events, people: Monograph, publishing house “Soviet sports”, Moscow.
6. Nelubin, VA. (2005), Specifics of competitive activity of highly skilled fighters of the Greek-Roman style in connection with changes of conditions of its realization: dissertation, St. Petersburg.
7. Tarakanov, B.I. and Vorobyev, V.A. (2005), "Positive and negative aspects of the last changes of rules of competitions on the Greek-Roman and free-style wrestling", Modern problems of system of sports preparation: Collection of scientific works of chair offight, Chelyabinsk: Ural GAFK, pp. 103-106.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.05.2013.
УДК 796.56
ВЗАИМОСВЯЗЬ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА И СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В СПОРТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И КЛУБАХ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Александр Юрьевич Близневский, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России,
Валентина Степановна Близневская, доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный тренер России,
Сибирский федеральный университет (СФУ), Красноярск
Аннотация
В статье представлены результаты деятельности учрежденных на территории Красноярского края спортивных организаций нового типа - академий по видам спорта. Рассматривается положительный опыт региона по созданию при профессиональных игровых клубах детско-юношеских спортивных школ. Согласно предмета деятельности краевые спортивные академии по индивидуальным видам спорта призваны осуществлять организацию и проведение специализированной спортивной подготовки с постоянным и переменным составами спортсменов учреждения. Основная цель - обеспечение стабильно высоких результатов спортсменов академий во всероссийских и международных соревнованиях, увеличение числа кандидатов в составы сборных команд России. При этом все спортивные краевые академии получили статус автономных учреждений.
Ключевые слова: спорт высших достижений, спортивный резерв, спортивные академии по видам спорта, команды мастеров по игровым видам спорта.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p10-16
CORRELATION IN PREPARATION OF TOP ATHLETES AND SPORTS RESERVE
IN SPORTS INSTITUTIONS AND CLUBS OF KRASNOYARSK REGION
Alexandr Yuryevich Bliznevskiy, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Honored Trainer of Russia,
Valentina Stepanovna Bliznevskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Honored Trainer of Russia,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Annotation
The results of activity of the sports organizations of new type founded on the territory of Krasnoyarsk region - academies on sports have been presented in the article. The positive experiment of the region on creation of child junior sports schools inside the professional game clubs has been analyzed. According to the subject of activity the individual sports regional sports academies are urged to carry out the organization and implementation of specialized sports preparation with permanent and variable athletes' membership in the institution. The main objective - providing of the stable good results of the athletes of academies in the All-Russian and international competitions, increasing the number of candidates for na-
tional teams of Russia. Thus, all sports regional academies received the status of autonomous institutions.
Keywords: elite sport, sports reserve, sports academies according to types of sports, teams of masters in playing sports.
ВВЕДЕНИЕ
В числе приоритетных направлений деятельности спортивной отрасли практически любого субъекта РФ стоит создание условий для достижения наивысших спортивных результатов спортсменами региона. Здесь определяющую роль играют учреждения высшего спортивного мастерства, готовящие спортсменов высокого класса в индивидуальных видах спорта и команды мастеров - в игровых. В субъектах РФ эту задачу на протяжении последних десятилетий решали училища олимпийского резерва (УОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), центры спортивной подготовки (ЦСП), спортивные клубы мастеров по игровым видам спорта. При этом для обеспечения непрерывного пополнения спортсменами высокого класса спортивных сборных команд субъектов РФ необходимо эффективное взаимодействие этих учреждений с учреждениями по подготовке спортивного резерва и обеспечение взаимосвязи работающих в них тренеров. Целью данного исследования стали поиск и установление тесной взаимосвязи и преемственности в работе спортивных учреждений по подготовке спортсменов разного уровня мастерства на территории Красноярского края.
МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ
Училища олимпийского резерва, по сути, являются образовательными центрами среднего профессионального образования с углубленным учебно-тренировочным процессом. В них традиционно обучаются перспективные талантливые учащиеся, совмещающие образовательный и тренировочный процессы.
На территории Красноярского края действуют два училища олимпийского резерва. С 1990 г. функционирует Дивногорское училище олимпийского резерва, с 1993 г. -«Красноярское училище олимпийского резерва». Оба учреждения с 2011 г. переведены в статус автономных, и, кроме наделения полномочиями выпуска специалистов в области физической культуры и спорта со средним специальным образованием призваны вести подготовку квалифицированных спортсменов для пополнения сборных команд Красноярского края и РФ.
