Научная статья на тему 'Технология ускоренного развития скоростно-силовых качеств у курсантов вуза железнодорожных войск на начальном этапе обучения'

Технология ускоренного развития скоростно-силовых качеств у курсантов вуза железнодорожных войск на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология ускоренного развития скоростно-силовых качеств у курсантов вуза железнодорожных войск на начальном этапе обучения»

чается в том, что в течение учебного года у испытуемых происходит устойчивое увеличение энергетических резервов и социальных контактов, а также готовности к их реализации. Данные изменения сопровождаются устойчивым эмоциональным фоном.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи/В.К. Бальсевич//Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка, 1996. - № 1. - С. 23-25.

2. Вишневский, В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении /В.А. Вишневский// Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 4. - С.39-44

3. Зайцев, Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов /Г.К. Зайцев//Теория и практика физической культуры. -1993. - N.7. -С.21-24.

4. Мухина, А.В. Особенности рекреационных занятий с отягощениями со школьниками - инвалидами по зрению. Автореф. дис. ...канд.пед.наук/А.В. Мухина; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 1999. -27с.

5. Платонова, Т.В. Система комплексного воздействия методик здорового образа жизни в интересах физического и психического здоровья человека. Автореф. дис. ...канд. пед. наук/Т.В. Платонова. - СПбГАФК им.

П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2003. - 23с.

6. Соленова, Р.И. Подготовка детей 6-8 лет к обучению в школе средствами физического воспитания. Автореф. дис... канд. пед. наук /Р.И. Соленова. - Краснодар: ГАФК, 1999 - 23с.

7. Шитикова, Г.Ф. Теоретико-методические основы физической рекреации школьников /Г.Ф. Шитикова//Актуальные проблемы теории и методики физической культуры как-учебной дисциплины. - Л., 1986. -59 с.

8. Шпитальная, О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома./ О.А. Шпитальная; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2000 - 22с.

9. Александровская, Э.М. Проблемы адаптации детей и подростков/ Э.М. Александровская, Г.Н. Сердюковская, С.М. Громбах; Под ред. Г.Н. Сер-дюковской, С.М. Громбаха. - М.: [б.и.], 1984 - 137с.

ТЕХНОЛОГИЯ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВУЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

К.Н. Дементьев, О.В. Пристав

Как показывают исследования, проведенные в последние годы, около 30% первокурсников вузов железнодорожных войск получают неудовлетворительные оценки по физической подготовке, особенно связанной с проявлением скоростно-силовых качеств.

В связи с этим необходим научный поиск наиболее эффективных средств, форм и методов физической подготовки для курсантов вузов железнодорожных войск.

Поэтому исследование было направлена на изучение слабых мест в фи-

зической подготовленности курсантов. Для этого был проведён анализ уровня спортивной и физической подготовленности абитуриентов, поступающих в Военно-транспортный университет железнодорожных войск, а также была изучена динамика развития физических качеств у курсантов при обучении в вузе.

Сопоставление данных опроса абитуриентов в разные годы обследования с данными анкетирования выпускников при анализе спортивной специализации свидетельствует об их совпадении. Это совпадение определяется не по абсолютным показателям, а по соотношению между удельными весами спортсменов различной квалификации (таблица 1).

Таблица 1

Исходная спортивная специализация по данным опроса пополнения и

выпускников ввуза железнодорожных войск

Спортивная специализация Количество опрошенных (в %) Анкетирование выпускников

2004 г. 2005 г. 2006 г.

Зимние виды 3,2 2,1 2,6 11,3

Легкая атлетика 2,9 3,9 5,0 12,6

Спортивные игры 6,4 7,6 13,5 23,1

Плавание 1,3 1,9 1,7 8,9

Единоборства 3,1 5,5 4,5 10,9

Восточные единоборства 1,1 2,1 2,1 5,4

Технические виды 1,7 0,7 1,1 2,9

Другие виды 3,4 4,4 3,6 11,3

Спортом не занимались 75,8 71,2 64,6 10,4

Как правило, во всех случаях в распределении преобладали представители спортивных игр. Вторую группу по удельному весу составляли представители зимних видов спорта, легкой атлетики и единоборств. Меньше всего представлены спортсмены, занимающиеся техническими и военноприкладными видами спорта. Взаимосвязь между показателями спортивной специализации пополнения и выпускников вузов может быть выражена через коэффициент ранговой корреляции, который был равен +0,72.

Изучение исходного уровня спортивной квалификации и специализации молодого пополнения вуза железнодорожных войск показало, что он недостаточно точно отражает общее состояние спортивной работы. При устойчивой структуре превалирующих спортивных специализаций произошло резкое падение удельного веса поступающих, имеющих спортивный опыт.

Определив наиболее слабые стороны физической подготовленности курсантов, мы обосновали и разработали экспериментальную программу по физической подготовке для курсантов вуза железнодорожных войск. Как показали проведенные предварительные исследования, экспериментальная программа должна быть направлена на ускоренное развитие скоростно-силовых качеств у курсантов-первокурсников (рис. 1).

1-й этап («базовой» подготовки)

□ Средства тренировки в беге

□ Средства тренировки на тренажерах

2-й этап («силовой» подготовки)

□ Средства тренировки в беге

□ Средства тренировки на тренажерах

3-й этап («специальной» подготовки)

□ Средства тренировки в беге

□ Средства тренировки на тренажерах

Рис. 1. Соотношение времени выполнения упражнений в беге к занятиям на тренажерах в процессе поэтапного применения средств физической подготовки в экспериментальной программе для курсантов железнодорожных войск (в

%)

Известно (Верхошанский Ю.В.,1988), что интенсификация режима работы организма средствами ускоренной физической подготовки должна предусматривать, прежде всего, стимуляцию активности локомоторного аппарата. Такая стимуляция активизирует процесс морфофункциональной специализации как самих мышц, так и всех функциональных систем, обеспечивающих их эффективную работу. Так как процессы восстановления после физической нагрузки гетерохронны, то есть восстановление и суперкомпенсация различных функций организма происходят не одновременно, необходима такая система чередований тренировочного процесса и отдыха, чтобы основные занятия проводились на фоне восстановленной или повышенной работоспособности относительно тех упражнений, которые включены в данные занятия.

