Научная статья на тему 'Технология поэтапного профессионального развития личности курсантов пограничного вуза'

Технология поэтапного профессионального развития личности курсантов пограничного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КУРСАНТЫ ПОГРАНИЧНОГО ВУЗА / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MILITARY STUDENTS OF FRONTIER UNIVERSITY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шершнев Владимир Александрович

В работе представлены результаты исследований автора по обоснованию технологии поэтапного профессионального развития личности курсантов вуза пограничных войск, психолого-педагогические условия, необходимые для реализации данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF STEP-BY-STEP PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FRONTIER UNIVERSITY MILITARY STUDENTS` PERSONALITY

The study presents the results of author's research relevant to justification of step-by-step professional development technology for military students of Frontier University, psychological and pedagogical conditions necessary for this technology implementation.

Текст научной работы на тему «Технология поэтапного профессионального развития личности курсантов пограничного вуза»

ВЫВОДЫ

Определены факторы, воздействующие на темп игры в современном профессиональном теннисе.

1. Эргономический фактор - влияние на темп игры разных по свойствам и качествам покрытий:

- средний темп ударов по мячу в теннисных матчах на быстром покрытии на 2,7 ± 0,3 уд/мин выше, чем на медленном корте;

- среднее время розыгрыша мяча в матчах на быстром покрытии на 3,0 ± 0,24 секунды короче, чем на медленном;

- среднее количество ударов в одном розыгрыше мяча на медленном покрытии на 1,8 ±0,18 удара больше, чем на быстром.

2. Биомеханический фактор, связывающий темп с полетом мяча и техникой его отражения:

- темп игры зависит от расстояния между игроками: при обмене длинными ударами у мастеров темп на 2,44 уд/мин ниже, чем при игре более короткими ударами.

- темп игры мастеров внутри корта выше, чем у второразрядников на 3,8 уд/мин, так как мастера берут мяч внутри корта сразу после отскока, сокращая расстояние и время ответа.

3. Психологический фактор.

Темп зависит от степени риска в счете:

- при отсутствии риска проигрыша очка темп мало вариативен и высок, диапазон колебаний темпа - от 25 до 27 уд/мин;

- в опасной зоне теннисного матча по сложившемуся счету темп достаточно постоянен с разбросом от 22 до 24 уд/мин;

- в очень опасной ситуации, связанной с возможностью проигрыша очка, темп имеет огромную амплитуду колебаний от 21 до 31 уд/мин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скородумова, А.П. Теннис : как добиться успеха / А.П. Скородумова ; Рос. Акад. Тенниса. - Pro-press. - М. : Физкультура и спорт, 1994. - 160 с.

2. Голенко, В. А. Школа тенниса / В. А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев. - М. : Дедалус, 2001. - 192 с.

3. Зайцева, Л. С. Биомеханические основы строения ударных действий и оптимизация технологии обучения (на примере тенниса) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Зайцева Л.С. - М., 2000. - 54 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЭТАПНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ПОГРАНИЧНОГО ВУЗА

Владимир Александрович Шершнев, кандидат педагогических наук, доцент, Калининградский пограничный институт ФСБ России

Аннотация

В работе представлены результаты исследований автора по обоснованию технологии поэтапного профессионального развития личности курсантов вуза пограничных войск, психологопедагогические условия, необходимые для реализации данной технологии.

Ключевые слова: педагогическая технология; профессиональное развитие; курсанты пограничного вуза.

THE TECHNOLOGY OF STEP-BY-STEP PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FRONTIER UNIVERSITY MILITARY STUDENTS' PERSONALITY

Vladimir Aleksandrovich Shershnev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer The Kaliningrad Boundary Institute of FSS of Russia

Annotation

The study presents the results of author’s research relevant to justification of step-by-step professional development technology for military students of Frontier University, psychological and pedagogical conditions necessary for this technology implementation.

Key words: pedagogical technology; professional development; military students of Frontier University.

В современных условиях задача формирования профессиональных качеств у офицерских кадров пограничной службы приобретает особую значимость. Качественно меняется характер требований к уровню подготовленности и профессиональной деятельности офицера-пограничника. Анализ отзывов на выпускников вузов пограничных войск свидетельствует, что многим молодым офицерам в условиях профессиональной деятельности на пограничных заставах не достает самостоятельности, инициативности, творчества в работе, психолого-педагогических знаний, умения обучать и воспитывать подчиненных, организовывать и вести войсковое хозяйство в условиях рыночной экономики, что негативно влияет на результаты их профессиональной деятельности. Поэтому формирование профессиональных качеств у курсантов пограничных вузов является важной практической задачей, которая требует научного решения.

