Научная статья на тему 'Организационно-дидактическая модель профессионального совершенствования субъектов управления спортивными организациями в хоккее с шайбой'

Организационно-дидактическая модель профессионального совершенствования субъектов управления спортивными организациями в хоккее с шайбой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОГРАММА / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ORGANIZATIONAL-DIDACTIC MODEL / PROGRAM / THE SUBJECTS OF MANAGEMENT / PROFESSIONAL PERFECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михно Леонид Владимирович

В статье дается научно-педагогическое обоснование организационно-дидактической модели профессионального совершенствования субъектов управления спортивными организациями в хоккее с шайбой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михно Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-didactic model of the professional perfection of the subjects of management of sports organizations in ICE hockey

The article studies the scientific pedagogical explanation and background of the organizational-didactic model of the professional perfection of the subjects of management of sports organizations in ice hockey.

Текст научной работы на тему «Организационно-дидактическая модель профессионального совершенствования субъектов управления спортивными организациями в хоккее с шайбой»

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2008. - 336 с.

4. Волков, Д.А. Деформации профессиональной деятельности : дис. ... канд. психол. наук / Волков Д.А. - М., 2004. - 130 с.

5. Мальцева, Н.В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы : дис. ... канд. психол. наук / Мальцева Н.В. - Екатеринбург, 2005. - 212 с.

6. Резер, Т.М. Профессиональная деформация педагога // Профессиональное образование. - 2006. - № 2. - С. 12-14.

7. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологи. - 1994. - № 6. - С. 34-65.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ

Леонид Владимирович Михно, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье дается научно-педагогическое обоснование организационно-дидактической модели профессионального совершенствования субъектов управления спортивными организациями в хоккее с шайбой.

Ключевые слова: организационно-дидактическая модель, программа, субъекты управления, профессиональное совершенствование.

ORGANIZATIONAL-DIDACTIC MODEL OF THE PROFESSIONAL

PERFECTION OF THE SUBJECTS OF MANAGEMENT OF SPORTS ORGANIZATIONS IN ICE HOCKEY

Leonid Vladimirovich Mihno, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St. Petersburg

Abstract

The article studies the scientific - pedagogical explanation and background of the organizational-didactic model of the professional perfection of the subjects of management of sports organizations in ice hockey.

Keywords: organizational-didactic model, program, the subjects of management, professional perfection.

ВВЕДЕНИЕ

Целью настоящего исследования является научно-педагогическое обоснование организационно-дидактической модели профессионального совершенствования субъектов управления спортивными организациями в хоккее.

Анализ структуры и основных направлений профессиональной деятельности по управлению спортивными организациями в хоккее свидетельствует о том, что эффективность процесса ее совершенствования зависит от выбора оптимального способа решения образовательных задач. Данный выбор обусловлен спецификой и характером функционирования профессиональной деятельности по управлению спортивными организациями в хоккее, которые предполагают создание оптимальных структур для самостоятельного поиска необходимой информации, исходя из потребностей профессиональной деятельности и наличия исходного уровня специальных знаний.

Наиболее эффективным способом решения образовательных задач, отвечающим данному требованию, является использование обучающих систем, основанных на

современных информационно-педагогических технологиях. При этом в качестве оптимального средства конструирования дидактического материала можно использовать блочно-модульные технологии, для активизации восприятия учебной информации -организационно-игровые, а для оптимальной передачи дидактической информации -технологии дистанционного обучения.

Перечисленные технологии относятся к инновационным средствам дидактики и могут продуктивно применяться не только в условиях стационарного обучения, но и в очно-заочной форме профессионального совершенствования специалистов по физической культуре. Учитывая характер профессиональной деятельности руководителей спортивных организаций в хоккее, данная форма в наибольшей степени соответствует их образовательным возможностям. Ее главная отличительная особенность состоит в активном применении средств информационного обеспечения образовательного процесса. Эти средства, как правило, включают в себя три основных компонента: компьютер с определенными техническими характеристиками; программное обеспечение; учебное обеспечение, состоящее из модулей (экспертной подсистемы, подсистемы управления учебной деятельностью, подсистемы модели обучаемого).