В соответствии с этим нами была предложена следующая методика ускоренного развития скоростно-силовых качеств.

На первом этапе «базовой» подготовки (3 месяца) соотношение времени выполнения беговых упражнений к занятиям на тренажерах составляет два к

одному.

На втором этапе «силовой» подготовки (3 месяца) - один к трем.

На третьем этапе «специальной «подготовки» (3 месяца) - один к одному. При этом необходимо рациональное распределение общего объема тренировочной нагрузки по следующим зонам интенсивности: в первой зоне ЧСС 120-140 уд./мин - 30%; во второй - ЧСС 140-160 уд./мин - 40%; в третьей ЧСС 160-170 уд./мин - 20%; в четвертой - ЧСС 170-180 уд./мин - 10%.

Разработанная технология ускоренного развития скоростно-силовых качеств у курсантов была реализована в ходе педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента, переставленные в таблице 2, свидетельствуют об эффективности разработанной технологии ускоренного развития скоростно-силовых качеств.

Таблица 2

Уровень показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности у курсантов экспериментальной

и контрольной групп

Физическое развитие

Опыт- ные группы Показатели

Вес (кг) ОГК (см) ЖЕЛ (см3) Сила кисти (кг) Становая сила (кг) Индекс Кетле

ЭГ х±т 66,2±1,42 92,1±1,21 4178±81,2 43,1±0,98 138,2±3,34 378,1±6,21

И +0,2 +0,1 +260* +8,1* +6,8* -1,3

КГ х±т 67,4±1,44 92,3±1,19 4020±64,5 42,7±1,02 135,4±3,51 383,2±5,92

И +1,8 +0,1 +21,0 +2,2 +2,4 +1,1

Функциональное состояние

Опытные Показатели

группы ЧСС уд./мин МОК КВ КЭК

ЭГ х±т 65,9±0,71 3528±102,2 13,02±0,51 33,85±1,02

И -1,4 -114,5* -0,28* -3,94*

КГ х±т 71,1±0,78 3701±127,5 12,71±0,49 36,81±1,08

И -0,2 -22,1 +0,01 -1,03

Физические качества

Показатели

Опытные Сила Быстрота Выносливость

группы Подтягивание (кол-во раз) Бег на 100 м (с) Бег на 3000 м (с)

ЭГ х±т 14,95±0,65 13,71±0,07 736,3±5,63

И +1,85* -0,32* -28,5*

КГ х±т 13,63±0,71 13,88±0,09 758,1±6,27

И +0,32 -0,08 -3,8

Примечание: 1. «И» - показатель разности с исходным результатом.

2. * - обозначены уровни достоверных различий (р<0,05).

Положительные изменения в физическом развитии, функциональном состоянии и физической подготовленности у курсантов экспериментальной

группы (ЭГ) были более ярко выражены по сравнению с контрольной группой (КГ).

Объективным показателем эффективности используемой экспериментальной технологии физической подготовки явились более высокие результаты успеваемости курсантов ЭГ при обучении в вузе.

Вывод: проведенное исследование позволяет заключить, что разработанная технология ускоренного развития скоростно-силовых качеств у курсантов на начальном этапе обучения показала высокую эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ендальцев, Б.В. Физическая подготовка военнослужащих как средство адаптации к профессиональной деятельности. / Б.В. Ендальцев. - СПб.: ВИФК, 1986. - 121 с.

2. Тындык, В.И. Ускоренная физическая тренировка курсантов вузов силовых ведомств. / В.И. Тындык. - Калининград: КПИ, 2002. - 117 с.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ

В. В. Ермилова

Специфика управленческой деятельности спортивной федерации определяется рядом обстоятельств. В настоящее время деятельность общественных организаций регулируется существующей нормативно-правовой базой: Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и рядом других.

Наряду с правовым обеспечением управления спортивной федерацией одними из актуальных вопросов являются определение и изучение содержания управленческой деятельности. Не останавливаясь подробно на различных подходах к содержанию управления, отметим, что в своем исследовании мы исходили из функциональной модели управления Н.В. Кузьминой [6, 7, 8], которая была обобщена нами для применения в социальных системах и, как следствие, получила новое содержание.

Организаторский компонент - координация работы федерации (комиссий, тренерского совета и т.д.); организация и проведение спортивных соревнований разного уровня; организация учебно-тренировочных сборов команд, спортсменов; разработка и утверждение в рамках федерации регламентирующих документов по виду спорта; ведение учета спортивных результатов спортсменов и команд; формирование составов сборных команд, обеспечение их подготовки к соревнованиям; заключение контрактов со спортсменами, тренерами сборных команд; содействие развитию производства, продаже и прокату спортивных товаров и услуг; участие в осуществлении в установленном порядке предпринимательской и внешнеэкономической деятельности; содействие социальной защите прав и интересов спортсменов, тренеров, судей, ветеранов спорта.

Проектировочный компонент - организация разработки целевых программ развития вида спорта; разработка единого календарного плана спортивных соревнований, проводимых федерацией; разработка предложений по повышению эффективности учебно-тренировочного процесса в командах, клу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.