Различные проблемы процесса формирования профессиональных качеств и его совершенствования нашли отражение в диссертационных исследованиях многих ученых (А.И. Малик, 2007; Н.Н. Маликов, 2005; В.И. Тындык, 2002 и др.). Однако анализ имеющихся данных и других исследований показал, что до настоящего времени среди ученых нет единого подхода к пониманию сущности формирования профессиональных качеств у курсантов, не разработана технология поэтапного профессионального развития личности курсанта, недостаточно разработаны критерии и показатели оценки эффективности данного процесса.

Все вышеизложенное требует поиска новых научных подходов к решению данной проблемы.

Как свидетельствует проведённое исследование, структура профессионального развития личности курсанта пограничного вуза включает в себя следующие основные блоки: блок исходных предпосылок формирования профессионализма для службы на границе, включающий в себя те свойства личности, которые во время учёбы в вузе могут изменяться, эволюционировать, развиваться или деформироваться; блок психологических особенностей профессионала, включающий в себя индивидуальные особенности личности курсанта, в том числе ценностные компоненты, профессиональную мотивацию, самооценку и уровень притязаний для освоения специальности пограничника, систему знаний, умений и навыков, способности и профессионально важные качества, а также индивидуальный стиль деятельности, активность; блок особенностей профессиональной подготовки в вузе, взаимодействия в коллективе и будущей профессиональной деятельности, включающий в себя систему обучения в вузе, динамику развития профессиональных качеств, возможности использования индивидуального стиля деятельности, контакты с коллегами, деятельность в условиях профессиональной среды.

В ходе исследования был проведён анализ около 200 отзывов на выпускников, который свидетельствует, что многие из них медленно осваивают должностные обязанности, неуверенно решают задачи по управлению своими подразделениями.

Анализ отзывов на выпускников Калининградского института ФСБ России за 2003-2008 годы показывает, что в 28% отзывов указывается на недостаточную подго-

товленность к командной деятельности, в 27% - к инженерно-эксплуатационной, в 37% - к учебно-воспитательной. Успешно выполняют свои обязанности в среднем 49% выпускников, удовлетворительно - 27%, слабо - 24%.

Наиболее часто указываются следующие недостатки: снижение уровня мотивации к службе; недостаточно высокий уровень личной профессиональной подготовленности; низкий уровень волевых, морально-деловых, организаторских и педагогических качеств; слабые навыки в проведении учебно-воспитательной работы; недостаточно развитые специальные умения.

Проведённый анализ степени подготовленности выпускников к различным видам профессиональной деятельности свидетельствует о недостаточно эффективной работе вуза. Это требует поиска средств и методов модернизации процесса обучения курсантов в пограничном вузе.

В процессе исследования определялись основные направления процесса профессионального развития личности курсантов и обосновывались психологопедагогические и организационно-педагогические условия, необходимые для более качественного профессионального роста будущих офицеров-пограничников.

Опрос различных категорий лиц свидетельствует, что основными направлениями процесса профессионального развития личности курсантов пограничного вуза являются: совершенствование психолого-педагогической диагностики абитуриентов, поступающих в вуз (1 ранговое место); повышение уровня педагогической и методической подготовленности командиров подразделений и преподавателей к реализации процесса формирования профессиональных качеств у курсантов (2 место); повышение удельного веса практических и методических занятий, объединённых в учебные модули, для формирования профессиональных качеств (3 место); совершенствование системы управления процессом профессионального развития личности курсантов (4 место); совершенствование системы анализа отзывов на выпускников в интересах поэтапного формирования профессиональных качеств (5 место); улучшение системы контроля за профессиональным развитием личности курсантов (6 место).

Проведённое исследование свидетельствует, что для качественного профессионального роста будущих офицеров-пограничников и практической реализации указанных выше направлений процесса профессионального развития личности курсантов необходимо выполнение целого ряда психолого-педагогических условий (табл. 1).

