Научная статья на тему 'Особенности организации работы наставников в центрах (школах, академиях) подготовки футбольных арбитров начальных категорий'

Особенности организации работы наставников в центрах (школах, академиях) подготовки футбольных арбитров начальных категорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛЬНЫЙ АРБИТР / НАЧАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЦЕНТР (ШКОЛА / АКАДЕМИЯ) / ПРОГРАММА "ТАЛАНТЫ И НАСТАВНИКИ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будогосский Андрей Дмитриевич

В статье рассматриваются особенности и результаты применения специально разработанных программ «Таланты и наставники», регламентирующих деятельность наставников в процессе подготовки футбольных арбитров начальных категорий в специализированных центрах (школах, академиях). Дефиниция «организация работы наставников» рассматривается авторами как регламентированная программно-директивным документом деятельность менторов-классификаторов в центрах (школах, академиях) подготовки футбольных арбитров». В рамках исследования обоснована эффективность вариантов программы «Таланты и наставники», предусматривающей «индивидуально-коллективную» или «комбинированную» формы взаимодействия ментораклассификатора с обучаемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будогосский Андрей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of youth football referee tutors’ practice in the system of schools and training centers in the regions of Russia

The article considers the features and results of the application of specially developed “Talents and tutors” programs. These programs regulate tutorship activities while training of the initial category football referees in specialized centers (schools, academies). The definition "organization of the tutors’ practice" is considered by the authors as activity being regulated under the program document for the mentors-classifiers in the centers (schools, academies) of training of the football referees ". Within the framework of the research, the effectiveness of the variants of the program "Talents and Mentors" is substantiated. The program provides the "individually-collective" or "combined" forms of interaction between the mentor-classifier and the trainee.

Текст научной работы на тему «Особенности организации работы наставников в центрах (школах, академиях) подготовки футбольных арбитров начальных категорий»

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14.

2. Болотин, А.Э. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, А.В. Петренко // Научное мнение. - 2015. - № 4-2. - С. 102-108.

3. Руденко, Г.В. Организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО / Г.В. Руденко, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7 - С.97-99.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E., Borisov, A.V. and Skripachev, S.A. (2014), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense with application of rationing of a training load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 11-14.

2. Bolotin, A.E., Zyukin, A.V. and Petrenko, A.V. (2015), "Score of the significance of military and application-oriented skills for the decision of fighting tasks staff of subdividing of a special purpose, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Scientific opinion, No. 4-2, pp. 102-108.

3. Rudenko, G.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Organizational and pedagogical conditions necessary for introduction of the GTO new complex", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 97-99.

Контактная информация: bondin_PY@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.07.2018

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАСТАВНИКОВ В ЦЕНТРАХ (ШКОЛАХ, АКАДЕМИЯХ) ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛЬНЫХ АРБИТРОВ НАЧАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

Андрей Дмитриевич Будогосский, кандидат педагогических наук, Почетный

спортивный судья России, Почетный судья по футболу, судья Всесоюзной и Всероссийской категории, президент, «Центр - «Футбольный арбитр», Москва

Аннотация

В статье рассматриваются особенности и результаты применения специально разработанных программ «Таланты и наставники», регламентирующих деятельность наставников в процессе подготовки футбольных арбитров начальных категорий в специализированных центрах (школах, академиях). Дефиниция «организация работы наставников» рассматривается авторами как регламентированная программно-директивным документом деятельность менторов-классификаторов в центрах (школах, академиях) подготовки футбольных арбитров». В рамках исследования обоснована эффективность вариантов программы «Таланты и наставники», предусматривающей «индивидуально-коллективную» или «комбинированную» формы взаимодействия ментора- классификатора с обучаемым.

Ключевые слова: футбольный арбитр, начальная категория, наставничество, организация, специализированный центр (школа, академия), программа «Таланты и наставники».

FEATURES OF YOUTH FOOTBALL REFEREE TUTORS' PRACTICE IN THE SYSTEM OF SCHOOLS AND TRAINING CENTERS IN THE REGIONS OF RUSSIA

Andrey Dmitrievich Budogossky, the candidate of pedagogic sciences, Honored sport referee of Russia, Honored football referee, Referee of All-Union category (USSR), president, All-Russian Association "Center - "Football referee", Moscow

Annotation

The article considers the features and results of the application of specially developed "Talents and tutors" programs. These programs regulate tutorship activities while training of the initial category football

referees in specialized centers (schools, academies). The definition "organization of the tutors' practice" is considered by the authors as activity being regulated under the program document for the mentors-classifiers in the centers (schools, academies) of training of the football referees ". Within the framework of the research, the effectiveness of the variants of the program "Talents and Mentors" is substantiated. The program provides the "individually-collective" or "combined" forms of interaction between the mentor-classifier and the trainee.

