Научная статья на тему 'Наглядно-образные формы представления дидактической информации и контроль ее усвоения в процессе подготовки специалистов в хоккее с шайбой'

Наглядно-образные формы представления дидактической информации и контроль ее усвоения в процессе подготовки специалистов в хоккее с шайбой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ / ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ / THE DIDACTIC INFORMATION / THE CONTROL OF MASTERING / ICE HOCKEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михно Леонид Владимирович

В статье раскрываются наглядно-образные формы представления дидактической информации и способы контроля ее усвоения специалистами в хоккее с шайбой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михно Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATIONAL FORMS OF PRESENTATION THE DIDACTIC INFORMATION AND ITS CONTROL DURING THE TRAINING AND PREPARATION OF SPECIALISTS IN ICE HOCKEY

The article deals with the demonstrational forms of presentation the information and the ways of its controlling by the specialists in ice hockey.

Текст научной работы на тему «Наглядно-образные формы представления дидактической информации и контроль ее усвоения в процессе подготовки специалистов в хоккее с шайбой»

нальной устойчивости к ведению боевых действий с использованием средств физической подготовки показала в процессе педагогического эксперимента высокую эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочкарев, В. И. Методика применения военно-спортивного ориентирования в системе физической подготовки курсантов пограничного вуза I В.И.Бочкарев II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 20-25.

2. Малик, А. И. Оценка современного состояния процесса профессионального развития личности курсанта пограничного вуза I А. И. Малик II Актуальные проблемы профессиональной деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта : сб. науч. тр. молодых ученых I Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2007. - № 3. - С. 6472.

3. Семенов, М.В. Методика реализации индивидуального подхода при блочно-модульному построении физической подготовки курсантов вузов пограничных войск ФСБ России I М.В. Семенов II Физическая подготовка к военнопрофессиональной деятельности в мирное и военное время : межвуз. сб. науч.-метод. статей I под ред. д-ра пед. наук, проф. В.Л. Пашута ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2006. - С. 155-158.

4. Шершнев, В.А. Методика тренировок по ускоренному развитию скоростносиловых качеств с использование беговых упражнений и тренажеров I В.А.Шершнев II Актуальные вопросы профессионального обучения и воспитания специалистов I под ред. А. А. Нестерова, В. А. Щеголева ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2003. - С. 73-75.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОНТРОЛЬ ЕЕ УСВОЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ

Леонид Владимирович Михно, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им.

П.Ф. Лесгафта (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта)

Аннотация

В статье раскрываются наглядно-образные формы представления дидактической информации и способы контроля ее усвоения специалистами в хоккее с шайбой.

Ключевые слова: дидактическая информация, контроль усвоения, хоккей с шайбой.

DEMONSTRATIONAL FORMS OF PRESENTATION THE DIDACTIC

INFORMATION AND ITS CONTROL DURING THE TRAINING AND PREPARATION OF SPECIALISTS IN ICE HOCKEY

Leonid Vladimirovich Michno, the candidate of pedagogical sciences, assistant professor, St. Petersburg state university of physical training named after P.F. Lesgaft

Abstract

The article deals with the demonstrational forms of presentation the information and the ways of its controlling by the specialists in ice hockey.

Keywords: the didactic information, the control of mastering, ice hockey.

Исходным принципом в представлении и контроле усвоения дидактической информации специалистами в хоккее с шайбой является принцип соответствия ее конечным целям обучения. При этом должны учитываться не только специфика предметной области учебного процесса и его логическая структура, но также возрастные и психологические особенности обучаемых (В. Л. Марищук, 2000). Отсюда, вся информационная основа обучения должна быть соотнесена с задачами и характером будущей про-

фессиональной деятельности специалистов в сфере хоккея с шайбой. Изучение этой проблемы в спортивно-педагогической практике является актуальной задачей и требует своего научного разрешения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ педагогической теории и практики показывает, что производной от профессиональной значимости учебной информации является ее межпредметная и внутрипредметная связь. Это вызвано тем, что любой учебный предмет или отдельная его тема прямо или опосредованно имеет, а, точнее, должны иметь отношение к конечным целям обучения. Иначе, они (учебные предметы) должны быть исключены из учебного плана. Межпредметная значимость учебной информации характеризует ее важность для других учебных дисциплин или различных их разделов. Внутрипредмет-ная значимость связана с определением важности какой-либо темы или раздела друг относительно друга в рамках данного учебного курса. Определение профессиональной, межпредметной и внутрипредметной значимости учебной информации в процессе подготовки специалистов в хоккее с шайбой позволяет установить ее состав и целесообразную последовательность изложения.