Для определения степени сочетания спортивно-тренировочной деятельности учащихся этих учреждений с образовательным процессом нами было проведено социологическое исследование. В частности, было опрошено по 70 учащихся каждого училища (n=140). В ходе проведенного исследования установлено, что для 92,8% опрошенных (130 чел.) приоритетными являются именно тренировочные занятия. Это указывает на желание юных спортсменов добиться высоких результатов в избранных видах спорта. При этом выяснилось, что подавляющее большинство учащихся-спортсменов вынуждены проводить тренировочные занятия вне стен учебного заведения. Причиной тому является слабая материально-техническая база краевых училищ олимпийского резерва и практическое отсутствие в их штате тренеров. Поэтому зачисленные в училище перспективные спортсмены вовлечены в нем лишь в образовательный процесс, а тренировочный осуществляется в других учреждениях спортивной направленности - ДЮСШ, СДЮСШОР, коллективах физической культуры, спортивных клубах.
Полученные данные свидетельствуют о том, что процесс совмещения тренировочных и учебных занятий в краевых УОР является довольно сложным и неудовлетворительным. Как следствие - невысокий средний уровень мастерства учащихся УОР Красноярского края. Из общего числа учащихся лишь 11,6% имеют спортивное звание МС и 39,1% - спортивный разряд «Кандидат в мастера спорта». Остальные учащиеся (49,3%) имеют массовые спортивные разряды. В большинстве подобных учреждений в стране учащихся с массовыми разрядами вообще нет.
Что касается школ высшего спортивного мастерства, то в 2007 г. Федеральным агентством по физической культуре и спорту были выпущены рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации о перерегистрации их в государственные учреждения, призванные осуществлять специализированную подготовку спортсменов высокого класса. Это было связано с тем, что большинство ШВСМ продолжали работать в организационно-правовой форме государственных образовательных учреждений дополнительного образования, что вступало в противоречие с действующим законодательством РФ об образовании. Учитывая сходство деятельности ШВСМ с центрами спортивной подготовки (ЦСП) в новое название этих учреждений рекомендовалось включать аббревиатуру ЦСП - Государственное учреждение Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства».
В большинстве субъектов РФ, где функционируют такие спортивные учреждения, осуществляющие подготовку квалифицированных спортсменов для сборных команд своих территорий и страны, так и поступили. Эти учреждения создаются по решению и на средства органов государственного управления физической культурой и спортом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с федеральным отраслевым министерством и федерациями, ассоциациями, союзами по видам спорта.
На заседании коллегии отраслевого министерства в 2007 г. согласно гипотезе данного исследования нами было инициировано широкое обсуждение статуса и деятельности учреждений высшего спортивного мастерства на территории края. В результате коллегией было принято решение об учреждении на территории края нового типа спортивных организаций по подготовке спортсменов уровня спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства - спортивных академий по видам спорта. Основанием для такого решения послужил Федеральный закон №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», позволяющий им создавать государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации (часть 3. статьи 26.3).
В качестве пилотного проекта в 2007 г. учреждена «Академия биатлона», для чего из состава ШВСМ по зимним видам спорта было выделено отделение биатлона. Всего в состав академии было включено 50 спортсменов. Диапазон спортивной квалификации -от МСМК до юношеских разрядов - был связан с зачислением в академию части перспективных по решению краевой федерации биатлона спортсменов юношеского возраста. Для расширения материально-технической базы вновь созданной академии на законодательном уровне краевым отраслевым министерством был защищен проект строительства нового биатлонного комплекса с современным спортивным оснащением. Основанием для вложения средств в данное строительство послужили показатели уровня развития биатлона в крае: постоянный рост числа занимающихся в ДЮСШ и СДЮСШОР, высокий уровень выступления спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях.
Общее увеличение финансирования вида спорта за счет образования академии, а также преемственность в работе и сотрудничество тренеров разных возрастных групп положительно отразились на результативности выступления биатлонистов края во всероссийских соревнованиях. Количество медалей красноярских спортсменов на первенствах России в 2008 г. (21 медаль) увеличилось на 23,5% по сравнению с 2007 г. (17 медалей). Процент увеличения призовых мест на чемпионатах России за этот же период оказался еще выше - 31,8% (с 22 медалей в 2007 г. до 29 медалей в 2008 г.).
Краевое отраслевое министерство в начале 2009 г. признало учреждение академии биатлона на территории края в качестве успешного проекта, в результате чего было принято решение об учреждении краевых академий по видам борьбы и зимним видам спорта
на базе соответствующих ТТТВСМ. в которых были наиболее высокие достижения всероссийского и международного уровней.
Согласно предмета деятельности краевые спортивные академии по индивидуальным видам спорта призваны осуществлять организацию и проведение специализированной спортивной подготовки с постоянным и переменным составами спортсменов учреждения. Основная цель - обеспечение стабильно высоких результатов спортсменов академий во всероссийских и международных соревнованиях, увеличение числа кандидатов в составы сборных команд России. При этом все спортивные краевые академии получили статус автономных учреждений. В результате к началу 2012 г. на территории края функционировали три краевые академии (таблица 1).