Keywords: football referee, initial category, tutorship, organization, specialized center (school, academy) "Talents and Tutors" program.

Наставничество является определенным видом индивидуального обучения, когда более опытный коллега оказывает консультативную помощь обучаемому в процессе его профессионального становления [5]. Результатом подобного взаимодействия является формирование и совершенствование профессиональных компетенций у обучаемых в процессе системной планомерной работы, основанной на определенных дидактических принципах [5].

Известно, что в системе футбольного арбитража наставничество осуществляется при общении опытного, квалифицированного арбитра с начинающим коллегой, руководителя судейской структуры с находящимися в его компетенции арбитрами, инспектора (судейского обозревателя) с арбитром во время подготовки к проведению игры и обсуждения результатов работы последнего. Однако указанные варианты наставничества недостаточно эффективны, так как не носят системный характер, и по сути являются однократным осуществлением индивидуального подхода к профессиональной подготовке арбитров. Характер контактов инспектора матча с арбитром вообще случаен, зависит от получения назначения на игру и более того, нацелен на исключение повторяемости встречи судейского обозревателя с одним и тем же рефери в течение, как минимум, одного круга соревнований. Наставничество также осуществляется в центрах (школах, академиях) подготовки футбольных арбитров начальных категорий [1, 2, 3, 4].

Однако существующие организационные, методические и содержательные недостатки различных форм наставничества негативно отражаются на формировании профессиональных компетенций футбольных арбитров начальных категорий и повышении их квалификации на последующих этапах профессиональной деятельности.

По нашему мнению, основанному на многолетнем опыте работы в общероссийской ассоциации общественных объединений «Центр - «Футбольный арбитр» в специализированных центрах, школах и академиях подготовки арбитров начальных категорий, имеющих соответствующую организационно-методическую и материальную базу, штат квалифицированных преподавателей, процесс наставничества должен регламентироваться единым нормативно-правовым документом - инновационной учебной программой «Таланты и наставники». Данная программа определяет определяющий цели, задачи, направленность и содержание учебного процесса на основе профессионально ориентированной педагогической технологии, требования к менторам- классификаторам.

Специалистами «Центра - «Футбольный арбитр» во взаимодействии с Московской городской коллегией судей по футболу (МГКС), Коллегией футбольных арбитров России (КФА) в соответствии с концептуальными положениями профессионально-ориентированной технологии [4] была разработана учебной программа наставничества «Таланты и наставники», включающая четыре варианта учебного процесса для различных уровней подготовки арбитров начальных категорий. Данная программа определяет цели, задачи, направленность и содержание учебного процесса, требования к менторам- классификаторам [3, 4]. Цель программы «Таланты и наставники» - отбор слушателей специализированных учебных заведений (центр, школа, академия) для их целенаправленной подготовки к профессиональной деятельности на определенном уровне футбольного арбитража.

Основные задачи программы «Таланты и наставники»:

- оценка уровня специальных теоретических знаний и практических навыков обучаемых;

- определение состава учебных групп для подготовки к определенным уровням арбитража;

- обучение современным методикам судейства соревнований;

- воспитание необходимых личностных качеств;

- оказание помощи в приобретении профессиональных знаний и навыков;

- формирование навыков практического судейства соревнований различного уровня;

- стимулирование мотивации к повышению уровня профессиональных компетенций и статуса;

- определение профессиональной перспективы обучаемых для их после дующего выдвижения в рекомендательные списки арбитров соревнований более высокого уровня, включая соревнования профессиональных команд.

Отличительной особенностью работы менторов-квалификаторов по программе «Таланты и наставники» является выбор прогнозируемого уровня арбитража для каждого слушателя центра (школы, академии) и зачисление в соответствующую учебную группу в зависимости от теоретической подготовленности и практических навыков, мотивации и отношения к учебному процессу. В соответствии с требованиями программы, за каждой учебной группой закрепляются менторы-классификаторы. Количество обучаемых в учебной группе может изменяться в случае необходимости оперативно реагировать на различные ситуации, связанные с динамикой успеваемости, отношением к учебному процессу, профессиональной перспективностью.

