Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости внедрения единой базовой образовательной программы по подготовке судей начальной категории в футболе'

К вопросу о необходимости внедрения единой базовой образовательной программы по подготовке судей начальной категории в футболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будогосский А. Д., Турбин Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости внедрения единой базовой образовательной программы по подготовке судей начальной категории в футболе»

ционально-дифференцированного подхода в процессе физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО. Показатели функционального состояния и физической подготовленности в экспериментальной группе были достоверно выше, чем в контрольной.

Офицеры, прошедшие обучение по индивидуальному образовательному информационному комплексу, показали более высокие результаты в знании методики проведения самостоятельной физической тренировки. Уровень компетентности по данному вопросу в экспериментальной группе (ЭГ) был оценен в 3,08 балла - в начале эксперимента и 4,45 - в конце, а в контрольной группе (КГ) - 3,09 и 3,87 балла, соответственно.

Таким образом, проведённое исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической технологии организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО с использованием функционально-дифференцированного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Сущность функционально-дифференцированного подхода к проведению физической подготовки с военнослужащими // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава института / Воен. ин-т физ. культуры . - СПб., 2004. - С. 7-12.

2. Болотнюк, В.В. Комплексы физических упражнений для офицеров, несущих боевое дежурство : учеб.-метод. пособие / В.В. Болотнюк ; Воен. ин-т физ. культуры. -СПб. : [б.и.], 1996. - 78 с.

3. Ендальцев, Б.В. Адаптация к мышечной работе - основа здоровья и работоспособности человека // Физическая подготовка к профессиональной деятельности в мирное и военное время : международ. межвузовский сб. / под ред. проф. В. Л. Пашута ; МО РФ, Военный университет МО РФ, ВИФК. - СПб., 2006. - С. 50 - 74.

4. Ендальцев, Б.В. Физическая готовность людей к трудовой деятельности и способы её оценки // Медико-биологические и психологические аспекты физической культуры и спорта : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 60-летию каф. медико-биол. дисциплин ВИФК и 170-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта / МО России, ВИФК. - СПб., 2007. - С. 59 - 63.

5. Кузнецов, А.В. Физическая подготовка офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО : учеб.- метод. пособие / А.В. Кузнецов. - Ярославль : ЯрЗРИ, 2004. - 117 с.

6. Приходько, В.Н. Управление самостоятельной физической тренировкой офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО : учеб.-метод. пособие / В.Н. Приходько. - Ярославль : ЯрЗРИ, 2003. - 127 с.

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ БАЗОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СУДЕЙ НАЧАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ В ФУТБОЛЕ

А.Д. Будогосский, Е.А. Турбин

ПРОБЛЕМА

В судействе, как и в любом другом виде деятельности, возможны различные ошибки, связанные с недостаточной квалификацией судей, отсутствием единства в понимании философии и механики судейства, правил игры, различным владением практическими навыками. При этом следует учитывать критическое отношение к арбитрам со стороны зрителей, некорректные оценки судейства в средствах массовой информации, официальными лицами и, конечно же, игроками команд. Совершенно очевидно, что в настоящее время в связи с прогрессом развития футбола, с изменениями в Правилах игры необходимо повышать качество подготовки футбольных су-

дей, уровень квалификации которых должен соответствовать уровню футбола.

Однако система подготовки судейских кадров находится в зачаточном состоянии, не развивается столь динамично, как сам футбол.

Развитие футбола как вида спорта в мире и в нашей стране привело к возникновению противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовленности судей, и реальными их возможностями осуществлять данный вид деятельности. Основной причиной возникновения данного противоречия является устаревшая система подготовки спортивных судей, вообще, и по футболу, в частности, которая на протяжении многих лет остается практически неизменной.

Отсутствие отлаженной системы профессионального отбора, использование упрощенного учебного плана, содержание которого ориентировано только на приобретение знаний, касающихся правил судейства - все указывает на имеющую место проблему в подготовке кадров для института футбольных арбитров.