Таблица1
Спортивные академии по индивидуальным видам спорта в ведении министерства
спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края ________________(данные на 10 января 2012 г)_______________
Количество спортсменов Количество тренеров
Учреждение Виды спорта ЗМС МСМК МС КМС другие разря- ды штат- ных вне- штат- ных
1. СКГАУ «Академия Биатлон 59 13
биатлона» 1 2 13 26 17 11 2
2. СКГАУ «Академия Вольная борьба 52 11
борьбы имени Д.Г. Мин- 5 4 14 21 8 5 6
диашвили» Греко - римская 52 6
борьба 2 3 17 15 15 5 1
Дзюдо 128 6
- 2 26 43 57 - 6
Женская борьба 52 4
2 3 10 17 20 1 3
Самбо 76 5
- 1 16 22 37 4 1
3. СКГАУ «Академия Лыжные 42 8
зимних видов спорта» гонки - - 12 11 19 4 4
Спортивное 47 5
ориентирование 4 1 14 18 10 1 4
Альпинизм 24 3
- - 12 10 2 2 1
Бобслей 8 2
3 2 1 1 1 2 -
Санный спорт 8 1
- 1 3 4 - 1
Скелетон 12 1
1 - 3 3 5 - 1
Горнолыжный 15 2
спорт - 1 6 8 - 2 -
Фристайл 11 1
- 2 1 4 4 - 1
Сноуборд 23 2
1 3 9 6 4 - 2
Конькобежный 15 1
спорт - - 2 10 3 - 1
624 64
ВСЕГО 19 25 159 219 202 35 29
3% 4% 26% 35% 32% 55% 45%
Согласно данных табл. 1 спортсмены, имеющие спортивные звания «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» или почетное спортивное звание «заслуженный мастер спорта», составляют 33% от общего числа, спортивный разряд КМС имеют 35% спортсменов. Оставшиеся 32% (202 чел.) - спортсмены юношеского и юниорского возрастов, имеющие I или другие массовые разряды. Это результат актуальной политики преемственности в совместной подготовке спортсменов высокого класса и перспективного спортивного резерва. Ранее, в деятельности учреждений высшего спортивного мастерства (ТТТВСМ). такое процентное соотношение уровня мастерства учащихся не допускалось.
В переменный состав могли быть включены лишь спортсмены I спортивного разряда с ближайшей перспективой выполнения разряда КМС и включения в постоянный состав данных спортивных учреждений. Наибольшую долю юных спортсменов в составе учреждения имеет академия видов борьбы, где из 360 чел. 38,06% (137 чел.) составляют спортсмены массовых разрядов.
В результате юные перспективные спортсмены имеют прекрасную возможность совершенствовать мастерство в разных видах единоборств в одних спортивных залах с мастерами высокого класса.
Подготовку команд мастеров по игровым видам спорта в крае осуществляют 7 профессиональных клубов, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Краевые и муниципальные профессиональные клубы по игровым видам спорта на
территории Красноярского края (данные на 1 ноября 2012 г.)
Название клуба Количество спортсменов (чел.) Количество тренеров (чел.)
МСМК МС КМС другие разряды легионе- ры
Краевые клубы
1 СКГАУ «Хоккейный клуб мужчины - «Сокол», женщины - «Бирюса» 75 7
- 14 43 18 -
2 СКГАУ «Футбольный клуб «Енисей» (мужская и женская команды) 44 7
- - - 44 1
3 СКГАУ «Волейбольный клуб «Енисей» (мужская и женская команды) 26 7
- 8 15 1 2
4 СКГАУ «Баскетбольный клуб «Енисей» (мужская и женская команды) 28 10
2 8 9 5 4
5 СКГАУ «Регбийный клуб «Енисей-СТМ» (мужская команда - 15 и женская команда - 7) 49 6
6 13 7 20 3
Муниципальные клубы
1 Хоккейный клуб по хоккею с мячом «Енисей» 26 5
1 1 10 I 7 | 8 | -
2 Регбийный клуб «Красный Яр» 38 4
11 | 10 | 11 | - | 6
По пяти видам спорта - волейболу, баскетболу, хоккею, футболу и регби - подготовку ведут краевые клубы. Клуб «Енисей» по хоккею с мячом является муниципальным. По сложившейся традиции в крае существует два регбийных клуба, поэтому дополнительно к краевому клубу функционирует еще муниципальный клуб.
Для повышения эффективности подготовки ближайшего спортивного резерва края в игровых видах спорта в 2009 г. нами было предложено для обсуждения на очередном
заседании коллегии отраслевого министерства процедуры постепенного создания при краевых командах мастеров по игровым видам спорта учреждений дополнительного образования детей. Тем более, что уже был положительный опыт такой деятельности муниципальных клубов по хоккею с мячом и регби. Решение коллегии стало положительным, в результате чего в течение 2011-2012 гг. при всех краевых спортивных клубах были созданы соответствующие ДЮСШ (таблица 3) по игровым видам спорта.