Направленность и содержание вариантов программы «Таланты и наставники» ориентированы на пять уровней футбольного арбитража:

- уровень «А» Группа «Таланты и наставники-1» - арбитры, имеющие перспективу в качестве главных судей Премьер-Лиги;

- уровень «В» Группа «Таланты и наставники-2» - арбитры, имеющие перспективу в качестве ассистентов судей Премьер-Лиги, первого дивизиона;

- уровень «С» Группа «Таланты и наставники-3» - арбитры, имеющие перспективу в качестве главных судей первого дивизиона;

- уровень «Б» Группа «Молодая перспектива» - молодые по возрасту и стажу арбитры, проводящие соревнования любительского уровня, имеющие отчетливую перспективу дальнейшего роста для привлечения к соревнованиям нелюбительских футбольных клубов второго дивизиона;

- группа «Е» Молодежная группа 16-20 лет (базовая группа молодых по возрасту арбитров, обладающих потенциалом для дальнейшего профессионального роста и совершенствования).

В разделе программы, посвященном менторам-классификаторам, изложены требования к этой категории специалистов: «...Менторы- классификаторы, как правило, отбираются из числа наиболее профессионально подготовленных арбитров (бывших и действующих), входящих (либо входивших) в лист ФИФА, всесоюзной, всероссийской, республиканской категории, имеющих достаточный опыт судейства соревнований команд Премьер-Лиги в качестве судей или ассистентов судьи, а также квалифицированных главных судей первого дивизиона (первой лиги). Ментор должен обладать необходимыми педагогическими навыками, быть хорошим квалификатором, умеющим анализировать степень подготовки слушателя, определить его перспективность, способствовать формированию у арбитра высоких личностных качеств...».

Программа предусматривает «индивидуально-коллективную» или «комбинированную» формы взаимодействия ментора-классификатора с обучаемым, возможность участия в процессе обучения нескольких менторов-классификаторов.

В Программе представлены специально разработанные документы: «Квалификационный отчет ментора-классификатора», «Дневник участника программы» (для

обучаемого), «Дополнительная информация ментора-квалификатора по просматриваемому судье», «Рапорт самоанализа участника программы» (для рефери). Эти документы предоставляют ментору-классификатору информацию, позволяющую объективно оценить ряд важных профессиональных качеств обучаемого, оценить динамику его теоретической и практической подготовленности, мотивации.

В течение 2007-2009 гг. по программе «Таланты и наставники» производилась подготовка 203 слушателей специализированного учебного заведения «Центр - «Футбольный арбитр». Обязательны условием работы менторов-квалификаторов было подведение промежуточных итогов с периодичностью двух раз в год. Такое мероприятие, на котором анализировалась деятельность каждого обучаемого руководством Центра, куратором соответствующей учебной группы и ее менторов- классификаторов существенно повышало эффективность наставничества.

Эффективность вариантов программы «Таланты и наставники» отражают данные о 43,3% выпускников Центра в 2007-2009 гг., зачисленных в рекомендательные списки арбитров профессионального футбола в 2016 году (таблица 1).

Таблица 1 - Участники программы «Таланты и наставники», зачисленные в рекомендательные списки арбитров профессионального футбола___

Группа, перспектива Кол-во участников Получили рекомендацию в % к числу участников

Группа «А», судья Премьер Лиги 8 5 62,5

Группа «В», ассистент судьи профессионального футбола 24 17* 70,8

из них: ассистент судьи Премьер-Лиги 24 7 29,2

Группа «С», судьи профессионального футбола 11 11* 100,0

из них: судья первого дивизиона 11 5 45,4

Группа «Б» судьи и ассистенты судей второго дивизиона 12 8 66,7

Группа «Г» судьи и ассистенты судей второго дивизиона 7 4 57,1%

* Примечание: рекомендация на более высокий уровень.

Дефиниция «организация работы наставников» рассматривается нами как регламентированная программно-директивным документом деятельность менторов-классификаторов в центрах (школах, академиях) подготовки футбольных арбитров». Как следует из приведенных выше данных, особенности организация работы наставников в соответствии с концептуальными положениями и требованиями программы «Таланты и наставники» являются важным условием повышения эффективности отбора и подготовки футбольных арбитров начальных категорий для прогнозируемого уровня их профессиональной деятельности. Положительный опыт организации работы наставников по программе «Таланты и наставники» целесообразно использовать межрегиональными судейскими структурами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития судейства и инспектирования в Российской Федерации на 2013-2020 гг. - М. : РФС, 2013. - 33 с.

