группы (ЭГ) были более ярко выражены по сравнению с контрольной группой (КГ).
Объективным показателем эффективности используемой экспериментальной технологии физической подготовки явились более высокие результаты успеваемости курсантов ЭГ при обучении в вузе.
Вывод: проведенное исследование позволяет заключить, что разработанная технология ускоренного развития скоростно-силовых качеств у курсантов на начальном этапе обучения показала высокую эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ендальцев, Б.В. Физическая подготовка военнослужащих как средство адаптации к профессиональной деятельности. / Б.В. Ендальцев. - СПб.: ВИФК, 1986. - 121 с.
2. Тындык, В.И. Ускоренная физическая тренировка курсантов вузов силовых ведомств. / В.И. Тындык. - Калининград: КПИ, 2002. - 117 с.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ
В. В. Ермилова
Специфика управленческой деятельности спортивной федерации определяется рядом обстоятельств. В настоящее время деятельность общественных организаций регулируется существующей нормативно-правовой базой: Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и рядом других.
Наряду с правовым обеспечением управления спортивной федерацией одними из актуальных вопросов являются определение и изучение содержания управленческой деятельности. Не останавливаясь подробно на различных подходах к содержанию управления, отметим, что в своем исследовании мы исходили из функциональной модели управления Н.В. Кузьминой [6, 7, 8], которая была обобщена нами для применения в социальных системах и, как следствие, получила новое содержание.
Организаторский компонент - координация работы федерации (комиссий, тренерского совета и т.д.); организация и проведение спортивных соревнований разного уровня; организация учебно-тренировочных сборов команд, спортсменов; разработка и утверждение в рамках федерации регламентирующих документов по виду спорта; ведение учета спортивных результатов спортсменов и команд; формирование составов сборных команд, обеспечение их подготовки к соревнованиям; заключение контрактов со спортсменами, тренерами сборных команд; содействие развитию производства, продаже и прокату спортивных товаров и услуг; участие в осуществлении в установленном порядке предпринимательской и внешнеэкономической деятельности; содействие социальной защите прав и интересов спортсменов, тренеров, судей, ветеранов спорта.
Проектировочный компонент - организация разработки целевых программ развития вида спорта; разработка единого календарного плана спортивных соревнований, проводимых федерацией; разработка предложений по повышению эффективности учебно-тренировочного процесса в командах, клу-
бах; формулирование целей перед тренерами и спортсменами на определенный период (месяц, сезон и т.д.); определение потенциальных конкурентов из других команд, уровня их подготовленности; организация разработки программ многолетней подготовки спортсменов; организация и финансирование научно-исследовательских работ по производству спортивного инвентаря и оборудования; знание условий предстоящих соревнований (соперники, база, судейство, размещение и т.д.); проектирование, строительство и эксплуатация спортивных баз федерации; планирование собственной деятельности (на день, неделю, месяц).
Гностический компонент - совершенствование организационнометодических основ подготовки спортивного резерва и высококвалифицированных спортсменов; анализ состояния учебно-тренировочной работы в клубах, сборных командах; анализ педагогического опыта тренеров клубов, сборных команд; сбор и систематизация новой информации по вопросам спортивной тренировки; сбор и систематизация новой информации по вопросам соревновательной деятельности; анализ методической работы в клубах, сборных командах; разработка и реализация учебных программ по виду спорта; оказание организационной, методической, консультационной помощи региональным федерациям, спортивным клубам; формирование составов групп научного и медицинского обеспечения сборных команд; анализ собственной деятельности в федерации.
Конструктивный компонент - разработка нормативов Всероссийской единой спортивной классификации по виду спорта; аттестация спортсменов, тренеров, судей и иных лиц, участвующих в деятельности федерации; разработка информационно-методических материалов для спортсменов, клубов, сборных команд; организация и проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов по виду спорта; информирование тренеров об изданных пособиях, методических материалах, видеоматериалах; организация, подготовка учебно-методических материалов для тренеров; распространение передового опыта тренеров; оказание помощи в организации методической работы в клубах, сборных командах; осуществление издательской, рекламной, информационной деятельности; внедрение в сборные команды, спортивные клубы современной компьютерной техники и информационных технологий.
Коммуникативный компонент - установление деловых контактов с руководителями государственных органов управления в сфере физической культуры, спорта; установление деловых контактов с коллегами по федерации; содействие укреплению позиций и престижа вида спорта на международной арене; сотрудничество с властными структурами и бизнесом; осуществление связей с международными спортивными и другими организациями; умение проявлять гибкость в разрешении конфликтных ситуаций; организация благотворительной деятельности; пропаганда и популяризация вида спорта среди населения; умение устанавливать деловые контакты во время спортивных соревнований; владение речевой культурой, техникой речи.