Таблица 3
Созданные на базе краевых и муниципальных профессиональных клубов детско-
юношеские спортивные школы по игровым видам спорта ______________(данные на 1 ноября 2012 г.)___________
Спортивные клубы команд мастеров по игровым видам спорта Созданные при профессиональных клубах ДЮСШ по игровым видам спорта
Название клуба Состав команды (чел.) Наименование учреждения Число учащихся (чел.) Число тренеров (чел.) Год образова- ния
Краевые клубы
1 СКГАУ «Хоккейный клуб «Сокол» 75 АНОО «ДЮСШ по хоккею «Сокол» 220 9 2012
2 СКГАУ «Футбольный клуб «Енисей» 44 АНОО «ДЮСШ по футболу «Енисей» 460 12 2011
4 СКГАУ «Волейбольный клуб «Енисей» 26 АНОО «ДЮСШ по волейболу «Енисей» 28 2 2011
4 СКГАУ «Баскетбольный клуб «Енисей» 28 АНОО «ДЮСШ по баскетболу «Енисей» 251 13 2011
5 СКГАУ «Регбийный клуб «Енисей-СТМ» 49 АНОО «ДЮСШ по регби «Енисей» 792 24 2011
Всего: 222 Всего: 1 751 60
Муниципальные клубы
1 ХК «Енисей» 26 МАОУ ДОД «СДЮСШОР «Енсией» 325 9 1975
2 РК «Красный Яр» 38 МАОУ ДОД г. Красноярска «СДЮСШОР Красный Яр» 328 21 2006
Всего: 64 Всего: 653 30
ИТОГО: 286 ИТОГО: 2 404 90
Это позволило сформировать вертикаль системы развития игровых видов спорта, когда профессиональный клуб занимается не только подбором игроков в свою команду, но отвечает за все направления развития вида спорта в крае. Ведь профессиональные клубы не только в крае, но и в стране, имеют достаточно большие годовые бюджеты для подготовки и участия в спортивных мероприятиях и соответственно имеют хорошие возможности для поддержки детского спорта не только с методической стороны, но и финансовой.
В результате реализации данного проекта по повышению преемственности в развитии игровых видов спорта более 1700 перспективных юных спортсменов получили возможность вести подготовку в специализированных залах волейболистов и баскетболистов, на полях регбистов и футболистов, высокопрофессиональном катке хоккеистов с современной инфраструктурой.
ВЫВОДЫ
Таким образом, из числа учреждений высшего спортивного мастерства региона, готовящих спортсменов высокого класса, наиболее эффективными являются созданные спортивные академии для индивидуальных видов спорта. Они имеют лучшую в крае ма-
териальную спортивную базу по соответствующим видам спорта, наряду с подготовкой спортсменов высокого класса несут ответственность за поиск талантливых юных спортсменов. Ведь для дальнейшего обеспечения преемственности спортивных поколений должна эффективно функционировать государственная система подготовки спортивного резерва.
Действующие краевые училища олимпийского резерва не в состоянии сегодня эффективно решать вопросы качественной подготовки спортсменов и являются, по сути, лишь региональными образовательными центрами среднего профессионального образования специалистов в области физической культуры и спорта.
Внесенные изменения в деятельность 5-ти краевых профессиональных клубов мастеров по игровым видам спорта, с целью повышения эффективности подготовки ближайшего спортивного резерва края в этих видах спорта, позволили дополнительно создать 5 ДЮСШ, обеспечивая им профессиональное методическое руководство и предоставляя дополнительные материально-технические возможности в подготовке.
Безусловно, связующим звеном учреждений дополнительного образования детей и специализированных спортивных учреждений края является «Центр спортивной подготовки». Эти функции возложены на него краевым отраслевым министерством. Данное учреждение должно осуществлять общее руководство и координацию деятельности по подготовке и участию спортсменов Красноярского края в региональных, всероссийских и международных соревнованиях.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.06.2013.
УДК 378
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ В ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Александр Эдуардович Болотин, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор,
Александр Николаевич Сивак, кандидат психологических наук, заместитель начальника
института по научной работе,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по выявлению типологических признаков образовательной среды, необходимых для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России. Авторами установлено, что образовательная среда является средством педагогического мониторинга уровня профессионального развития курсантов в вузе и готовности к военно-профессиональной деятельности во внутренних войсках МВД России; она выступает дифференцированной системой подготовки по отдельным направлениям профессионального развития курсантов; она образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к будущей службе во внутренних войсках МВД России; она существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность межличностных отношений в контексте адаптации курсантов к службе во внутренних войсках МВД России.
Ключевые слова: требования; образовательная среда; типологические признаки; профессиональное развитие; выпускники вузов; внутренние войска.