Научная статья на тему 'Методика развития профессиональной устойчивости к эффективному ведению боевых действий у пограничников с использованием средств физической подготовки'

Методика развития профессиональной устойчивости к эффективному ведению боевых действий у пограничников с использованием средств физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОФИЦЕРЫ-ПОГРАНИЧНИКИ / PROFESSIONAL STABILITY / PHYSICAL PREPARATION / FRONTIER GUARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Алексей Сергеевич

В работе представлены результаты проведенного исследования по использованию методики развития профессиональной устойчивости к боевым действиям у пограничников с использованием средств физической подготовки. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL STABILITY TO EFFECTIVE CONDUCTING OPERATIONS IN FRONTIER GUARDS WITH USE OF MEANS OF PHYSICAL PREPARATION

In work results of the conducted research on use of a technique of development of professional stability to operations in frontier guards with use of means of physical preparation are presented. High efficiency of the developed technique is experimentally proved by the author.

Текст научной работы на тему «Методика развития профессиональной устойчивости к эффективному ведению боевых действий у пограничников с использованием средств физической подготовки»

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ К ЭФФЕКТИВНОМУ ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОГРАНИЧНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Алексей Сергеевич Михайлов, соискатель,

Военный институт физической культуры (ВИФК),

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по использованию методики развития профессиональной устойчивости к боевым действиям у пограничников с использованием средств физической подготовки. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики.

Ключевые слова: профессиональная устойчивость; физическая подготовка; офицеры-пограничники.

THE METHODS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL STABILITY TO EFFECTIVE CONDUCTING OPERATIONS IN FRONTIER GUARDS WITH USE OF MEANS OF PHYSICAL PREPARATION

Alexey Sergeevich Mihailov, the competitor Military institute of physical educations and sports,

Saint-Petersburg

Abstract

In work results of the conducted research on use of a technique of development of professional stability to operations in frontier guards with use of means of physical preparation are presented. High efficiency of the developed technique is experimentally proved by the author.

Keywords: professional stability; physical preparation; frontier guards.

В ряде регионов России, несмотря на позитивные перемены в построении правового государства, продолжаются процессы ухудшения криминогенной обстановки на границе, обострения межнациональных и межрелигиозных противоречий, активизации сепаратистских и экстремистских элементов, усиления реальной угрозы жизни и здоровью граждан, территориальной целостности страны.

Негативное влияние на подобное развитие обстановки на границе оказывают вооруженные конфликты. Последние события в Южной Осетии и на границе России с Грузией свидетельствуют о необходимости поддержания в постоянной боевой готовности пограничных подразделений ФСБ России.

Сохраняется высокая активность криминальных элементов по ввозу в Россию оружия, боеприпасов, наркотических средств, незаконному вывозу из страны стратегического сырья, золота, бриллиантов, промышленной продукции и других материальных ценностей.

В этих условиях особая роль отводится пограничным органам России, на которые возлагается ответственность не только по обеспечению безопасности на границе, но и по эффективному ведению боевых действий против нарушителей границы.

Качество выполнения этих задач во многом зависит от уровня профессиональной и морально-психологической устойчивости офицерского корпуса и личного состава пограничных органов ФСБ России. Основы профессиональной устойчивости офи-церов-пограничников закладываются в стенах высших военно-учебных заведений, а также в процессе целенаправленной боевой подготовки, где они формируются и развиваются как личности.

Результаты исследований, проведенных в последние годы В.И. Бочкаревым (2008), А.И. Маликом (2007), М.В. Семеновым (2005), В. А. Шершневым (2004) и др., свидетельствуют о высокой эффективности применения средств физической подготовки и спорта для развития профессиональной устойчивости пограничников к эффективному ведению боевых действий.

Однако, несмотря на значительное внимание, уделяемое психологопедагогической наукой вопросам профессиональной подготовки пограничников, они еще не в полной мере отвечают требованиям настоящего времени. Свидетельством тому является недостаточно высокая эффективность ведения ими боевых действий в зонах локальных конфликтов на границе.

Объясняется это не только объективными причинами, но и серьезными методологическими просчетами, допускаемыми при планировании боевой подготовки, отсутствием научно обоснованных методик обучения эффективному выполнению боевых задач.

В этих условиях особую актуальность приобретает разработка научно обоснованной методики развития профессиональной устойчивости пограничников к эффективному ведению боевых действий с использованием средств физической подготовки и спорта. Анализ работ, посвященных данной проблеме, показывает, что ей уделяется недостаточное внимание, в то время как необходимость ее разрешения очевидна и четко обозначилась в организации и проведении боевой подготовки с пограничниками.