В связи с этим задачей нашего исследования явилась разработка, экспериментальное обоснование и внедрение базовой образовательной программы подготовки судей начальной категории по футболу на территории Российской Федерации.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследованиях приняло участие 420 начинающих арбитров из г. Москвы, Южного Федерального Округа (ЮФО), МРО ФФ «Сибирь», МРО ФФ «Урал и Западная Сибирь», МРО ФФ «Приволжье».

Экспертную оценку деятельности начинающих арбитров осуществляла бригада в количестве 18 человек, среди которых: педагог, психолог, врач, 4 арбитра ФИФА, 4 ассистента арбитра ФИФА и 7 арбитров всесоюзной и национальной категорий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе был проведен сравнительный анализ результатов тестирования и экспертной оценки в контрольной группе (регион), обучающейся по традиционной методике, и экспериментальной (г. Москва), где внедрялась разработанная программа базовой профессиональной подготовки судей начальной категории. На рис. 1. представлена диаграмма, демонстрирующая динамику соотношения ошибок, допущенных начинающими арбитрами по всем разделам подготовки в начале эксперимента.

□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа

Рис.1. Количественное соотношение ошибок, допущенных обследуемыми в контрольной и экспериментальной группах в начале эксперимента

Обозначения:

1. Понимание сущности игры духа и буквы правил. 2. Обоснованность и последовательность решений. 3. Правильность трактовки единоборств. 4. Решения по т.н. «мелкому» фолу, скрытым нарушениям. 5. Целесообразность и эффективность применения принципа преимущества для продолжения перспективной атаки. 6. Методическая обученность арбитр. 7. Выбор тактики судейства в зависимости от характера и атмосферы игры. 8. Позиция судьи, в т.ч. при стандартных ситуациях, перемещение на поле, «чтение» игры. 9. Использование диагональной системы судейства (короткая, длинная, «широкая», «ветвистая» диагональ, осевое перемещение). 10. Внимание к деталям. 11. Физическая подготовка, выносливость, двигательная активность, техника перемещения. 12. Логика, продуманность и направленность системы движения как основа методики судейства. 13. Выбор способов и методов перемещения при контроле игровых ситуаций 14. Внешний вид. 15. Борьба с грубостью и недисциплинированным поведением игроков. 16. Своевременность, обоснованность и убедительность применения дисциплинарных санкций. 17. Манера вынесения наказаний. 18. Профилактика дисциплинарных нарушений, педагогические приемы. 19. Реакция и действия на недисциплинированное, недостойное поведение официальных лиц в отношении судей, участников матча, зрителей. 20. Своевременность и последовательность принятия управленческих решений. 21. Коммуникация, характер контактов и взаимоотношений с участниками матча, манера поведения, имидж судьи. 22. Использование языка тела, жестов, сигналов. 23. Авторитетность действий, психологическая устойчивость. Доверие игроков к арбитру. 24. Преодоление трудностей, предвидение, упреждение ситуаций, чреватых конфликтами. 25. Личностные качества: мужество, твердость, решительность, уверенность, непоколебимость, концентрация и собранность.

Как видно из диаграммы, в начале эксперимента наиболее существенной разницы в ошибках не наблюдается ( Р < 0,05). Так, например, в разделе «Применение и трактовка Правил игры» имеются различия как с незначительным преимуществом одной из групп над другой, так и наоборот. Подобная тенденция просматривается и в последующих аспектах подготовленности испытуемых. Это является свидетельством того, что данные группы по своему составу являются однородными. После того, когда обследуемые оказались под воздействием различных обучающих программ, динамика допускаемых ошибок в группах существенным образом изменилась и стала практически однонаправленной. В контрольной группе наблюдается значительно большее количество ошибок, касающихся практически всех разделов подготовленности арбитров, что подтверждается показателями, представленными в диаграмме на рис.2.

