Научная статья на тему 'Методика проведения специальной физической подготовки курсантов старших курсов пограничного вуза к выполнению боевых задач в условиях горной местности'

Методика проведения специальной физической подготовки курсантов старших курсов пограничного вуза к выполнению боевых задач в условиях горной местности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / ОФИЦЕРЫ-ПОГРАНИЧНИКИ / ГОРНАЯ МЕСТНОСТЬ / SPECIAL PHYSICAL TRAINING / CADETS / OFFICERS-FRONTIER GUARDS / MOUNTAIN DISTRICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовников Владислав Викторович

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке методики проведения специальной физической подготовки курсантов старших курсов пограничного вуза к выполнению боевых задач в условиях горной местности. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садовников Владислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF APPLICATION OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF THE SENIOR RATES OF BOUNDARY HIGH SCHOOL TO PERFORMANCE OF FIGHTING PROBLEMS IN CONDITIONS OF MOUNTAIN DISTRICT

In work the results of carried out research on development of a technique of carrying out of special physical training of cadets of the senior rates of boundary high school to performance of fighting problems in conditions of mountain district are presented. High efficiency of the developed technique is experimentally proved by the author.

Текст научной работы на тему «Методика проведения специальной физической подготовки курсантов старших курсов пограничного вуза к выполнению боевых задач в условиях горной местности»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПОГРАНИЧНОГО ВУЗА К ВЫПОЛНЕНИЮ БОЕВЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ

Владислав Викторович Садовников, преподаватель,

Калининградский пограничный Институт ФСБ России, г. Калининград

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке методики проведения специальной физической подготовки курсантов старших курсов пограничного вуза к выполнению боевых задач в условиях горной местности.

Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка; курсанты; офицеры-

пограничники; горная местность.

THE METHODS OF APPLICATION OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF THE SENIOR RATES OF BOUNDARY HIGH SCHOOL TO PERFORMANCE OF FIGHTING PROBLEMS IN CONDITIONS OF MOUNTAIN

DISTRICT

Vladislav Viktorovich Sadovnikov, the teacher,

The Kaliningrad boundary Institute of FSB of Russia,

Kaliningrad

Abstract

In work the results of carried out research on development of a technique of carrying out of special physical training of cadets of the senior rates of boundary high school to performance of fighting problems in conditions of mountain district are presented. High efficiency of the developed technique is experimentally proved by the author.

Keywords: special physical training; cadets; officers-frontier guards; mountain district.

Охрана государственной границы в горных условиях требует от личного состава пограничных органов постоянной бдительности, высокой организованности, дисциплины, умелого применения вооружения и боевой техники, выдержки, психологической и эмоциональной устойчивости, полного напряжения всех моральных и физических сил.

К этому следует добавить, что формированиям пограничной службы, как правило, приходится выполнять служебно-боевые задачи в условиях автономного размещения подразделений, большой протяженности охраняемых участков, разнообразия климатогеографических условий горной местности. Все это значительно повышает требования к уровню физической подготовленности офицеров-пограничников, несущих службу в условиях горной местности.

Таким образом, современная служебно-боевая деятельность офицера-пограничника в условиях горной местности требует новых подходов к организации физической подготовки курсантов в вузе, обеспечивающих высокое качество их профессиональной подготовки.

Профессиональная деятельность офицера-пограничника в условиях горной местности сопряжена с большими физическими и нервно-эмоциональными нагрузками. Поэтому обучение курсантов пограничных вузов должно быть максимально приближено к боевой и физической подготовке офицера пограничной службы в условиях горной местности (В .И. Тындык, 2002; А.И. Малик, 2007; В.И. Бочкарев, 2008 и др.).