Сам процесс конструирования дидактической информации многими авторами рассматривается как способ управления учебно-познавательной деятельностью путем целесообразного отбора ее содержания и способов организации (Н.В. Кузьмина, 1990; В.А. Якунин, 1998). Авторами справедливо отмечается, что дидактическая информация выполняет свою управляющую функцию в том случае, если ее содержание будет согласовано с основными целями подготовки и профессионального совершенствования субъектов обучения, спецификой предметной области учебного процесса, предполагаемыми формами и методами обучения, психологическими особенностями и уровнем подготовки различных категорий специалистов, в том числе, и в хоккее с шайбой.

При исследовании проблемы конструирования дидактической информации следует иметь в виду, что формы ее представления можно также рассматривать в качестве одного из способов управления образовательной деятельностью обучаемых. Наглядно -образная форма предъявления учебной информации играет важную роль в познавательном процессе и усвоении знаний. Раньше, согласно В.Я. Кикотю и В. А. Якунину (1996), наглядность в большей степени использовалась в обучении детей. Однако, по данным А. А. Дергача (1987), Н.В. Кузьминой (1990), оказалось, что наглядность еще более необходима взрослым, восприятие которых, преимущественно, основано на вербально-логическом, понятийном мышлении. При этом во многих экспериментальных исследованиях доказано, что чем более абстрактна информация, подлежащая усвоению, тем большая требуется опора на наглядно-образные формы ее отображения.

Авторами было установлено, что по мере снижения степени значимости различных видов наглядности в образовательном процессе их можно представить в следующем порядке: демонстрация натуральных объектов - показа моделей и макетов -демонстрация плакатов, схем, видеосюжетов, и других иллюстративных материалов.

Современные технические средства, особенно компьютерное и мультимедийное изображение, значительно расширяют спектр возможностей представления учебной информации. Так, Ю.Ф. Курамшин (2003) в своих исследованиях показал, что образно-концептуальные схемы в обучении взрослых дают больший эффект, чем чисто вербальные, понятийные и концептуальные. Данный эффект выражается в сокращении времени на обучение, передаче и усвоении большего объема информации, повышении качества и прочности знаний, развитии способности к творческому мышлению и др. Применение концептуально-образных схем дает лучший результат в условиях проблемного обучения и усиления динамической формы наглядности. Последний способ специально рассматривался в работе С.С. Драчева,(2000), в которой было установлено, что полимодальная динамическая форма представления наглядной информации в спорте, т. е. развернутое во времени применение зрительной и слуховой наглядности

обеспечивает более высокий уровень спортивных достижений, усвоения теоретических и практических знаний.

Существенную роль в представлении дидактической информации играют обобщенные формы наглядности, одной из которых, по мнению Э.Б. Селивановой (1979), являются символические модели и образы. По сравнению с чувственной формой наглядности, при которой пространственная структура образа совпадает с пространственной структурой материального объекта, символическая образная наглядность имеет определенное преимущество, состоящее в том, что благодаря большей обобщенности в ней можно сократить объем учебного курса, не уменьшая объема передаваемой учебной информации. В данном случае применение символической наглядности выступает как способ интенсификации учебного процесса. Данный аспект очень важен в условиях кратковременного обучения специалистов в сфере хоккея с шайбой, что делает его весьма актуальным и для решения задач настоящего исследования.

В теории и практике спортивно-профессионального совершенствования специалистов в области хоккея с шайбой контроль и педагогическая оценка усвоенных знаний рассматриваются как важнейшие функции образовательного процесса. В теории выделение контроля в самостоятельную функцию носит относительный характер и оказывается полезным преимущественно в концептуальном и операциональном планах (В .П. Савин, 2003).