Т

ПИП

Г11Г111

\ 1, <Ъ ^ <э <о А, "ЬЧ.ф^^ф^фф^фф^^фф^ф □ Контрольная группа □ Экспериментальная группа

Рис. 2. Количественное соотношение ошибок, допущенных обследуемыми в контрольной и экспериментальной группах после окончания эксперимента

Как следует из рисунка, наиболее существенные различия выявлены в результатах оценки методической обученности испытуемых (около 30%); понимании сущности игры, обоснованности и последовательности принимаемых решений, правильности трактовки единоборств (15%-25%); позиции судьи на поле (20%); своевременного применения санкций и манеры их вынесения (15%). Таким образом, по 16 позициям из

10

7

6

5

4

3

2

0

25 в экспериментальной группе имеются более существенные сдвиги в положительную сторону, что в полной мере позволяет говорить об эффективности применяемой обучающей программы.

На третьем этапе исследования в период 2005-2007 г.г. базовая обучающая программа по подготовке судей начальной категории внедрялась в региональные коллегии МРО ФФ «Южный Федеральный Округ», «Приволжье», «Урал и Западная Сибирь», «Сибирь», «Черноземье». Проведение данного исследования было вызвано необходимостью выявления причины, в результате которой молодые арбитры из регионов на учебно-тренировочных сборах перспективных судей демонстрируют в большей своей степени невысокий уровень профессиональной готовности в сравнении с арбитрами из г. Москвы. Это обстоятельство позволило провести тщательное обследование судей начальной категории в выше названных коллегиях. Результаты первичного обследования представлены на рис. 3.

Из представленной на рисунке 3 диаграммы видно, что подготовка в регионах ведется без какой-либо системы, отсутствует единообразие в содержании учебного материала, что приводит к весьма существенным различиям в уровнях подготовленности судейских кадров.

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

12%

%

5,30%

очень хорошая

62%

56,10%

55,80%

46,30'

7,90'

1,40%

3,30%

20%

хорош ая

удовлетворительная

□ СФФ ЮФО

□ МОО ФФ «Урал и Западная Сибирь»

6%4,60% 5,30% 1,90'

Не очень удовлетворительная

□ СФФ «Сибирь»

□ МРО ФФ «Приволжье»

Рис. 3. Уровень профессиональной подготовленности начинающих арбитров в регионах до начала внедрения обучающей программы

Такая неблагоприятная ситуация негативно сказывается на их профессиональном росте и не создает должной конкуренции арбитрам из столичных городов. В ходе внедрения новой образовательной программы удалось скорректировать подготовку молодых арбитров таким образом, что их учебно-тренировочный процесс строился по единому плану, где содержание материала и методика преподавания носили единообразный характер. Результаты педагогического воздействия базовой образовательной программы по завершению исследования представлены на рисунке 4.

Представленные на рис. 4 данные свидетельствуют о том, что под воздействием инновационной программы удалось в значительной степени сблизить уровни подготовленности молодых арбитров и избежать существенных различий (Р 0,05%). Полученные в ходе эксперимента данные позволяют сделать заключение о необходимости выработки единого образовательного стандарта в отношении профессиональной подготовки судей начальных категорий с тем, чтобы таким образом нивелировать их ба-

зовую подготовку в независимости от места проживания.

40%

30%

20%- 1Ь,30%40%

13у%Ъ0%

10% -— \ _ —

0%

очень хорошая

хорошая

удовлетворительная

"в%

4 60% 5,00%

гт

Не очень удовлетворительная

□ ОФФ ЮФО □ ОФФ «Сибирь» □ МОО ФФ «Урал и Западная Сибирь» □ МРО ФФ «Гриволжье»

Рис. 4. Уровень профессиональной подготовленности начинающих арбитров в регионах после внедрения обучающей программы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема выделения одаренных молодых арбитров для обслуживания матчей нелюбительских команд становится все более актуальной. Ее успешное решение на научной основе должно способствовать созданию здоровой конкуренции с целью повышения качества арбитража. Изучение этой проблемы свидетельствует о том, что в настоящее время подготовка судей начальных категорий не носит целенаправленный комплексный характер, отсюда - все еще неудовлетворительное состояние организации учебного процесса молодых перспективных арбитров.