2. Будогосский, А.Д. Подпрограмма «Молодая перспектива» реализации раздела 5 (п.2) «Концепции развития судейства и инспектирования в российском футболе в период 2008-2012 гг. / А. Д. Будогосский, Ю.М. Макаров. - М. : «Центр - «Футбольный арбитр», 2008. - 11 с.

3. Отчетные и справочные материалы XIV Учебно-тренировочного сбора Общероссийской ассоциации «Центр - «Футбольный арбитр» для молодых футбольных судей 20 марта - 31 марта

2014 г. в Анапе» / А. Д. Будогосский, А.И. Богданов, А.Р. Крикун, Е.А. Новоселов, Е.А. Турбин. - М. : «Центр - «Футбольный арбитр», 2014. - 172 с.

4. Отчетные и справочные материалы XV Учебно-тренировочного сбора Общероссийской ассоциации «Центр - «Футбольный арбитр» для молодых футбольных судей 21 марта - 01 апреля

2015 г. в Анапе» / А. Д. Будогосский, А.И. Богданов, А.Р. Крикун, Е.А. Новоселов, Е.А. Турбин. - М. : «Центр - «Футбольный арбитр» 2015. - 156 с.

5. Льюис, Г. Менеджер-наставник. Стратегия воспитания талантов и передачи знаний / Г. Льюис. - Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2004. - 192 с.

REFERENCES

1. Football Union of Russia (2013), The strategy of the development of refereeing and inspection in the Russian Federation for the period of2013-2020, Moscow.

2. Budogossky, A.D. and Makarov, Yu.M. (2008), Subprogram "Young Perspective" for the implementation of Section 5 (paragraph 2) of the "Concept for the development of refereeing and inspection in Russian football in the period of2008-2012", "Center - "Football Referee", Moscow.

3. Budogossky, A.D., Bogdanov, A.I., Krikun, A.R., Novoselov, E.A. and Turbin E.A. (2014), Reporting and reference materials of the XlVth Training Camp of the All-Russian Association "Center -"Football Referee" for Young Football Judges March 20-March 31, 2014 in Anapa, "Center - "Football Referee", Moscow.

4. Budogossky, A.D., Bogdanov, A.I., Krikun, A.R., Novoselov, E.A. and Turbin E.A. (2015), Reporting and reference materials of the XVth Training Camp of the All-Russian Association" Center - "Football Referee" for young football judges March 21-April 1, 2015 in Anapa, "Center - "Football Referee", Moscow.

5. Lewis, G. (2004), Manager-tutor. Strategy of education of talents and giving of knowledge, Publishing House Balance Business Books, Dnepropetrovsk.

Контактная информация: budogosskiyad@ya.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2018

УДК 796/799

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПОРТИВНЫХ СУДЕЙ

Андрей Дмитриевич Будогосский, кандидат педагогических наук, Почетный спортивный судья России, почетный судья по футболу, судья Всесоюзной категории, президент,

«Центр - «Футбольный арбитр», Москва; Георгий Николаевич Грец, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, ректор ФГБОУ ВО «СГАФКСТ», Президент Смоленской Олимпийской академии Запада России, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма; Евгений Андреевич Турбин, кандидат педагогических наук, судья Всероссийской

категории, генеральный директор, «Центр - «Футбольный арбитр», Москва

Аннотация

Рассматривается актуальная проблема урегулирования правового статуса спортивного судьи в системе трудовых отношений, аспекты социальных гарантий и прав спортивного судьи, его обязанностей. Вносятся конкретные предложения по дополнениям в Трудовой Кодекс Российской Федерации, направленные на решение неурегулированных вопросов, связанных со спортивными судьями в современном спортивном движении, имеющем важное социальное значение.

Ключевые слова: спортивный судья, правовой статус, Трудовой Кодекс Российской Федерации, трудовые отношения, работодатель, трудовой договор, социальная защита спортивных судей.

LABOR CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS THE BASIS FOR REGULATING THE LEGAL STATUS OF SPORTS REFEREES

Andrey Dmitrievich Budogossky, the candidate of pedagogic sciences, Honored sport referee of Russia, Honored football referee, Referee of All-Union category (USSR), president, All-Russian Association "Center- "Footballreferee", Moscow; Georgy Nikolaevich Grets, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Worker of Sports, rector, President of West Russian Olympic academy in Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism; Evgeny Andreevich Turbin, the candidate of pedagogic sciences, Referee of All-Russian category, the general manager, All-Russian Association "Center - "Football referee", Moscow

Annotation

The article covers the actual problem of the legal status of sports referee in the system of labor relations, as well as social guarantees, rights, and duties. It is suggested to introduce some concrete additions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.