на плеяд и состав корреляционных групп претерпевают дальнейшие изменения. Заметно усиливается роль провоспалительных цитокинов, возрастает удельный вес корреляций, завязанных на ИЛ-1 и ФНО.
В пределах однородных групп показаны различия в характере корреляционных плеяд у мужчин и женщин, что связано с эндокринными факторами.
Признаками сенсибилизации являются тканевые антигены и аутоантитела к ним. Они же указывают на аутоагрессию, т.е на то, что в организме спортсмена происходит усиленное разрушение определенных тканей и иммунная реакция на появляющийся тканевой материал. Сердечная патология является следствием этих процессов. В механизме аутоагресии участвуют активированные и нейтрофилы, усиливающие разрушительный эффект стресс-факторов напряжения своими продуктами - радикалами кислорода, которые они вырабатывают в повышенном количестве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Особенности адаптации нейроэндокринной системы у спортсменов высокой квалификации при подготовке к ответственным стартам / Л.В. Костина, Н.С. Дудов, Т. А. Осипова [и др.] // Вестник спортивной медицины России. - 1999. - Т. 24. - № 3. -С. 33.
2. Лебедев, К.А. Иммунная недостаточность : (выявление и лечение) / К.А. Лебедев, И. Д. Понякина. - Москва : Медицинская книга ; Н. Новгород : Издательство НГМА, 2003. - 443 с.
3. Спортивная медицина : справочное издание. - М. : Терра - Спорт, 1999. -
240 с.
4. Adlercreutz, H. Effect of training on plasma anabolic and catabolic steroid hormones and their response during physical training / H. Adlercreutz, M. Harkonen, K Kuop-pasalmi // Jnt. J. Sport. Med. - 1986. - № 7. - S. 27-28.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ЧАСТЕЙ ВВС ПВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО
ПОДХОДА
А.В. Борисов
Повышение уровня физической подготовленности офицеров является в настоящее время одной из важнейших проблем в деле поддержания высокой боевой готовности воинских частей. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что наиболее актуальным является вопрос, раскрывающий значение физической подготовки для повышения уровня работоспособности, предупреждения болезней, укрепления состояния здоровья офицеров, повышения уровня их физической подготовленности (В.В. Болотнюк, 1996; В.Н.Приходько, 2003; А.В.Кузнецов, 2004 и др.).
Особо актуальна данная проблема для офицеров радиотехнических частей -главной силы ПВО, поскольку специфика организации боевой подготовки и несения боевого дежурства значительно затрудняет проведение всех форм физической подготовки.
Кроме того, на состоянии офицеров радиотехнических подразделений, несущих боевое дежурство, отражается большая ответственность за результат выполнения боевой задачи; монотония; гиподинамия и другие факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на их организм.
Исследования, проведённые в последние годы, свидетельствует о высокой эффективности функционально-дифференцированного подхода к осуществлению физической подготовки военнослужащих (А.Э. Болотин, 2004; Б.В. Ендальцев, 2006, 2007 и др.). Суть данного подхода заключается в ориентации физической подготовки на совершенствование функциональных систем организма офицеров в зависимости от
уровня их подготовленности.
Между тем, проведённый анализ литературы, диссертационных работ, выполненных в этом направлении, свидетельствует об отсутствии научного обоснования педагогической технологии применения функционально-дифференцированного подхода к организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО. В настоящее время не нашли своего отражения в специальной и научной литературе вопросы, связанные с выявлением факторов, влияющих на эффективность применения функционально-дифференцированного подхода; обоснованием педагогической технологии применения данного подхода и педагогических условий, необходимых для повышения эффективности процесса физической подготовки данной категории офицеров и т.д.
В процессе исследования выявлялись причины низкого уровня физической подготовленности офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО, определялась сущность функционально-дифференцированного подхода.
Современное техническое оснащение командных пунктов управления, их компьютеризация предъявляют новые требования к интеллектуальным, физическим и психическим качествам офицеров радиотехнических частей ПВО.
Офицеры должны не только иметь высокий уровень развития перечисленных качеств, но и обладать большими резервами здоровья, позволяющими обеспечивать высокое качество военно-профессиональной деятельности.
Как показал анализ литературы, применение функциональнодифференцированного подхода к физической подготовке офицеров радиотехнических частей позволяет учесть:
• индивидуальные возможности физического состояния организма;
• силу воздействия физических упражнений;
• общие закономерности влияния физических нагрузок на организм офицеров с учётом их возможностей.