Анализ литературных источников свидетельствует, что одним из эффективных средств подготовки будущих офицеров пограничной службы к выполнению боевых задач в условиях горной местности является предварительная адаптация курсантов старших курсов к высоким физическим нагрузкам в процессе обучения в пограничном вузе (Б.В. Ендальцев, 1986, 2007; И.А. Кузнецов, 2005 и др.). Однако в настоящее вре-

мя в пограничных вузах отсутствуют научно обоснованные методические рекомендации по подготовке курсантов к эффективным действиям в условиях горной местности.

Отсутствие специальных программ физической подготовки к ведению боевых действий в условиях горной местности в образовательных учреждениях ФСБ России пограничного профиля, а также научно обоснованных методических подходов к решению данной проблемы значительно снижает качество подготовки выпускников.

В ходе предварительного исследования были выявлены наиболее важные физические, психофизиологические качества и военно-прикладные навыки, необходимые для успешного ведения боевых действий пограничниками в условиях горной местности. К числу таких качеств относятся: общая и силовая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота мышления и переключения внимания, а также развитые навыки в преодолении горных препятствий и рек, метании гранат на точность сверху-вниз и снизу-вверх, совершении марш-бросков по сильно пересеченной местности.

Затем, в ходе исследования была проанализирована динамика развития физических качеств у курсантов пограничного вуза и выявлены факторы, определяющие высокую эффективность функционирования системы специальной физической подготовки к выполнению боевых задач в условиях горной местности. Было установлено, что большие физические нагрузки, переносимые офицерами-пограничниками в процессе профессиональной деятельности, требуют значительного проявления общей и силовой выносливости. Повышение ее является важнейшим условием улучшения работоспособности и выполнения поставленных учебных и боевых задач в условиях горной местности.

После перенесенных больших физических нагрузок в деятельности органов и систем организма в течение нескольких суток наблюдаются фазные изменения, которые проявляются последовательно: 1) ухудшением функционального состояния; 2) возвращением его к исходному уровню; 3) улучшением функционального состояния организма.

Изучение эффективности больших физических нагрузок показало, что повышение работоспособности курсантов пограничных вузов достигается при повторном их применении в фазе улучшенного функционального состояния, которое наступает на 45-й день после нагрузки. Это положение легло в основу обоснования и разработки методики специальной физической подготовки к эффективным действиям в горных условиях.

В качестве одних из основных физиологических систем организма, обеспечивающих и лимитирующих физическую работоспособность человека, рассматриваются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, которые исследователи часто объединяют в единую - кардиореспираторную систему. В связи с этим, особый интерес в ходе исследования вызвало изучение влияния больших физических нагрузок именно на эти физиологические системы.

Проведенный анализ динамики развития физических качеств и военноприкладных навыков у курсантов Калининградского пограничного института ФСБ России свидетельствует, что существующая система физической подготовки будущих офицеров-пограничников не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к выпускникам. Начиная с четвертого курса обучения, развитие наиболее важных физических качеств и военно-прикладных навыков, необходимых для выполнения боевых задач, либо приостанавливается, либо снижается. Недостаточно внимания уделяется развитию военно-прикладных навыков, необходимых для эффективного выполнения боевых задач в условиях горной местности, а также развитию общей и силовой выносливости. При этом необходимо учитывать, что около 30% выпускников направляются на службу в горные регионы страны.

В процессе работы был проведен опрос специалистов с целью выявления факторов, определяющих качество физической подготовки выпускников пограничного вуза к выполнению боевых задач в условиях горной местности. Результаты опроса

представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность функционирования системы специальной физической подготовки курсантов старших _______________________курсов пограничного вуза (п=37)_____________________

Значимость фактора (ранговое место) Факторы Ранговый показа- тель, %

1 Высокая степень сформированности прикладных навыков, необходимых для эффективного выполнения боевых задач в условиях горной местности 19,2

2 Высокий уровень устойчивости организма к кислородной недостаточности 18,7

3 Направленность специальной физической подготовки на развитие общей, силовой выносливости, силы, ловкости и координации движений 17,1

4 Включение военно-спортивного ориентирования в систему специальной физической подготовки 15,0

5 Формирование механизмов долговременной адаптации к физической нагрузке у курсантов 14,3

6 Использование специальных средств физической подготовки для развития эмоциональной устойчивости и быстроты переключения внимания 8,4

7 Поэтапное увеличение нагрузки на занятиях по физической подготовке 7,3

На основании выявленных факторов была разработана методика проведения специальной физической подготовки к действиям в горных условиях, а затем экспериментально проверялась ее эффективность.