Однако на практике контроль органически связан с управлением педагогическим процессом подготовки специалистов и является одной из важнейших его функций. По мнению В.Я. Кикотя и В.А. Якунина (1996), все основные свойства, ограничения и требования, предъявляемые к контролю, обусловливаются его связью с другими функциональными элементами дидактического процесса.

Наиболее выраженно данная связь осуществляется с целями обучения, являющимися исходной основой контроля. Как отмечает Н.В. Кузьмина (1980), контроль тесно связан с оценкой реализации педагогических целей и планов. Его суть состоит в сравнении запланированных и реально достигнутых учебных результатов, а основная задача заключалась в уменьшении или сведении к минимуму разницы между ними. Однако сопоставление реальных результатов с намеченными является хотя и главным, но далеко не единственным компонентом педагогического контроля. Как правило, за этим следует содержательная оценка и коррекция образовательного процесса. В дидактике процесс сравнения достигнутых результатов с заданными нормами называют проверкой, интерпретацию по отношению к установленному нормативу - оценкой, а зафиксированный результат в баллах - отметкой.

В процессе подготовки и профессионального совершенствования специалистов в хоккее с шайбой объективность педагогического контроля и оценки может зависеть от того, насколько корректно определены критерии, т.е. в какой степени они соответствуют требованиям профессиональной деятельности. Последние должны быть качественно и количественно определены и пригодны для практического применения (Л. В. Михно, Б.Н. Винокуров, А.Т. Марьянович, 2004).

Не менее важным требованием к разработке педагогических критериев и норм является их практическая реализация и согласованность с другими элементами дидактической системы. То есть, речь идет об учете реальной выполнимости учебных заданий, поскольку их параметры могут быть либо завышены, либо занижены. И в том, и в другом случае это приводит к недостаточной продуктивности процесса профессионального совершенствования и снижению его качества (Н.В. Кузьмина, 1990).

В специальной литературе по управлению социальными, педагогическими, психологическими и другими системами рассматривается множество вариантов и разновидностей контроля. Применительно к образовательным системам подготовки и профессионального совершенствования специалистов В. А. Якунин (1998) выделил следующие виды контроля: по масштабу целей обучения (стратегический, тактический и оперативный), этапам обучения и профессионального совершенствования (начальный,

учебный и итоговый), частоте контроля (разовый, периодический, систематический), широте контролируемой области (локальный, выборочный и сплошной), организационным формам профессионального совершенствования (индивидуальный, групповой и фронтальный), способам осуществления контроля (письменный, устный, стандартизированный и нестандартизированный, машинный, матричный и др.).

Контроль в силу своего нормативного характера выступает как важнейший фактор индивидуальной и совместной образовательной деятельности. Однако для того, чтобы контроль стал реальным фактором управления процессом профессионального совершенствования, он должен быть соответствующим образом организован. Как правило, организация контроля связана с определением и выбором рационального сочетания различных его форм и способов с учетом особенностей и специфики образовательного процесса.

Таким образом, контроль и взаимоконтроль становятся факторами управления системой профессионального совершенствования обучаемых. Вместе с тем, в последнее время нередко ставится под сомнение необходимость педагогического контроля и оценки, особенно при обучении взрослых. Ошибочность такой позиции обусловлена, с одной стороны, неправомерным игнорированием реальной потребности обучаемых в оценке своих знаний, а, с другой - принижением роли контроля и педагогической оценки как важнейших факторов развития личности обучаемых и способа управления их профессиональным совершенствованием (В.А. Якунин, 1989). Согласно Б.Г. Ананьеву (1980), педагогический контроль и оценка выполняют две основные функции: ориентирующую и стимулирующую. В своей первой функции педагогическая оценка выступает как критерий достигнутых результатов, а во второй - связана с побудительным воздействием на аффектно-волевую сферу обучаемых, изменения в которой вызывают у них существенные сдвиги в самооценке, уровне притязаний и мотивации.