Функционально-дифференцированный подход к организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО предполагает изучение и учёт в процессе тренировок военнослужащих не только внешних обстоятельств воинской службы, но и индивидуальных особенностей их организма. Сущность функциональнодифференцированного подхода состоит в создании групп для тренировочных занятий, исходя из уровня физической подготовленности и функционального состояния организма, а не возрастных категорий, как это происходит в настоящее время.
Многочисленные исследования показали, что увеличению функциональных резервов организма офицеров способствует оптимальная регулярная физическая нагрузка. Физическую нагрузку необходимо подбирать индивидуально в процессе физической подготовки.
Дифференциацию групп для занятий физической подготовкой офицеров следует проводить по показателям физической готовности офицеров к военнопрофессиональной деятельности. Оценку готовности можно проводить по формуле предложенной, Б.В. Ендальцевым (2006),
И
ФП= — •Ю;
Т
где Т - время пробегания 3 км в минутах;
И - индекс упрощённого степ-теста, когда офицеры поднимались на ступеньку высотой 40 см, рассчитывался по следующей формуле:
180 •Ю И=---------;
Р + Р + Р
где Р2, Р3, Р4 - время ЧСС в секундах на второй, третьей, четвёртой минутах восстановления.
В процессе проведённого исследования была обоснована педагогическая технология применения функционально-дифференцированного подхода к организации фи-
зической подготовки офицеров, состоящая из трёх этапов (рис. 1).
изучение исходного уровня физической подго товленно С ТИ И функционального состояния организма офицеров,
-создание групп для занятий физической подготовкой на основе однородности функционального состояния физической подго товленно с ти,
-создание групп для занятий спортом на основе одинаковых (схожих) интересов,
-оценка уровня методической подго товленно с ти офицеров к проведению с амо стоят ельной физической тренировки,
-планирование физической подготовки и спорта с учетом особенностей военнопрофессиональной деятельности офицеров.
-рациональный подбор физической нагрузки в процессе проведения физической подготовки исходя из уровня функциональной дееспособности офицеров,
-повышение уровня методической подготовленности офицеров по пров еде юно самостоятельной физической тренировки,
-организация выполнения индивидуальных комплексов тренировки во время и после боевого дежурства,
-организация и проведение тренировок по спорту в составе групп по интересам; -разработка индивидуальных тренировочных заданий, направленных на с амо с ов ершенств ов ание офицеров
-оценка эффективности процесса физической подготовки офицеров;
-сравнение полученных результатов в улучшении физического состояния офицеров с планируемыми,
-внесение корректив в индивидуальные тренировочные программы.
Мониторинг функционального состояния и физической подготовленности каждого офицера
Рис. 1. Педагогическая технология применения функционально-дифференцированного подхода организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС
ПВО
Проведённый опрос респондентов, в котором участвовало 87 человек, позволил выявить основные факторы, определяющие высокую эффективность применения функционально-дифференцированного подхода к организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ПВО (таблица 1).
Как показали проведённые исследования, для практической реализации представленной технологии необходимо выполнение целого ряда педагогических условий. С целью определения этих условий проводилось их ранжирование. Всего к исследованию привлекалось 87 человек. Респондентам предлагалось проранжировать педагогические условия по степени значимости. Результаты ранжирования представлены в таблице 2.
