Научная статья на тему 'Педагогическая технология интенсификации профессионального развития личности курсантов пограничного вуза'

Педагогическая технология интенсификации профессионального развития личности курсантов пограничного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малик А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология интенсификации профессионального развития личности курсантов пограничного вуза»

ной надежности стрелков различной квалификации (табл. 1). Коэффициент надежности представлял собой среднее значение показателей результатов стрельбы на трех соревнованиях. Как видно из таблицы, результаты контрольной группы улучшились незначительно, а в ряде случаев даже ухудшились. В экспериментальной группе показатели всех видов упражнений существенно улучшились, причем прирост результатов наибольшим образом проявился у спортсменов более низкой квалификации.

Таким образом, разработанная и апробированная нами комплексная поэтапная технология психической саморегуляции стрелков-спортсменов показала свою эффективность в процессе предсоревновательной подготовки и в условиях соревновательной деятельности в пулевой стрельбе и может быть рекомендована к использованию спортсменами, занимающимися другими видами стрельбы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антал, Л. Спортивная стрельба из пистолета : пер. с англ. / Л. Антал, Р. Сканокер. - М. : Рассвет, 1998.

2. Володина, И. С. Система подготовки стрелков-пулевиков : учеб. пособие для студ. ин-тов физ. культуры и слушателей ИПК / И.С. Володина ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М. : [б.и.], 2006.

3. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г.Б. Горская ; Кубанская гос. акад. физ. культуры. - Краснодар : [б.и.], 2005.

4. Соколова, Л.А. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Соколова Л.А. - М., 1990.

5. Филимоненко, Ю.И. Руководство к методике исследования интеллекта для взрослых Д. Векслера / Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб. : [б.и.], 1992.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ПОГРАНИЧНОГО ВУЗА

А.И. Малик

В современных условиях задача формирования профессиональных качеств у офицерских кадров пограничной службы приобретает особую значимость. Качественно меняется характер требований к уровню подготовленности и профессиональной деятельности офицера-пограничника. Усложнившийся характер обучения и воспитания военнослужащих в обстановке резкого снижения качества призывного контингента; повышение ответственности принятия решений и характера руководства личным составом в сложных, противоречивых условиях службы на границе; возрастание морально-психологических нагрузок на молодых офицеров, обусловленных недостаточной материальной обеспеченностью и социальной защищенностью; необходимость овладения новыми методами работы по руководству подчиненными в условиях изменившихся ценностных ориентации воинской службы - все это требует целенаправленного, поэтапного профессионального развития личности курсанта в условиях пограничного вуза ФСБ России. Поэтому в современной высшей школе проблема улучшения профессионального развития личности курсанта занимает особое место.

Анализ отзывов на выпускников пограничных вузов свидетельствует, что многим молодым офицерам в условиях профессиональной деятельности на пограничных заставах не достает самостоятельности, инициативности, творчества в работе, психолого-педагогических знаний, умения обучать и воспитывать подчиненных, организовывать и вести войсковое хозяйство в условиях рыночной экономики, что негативно влияет на результаты их профессиональной деятельности. Поэтому формирование профессиональных качеств у курсантов пограничных вузов является важной практи-

ческой задачей, которая требует научного решения.

Все вышеизложенное требует поиска новых научных подходов к решению данной проблемы.

Как свидетельствует проведённое исследование, структура профессионального развития личности курсанта пограничного вуза включает в себя следующие основные блоки: блок исходных предпосылок формирования профессионализма для службы на границе, включающий в себя те свойства личности, которые во время учёбы в вузе могут изменяться, эволюционировать, развиваться или деформироваться; блок психологических особенностей профессионала, включающий в себя индивидуальные особенности личности курсанта, в том числе ценностные компоненты, профессиональную мотивацию, самооценку и уровень притязаний для освоения специальности пограничника, систему знаний, умений и навыков, способности и профессионально важные качества, а также индивидуальный стиль деятельности, активность; блок особенностей профессиональной подготовки в вузе, взаимодействия в коллективе и будущей профессиональной деятельности, включающий в себя систему обучения в вузе, динамику развития профессиональных качеств, возможности использования индивидуального стиля деятельности, контакты с коллегами, деятельность в условиях профессиональной среды.

