Научная статья на тему 'Личностные социально-деятельностные характеристики различных категорий субъектов управления спортивными организациями хоккея'

Личностные социально-деятельностные характеристики различных категорий субъектов управления спортивными организациями хоккея Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михно Леонид Владимирович

В статье исследуются личностные социально-деятельностные характеристики управленческого персонала в хоккее. Опрос проведен среди 58 управленцев различного уровня. Выявлено, что лишь 68% из них имеют профильное образование. Вызывает озабоченность низкая информационная грамотность специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Михно Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals personal socially characteristics of various categories of subjects of management of the sports organizations of hockey. Survey was carried out among 58 administrators on different levels. It is found that only 68% have education in sports. Their low information competency is also of concern.

Текст научной работы на тему «Личностные социально-деятельностные характеристики различных категорий субъектов управления спортивными организациями хоккея»

ЛИЧНОСТНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ ХОККЕЯ

Л.В. МИХНО, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье исследуются личностные социальнодеятельностные характеристики управленческого персонала в хоккее. Опрос проведен среди 58 управленцев различного уровня. Выявлено, что лишь 68% из них имеют профильное образование. Вызывает озабоченность низкая информационная грамотность специалистов.

Abstract

The article deals personal socially characteristics of various categories of subjects of management of the sports organizations of hockey. Survey was carried out among 58 administrators on different levels.

It is found that only 68% have education in sports.

Their low information competency is also of concern.

Ключевые слова: социально-деятельностная характеристика, субъекты управления, организация.

Введение

Субъект управления любым социальным объектом, в том числе и спортивной организацией хоккея, характеризуется многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру его личности и профессионального поведения (В.И. Жолдак, 1994;

А.А. Горелов, В.А. Черепов, Р.М. Кадыров, 1997; В.В. Миронов, С.С. Драчев, И.М. Сидоркевич, 2002; В.Ю. Карпов, 2005).

Анализ личностных социально-деятельностных характеристик субъектов управления спортивными организациями хоккея позволит определить основные направления их профессионального развития и эффективности. Кроме того, результаты такого анализа дают дополнительную информацию, раскрывающую кадровый потенциал управления развитием хоккея, а также возможности его структурной адаптации к современным социальноэкономическим условиям.

Для решения поставленной задачи в исследовании был использован адекватный методико-экспериментальный аппарат.

К исследованию были привлечены 58 респондентов. Среди них: 5 субъектов аппарата управления федерацией хоккея России, 8 руководителей региональных федераций хоккея, 7 начальников спортивных клубов хоккея, 6 начальников и главных тренеров спортивных команд по хоккею, 12 директоров ДЮСШ по хоккею и их заместителей. К исследованию также привлекались и другие категории субъектов управления: менеджеры, преподаватели хоккея, тренеры и некоторые другие категории - 20.

Результаты исследования и их обсуждение

Первая задача по выявлению личностных социальнодеятельностных характеристик испытуемых заключалась в определении их возрастных различий, стажа профес-

сиональной деятельности, профиля образования, спортивных достижений и других данных. Основным методом решения этой задачи был выбран метод анкетного опроса. С помощью специально разработанных анкет были опрошены 58 респондентов.

Полученные данные свидетельствуют о неоднородном массиве испытуемых по всем показателям. Прежде всего обращают на себя внимание параметры, характеризующие профиль базового образования респондентов. Так, из общего числа 63% имеют физкультурное образование, 6% - экономическое, 14% -техническое, 5% -юридическое, 8% - психолого-педагогическое и 4% - административно-хозяйственное. Однако средние показатели значительно расходятся с характеристиками базового образования различных категорий обследованных (табл. 1).

Прежде всего обращает на себя внимание низкий процент руководителей спортивных федераций, имеющих физкультурное образование. Это обстоятельство можно объяснить тем, что данные должности, как правило, занимают лица, которые исполняют обязанности руководителей спортивных федераций по совместительству. Очень часто они избираются из числа руководителей крупных компаний, видных культурных или военно-политических деятелей. Остальные категории субъектов управления имеют достаточно высокую профессиональную подготовленность по специальности.