Таблица 1

Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для про-

фессионального развития личности курсантов пограничного вуза (п=71)

Значимость (место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель

1 Повышение уровня мотивации у курсантов к учёбе, а у преподавателей - к работе с курсантами 20,2

2 Совершенствование содержания и методики психологопедагогической подготовки офицеров и преподавателей вуза 18,3

3 Повышение уровня психологической подготовленности курсантов к условиям будущей служебно-боевой деятельности на пограничной заставе 16,5

4 Улучшение методов педагогической диагностики курсантов 14,0

5 Объединение работы подкомиссий по изучению моральноделовых качеств абитуриентов и группы профессиональнопсихологического отбора 13,5

6 Постоянный поиск резервов педагогической диагностики поступающих в вуз 10,7

7 Увеличение времени изучения абитуриентов, поступающих в вуз 6,8

В процессе исследования была научно обоснована и разработана педагогическая технология профессионального развития личности курсантов пограничного вуза

(рис. 1).

Педагогическая технология профессионального развития личности курсантов пограничного вуза обеспечивает систематизированное изучение, целенаправленное управление и анализ деятельности преподавателей, офицеров-командиров курсантских подразделений и курсантов в ходе формирования профессиональных качеств. Она включает в себя следующие компоненты: объект и субъект обучения воспитания; цели и задачи формирования профессиональных качеств у курсантов на каждом из этапов; основные виды деятельности педагогов и курсантов; формы, методы и средства поэтапного формирования профессиональных качеств; оценочно-корректировочную часть процесса профессионального развития личности; прямые и обратные связи между элементами процесса.

ЭТАПЫ ЦЕЛЬ ЭТАПА СОДЕРЖАНИЕ | СРЕДСТВА МЕТОДЫ

XI XI XI х^ Х^

I этап (1 курс обучения в вузе) Формирование первичных профессиональных качеств младших командиров на основе учёта индивидуальных особенностей развития личности Сочетание предметного и модульного подхода в обучении с ярко выраженной практической направленностью каждой дисциплины Традитционные средства обучения в сочетании с интерактивными Психолого-педаго-гическое наблюдение, личностный подход к приобретению профессиональных знаний, умений, навыков

II этап (2,3 курсы обучения в вузе) Развитие командирских навыков и профессиональных качеств на уровне заместителя начальника пограничной заставы Содержание обучения на интегративно-модульной основе с опорой на решение основных служебных задач офицера-пограничника, с широким использованием межпредметных связей Преимущественное применение комплексных упражнений, требующих участия всех курсантов учебной группы Наблюдение за профессиональным развитием. Применение комплексного метода развития профессиональных качеств с использованием метода тест-рейтинговой оценки

III этап (4,5 курсы обучения в вузе) Дальнейшее развитие профессиональных качеств с учётом особенностей службы на уровне начальника пограничной заставы Содержание обучения на интегративно-модульной основе с опорой на решение типовых профессиональных ситуаций, а также сложных вопросов, связанных с ведением боевых действий. Анализ ситуаций (ситуации-упражнения; ситуации-проблемы); ситуационно-ролевые игры. Дифференцировали ое прогнозирование при оценке профессиональных возможностей. Доподготовка на последнем курсе к исполнению профессиональных обязанностей начальника пограничной заставы

IV этап (первый год службы на погранично й заставе) Изучение особенностей профессионального роста выпускников во время их службы Сбор и анализ отзывов на выпускников, выявление слабых сторон их профессиональной подготовки Средства обработки, полученных из пограничных отрядов, данных Анализ результатов и внесение корректив в процесс обучения

Рис. 1. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности

курсанта пограничного вуза

Результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы в том, что, разделив процесс формирования профессиональных качеств на этапы и проведя его по определенный системе, можно существенно повысить эффективность процесса формирования профессиональных качеств у будущих офицеров, подготовив выпускника к уверенному выполнению своих должностных обязанностей.

Целенаправленное внедрение в процесс подготовки будущих офицеров-

пограничников поэтапного формирования профессиональных качеств, включающего в себя ряд педагогических мер, приводит к более интенсивному их росту. Выявлена зависимость между эффективностью процесса формирования профессиональных качеств у курсантов и временем освоения выпускниками пограничных вузов своих должностных обязанностей во время пограничной службы. Чем выше уровень сфор-мированности профессиональных качеств у курсанта, тем благоприятнее складывается служба у молодого офицера. Основным критерием сформированности профессиональных качеств у курсантов является готовность выпускников вуза выполнять свои должностные обязанности.