Разработанная методика проведения специальной физической подготовки курсантов старших курсов пограничного вуза к выполнению боевых задач в условиях горной местности представлена на рисунке 1.

При оценке воздействия больших нагрузок на организм курсантов в процессе занятий специальной физической подготовкой для эффективных действий в горах в основном пользуются следующими критериями:

- показателями функциональных сдвигов сразу после выполнения физических упражнений;

- особенностями реакции организма на большую физическую нагрузку;

- длительностью восстановительного периода;

- качественными изменениями со стороны сердечно-сосудистой системы, возникающими в периоде восстановления и в результате длительного кумулятивного воздействия регулярно повторяемых больших нагрузок.

Оценка влияния больших физических нагрузок на организм курсантов является одним из сложных вопросов и зависит от многих факторов: характера, интенсивности и длительности физических нагрузок, состояния здоровья, степени подготовленности к перенесению нагрузок, состояния нервной системы и др.

Как показали проведенные исследования, кумулятивный эффект систематических тренировок для выполнения боевых задач в условиях горной местности с большими физическими нагрузками выражается следующими признаками:

- урежением частоты сердечных сокращений;

- уменьшением показателей систолического давления;

- улучшением показателей МПК и коэффициента выносливости.

Практическая реализация разработанной методики специальной физической

подготовки курсантов старших курсов пограничного вуза в ходе педагогического эксперимента показала высокую эффективность. Под влиянием систематических больших нагрузок произошли значительные изменения со стороны кардиореспираторной

системы (табл. 2).

Рис. 1. Методика проведения специальной физической подготовки курсантов старших курсов пограничного вуза к выполнению боевых задач в условиях горной

местности

Улучшились показатели дыхательной системы, характеризующиеся жизненной емкостью легких (ЖЕЛ), увеличение которой - это, прежде всего, повышение уровня

функциональных способностей аппарата внешнего дыхания в основном за счет применения больших физических нагрузок в ходе педагогического эксперимента.

Таблица 2

Уровень показателей функционального состояния курсантов опытных групп до и ___________________________после эксперимента (х±m)___________________________

№ п/п Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента Р

1. ЧСС в покое (уд./мин) ЭГ КГ 70,9±2,1 68,9±1,2 64,5±1,2 68,2±0,5 < 0,05

2. Систолическое АД (мм рт. ст.) ЭГ КГ 123,9±2,0 122,5±1,3 120,4±1,6 118,0±1,6 -

3. Диастолическое АД (мм рт. ст.) ЭГ КГ 70,6±1,4 70,8±1,4 69,9±1,1 70,1±0,9 -

4. ИГСТ (баллы) ЭГ КГ 81,3±2,0 82,0±2,5 94,3±2,2 87,2±1,3 < 0,05

5. КВ (усл. ед.) ЭГ КГ 12,8±0,4 13,2±0,6 12,2±0,7 13,1±0,5 < 0,05

6. КЭК (усл. ед.) ЭГ КГ 39,6±2,1 35,7±1,5 34,7±1,1 32,9±1,0 < 0,05

7. Проба Штанге (с) ЭГ КГ 63,1±4,2 63,8±4,4 т, <N -н -н О, 00 76 < 0,05

8. Проба Генча (с) ЭГ КГ 36,9±2,8 31,1±2,9 39,4±2,9 35,4±2,7 -

9. САН (баллы) ЭГ КГ 143,7±12,9 141,2±13,7 159,4±13,1 127,6±4,9 < 0,05

У курсантов ЭГ достоверно возросли показатели в беге на 3 км и подтягивании (табл. 3). Это свидетельствует о высокой эффективности разработанной методики специальной физической подготовки к выполнению боевых задач в условиях горной местности.