Нам представляется, что предлагаемые традиционные программы обучения начинающих арбитров по своему содержанию не отвечают современным требованиям развития футбола. Чаще всего они направлены на детальное изучение Правил игры и совершенно не ориентированы на обучение занимающихся способности применять полученные теоретические знания в условиях практической деятельности. Такой подход в значительной степени снижает эффективность обучающих программ, ведет к заведомо возникающему противоречию между наличием знания и умением это знание правильно применить.

На наш взгляд, организация учебного процесса для начинающих арбитров представляет собой специфическую форму индивидуального приложения духовных и физических сил. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования, характеризуется соответствующими целями и мотивами. Каждый начинающий судья должен знать, что делать на поле, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. В процессе освоения учебного материала молодые арбитры должны не только механически усваивать знания, умения, навыки, но и учиться ставить перед собой задачи по их применению в практической деятельности, контролировать и оценивать свои действия. Второй особенностью учебного процесса для начинающих арбитров является организация обучения таким образом, чтобы содержание материала и использованные методы являлись развивающими. Иначе говоря, обучение должно носить опережающий характер. Третьей важнейшей особенностью является то обстоятельство, что усвоение знаний и овладение умениями и навыками их применения может проходить и в результате самостоятельного поиска путем решения

60%

50,40%

50%

каких-либо познавательных задач с обязательной коррекцией до уровня их оптимальности со стороны судьи-квалификатора. Такой подход самих субъектов учебной деятельности становится основополагающим элементом процесса обучения. В этом случае обучение судей начальных категорий с самого начала будет направлено на развитие индивидуальности. По нашему убеждению, создание надлежащих условий для формирования у молодых арбитров опыта полноценной учебно-тренировочной деятельности, содержанием которой является целенаправленное обучение умению успешно переносить свои теоретические знания в плоскость практической работы, будет находиться в русле решения главных задач, поставленных перед организациями, занимающимися подготовкой молодых судейских кадров. Разработанная и апробированная нами инновационная образовательная программа подготовки судей начальных категорий в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к организации учебно-тренировочного процесса. Эффективность ее применения подтверждена результатами многолетней исследовательской работы в различных регионах Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

1. Результаты проведенного исследования показали высокую эффективность и надежность разработанной базовой образовательной программы подготовки судей начальных категорий, дифференцированный характер целенаправленной реализации которой способствует:

• значительному повышению уровня методической оснащенности молодых арбитров на основе применения инновационных методик;

• достоверному снижению количества совершаемых ошибок в экспериментальной группе. Общий процент ошибок существенно меньше (от 15% до 25%) в зависимости от раздела подготовки.

2. Выявлено, что внедрение базовой образовательной программы в регионах приводит к тому, что уровень подготовленности молодых арбитров на периферии существенным образом не отличается от уровня арбитров, получивших начальное образование в г. Москве. Такой подход в значительной степени создаст равные условия для дальнейшего совершенствования в судействе и создаст высокий уровень конкуренции в среде квалифицированных арбитров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будогосский, А. Д. Проблемы взаимоотношения судьи с участниками матча и ее взаимосвязь с качеством арбитража в футболе / А. Д. Будогосский // Теория и практика футбола. - 2004. - № 1. - С. 6 - 20.

2. Будогосский, А. Д. Путеводитель по первой общероссийской обучающей базовой программе : учебное пособие / А.Д. Будогосский, А.Н. Спирин, Е.А. Турбин. -М. : «Центр - «Футбольный арбитр», 2005. - 84 с.

3. Спирин, А.Н. Концепция основных направлений работы по развитию и совершенствованию судейства соревнований по футболу команд нелюбительских футбольных клубов РФ / А.Н. Спирин, А.Д. Будогосский. - М. : РФС, 2001. - 42 с.

4. Спирин, А.Н. Судейство : взгляд на проблему / А.Н. Спирин, А.Д. Будогосский. - М. : «Центр - «Футбольный арбитр», 2003. - 273 с.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ

М. С Данилейко

В представленном исследовании изучаются особенности влияния занятий физической рекреацией на физическое и психическое состояние детей, а также индивидуально-психические особенности занимающихся различными видами физической рек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.