Определенный интерес для решения поставленной задачи представляют материалы, характеризующие опыт работы субъектов управления в сфере физической культуры и спорта. Проведенными исследованиями установлено, что из всего массива обследованных 3,6% имеют стаж управленческой деятельности более 30 лет; 16,5% - более 20 лет; 36,4% - до 15 лет; 24,3% - до 10 лет и 19,2% - до 5 лет (см. рисунок, табл. 2).

Таблица 1

Параметры, характеризующие профиль базового образования субъектов управления физкультурно-спортивными организациями хоккея

Категории субъектов управления спортивными организациями хоккея Профиль базового образования, %

физкуль- турное техни- ческое психолого- педагогическое администра- тивное юридическое эконо-мичес кое

Руководители центрального аппарата и региональных федераций хоккея 46,1 15,5 10,8 5,4 13,2 9,0

Менеджеры хоккея 63,4 4,6 8,1 4,4 8,8 10,7

Руководители спортивных клубов 82,3 3,4 4,4 3,2 2,1 4,6

Начальники и главные тренеры спортивных команд 77,8 4,6 6,2 3,8 4,2 3,4

Руководители ДЮСШ 71,6 5,6 9,4 4,5 4,2 4,7

Таблица 2

Показатели опыта профессиональной деятельности различных категорий субъектов управления

спортивными организациями хоккея

Категории субъектов управления спортивными организациями хоккея Опыт управленческой деятельности, %

до 5 лет до 10 лет до 15 лет более 20 лет более 30 лет

Руководители центрального аппарата и региональных федераций хоккея 36,6 26,4 21,4 9,3 6,3

Менеджеры хоккея 22,4 30,5 20,3 16,5 10,3

Руководители спортивных клубов 14,3 19,4 27,6 20,8 17,9

Начальники и главные тренеры спортивных команд 5,4 22,8 34,3 22,4 15,1

Руководители ДЮСШ 8,2 23,4 29,5 25,4 13,5

% 501

40-

36,4

30-

20-

24,3

19,2

16.5

10-

до 5 лет

до 10 лет

до 15 лет

3,6

более 20 лет более 30 лет

Показатели опыта профессиональной деятельности субъектов управления спортивными организациями хоккея

Из полученных данных видно, что наибольший опыт управленческой деятельности в сфере физической культуры имеют: сотрудники аппаратов управления физкультурно-спортивными организациями хоккея; руководители спортивных клубов, начальники и главные тренеры спортивных команд.

Немаловажный интерес для совершенствования системы управления спортивными организациями хоккея

представляют данные, характеризующие возрастные параметры различных категорий субъектов управления. Представленные в табл. 3 материалы свидетельствуют о том, что наиболее пожилую возрастную категорию составляют руководители центрального аппарата, региональных и местных организаций, а также руководители ДЮСШ. В остальных категориях возрастные параметры отражают кривую нормального распределения.

Таблица 3

Возрастные параметры различных категорий субъектов управления физкультурно-спортивными

организациями хоккея

Категории субъектов управления физкультурноспортивными организациями хоккея Возрастные параметры, %

до 30 лет до 40 лет до 50 лет до 60 лет

Руководители центрального аппарата и региональных федераций хоккея 4,2 37,3 43,2 15,3

Менеджеры хоккея 12,5 44,8 28,4 14,3

Руководители спортивных клубов 10,6 42,4 36,1 10,9

Начальники и главные тренеры спортивных команд 15,2 34,3 23,8 16,7

Руководители ДЮСШ 6,8 34,2 35,6 23,4

Эффективность управленческой деятельности в физкультурно-спортивной сфере в определенной степени может зависеть и от уровня прежних спортивных достижений руководителя (И.М. Сидоркевич, 2002;

Н.Н. Маликов, 2005). Проведенный анализ предшествующего физкультурно-спортивного опыта исследуемой нами категории управленцев хоккея свидетельствует о том, что 34% обследованных являются мастерами спорта; 3,4% - заслуженными мастерами спорта; 12,5% - заслуженными работниками физической культуры.

Приведенные показатели свидетельствуют о выраженной спортивно-профессиональной квалификации большинства руководителей спортивных организаций хоккея в России. Вместе с тем следует иметь в виду, что одна треть (31,7%) субъектов управления фактически не имеет каких-либо достижений в физкультурно-спортивной сфере и, очевидно, была избрана на руководящие должности по соображениям командно-административного или экономического характера.