Как показали проведённые исследования, одним из основных путей повышения уровня профессионального развития личности курсантов является улучшение уровня психолого-педагогической подготовки постоянного состава пограничных вузов. Основными педагогическими условиями реализации данного пути являются: повышение уровня мотивации и стимулирование педагогов к улучшению своей психологопедагогической подготовки; оптимизация содержания и методики психологопедагогической подготовки офицеров; обобщение передового опыта повышения уровня психолого-педагогической подготовки; самостоятельная работа, учет и объективность в оценке достигнутых результатов в самоулучшении педагогической деятельности и др.

Профессиональное развитие личности курсантов невозможно без научного подхода к планированию и управлению развитием личности будущих офицеров. Улучшение системы управления процессом формирования профессиональных качеств у курсантов позволяет сохранять определенную структуру этого процесса, поддерживать установленный режим деятельности участников.

Технология профессионального развития личности курсантов прошла проверку в ходе педагогического эксперимента. Как свидетельствуют результаты педагогического эксперимента (табл. 2), курсанты ЭГ превосходили своих товарищей из КГ практически по всем показателям командирских, организаторских, психологических и других видов профессиональных качеств. Объективной оценкой преимущества курсантов ЭГ служили сроки ввода в строй молодых офицеров-выпускников пограничного вуза.

Таблица 2

Зависимость времени становления в должности выпускников вуза от уровня

сформированности профессиональных качеств у курсантов по годам выпуска

Эффективность профессионального становления Год выпуска из вуза

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Эффективность процесса поэтапного формирования профессиональных качеств (в %) 70 84 64 87 66 86 68 88 70 92

Количество выпускников со временем становления в должности не более 6 месяцев (в %) 65 81 61 83 62 82 63 83 66 89

По отзывам командиров пограничных отрядов, выпускники ЭГ на 18-20% быстрее по времени осваивали свои должностные обязанности по сравнению с выпускниками КГ.

ВЫВОД

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии поэтапного профессионального развития личности курсантов пограничного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малик, А.И. Педагогическая технология интенсификации профессионального развития личности курсантов пограничного вуза / А.И.Малик // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 51-54.

2. Маликов, Н.Н. Управление спортивной работой в пограничных войсках : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Маликов Н.Н. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2005. - 46 с.

3. Тындык, В.И. Блочно-модульное построение процесса физической подготовки курсантов с тест-рейтинговой оценкой физической подготовки : монография / В.И. Тындык. - Калининград : КПИ ФСБ РФ, 2002. - 124 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ВИДОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НА ПРИМЕРЕ ФЕХТОВАНИЯ НА КОЛЯСКАХ)

Гюзель Миниахметовна Юламанова, кандидат философских наук, доцент, Евгений Иванович Емельянов, Вице-президент Федерации фехтования России, заслуженный тренер Российской Федерации,

Эльвира Римовна Румянцева, доктор биологических наук, профессор, Башкирский институт физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры» (БашИФК),

Уфа

Аннотация

На основе анкетирования ведущих тренеров и спортсменов в области паралимпийского фехтования были выявлены наиболее значимые виды спортивной подготовки, определены ведущие физические качества и содержание тренировочной нагрузки для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: направленность подготовки, ведущие физические качества, качественные показатели нагрузки, фехтовальщики с поражением опорно-двигательного аппарата.

THE RESEARCH OF IMPORTANCE OF ATHLETIC TRAINING ASPECTS FOR ATHLETES WITH LOCOMOTOR DEFECTS (ON THE EXAMPLE OF FENCING

ON WHEEL CHAIRS)

Gyuzel' Miniahmetovna Yulamanova, candidate of philosophical sciences, senior lecturer,

Evgenie Ivanovich Yemelyanov, Vice-president Federation fencing of Russia, deserved trainer of the Russian Federation,

El'vira Rimovna Rumyanceva, doctor of biological science, professor,

The Bashkir Institute of Physical Training (branch) Ural State University of Physical Training,

Ufa

Annotation

On the basis of questioning of the leading coaches and athletes in sphere of Paralympic fencing the most important aspects of athletes' training have been found, lead physical qualities and content of training load for athletes with locomotor defects have been shown.

Key words: training directionality, lead physical qualities, qualitative load’s indicators, athletes with locomotor’s apparatus defects.

ВВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научные исследования в области спортивной подготовки инвалидов стали появляться сравнительно недавно, и только с 1980-х годов их количество значительно возросло. Состав спортсменов с различными заболеваниями, участвующих в эксперименте, невелик [4]. Поэтому полученные результаты необходимо интерпретировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.