Таблица 1
Факторы, определяющие высокую эффективность процесса физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО на основе ______ функционально-дифференцированного подхода (п=87)_________
Значимость (ранговое место) Факторы, определяющие высокую эффективность процесса физической подготовки офицеров Ранговый показатель (в %)
1 Индивидуальный высокий уровень физической подготовленности и функционального состояния офицеров 27,7
2 Рациональный подбор физической нагрузки, исходя из уровня физической подготовленности и функционального состояния офицеров 17,2
3 Степень физкультурно-спортивной активности 15,3
4 Мотивация к систематическим занятиям физической подготовкой и спортом 12,1
5 Индивидуальный уровень образованности офицеров в вопросах проведения самостоятельной физической тренировки 10,0
6 Ориентация каждого офицера на здоровый образ жизни, борьбу с вредными привычками 9,5
7 Умелое сочетание всех форм физической подготовки 8.3
Таблица 2
Педагогические условия, необходимые для качественной реализации функционально-дифференцированного подхода к организации физической _____подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО (п=87)___
Значи- мость (ранговое место) Педагогические условия, необходимые для качественной реализации функционально-дифференцированного подхода к физической подготовке офицеров Ранговый показатель (в %)
1 Учёт индивидуальных показателей функционального состояния и физической подготовленности офицеров 21,1
2 Дифференциация групп для проведения учебных занятий по показателям функционального состояния организма и физической подготовленности офицеров 17,0
3 Создание групп для занятий спортом с учётом индивидуальных интересов офицеров 14,3
4 Постоянное развитие учебно-материальной базы в сфере спорта, как на местах дежурств, так и в военных городках 12,0
5 Организация работы постоянно действующего учебно-методического комплекса по обучению офицеров методике проведения самостоятельной физической тренировки 9.2
6 Оптимизация планирования физической подготовки офицеров с учётом возросшей интенсивности военно-профессиональной деятельности 8,0
7 Создание здорового морально-психологического климата в группах занимающихся офицеров 7,1
8 Наличие системы мониторинга уровня физической подготовленности и функционального состояния каждого офицера 6,1
9 Информационно-техническое обеспечение, создание компьютерной базы данных об уровне физической подготовленности каждого офицера 5,2
Эффективность разработанной технологии проверялась в ходе педагогического эксперимента.
Результаты проведённого педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии применения функ-
ционально-дифференцированного подхода в процессе физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО. Показатели функционального состояния и физической подготовленности в экспериментальной группе были достоверно выше, чем в контрольной.
Офицеры, прошедшие обучение по индивидуальному образовательному информационному комплексу, показали более высокие результаты в знании методики проведения самостоятельной физической тренировки. Уровень компетентности по данному вопросу в экспериментальной группе (ЭГ) был оценен в 3,08 балла - в начале эксперимента и 4,45 - в конце, а в контрольной группе (КГ) - 3,09 и 3,87 балла, соответственно.
Таким образом, проведённое исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической технологии организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО с использованием функционально-дифференцированного подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Сущность функционально-дифференцированного подхода к проведению физической подготовки с военнослужащими // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава института / Воен. ин-т физ. культуры . - СПб., 2004. - С. 7-12.
2. Болотнюк, В.В. Комплексы физических упражнений для офицеров, несущих боевое дежурство : учеб.-метод. пособие / В.В. Болотнюк ; Воен. ин-т физ. культуры. -СПб. : [б.и.], 1996. - 78 с.
3. Ендальцев, Б.В. Адаптация к мышечной работе - основа здоровья и работоспособности человека // Физическая подготовка к профессиональной деятельности в мирное и военное время : международ. межвузовский сб. / под ред. проф. В. Л. Пашута ; МО РФ, Военный университет МО РФ, ВИФК. - СПб., 2006. - С. 50 - 74.
4. Ендальцев, Б.В. Физическая готовность людей к трудовой деятельности и способы её оценки // Медико-биологические и психологические аспекты физической культуры и спорта : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 60-летию каф. медико-биол. дисциплин ВИФК и 170-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта / МО России, ВИФК. - СПб., 2007. - С. 59 - 63.
5. Кузнецов, А.В. Физическая подготовка офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО : учеб.- метод. пособие / А.В. Кузнецов. - Ярославль : ЯрЗРИ, 2004. - 117 с.
6. Приходько, В.Н. Управление самостоятельной физической тренировкой офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО : учеб.-метод. пособие / В.Н. Приходько. - Ярославль : ЯрЗРИ, 2003. - 127 с.
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ БАЗОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СУДЕЙ НАЧАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ В ФУТБОЛЕ
А.Д. Будогосский, Е.А. Турбин
ПРОБЛЕМА
В судействе, как и в любом другом виде деятельности, возможны различные ошибки, связанные с недостаточной квалификацией судей, отсутствием единства в понимании философии и механики судейства, правил игры, различным владением практическими навыками. При этом следует учитывать критическое отношение к арбитрам со стороны зрителей, некорректные оценки судейства в средствах массовой информации, официальными лицами и, конечно же, игроками команд. Совершенно очевидно, что в настоящее время в связи с прогрессом развития футбола, с изменениями в Правилах игры необходимо повышать качество подготовки футбольных су-