В ходе исследования был проведён анализ около 200 отзывов на выпускников, который свидетельствует, что многие из них медленно осваивают должностные обязанности, неуверенно решают задачи по управлению своими подразделениями.

Анализ отзывов на выпускников Калининградского института ФСБ России за 2000-2005 годы показывает, что в 28% отзывов указывается на недостаточную подготовленность к командной деятельности, в 27% - к инженерно-эксплуатационной, в 37% - к учебно-воспитательной. Успешно исполняют свои обязанности в среднем 49% выпускников, удовлетворительно - 27%, слабо - 24% .

Наиболее часто указываются следующие недостатки: снижение мотивации к службе; недостаточно высокий уровень личной профессиональной подготовленности; низкий уровень волевых, морально-деловых, организаторских и педагогических качеств; слабые навыки проведения учебно-воспитательной работы; недостаточно развитые специальные умения.

Проведённый анализ степени подготовленности выпускников к различным видам профессиональной деятельности свидетельствует о недостаточно эффективной работе вуза. Это требует поиска средств и методов интенсификации процесса обучения курсантов в вузе.

Таблица 1

Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для интенсификации профессионального развития личности курсантов пограничного вуза

(п=21)

Значимость (место) Психолого-педагогические условия Сумма рангов

1 Повышение мотивации у курсантов к учёбе, а у преподавателей - к работе с курсантами 23

2 Совершенствование содержания и методики психолого-педагогической подготовки офицеров и преподавателей вуза 47

3 Повышение уровня психологической подготовленности курсантов к условиям будущей служебно-боевой деятельности на пограничной заставе 68

4 Улучшение методов педагогической диагностики курсантов 91

5 Объединение работы подкомиссий по изучению морально-деловых качеств абитуриентов и группы профессионально-психологического отбора 115

6 Постоянный поиск резервов педагогической диагностики поступающих в вуз 134

7 Увеличение времени изучения абитуриентов, поступающих в вуз 153

В процессе исследования определялись основные направления интенсификации процесса профессионального развития личности курсантов и обосновывались психолого-педагогические и организационно-педагогические условия, необходимые для более качественного профессионального роста будущих офицеров-пограничников.

Проведённое исследование свидетельствует, что для качественного профессионального роста будущих офицеров-пограничников и практической реализации, указанных выше направлений интенсификации процесса профессионального развития личности курсантов, необходимо выполнение целого ряда психолого-педагогических условий (Рис. 1).

Этапы профессионального развития личности Цель этапа Содержание процесса профессионального развития личности курсанта Средства профессионального развития личности Методы профессионального развития личности курсанта

Подготовительный (отбор абитуриентов для обучения в вузе) Изучение индивидуальных психолого-педагогических характеристик абитуриентов Выявляется и собирается информация для диагностирования профессиональной пригодности абитуриентов к пограничной службе Специально разработанные задания, тесты на профессиональную пригодность Анкетирование, наблюдение, опрос, математическая обработка данных

1-й этап (1 курс обучения в вузе) Формирование первичных профессиональных качеств младших командиров на основе учета индивидуальных особенностей развития Сочетание предметного и модульного подхода в обучении с ярко выраженной практической направленностью каждой дисциплины Традиционные средства обучения в соче-гании с интерактивными Психолого-педагогическое наблюдение, личностный подход к приобретению профессиональных знаний, умений, навыков

2-й этап (2, 3 курсы обучения в вузе) Развитие командирских навыков и профессиональных качеств на уровне заместителя начальника пограничной заставы Содержание обучения на интегративно-модульной основе с опорой на решение основных служебных задач офицера-пограничника, с широким использованием межпредметных связей Преимущественное применение комплексных упражнений, требующих участия всех курсантов учебной группы Наблюдение за профессиональным развитием. Применение комплексного метода развития профессиональных качеств

