УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВВ МВД РОССИИ
Александр Николаевич Сивак, кандидат психологических наук, заместитель начальника
по научной работе,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены материалы исследований автора по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности профессионального развития курсантов вузов ВВ МВД России. Автор выделяет следующие условия: повышение мотивации у курсантов к учёбе, а у преподавателей к работе с курсантами; совершенствование содержания и методики пси-холого-педагогической подготовки офицеров и преподавателей вуза; повышение уровня психологической подготовленности курсантов, к условиям будущей служебно-боевой деятельности; улучшение методов педагогической диагностики курсантов; объединение работы подкомиссий по изучению морально-деловых качеств абитуриентов и группы профессионально-психологического отбора; постоянный поиск резервов педагогической диагностики поступающих в вуз; увеличение времени изучения абитуриентов, поступающих в вуз; комплексное использование традиционных и современных инновационных средств обучения. В статье представлены экспериментальные данные, подтверждающие высокую эффективность представленных психолого-педагогических условий в практике профессионального развития курсантов вуза ВВ МВД России.
Ключевые слова: профессиональное развитие; офицеры; вузы ВВ МВД России; курсанты; психолого-педагогические условия; профессиональное становление.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p135-138 PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CADETS OF INTERNAL TROOPS HIGHER SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF
RUSSIA
Alexander Nikolaevich Sivak, the candidate of psychological sciences,
Deputy Chief on scientific work,
St.-Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia
Annotation
The article presents the materials of researches of the author on substantiation of the pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets of higher schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author allocates following conditions: increase of motivation among cadets to study, and among teachers to work with cadets; perfection of the content and technique of psychology-pedagogical preparation of officers and teachers of higher school; increase of level of psychological readiness of cadets to conditions of the future office and fighting activity; improvement of methods of pedagogical diagnostics of cadets; association of work of subcommittees on studying of morally-business qualities of entrants and groups of professional-psychological selection; constant search of reserves of pedagogical diagnostics of the entering in higher school; increase of time of studying of the entrants entering in higher school; complex use of traditional and modern innovative tutorials. The article presents the experimental data confirming high efficiency of presented psychology-pedagogical conditions in practice of professional development of cadets of higher school of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: professional development, officers, higher schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, cadets; psychology-pedagogical conditions, professional formation.
Современная служебно-боевая деятельность офицера ВВ МВД России требует новых подходов к организации обучения курсантов в вузе, создания интенсивных гибких
систем образования, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки.
В современных условиях задача формирования профессиональных качеств у офицерских кадров ВВ МВД России приобретает особую значимость. Качественно меняется характер требований к их уровню подготовленности и профессиональной деятельности. Усложнившийся характер обучения и воспитания подчиненных в обстановке резкого снижения качества призывного контингента; повышение ответственности принятия решений и характера руководства личным составом в сложных, противоречивых условиях службы; возрастание морально-психологических нагрузок на молодых офицеров; необходимость овладения новыми методами работы по руководству подчиненными в условиях изменившихся ценностных ориентаций воинской службы - все это требует целенаправленного профессионального развития личности курсанта в условиях вуза ВВ МВД России. Поэтому в современной высшей школе проблема улучшения профессионального развития личности курсанта занимает особое место.
Практика свидетельствует, что из-за отсутствия целеустремленности, четко определенной системы формирования и развития профессиональных качеств у курсантов, действенного контроля над эффективностью процесса профессионального развития их личности выпускники вузов ВВ МВД России недостаточно подготовлены не только исполнять функциональные обязанности, но и управлять деятельностью подчинённого им личного состава.
Анализ отзывов на выпускников вузов ВВ МВД России свидетельствует, что многим молодым офицерам в условиях профессиональной деятельности не достает самостоятельности, инициативности, творчества в работе, психолого-педагогических знаний, умения обучать и воспитывать подчиненных, что негативно влияет на результаты их профессиональной деятельности. Поэтому формирование профессиональных качеств у курсантов вузов ВВ МВД России является важной практической задачей, которая требует научного решения.
Различные проблемы процесса формирования профессиональных качеств и его совершенствования нашли отражение в диссертационных исследованиях многих ученых [1-3]. Однако анализ имеющихся данных и других исследований показал, что до настоящего времени среди ученых нет единого подхода к пониманию сущности профессионального развития курсантов, не обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональных качеств. При рассмотрении механизма формирования профессиональных качеств у курсантов вузов ВВ МВД России отсутствуют рекомендации по интенсивному их развитию. Все вышеизложенное требует поиска новых научных подходов к решению данной проблемы.
Проведённое исследование свидетельствует, что структура профессионального развития личности курсанта вуза ВВ МВД России включает следующие основные блоки: блок исходных предпосылок формирования профессионализма для службы, включающий те свойства личности, которые во время учёбы в вузе могут изменяться, эволюционировать, развиваться или деформироваться; блок психологических особенностей профессионала, включающий индивидуальные особенности личности курсанта, в том числе ценностные компоненты, профессиональную мотивацию, самооценку и уровень притязаний для освоения специальности офицера, систему знаний, умений и навыков, способности и профессионально важные качества, а также индивидуальный стиль деятельности, активность; блок особенностей профессиональной подготовки в вузе, взаимодействия в коллективе и будущей профессиональной деятельности, включающий систему обучения в вузе, динамику развития профессиональных качеств, возможности использования индивидуального стиля деятельности, контакты с коллегами, деятельность в условиях профессиональной среды.
