент в большей мере на количественные показатели образованности, такие, как знания, умения, навыки, и недооценка развития духовности личности будущего менеджера, которые он, будет реализовывать в своей деятельности руководителя;

- контрастность подходов непосредственно в процессе образования, выраженная в определении программ обучения либо на конкретно-практические умения и навыки.

В современных вузах физической культуры можно определить еще ряд интересных проблем в подготовке менеджеров. К ним мы отнесли следующие:

- внимание на педагогическую подготовку студентов, естественно сложившуюся в высшем физкультурном образовании, что затрудняет подготовку студентов для будущей работы в системе менеджмента и управления;

- всесторонняя подготовка студентов вуза по учебному плану, применяемому в рамках специальности "Физическая культура и спорт", что требует перестройки образовательного процесса в вузе с включением новых образовательных программ по управленческой подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта;

- низкий спрос отрасли физической культуры по количеству, качеству и уровню подготовки специалистов, необходимых для работы в управленческих и исполнительских структурах отрасли;

Рассмотрения данных проблем и противоречий воедино, в структуре изучения главных подходов к подготовке руководителей подходящих для настоящего времени, для спортивной сферы приобретает эмпирическое и практическое значение.

На примере Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева нами разработана модель подготовки студентов академий физической культуры к труду в должности руководителя. Основу такой подготовки студентов вузов физической культуры к работе менеджерами ложатся решения различных задач по утверждению системных требований физической культуры и спорта и возможностей реализации этих задач в процессе обучения в академиях. Следовательно, сам вопрос о решении поставленных задач устанавливается нами с позиции системы, объектом, которого является сложная, включающая в себя несколько основных взаимосвязанных подсистем система: - система физической культуры и спорта; педагогическая система, организованная в различных академиях физической культуры.

Следовательно, мы предположили, что модель, многоуровневой управленческой подготовки студентов, которая была создана нами, должна состоять из всех трех состояний, но каждое из них должно отличаться по форме выражения в соответствующем виде подготовки менеджеров. Для создания этих форм мы поставили задачу, при которой изучали профессионально-личностный профиль современного управленца и той среды, в которой осуществляется его деятельность в будущей профессии.

В рамках этого исследования мы рассмотрели целый ряд подходов к деятельности управленцев на разных этапах истории функционирования в спортивной сфере, включая этап современности.

В современной экономической среде используется двувидовое управление: социальное управление и менеджмент. Являясь одноуровневыми понятиями, они все же не являются синонимами. По нашему мнению имеются качественные различия, прежде всего с точки зрения философии. Менеджмент во всем мире признается как философия предпринимательской деятельности и бизнеса, а социальное управление - сфера научных социологических исследований, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), социальные группы и организации, на сознание и поведение людей.

Тем не менее, сферой практики применения двух видов управления являются государственный, частнопредпринимательский, коллективный и индивидуальный секторы. Для каждого из них есть место, которое подразделяется типами предприятий и организаций сферы со своими особенностями, задачами, механизмами управления, функциями и ролью в целостной системе.

Главная роль по предоставлению физкультурно-оздоровительных услуг населению и целостное развитие отрасли ложится на эффективное использование менеджмента, учитывающего различные закономерности перехода к негосударственным формам собственности от государственных.

Роль руководителя как главного автора процессов управления определяет применение знаний, умений и навыков по использованию накопленного потенциала организации в решении возникающих задач. В том случае, когда этих знаний не достаточно, деятельность менеджера дополняется его непосредственными представлениями, что приводит, зачастую, к снижению результатов компании.

Делая анализ менеджера, как свежее явление в настоящей практике управления в спорте, мы определили, что чаще всего его учитывают лишь в контексте руководящей деятельности. Зарубежные и отечественные авторы, разработавшие модели управления, напротив, вводят в них огромный перечень различных характеристик. Таких как, знания, умения, личные качества, недостаточное саморазвитие.

Давая оценку этим подходам, мы, несмотря на все выше изложенное, считаем, что для модели подготовки и формирования качественно нового уровня знаний управленцев сферы физической культуры и спорта этого недостаточно.

Следовательно, нами проведена работа по поиску некой модели (рис.1), направленной на систематизацию знаний, полученных в результате теоретического изучения. А также построен личностно-деятельностный профиль руководителя. Аналогичной методикой уже пользуется СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. Поэтому, мы разработали обобщенную структуру, включающую ряд следующих моделей:

- модель менеджера как профессии, которая в общем плане отдаляется от модели специалиста;

- модель управленца как должности, элементами которой являются права, обязанности, ответственность;

- модель квалификации, которая выражается в основном в характеристиках квалификации, представляющих понятные требования.

Рис. 1 Модель современной подготовки руководителя физкультурно-спортивной

организации

В ходе проведенного исследования мы выяснили, что реформирование на базе уже существующих учебных заведений намного эффективней, чем создание новых. А также структура обучения будущих специалистов - управленцев в сфере физической культуры и спорта должны проводиться по различным методикам, одни из которых были предложены нами.

Список литературы.

1. Гречикова И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Гречикова. - 2-е издание., переработанное и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. - 331 с.

2. Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента / Т. Йеннер // Проблемы теории и практики управления. - 2015, - №2, - С. 112.

3. Любимова Н. Г. Менеджмент - путь к успеху / Н. Г. Любимова. - М.: ВО Агропромиздат, 2016.

References

1. Grechikova I. N. Menedzhment [Management]. Moscow, Banks and exchange Pub/., UNITY Pub/., 2015. 331 p.

2. Jenner T. Sozdanie i rea/izatsiya potentsia/a uspekha kak k/yuchevaya zadacha strategicheskogo menedzhmenta [Creation and imp/ementation of the success potentia/ as a key task of strategic management]. Prob/emy teorii i praktiki uprav/eniya - Prob/ems of the theory and practice of management. 2015,. no.2, Pp. 112.

3. Lyubimov N. G. Menedzhment - put' k uspekhu [Management - the path to success]. Moscow, Agropromizdat Pub/., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.