3-й этап (4, 5 курсы обучения в вузе) Дальнейшее развитие профессиональных качеств с учётом особенностей службы на уровне начальника пограничной заставы Содержание обучения на интегративно-модульной основе с опорой на решение типовых профессиональных ситуаций, а также сложных вопросов, связанных с ведением боевых действий Анализ ситуаций (ситуации- упражнения; ситуации-проблемы); ситуационно-ролевые игры Дифференцированное прогнозирование при оценке профессиональных возможностей. Доподготовка на последнем курсе к исполнению профессиональных обязанностей начальника пограничной заставы

Заключительный (первый год службы на пограничной заставе) Изучение особенности профессионального роста выпускников во время их службы Собираются и анализируются отзывы на выпускников, выявляются слабые стороны их профессиональной подготовки Средства обработки, полученных из пограничных отрядов, данных Анализ результатов и внесение коррективов в процесс обучения

Рис. 1. Педагогическая технология интенсификации поэтапного профессионального развития личности курсанта пограничного вуза

Результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы в том, что, разделив процесс формирования профессиональных качеств на этапы и проведя его интенсификацию по определенный системе, можно существенно повысить эффективность процесса формирования профессиональных качеств у будущих офицеров, подготовив выпускника к уверенному исполнению своих должностных обязанностей для службы на пограничной заставе.

Целенаправленное внедрение в процесс подготовки будущих офицеров-пограничников поэтапного формирования профессиональных качеств, включающего в себя ряд педагогических мер, приводит к более интенсивному их росту. Выявлена зависимость между эффективностью процесса формирования профессиональных качеств у курсантов и временем освоения выпускниками пограничных вузов своих должностных обязанностей в процессе пограничной службы.

Чем выше уровень сформированности профессиональных качеств у курсанта, тем благоприятнее складывается служба у молодого офицера. Основным критерием сформированности профессиональных качеств у курсантов является готовность выпускников вуза исполнять свои должностные обязанности.

Как показали проведённые исследования, одним из основных путей повышения интенсификации профессионального развития личности курсантов является улучшение уровня психолого-педагогической подготовки постоянного состава пограничных вузов. Основными педагогическими условиями реализации данного пути являются: повышение мотивации и стимулирование педагогов к улучшению своей психолого-педагогической подготовки; оптимизация содержания и методики психолого-педагогической подготовки офицеров; обобщение передового опыта повышения уровня психолого-педагогической подготовки; самостоятельная работа, учет и объективность в оценке достигнутых результатов в самоулучшении педагогической деятельно -сти и др.

Интенсификация профессионального развития личности курсантов невозможна без научного подхода к планированию и управлению развитием личности будущих офицеров. Улучшение системы управления процессом интенсификации формирования профессиональных качеств у курсантов позволяет сохранять определенную структуру этого процесса, поддерживать установленный режим деятельности участников.

Технология интенсификации профессионального развития личности курсантов прошла проверку в ходе педагогического эксперимента. Как свидетельствуют результаты педагогического эксперимента, курсанты ЭГ превосходили своих товарищей из КГ практически по всем показателям командирских, организаторских, психологических и других видов профессиональных качеств. Объективной оценкой преимущества курсантов ЭГ служили сроки ввода в строй молодых офицеров-выпускников вуза.

По отзывам командиров пограничных отрядов, выпускники ЭГ на 20-22% быстрее по времени осваивали свои должностные обязанности, по сравнению с выпускниками КГ.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии интенсификации профессионального развития личности курсантов пограничного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров, А.И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности у курсантов ВВПУ : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.И. Александров ; ВПА. - М., 1977. - 20 с.

2. Барабанщиков, А.В. Самовоспитание и самообразование офицеров // Вопросы воинского воспитания. - М. : Изд-во ВПА, 1985. - С. 212-223.

3. Волков, С.В. Русский офицерский корпус / С.В. Волков. - М. : Воениздат, 1993. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.