Научная статья на тему 'Цели, задачи и формы ресоциализации спортсменов на этапе завершения профессиональной карьеры'

Цели, задачи и формы ресоциализации спортсменов на этапе завершения профессиональной карьеры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
577
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шихвердиев С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели, задачи и формы ресоциализации спортсменов на этапе завершения профессиональной карьеры»

более, чем в три раза - с 12% в 2003 году до 38% в 2006 году. Всё это свидетельствует о высокой эффективности разработанной технологии применения интенсивных методов тренировки в процессе физической подготовки.

Вывод: применение интенсивных методов тренировки при неизменном объёме нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вуза пограничных войск позволило значительно улучшить уровень их физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ендальцев, Б.В. Физическая подготовка военнослужащих как средство адаптации к профессиональной деятельности. / Б.В. Ендальцев. - СПб: ВИФК, 1986. - 121 с.

2. Кузнецов, И.А. Кондиционная тренировка как средство адаптации к условиям жаркого климата. / И.А. Кузнецов. - СПб.: ВИФК, 1981 - 87 с.

3. Маликов, Н.А. Физическая подготовка офицера-пограничника. / Н.А. Маликов. - М.: Академия пограничных войск, 2003. - 171 с.

4. Тындык, В.И. Блочно-модульное построение физической подготовки курсантов пограничных вузов. / В.И. Тындык. - Калининград: КПИ ФСБ РФ, 2002. - 137 с.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФОРМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОВ НА

ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

С.Н. Шихвердиев

Становление и развитие рыночных социально-экономических условий в современной России во многом по-новому ставит проблему ресоциализации спортсменов высокой квалификации, завершающих свою спортивную карьеру.

Неизбежные трудности качественного преобразования всех сфер жизни наших людей не могут не затрагивать как общество в целом, так и каждого отдельного человека.

Не является здесь исключением и бывшие спортсмены-профессионалы.

Спортсмены принадлежат к такой социальной группе, представители которой, по крайней мере, в период выступлений имеют высокий социальный статус, обладают высокими волевыми качествами, хорошо физически подготовлены. Они привыкли достигать своей цели зачастую «любой» ценой: иногда, не обращая внимания на угрозу своему здоровью, иногда, используя запрещенные приемы (допинги, подставки и т.п.). Они научились и умеют работать «до седьмого пота», но и ожидают (и получают) высокий гонорар за свой нелегкий труд.

В то же время, большой спорт в настоящее время организован так, что только перспективного (по мнению тренера) или успешно выступающего (по мнению спортивной администрации) спортсмена всячески поддерживают. Ради победы в состязаниях создана и функционирует система удовлетворения как материальных, так и нематериальных интересов спортсмена.

После ухода из большого спорта у бывших профессиональных спортсменов устоявшаяся у них система интересов, связанная с утраченным социальным статусом, не может не требовать новой реализации. И если раньше успех и слава приходили порой за считанные минуты после очередной спортив-

ной победы, то очень велик соблазн так же быстро вернуть себе былой социальный статус, участвуя в криминале. Таким образом, бывшие профессиональные спортсмены входят в состав групп риска наряду с бывшими представителями силовых структур.

В частности, наше социологическое исследование спортсменов, оставивших большой спорт, показало, что выбор видов деятельности между представителями различных видов спорта неоднороден.

Меньше половины опрошенных (42%) связали свою судьбу непосредственно со спортом (спортивная администрация - 18%, тренерская работа - 16%, спортивная медицина и спортивное судейство - по 9%). В основном это - представители командных игровых видов спорта - футбол, волейбол, хоккей, регби, а также таких видов спорта, где для победы не требуется контактное единоборство с соперником - тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, плавание, теннис и настольный теннис. Представители таких видов спорта, как борьба и бокс, есть только в спортивной администрации.

В то же время, из числа опрошенных (19%) работают в МВД и охране, причем только из бывших профессиональных боксеров и борцов. 28% опрошенных по различным причинам точно не указали свой вид деятельности. Однако 42% из этой группы составляют борцы и 16% боксеры. И если профессионалы стоят по обе стороны закона, а опрошенные не относятся к МВД, то можно предположить, что эти люди так или иначе связаны с криминалом.

В настоящее время процесс ресоциализации спортсменов высокой квалификации, завершающих свою спортивную карьеру, происходит, как правило, стихийно, хотя позитивная динамика социально-экономического развития России последних лет создает благоприятные объективные возможности для разрешения существующих здесь проблем.

Причины такого положения дел кроются, в первую очередь, в том, что практически отсутствует открытая достоверная научная информация о характере протекания данного процесса. Такая информация может быть получена в результате использования современных исследовательских социальных технологий, отражающих динамику социальной адаптации бывших профессиональных спортсменов. В частности, хорошо себя зарекомендовали такие современные исследовательские методики, как Миннесотский многомерный личностный перечень (MMPI), тесты Люшера, Айзенка, Сонди, Леонгарда, Кэттела и др.

Отсутствие информации не только не стимулирует создание системы управления этим социальным процессом, а, напротив, дезорганизует деятельность органов социального управления в направлении профилактики девиантного поведения представителей данной группы риска.