В спортивной психологии педагогическая оценка подразделяется на парциальную, фиксированную и интегральную. Парциальная оценка имеет отношение к конкретному учебному заведению, умению, навыку. Фиксированная оценка отражает промежуточные или конечные результаты обучения и выражается в балльной шкале. Парциальные и фиксированные оценки, как правило, служат основными показателями успешности обучения (А.Н. Николаев, 2005).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенная краткая характеристика наглядно-образных форм представления дидактической информации и контроля ее усвоения в процессе подготовки специалистов в хоккее с шайбой не исчерпывает всего многообразия подходов в ее применении. Важно иметь в виду, что посредством педагогического контроля и оценки можно развивать у обучаемых инициативу и желание к усвоению дидактической информации, повышать возможности их профессионального совершенствования и достижения поставленных целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б.Г. Ананьев ; Аккад. Пед. наук СССР ; под ред. А. А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М. : Педагогика, 1980. - Т. 1. - 230 с. : ил.

2. Деркач, А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М. : Физ-

культура и спорт, 1982. - 227 с.

3. Драчев, С. С. Педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности по управлению спортивной федерацией (на примере федерации СУМО России) : дис. ... канд. пед. наук / Драчев С.С. - СПб., 2000. - 173 с.

4. Кузьмина, Н. В. Акмеология : пути достижения вершин профессионализма / Н.В. Кузьмина. - М. : РАУ, 1990. - 122 с.

5. Марищук, В. Л. Вопросы общей, военной и спортивной дидактики / В. Л. Марищук ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2000. - 186 с.

6. Михно, Л.В. Основы хоккейного менеджмента / Л.В. Михно, Б.Н. Винокуров, А.Т. Марьянович. - СПб. : ООО «Издательство Деан», 2004. - 352 с.

7. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев. - СПб. : СПб ГАППО, 2005. - 344 с.

8. Савин, В.П.Теория и методика хоккея : учеб. для студ. высш. учебных заведений / В.П. Савин. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

9. Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Сов. спорт, 2003. - 463 с. : ил.

10. Якунин, В.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / В.А. Якунин. -СПб. : Изд-во «Полиус», 1998. - 638 с.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

Сергей Васильевич Николаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУИТМО)

Аннотация

Рассматриваются организационно-педагогические условия непрерывной подготовки специалистов в области информационного противоборства, удовлетворяющие современным требованиям. Предлагается модель многоуровневой системы подготовки специалистов в области информационного противоборства в Российской Федерации.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, информационная безопасность, подготовка специалистов.

CONDITIONS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT FOR TRAINING OF SPECIALISTS IN INFORMATION CONFRONTATION

Sergey Vasilevich Nikolaev, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The St.-Petersburg state university of information technologies, mechanics and optics

Abstract

Conditions of pedagogical management for on-going training of specialists in the information confrontation domain and the modern qualification requirements are analyzed in this work. The readers are proposed a new model of multi-level training system of specialists training in the information confrontation domain in the Russian Federation.

Keywords: organizational-pedagogical conditions, information safety, preparation of experts.

По мнению ряда экспертов, в России проблема подготовки специалистов в области информационного противоборства (ИП) в ходе образовательного процесса, несмотря на то, что высшие учебные заведения учат работе с информацией, остается нерешенной. Одним из вариантов разрешения данного вопроса является создание определенных организационно-педагогических условий.

Организационно-педагогические условия предполагают поиск путей и средств содержания, форм и методов образовательного процесса в области ИП. В данной работе основное внимание сфокусировано на формировании многоуровневой модели и концепции непрерывной подготовки специалистов в области ИП, удовлетворяющих современным требованиям.

Многоступенчатое непрерывное образование в области ИП осуществляется в рамках единых общегосударственных стандартов, определяющих общие требования к специалистам данного направления, с учетом квалификационных требований, предъявляемых заказчиком [1]. Однако в этой педагогической системе не обеспечена непрерывная связь между компонентами, ступенями и этапами образовательного процесса. Она не в полной мере учитывает качественные изменения в новых условиях подготов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.