Таблица 3

Показатели физической подготовленности у курсантов опытных групп до и после _______________________________эксперимента (х±m)________________________________

№ п/п Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента Р

1. Сила. Подтягивание на ЭГ 12,3±0,6 17,6±0,5 < 0,05

перекладине (кол-во раз) КГ 12,6±0,5 12,9±0,9 -

2. Быстрота. ЭГ 13,6±0,2 13,3±0,1 -

Бег 100 м (с) КГ 13,6±0,1 13,5±0,2 -

3. Выносливость. ЭГ 12,37±0,32 12,02±0,28 < 0,05

Бег 3000 м (мин, с) КГ 12,36±0,29 12,28±0,27 -

ВЫВОД

Проведенное исследование показало, что разработанная методика специальной физической подготовки курсантов старших курсов пограничного вуза является важным и наиболее эффективным средством подготовки к выполнению боевых задач в условиях горной местности. Она способствует не только улучшению функционального состояния, но и повышению эффективности служебно-боевой деятельности будущих офицеров-пограничников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочкарев, В.И. Методика применения военно-спортивного ориентирования в системе физической подготовки курсантов пограничного вуза / В.И.Бочкарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 20-25.

2. Ендальцев, Б.В. Адаптация к мышечной работе - основа здоровья и работоспособности человека / Б.В. Ендальцев // Физическая подготовка к профессиональной деятельности в мирное и военное время : междунар. межвуз. сб. / под ред. проф. В. Л. Пашута / М-во обороны Рос. Федерации, Воен. ун-т МО РФ, Воен. ин-т физ. культуры.

- СПб., 2006. - С. 50-74.

3. Кузнецов, И. А. Подготовка военнослужащих к боевым действиям в условиях горно-пустынной местности : монография / И. А. Кузнецов ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2005. - 287 с.

4. Малик, А.И. Педагогическая технология интенсификации профессионального развития личности курсантов пограничного вуза / А.И.Малик // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 71-74.

5. Тындык, В.И. Организация физической подготовки курсантов пограничного вуза с использованием методики блочно-модульного обучения : учеб.-метод. пособие / В.И. Тындык ; КПИ ФСБ России. - Калининград : [б.и.], 2002. - 173 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВОВ УЧЕБНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Дмитрий Сергеевич Таракин, аспирант,

Смоленский Государственный Университет (СмолГУ)

Аннотация

В работе показано, что в обучении студентов требуется более адекватно учитывать дифференциацию мотивов, определяющих рост компетентности - стремления стать хорошим специалистом, получить прочные знания, обеспечить успешную профессиональную карьеру.

Ключевые слова: адаптация, мотивы, учебная и профессиональная деятельность, студент вуза.

THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF MOTIVES OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL WORK OF STUDENTS OF HIGH

SCHOOL

Dmitriy Sergeevich Tarakin, the post-graduate student,

Smolensk State University,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Smolensk

Abstract

The work shows, that it is necessary to more adequately take into consideration differentiation of the motives which determine the increase in competence of students and their aspiration to become good specialists, going solid knowledge and succeed in professional career.

Keywords: adaptation, motives, educational and professional work, the student of high school.

Высокие требования нового времени и меняющегося отношения общества к специалисту определяют в процессе вузовского обучения необходимость создания более эффективных условий формирования у студентов готовности к самореализации в профессиональной деятельности.

Цель исследования - изучение мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов.

Методика исследования. 16-факторный личностный опросник Кеттела, опросник СПА, методика Столина и стандартизированная беседа. Испытуемыми являлись студенты Смоленского и Орловского государственных университетов (n=200).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализировались мотивы учебно-профессиональной деятельности студентов. При этом предполагалось, что адекватная мотивация к учебной деятельности в процессе овладения профессией является необходимым и одним из определяющих усло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.