Ресоциализация бывших профессиональных спортсменов - это процесс включения индивидов в систему социальных отношений, сложившуюся в социальной общности и основанную на их интересах. Содержательно ресоциализация бывших профессиональных спортсменов представляет собой многоуровневую, многоэлементную систему социальных отношений, основной гранью которых являются интересы индивидов. Социальные общности, в которых происходит социальная адаптация бывших профессиональных спортсменов, представляют собой такую взаимосвязь индивидов, которая обусловлена общими интересами. Ресоциализация - процесс двусторонний. Адаптируются как

новые индивиды, так и те, кто уже составляет социальную общность.

Основные направления и пути оптимизации процесса ресоциализации бывших спортсменов высокой квалификации, завершающих свою спортивную карьеру, как показал теоретический и экспериментальный анализ проблемы, проведенный нами в период с 1990 по 2005 г.г., заключаются в следующем:

• в комплексной подготовке спортсмена к смене вида деятельности, включающей в себя социально-психологическую, организационную, профессиональную и правовую помощь;

• в формировании у них психологической установки на успешную социальную адаптацию;

• в реальном сопровождении ресоциализации посредством социальной защиты и социальной поддержки в вопросах: переподготовки по новой специальности, решения бытовых и материальных проблем, социальнопсихологической адаптации и др.

Решение данных задач, на наш взгляд, с необходимостью предполагает их институциализацию, которая включает в себя:

• создание информационно-аналитического центра, который мог бы создать и профессионально поддерживать базу данных профессиональных спортсменов;

• создание материально-технической базы (в том числе необходимых рабочих мест), финансовых резервов для обеспечения активного включения спортсменов в различные виды общественно полезной деятельности;

• формирование в общественном мнении адекватных ожиданий, касающихся социального статуса бывших профессиональных спортсменов.

Очевидно, что этому во многом будет способствовать реализация уже существующих и принятие новых нормативно-правовых актов РФ, позволяющих сохранить социальный статус бывших профессиональных спортсменов.

Современные информационные технологии являются предпосылкой и необходимым условием оптимизации социального управления процессом ресоциализации спортсменов-профессионалов. Применение менеджерами различного звена современных информационных технологий в управлении состоянием и развитием социальных общностей позволяет существенно снизить влияние субъективизма в ходе анализа состояния объекта управления, а также при оценке эффективности работы менеджеров; кардинально повысить оперативность выработки оптимальных решений и качество их реализации.

С позиций исследования путей оптимизации управления наиболее продуктивным является подход, который обеспечивает измерение и моделирование процесса ресоциализации бывших профессиональных спортсменов. Это предоставляет возможность сформировать и использовать методику оптимизации управления данным процессом.

Сопоставление социальных интересов в социальных общностях идет поэтапно (первичная, вторичная), в различных сферах жизнедеятельности социальной общности (социально-профессиональной, социально-политической, социально-бытовой), на различных уровнях (микро- и макро-), по внутренним аспектам (личные интересы, общественные интересы).

Процесс ресоциализации бывших профессиональных спортсменов конечен. Его результатом является изменение структуры интересов спортсменов до такого состояния, при котором будет обеспечена определенная гармонизация

между интересами личности и российского общества в целом. Решая эти задачи, общество сможет избежать того, что спортсмены-профессионалы уйдут в теневую экономику, криминал, станут жертвами «ничего неделания», превращаясь в неполноценных членов общества. Ресоциализация спортсменов необходима не только им, но и всему российскому обществу в целом.

МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ УРОКАМИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С.Ю. Щетинина

Физическая культура в общеобразовательной школе представлена как учебная дисциплина и важный базовый компонент формирования целостного развития личности учащегося. Она должна обеспечивать необходимый уровень развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, способствовать гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, творческая активность и др.

Урок физической культуры является основной формой физического воспитания в школе. Следует констатировать, что в настоящее время для многих учащихся он является и определяющей формой двигательной активности, что связано со слабой вовлеченностью основной массы детей и подростков в секционные занятия по интересам и внеклассные мероприятия, низкой посещаемостью учащимися спортивных и оздоровительных секций вне школы, отсутствием должного внимания со стороны родителей к привлечению детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, организации активного досуга ребенка в семье.

В связи с этим особый интерес представляет мониторинг удовлетворенности учащихся уроками физической культуры, их эмоционального состояния после занятий, а также анализ влияния возрастных, гендерных факторов на отношение школьников к урокам физической культуры и негативных факторов этих уроков, выступающих критериями эффективности образовательного процесса.

Следует определить понятие “удовлетворенность” и связанное с ним понятие “удовлетворение” как взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Удовлетворенность характеризует обобщенное и устойчивое отношение субъекта к чему-либо; состояние удовлетворения, испытываемого человеком, чьи потребности, желания удовлетворены, исполнены.

Удовлетворение - это эмоциональное переживание какого-то однократного события. Так, например, можно быть довольным (получить удовлетворение) тем, как учитель физкультуры провел урок сегодня, но не испытывать удовлетворенности от учебного процесса в целом, поскольку он не обеспечивает удовлетворение потребностей и достижение поставленных целей. Между тем, без удовлетворения частными моментами трудно рассчитывать на общую удовлетворенность уроками физической культуры.

Объектом нашего исследования являлись школьники северных сельских районов Хабаровского края. С целью выявления их отношения к постановке физкультурного образования в школе и к здоровому образу жизни нами про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.