Таким образом, актуальность проблемы исследования профессиональной устойчивости пограничников к эффективному ведению боевых действий обусловлена следующими факторами:

- во-первых, сложностью процессов и явлений, происходящих в обществе, обострением экономической, социальной и криминогенной ситуации на границе;

- во-вторых, осуществлением коренного реформирования пограничных органов ФСБ России, освоением и выполнением личным составом новых функций при решении служебно-боевых задач;

- в-третьих, дальнейшим возрастанием роли и значения субъективного (человеческого) фактора в обеспечении безопасности, территориальной целостности и основ конституционного строя в Российской Федерации;

- в-четвертых, необходимостью четкого выполнения своего служебного долга военнослужащими пограничных органов в условиях усиления воздействия на личный состав со стороны криминальных, националистически и экстремистски настроенных элементов, многочисленных попыток незаконного ввоза в Россию наркотических средств, оружия и боеприпасов.

Анализ отечественного опыта подготовки пограничников показывает, что основным ее недостатком является отсутствие научно обоснованной системы, которая увязала бы в единое целое отдельные направления профессиональной подготовки и учитывала бы общий критерий ее эффективности.

Ретроспективный анализ отечественной и зарубежной психолого-

педагогической литературы, результаты нашего исследования позволили определить в качестве такого критерия профессиональную устойчивость.

Принимая за основу определение профессиональной устойчивости к эффективному ведению боевых действий как интегральное свойство личности, проявляющееся в профессиональной и боевой деятельности пограничников, следует его рассматривать как цель и как результат боевой подготовки.

Проведенные исследования позволили выявить основные факторы, определяющие высокий уровень профессиональной устойчивости военнослужащих пограничных органов ФСБ России (табл. 1).

Определение этих факторов позволило целенаправленно искать резервы повышения эффективности формирования профессиональной устойчивости в условиях организации и проведения боевой подготовки.

Проведенное исследование показало, что формирование профессиональной устойчивости у пограничников является управляемым процессом и должно осуществляться комплексно как в системе учебных занятий по физической подготовке, так и средствами дисциплин военного цикла, с усилением их профессиональной направлен-

ности.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих высокий уровень профессиональной устойчивости пограничников к эффективному ведению боевых действий

_____________________________________(п=31)_____________________________________

Значимость фактора (ранговое место) Факторы Ранговый показатель, в %

1 Высокий уровень профессионального мастерства пограничников 14,3

2 Удовлетворенность службой в пограничных органах, определяющая высокий уровень мотивации к ней 12,7

3 Подготовленность к эффективному ведению боевых действий 12,2

4 Психолого-педагогическая грамотность командиров пограничных подразделений 11,8

5 Сильная привязанность к службе на границе 10,8

6 Высокий уровень физической подготовленности 9,7

7 Личностные качества, определяющие степень сформированности военно-профессиональной направленности 9,6

8 Психологическая готовность к эффективному ведению боевых действий 9,5

9 Профессиональная способность к выполнению боевых задач 9,4

При этом формирование профессиональной устойчивости к боевой деятельности у пограничников должно осуществляться во всех видах практических занятий методами, характеризующимися включением обучаемых в процесс взаимодействия с объектом деятельности и познания, в результате которого они проводят самостоятельный анализ, синтез, обобщение и перенос знаний на практические боевые действия.

Данный подход позволил разработать методику развития у пограничников профессиональной устойчивости к эффективному ведению боевых действий с использованием средств физической подготовки (рис. 1), которая была проверена в ходе педагогического эксперимента.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики развития профессиональной устойчивости у пограничников (табл. 2).

Таблица 2

Показатели уровня сформированности психических качеств у пограничников ЭГ

и КГ до и после эксперимента fo±m) (в баллах)

№ п/п Показатель Группа До эксперимента После эксперимента Р

1. Концентрация внимания ЭГ КГ 5,46±0,43 5,52±0,38 8,67±0,29 5,7±0,4 0,05

2. Переключение внимания ЭГ КГ 6,59±0,48 6,64±0,47 7,78±0,65 6,69±0,37 0,01

3. Распределение внимания ЭГ КГ 6,60±0,62 6,65±0,45 8,76±0,38 6,72±0,35 0,001

4. Оперативная память ЭГ КГ 7,71±0,41 7,68±0,32 8,84±0,42 8,70±0,43 0,05

5. Умственная работоспособность ЭГ КГ 7,22±0,27 7,67±0,41 8,31±0,37 7,69±0,38 -

Логичность ЭГ 7,69±0,51 8,82±0,53 0,05

мышления Кг 7,70±0,39 7,74±0,49 0,05

7. Продуктивность мыслительных операций ЭГ КГ 6,97±0,21 7,02±0,43 8,12±0,35 7,04±0,41 0,001

ЭТАПЫ развития различных видов профессиональной устойчивости

О

I этап «Психофизиологической устойчивости»

ib

II этап

«Эмоциональноволевой устойчивости»

ЗАДАЧИ: Развитие психоэмоциональных систем организма для перенесения высоких нагрузок боевой деятельности;

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ: Бег на длинные дистанции, марш-броски в пешем порядке на лыжах, плавание, спортивные игры и др.; ПРЕИМУЩЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ средств физической подготовки: На развитие выносливости, силы, силовой выносливости и военно-прикладных навыков передвижения на лыжах, преодоление естественных препятствий;

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ и методические приемы: Равномерный, повторный, интервальный, максимальных мышечных усилий, «до отказа»; Преимущественно используемые ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ: Принципы развития и инвариативности.