В процессе дальнейшего исследования обосновывались психолого-педагогические условия, необходимые для более качественного профессионального развития будущих
офицеров ВВ МВД России. Для этого проводился опрос профессорско-преподавательского состава Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России. Результаты этого опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности
профессионального развития курсантов вуза ВВ МВД России (п=71)
Значимость (место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %
1 Повышение мотивации у курсантов к учёбе, а у преподавателей к работе с курсантами 18,9
2 Совершенствование содержания и методики психолого-педагогической подготовки офицеров и преподавателей вуза 17,7
3 Повышение уровня психологической подготовленности курсантов к условиям будущей служебно-боевой деятельности 15,4
4 Улучшение методов педагогической диагностики курсантов 14,1
5 Объединение работы подкомиссий по изучению морально-деловых качеств абитуриентов и группы профессионально-психологического отбора 10,9
6 Постоянный поиск резервов педагогической диагностики поступающих в вуз 9,6
7 Увеличение времени изучения абитуриентов, поступающих в вуз 7,3
8 Комплексное использование традиционных и современных инновационных средств обучения 6,1
Исследование показало, что целенаправленное внедрение в процесс подготовки будущих офицеров ВВ МВД России выявленных педагогических условий, включающих ряд педагогических мер, приводит к более интенсивному профессиональному росту кур-сайтов. Выявлена зависимость между эффективностью процесса формирования профессиональных качеств у курсантов и временем освоения выпускниками своих должностных обязанностей во время службы после окончания вуза. Чем выше уровень сформирован-ности профессиональных качеств у курсанта, тем благоприятнее складывается служба у молодого офицера. Основным критерием сформированности профессиональных качеств у курсантов является готовность выпускников вуза исполнять свои должностные обязанности.
Эффективность выявленных психолого-педагогических условий, необходимых для профессионального развития личности курсантов прошла проверку в ходе педагогического эксперимента. Как свидетельствуют результаты педагогического эксперимента, курсанты ЭГ превосходили своих товарищей из КГ практически по всем показателям командирских, организаторских, психологических и других профессиональных качеств. Объективной оценкой преимущества курсантов ЭГ служили сроки ввода в строй молодых офицеров-выпускников вуза ВВ МВД России.
По отзывам командиров, выпускники ЭГ на 20-22% быстрее по времени осваивали свои должностные обязанности, по сравнению с выпускниками КГ.
ВЫВОД: результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности внедрения выявленных педагогических условий, для профессионального развития личности курсантов вуза ВВ МВД России. Это позволяет рекомендовать установленные психолого-педагогические условия для широкого внедрения в практику профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск.
ЛИТЕРАТУРА
1. Малик, А.И. Педагогическая технология эффективного профессионального развития личности курсанта пограничного вуза на основе интенсификации процесса обу-
чения / А.И. Малик // Профессиональная и физическая подготовка силовых структур. -2007. - № 3 (11). - С. 66-70.
2. Маликов, Н.Н. Особенности профессионального развития военнослужащих / Н.Н. Маликов // Профессиональная и физическая подготовка силовых структур. - 2005. -№ 2 (4). - С. 73-77.
3. Семенов, М.В. Содержание профессионального развития курсантов вузов / М. В. Семенов // Профессиональная и физическая подготовка силовых структур. - 2006. -№ 3 (7). - С. 114-117.
REFERENCES
1. Makik, A.I. (2007), "Pedagogical technology of effective professional development of the person of the cadet of boundary high school on the basis of an intensification of process of training", Professional and physical preparation ofpower structures, Vol. 11 No. 3, pp. 6670.
2. Malikov, N.N. (2005), "Features of professional development of military men", Professional and physical preparation ofpower structures, Vol. 4 No. 2, pp. 73-77.
3. Semenov, M.V. (2006), "Maintenance of professional development of cadets of high schools", Professional and physical preparation of power structures, Vol. 7 No. 3, pp. 114-117.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.011.3-056.263
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ С ГЛУХИМИ ЖЕНЩИНАМИ МОЛОДОГО
ВОЗРАСТА (25-35 ЛЕТ)
Ольга Николаевна Степанова, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВПО «МПГУ»), Елена Александровна Осокина, аспирант,
Шуйский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВПО «ШГПУ»)
Аннотация
В статье рассматривается проблема использования фитнес-технологий в адаптивном физическом воспитании. Представлена авторская система занятий фитнесом с глухими женщинами молодого возраста (25-35 лет) и результаты ее экспериментального обоснования. Занятие фитнесом состоит из 3 частей:
- подготовительной части, включающей теоретический раздел, кардио-разминку и стрет-
чинг;
- основной части, состоящей из 4 блоков упражнений: 1) аэробных, 2) общеразвивающих и дыхательных, 3) силовых упражнений для укрепления мышечного корсета, формирования пропорций тела, развития силовых качеств, 4) упражнений на развитие подвижности позвоночника и суставов;
- заключительной части, включающей дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
В ходе проектирования и апробации экспериментальной системы занятий нами были сформулированы методико-практические рекомендации, характеризующие специфику и обусловливающие успешность занятий фитнесом с глухими людьми
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, система занятий фитнесом, глухие женщины молодого возраста (25-35 лет).