Проведенный анализ показал, что данная категория работников совмещает занимаемую должность субъекта управления хоккеем с исполнением своих прямых профессиональных обязанностей. Установленный факт свидетельствует о необходимости поиска оптимальных форм их профессионального совершенствования в сфере физической культуры и спорта. По мнению С.С. Драчева (2002), наиболее приемлемой формой совершенствования их компетентности в вопросах физической культуры и спорта являются различные виды технологий дистанционного обучения, и прежде всего с использованием персонального компьютера. Естественно предположить, что умение пользоваться персональным компьютером расширяет возможности как субъекта, так и объекта управления и позволяет более эффективно решать задачи профессионального совершенствования руководителей физкультурно-спортивных организаций хоккея в СевероЗападном федеральном округе России.

Для определения возможностей применения технологий дистанционного обучения в образовательном процессе различных категорий субъектов управления физкультурно-спортивными организациями хоккея был

проведен анкетный опрос. Испытуемым предлагалось ответить на три вопроса:

1. Имеется ли у вас собственный персональный компьютер?

2. Владеете ли вы твердыми знаниями и навыками работы с персональным компьютером?

3. Какая из форм образовательного процесса наиболее приемлема для вашего информационного совершенствования?

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что практически все респонденты имеют в личном пользовании персональный компьютер или доступ к нему. Однако не все из них имеют твердые навыки работы с персональным компьютером. При этом наблюдается определенная зависимость между возрастными параметрами опрашиваемых и умениями пользоваться персональным компьютером. Так, 70,2% руководителей хоккея в возрасте до 40 лет умеют и пользуются персональным компьютером. Среди возрастной категории руководящего состава до 50 лет имеют навыки пользования персональным компьютером 44,5%, а в возрастной категории до 60 лет - 21,3%. Большинство опрашиваемых отсутствие навыков работы с персональным компьютером объясняет недостатком времени для его овладения и возможностями использовать для этой цели подчиненный персонал. В то же время 94,3% руководителей хоккея считают одной из оптимальных организационных форм своего профессионального совершенствования технологии дистанционного обучения с использованием возможностей компьютерной техники и других технических средств.

Для исследования степени информационной компетентности различных категорий специалистов спортивных клубов были использованы методы самооценки и экспертного опроса.

В опросниках выделялось несколько групп вопросов, раскрывающих степень информационной компетентности респондентов в соответствии с их профессиональным предназначением и объемом выполняемых служебных задач. Полученные данные по первому вопросу зафиксировали мнение респондентов о необходимости наличия информационных знаний у всех категорий специалистов. При этом потребность в информационных знаниях

в большей степени зафиксирована у руководителей спортивных клубов и спортивных менеджеров хоккея - 96,8 и 99,5% соответственно. Параллельно выяснялся вопрос: «Как влияет период времени после окончания вуза на информационную подготовленность специалистов?» С этой целью вычислялись средние значения экспертных оценок для категорий респондентов с 3-летним стажем работы по специальности после окончания вуза, с 10-летним, 20-летним и более. Полученные данные результатов экспертного опроса свидетельствуют, что, несмотря на то что задаваемые вопросы отражали характер и основные направления профессиональной деятельности респондентов, тем не менее большинство специалистов имело серьезные трудности при подготовке ответов на них. Весьма интересным явился факт слабой профессиональной информированности лиц с трудовым стажем по специальности до 3 лет после окончания вуза. Это может свидетельствовать о некачественном информационном образовании опрошенных.

Одновременно с этим было установлено, что специалисты с 20-летним стажем, хотя и имеют общие представления о современных знаниях по специальности, однако во многих случаях эти знания устарели и требуют существенного обновления в соответствии с большими изменениями, произошедшими в нормативно-правовой базе государства и конкретно - в отрасли физическая культура.