Содержание разработанных функциональных компонентов было положено в основу методики по изучению информационного обеспечения в управленческой деятельности спортивных федераций. Качественный состав респондентов выглядит следующим образом: представители международной федерации составили 10,4% от общего числа опрошенных; общероссийской - 36,4%;
региональной - 53,2%. В составе федераций они являлись: президентом федерации - 15,7%; вице-президентом - 20,2%; председателем комиссии - 27,4%; членом федерации - 36,7% (всего 77 человек). Ниже представлена часть полученных результатов.
Таблица
Информационное обеспечение деятельности спортивных федераций (%)
Содержание деятельности члена федерации Информационное обеспечение (%)
ОРГАНИЗАТОРСКИМ КОМПОНЕНТ
1. Координация работы федерации (комиссий, тренерского совета и т.д.) 89,6
2. Организация и проведение спортивных соревнований разного уровня 94,8
3. Организация учебно-тренировочных сборов команд, спортсменов 79,9
4. Разработка и утверждение в рамках федерации регламентирующих документов по виду спорта 84,4
5. Содействие социальной защите прав и интересов спортсменов, тренеров, судей, ветеранов спорта 84,4
ПРОЕКТИРОВОЧНЫИ КОМПОНЕТ
1. Организация разработки целевых программ развития вида спорта 84,4
2. Разработка единого календарного плана спортивных соревнований, проводимых федерацией 100
3. Разработка предложений по повышению эффективности учебнотренировочного процесса в командах, клубах 94,8
4. Знание условий предстоящих соревнований (соперники, база, судейство, размещение и т.д.) 89,6
5. Планирование собственной деятельности (на день, неделю, месяц) 94,8
ГНОСТИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТ
1. Совершенствование организационно-методических основ подготовки спортивного резерва и высококвалифицированных спортсменов 89,6
2. Анализ состояния учебно-тренировочной работы в клубах, сборных командах 100
3. Анализ педагогического опыта тренеров клубов, сборных команд 100
4. Анализ методической работы в клубах, сборных командах 94,8
5. Анализ собственной деятельности в федерации 100
КОНСТРУКТИВНЫМ КОМПОНЕНТ
1. Разработка нормативов Всероссийской единой спортивной классификации по виду спорта 89,6
2. Аттестация спортсменов, тренеров, судей и иных лиц, участвующих в деятельности федерации 94,8
3. Разработка информационно-методических материалов для спортсменов, клубов, сборных команд 89,6
4. Информирование тренеров об изданных пособиях, методических материалах, видеоматериалах 89,6
5. Оказание помощи в организации методической работы в клубах, сборных командах 89,6
КОММУНИКАТИВНЫИ КОМПОНЕНТ
1. Содействие укреплению позиций и престижа вида спорта на международной арене 89,6
2. Сотрудничество с властными структурами и бизнесом 94,8
3. Пропаганда и популяризация вида спорта среди населения 94,8
4. Умение устанавливать деловые контакты во время спортивных соревнований 100
5. Владение речевой культурой, техникой речи 100
ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ЖЕНЩИНЫ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ
ШЕЙПИНГОМ
С.Н. Журавлева
Изучение состояния разработки в науке особенностей формирования имиджа и их практического использования показывает назревшее противоречие между необходимостью теоретико-методологического осмысления сущности, природы и особенностей имиджа личности и уровнем его реализации в деятельности женщины, занимающейся шейпингом. Разрешение данного противоречия и недостаточная разработанность социально-психологической теории и практики развития имиджа женщины и определили выбор темы нашего исследования.
ГИПОТЕЗА
Имидж женщины, занимающейся шейпингом, отражает значимые, с позиции массового сознания, особенности ее личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика. Существующие типы имиджа выражают сформированные на уровне массового сознания стереотипные образы - представления о современных женщинах.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые выявлены типы имиджа женщины, занимающейся шейпингом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задачи исследования были поставлены следующим образом:
• выявить особенности имиджа женщин, занимающихся шейпингом, что означает определение выраженности и вариативности различных типов имиджа женщин (стереотипов), существующих в сознании целевой аудитории;
• выявить выраженность и вариативность интегральных показателей имиджа - Я-концепции («реального Я»), «идеального Я» и «образа себя для других», а также оценки другими людьми, или «образа Я у других»;
• определить особенности взаимосвязей показателей имиджа между собой.
Исследование, проводимое среди женщин, стабильно занимающихся шейпингом, позволило выделить три группы с разными стереотипными установками в моделировании имиджа, а также подтвердило высокую значимость стереотипов в моделировании имиджа.
Так, самую большую группу (84,7%) составляют те, для кого стереотипные представления имеют наибольшее значение при создании своего образа, который должен быть ясным, узнаваемым и понятным всем. Вторую группу (10,2%) составляют женщины, для которых весьма значимы индивидуальные неповторимые черты имиджа, который должен быть сложным, неоднозначным. В третью группу (5,1%) входят те, кто в модели имиджа не ориентируется на устоявшиеся стереотипные представления. Более того, наилучший, по их мнению, имидж - это революционный, стрессовый, разрушающий сложив-