ЗАДАЧИ: Развитие патриотизма, смелости, решительности, воли, дисциплинированности, ответственности, целеустремленности; СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ: Упражнения из гимнастики, преодоления препятствий, ускоренного передвижения, спортивных игр, лыжного спорта и др.;

ПРЕИМУЩЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ средств физической подготовки: На развитие быстроты в действиях, ловкости, эмоционально-волевых качеств и военно-прикладных навыков, необходимых в бою;

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ и методические приемы: Повторный, интервальный; методические приемы, требующие проявления эмоционально-волевых качеств;

Преимущественно используемые ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ: Принципы проблемности и взаимообучения.

III этап

«Стрессовой

устойчивости»

ЗАДАЧИ: Развитие умения принимать правильные решения в нестандартных условиях боевой обстановки; целесообразно рисковать, поддерживать высокий уровень стабильности профессиональных действий в условиях опасности для жизни;

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ: Спортивные игры, рукопашный бой с численностью превосходящим противником, все виды единоборств в разных условиях окружающей среды, преодоление препятствий;

ПРЕИМУЩЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ средств физической подготовки: На развитие всех физических качеств, устойчивости к боли, стрессу, страху; проявление психологической готовности к ведению боевых действий;

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ и методические приемы: Моделирование условий в процессе физической подготовки, которые могут отрицательно повлиять на психику пограничников. Использование имитационных средств на полосе препятствий .Максимально приблизить содержание занятий к действиям на поле боя; Преимущественно испол ьзуемые ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ: Принципы индивидуализации и самообучения.

Рис. 1. Методика развития у пограничников профессиональной устойчивости к эффективному ведению боевых действий с использованием средств физической подготовки

Объективными показателями высокой эффективности разработанной методики развития профессиональной устойчивости у пограничников явились показатели по боевой подготовке с решением специальных задач.

После окончания педагогического эксперимента оценку «отлично» по боевой подготовке имели 53% пограничников ЭГ, «хорошо» - 38%, «удовлетворительно» -9%. Среди пограничников КГ результаты были следующими: «отлично» - 32%, «хорошо» - 33%, «удовлетворительно» - 35%.

ВЫВОД

Таким образом, разработанная методика развития у пограничников профессио-

нальной устойчивости к ведению боевых действий с использованием средств физической подготовки показала в процессе педагогического эксперимента высокую эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочкарев, В.И. Методика применения военно-спортивного ориентирования в системе физической подготовки курсантов пограничного вуза / В.И.Бочкарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 20-25.

2. Малик, А.И. Оценка современного состояния процесса профессионального развития личности курсанта пограничного вуза / А. И. Малик // Актуальные проблемы профессиональной деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта : сб. науч. тр. молодых ученых / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2007. - № 3. - С. 6472.

3. Семенов, М.В. Методика реализации индивидуального подхода при блочно-модульному построении физической подготовки курсантов вузов пограничных войск ФСБ России / М.В. Семенов // Физическая подготовка к военнопрофессиональной деятельности в мирное и военное время : межвуз. сб. науч.-метод. статей / под ред. д-ра пед. наук, проф. В.Л. Пашута ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2006. - С. 155-158.

4. Шершнев, В.А. Методика тренировок по ускоренному развитию скоростносиловых качеств с использование беговых упражнений и тренажеров / В.А.Шершнев // Актуальные вопросы профессионального обучения и воспитания специалистов / под ред. А. А. Нестерова, В. А. Щеголева ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2003. - С. 73-75.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОНТРОЛЬ ЕЕ УСВОЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ

Леонид Владимирович Михно, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им.

П.Ф. Лесгафта (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта)

Аннотация

В статье раскрываются наглядно-образные формы представления дидактической информации и способы контроля ее усвоения специалистами в хоккее с шайбой.

Ключевые слова: дидактическая информация, контроль усвоения, хоккей с шайбой.

DEMONSTRATIONAL FORMS OF PRESENTATION THE DIDACTIC

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION AND ITS CONTROL DURING THE TRAINING AND PREPARATION OF SPECIALISTS IN ICE HOCKEY

Leonid Vladimirovich Michno, the candidate of pedagogical sciences, assistant professor, St. Petersburg state university of physical training named after P.F. Lesgaft

Abstract

The article deals with the demonstrational forms of presentation the information and the ways of its controlling by the specialists in ice hockey.

Keywords: the didactic information, the control of mastering, ice hockey.

Исходным принципом в представлении и контроле усвоения дидактической информации специалистами в хоккее с шайбой является принцип соответствия ее конечным целям обучения. При этом должны учитываться не только специфика предметной области учебного процесса и его логическая структура, но также возрастные и психологические особенности обучаемых (В.Л. Марищук, 2000). Отсюда, вся информационная основа обучения должна быть соотнесена с задачами и характером будущей про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.