Проведенное исследование по оценке профессиональной информированности различных категорий субъектов управления спортивными организациями хоккея свидетельствует о необходимости научно-теоретического и экспериментального обоснования педагогических форм и методов их профессиональной подготовки в условиях послевузовской деятельности. Анализ педагогической литературы показывает, что наиболее эффективным способом решения этой задачи является использование обучающих систем, основанных на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, к числу которых, в первую очередь, можно отнести технологии дистанционного обучения. Анализ степени сформированности основных составляющих профессиональной компетентности специалистов управления физкультурно-спортивными организациями хоккея -знаний, умений и готовности к использованию передовых информационных и телекоммуникационных технологий - показывает, что большую часть своих знаний специалисты хоккея затрудняются трансформировать в реальные практические действия. Более 40% различных категорий управленцев хоккея не способны рационально использовать компьютерные и другие информационные технологии в своей профессиональной деятельности и самообразовании.

Полученные данные согласуются с результатами аналогичных опросов, проведенных С.С. Драчевым (2002);

В.А.Чистяковым (2002); И.М. Сидоркевичем (2003);

Н.Н. Маликовым (2005); Ю.Б. Букиным (2007).

Одними из объективных характеристик успешности профессиональной деятельности субъектов управления спортивными организациями хоккея являются их образ жизни и здоровье. Данные опроса различных категорий руководящего состава показали, что значительное число респондентов не имеет вредных привычек и проявляет заботу о своем здоровье. Около половины опрошенных не курит; 11,4% - не употребляют спиртные напитки, а почти 32,6% - употребляют их только по праздникам.

Достаточно большой процент субъектов управления физкультурно-спортивными организациями хоккея относит себя к категории «здоров» или «практически здоров» (94,4%). Данный факт может свидетельствовать о стремлении большинства респондентов к творческой, активной профессиональной деятельности и саморазвитию. Среди опрошенных различных категорий субъектов управления спортивными организациями хоккея полученные показатели имеют некоторые различия, однако в целом они носят однородный характер и не дают оснований для выделения какой-либо из категорий управления в ту или иную сторону.

Приведенные данные достаточно близко соотносятся с характеристиками тренерского и преподавательского состава в исследованиях Б.Е. Лосина (2001), руководящего состава общественных физкультурно-спортивных организаций, полученных С.С. Драчевым (2002) и И.М. Сидоркевичем (2003), что может говорить об устойчивом характере выявленных параметров.

Заключение

Исследования личностных социально-деятельностных характеристик различных категорий субъектов управления физкультурно-спортивными организациями хоккея свидетельствуют о том, что наиболее важными из них являются: уровень образования и его соответствие характеру управленческой деятельности; профессиональный опыт и квалификация; реальное представление об образцовой модели управленческого труда в сфере хоккея; готовность к самореализации и профессиональной активности; потребность в достижении значимых целей; ориентация на профессиональное развитие и саморазвитие; стремление к использованию в своей деятельности передовых информационных и телекоммуникационных технологий.

Проведенный анализ социально-деятельностных характеристик различных категорий субъектов управления дает развернутое представление о кадровом потенциале специалистов по хоккею в России и предоставляет возможность для целенаправленного подбора средств и методов их профессионального совершенствования.

Литература

1. Драчев С.С. Теория и методика профессионального совершенствования субъектов управления общественными физкультурно-спортивными объединениями и организациями: монография. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 202 с.

2. Михно Л.В., Винокуров Б.Н., Марьянович А.Т. Основы хоккейного менеджмента. - СПб.: ООО «Издательство Деан», 2004. - 352 с.

3. Михно Л.В., Винокуров Б.Н., Марьянович А.Т. Менеджмент в профессиональном хоккее. - М.: Советский спорт, 2007. - С. 45-62.

4. Михно Л.В., Быстров В.А. Хоккей: программа для студентов тренерского факультета СПбГУ ФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003.

5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

6. Педагогические проблемы профессионального совершенствования специалистов по физической культуре

и спорту: сб. науч. трудов / под ред. д-ра пед. наук, проф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.А. Щеголева и д-ра пед. наук, проф. В.Ю. Волкова. -СПб.: СПбГУ, 2002. - 96 с.

7. Прохорова М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетенции специалистов по физической культуре и спорту: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1993. - 43 с.

8. Савин В.П. Теория и методика хоккея: учебник для студ. высш. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

9. Сидоркевич И.М. Социально ориентированное управление физкультурно-спортивными организациями «Динамо»: монография. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 267 с.

10. Чистяков В.А. Социальные и информационные основы физической культуры. - СПб.: СПбГУ, 2002. -231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.