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве основной организационно-дидактической модели профессионального совершенствования субъектов управления физкультурно-спортивными организациями в хоккее на базе Академии хоккея, Высшей школы тренеров и кафедры хоккея НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург нами создан образовательный информационно-методический центр дистанционного обучения.

Основными задачами данного центра являются:

1. Сбор и анализ информации по различным аспектам управления физкультурно-спортивными организациями в хоккее.

2. Обеспечение необходимой информацией по организационноуправленческим, правовым, хозяйственно-экономическим, учебно-методическим, воспитательным, психолого-педагогическим, прикладным, спортивно-техническим и др. вопросам управления физкультурно-спортивными организациями в хоккее.

3. Создание условий для профессионального самосовершенствования и саморазвития субъектов управления, тренерского и судейского состава физкультурноспортивных организаций в хоккее. Обеспечение возможностей для взаимодействия с региональными и международными спортивными объединениями и организациями в сфере хоккея на основе постоянного обмена информацией.

4. Информационно-методическое обеспечение учебно-тренировочных сборов, семинаров, спортивных соревнований и других форм профессиональной деятельности субъектов управления спортивными объединениями и организациями в сфере хоккея.

Естественно предположить, что многообразие целей и задач функционирования спортивных объединений и организаций в хоккее, их определенная иерархическая зависимость порождает аналогичную структуру содержания процесса совершенствования профессиональной деятельности по различным аспектам управления физкультурно-спортивными организациями в хоккее. Именно поэтому созданный центр представляет собой совокупность информационных модулей, находящихся в определенной причинно-следственной зависимости и обеспечивающих информационное поле для решения стоящих задач.

Информационное наполнение предлагаемых модулей ориентировано на основные направления профессионального совершенствования субъектов управления спортивными организациями в хоккее, которые реализуются посредством информационных технологий дистанционного обучения. К разработке программного и информационного обеспечения были привлечены опытные специалисты по организационноигровым, блочно-модульным и дистанционным технологиям, теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки, спортивному менеджменту, юриспруденции, педагогике и психологии, а также другим вопросам управления физкуль-

турно-спортивными организациями в хоккее. С их консультационной помощью были разработаны образовательные программы и дидактические формы профессионального совершенствования различных категорий управленческих кадров по хоккею.

Общий раздел обеспечивает оптимум знаний по содержанию обучающих модулей, а дополнительный предусматривает углубленное освоение той информации, которая необходима для конкретной управленческой ситуации и конкретного субъекта управления физкультурно-спортивными организациями в хоккее. При этом в качестве основных технологий дистанционного обучения использовались «кейс-технология» и технология «сетевого обучения через электронную почту и Интернет». Методики применения данных технологий подробно описаны в работах В.А. Чистякова (2002).

Информационно-образовательная эффективность информационно-

методического центра дистанционного обучения проверялась в ходе естественного педагогического эксперимента.

Организация проведения педагогического эксперимента состояла из двух частей.

Основная задача первой части эксперимента заключалась в повышении уровня профессиональной компетентности различных категорий субъектов управления на основе получения ими знаний по руководству физкультурно-спортивными организациями в хоккее. С этой целью на базе Высшей школы тренеров и кафедры хоккея СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта был проведен цикл теоретических и методических занятий по разработанным учебным программам.

К эксперименту были привлечены различные категории субъектов управления физкультурно-спортивными организациями в сфере хоккея: руководители и ответственные сотрудники региональных федераций хоккея Северо-Западного федерального округа, руководители ДЮСШ и их заместители, тренерский состав, начальники спортивных хоккейных клубов, хоккейных команд и ведущие менеджеры. В эксперименте приняли участие слушатели Высшей школы тренеров и студенты выпускных курсов кафедры хоккея СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Всего 156 специалистов.

Учебная программа была рассчитана на 80 часов, из них: 40 - под руководством преподавателей и 40 - в форме самостоятельной работы.

Особенностью программы являлось то, что в нее были включены конкретные лекционные и семинарские занятий, содержание которых раскрывало сущность и направления использования социально-педагогических технологий управленческой деятельности. На примерах из практики функционирования физкультурно-спортивных организаций в сфере хоккея рассматривались конкретные психолого-педагогические ситуации по совершенствованию управления данными организациями. В процессе обучения были созданы условия для самосовершенствования субъектов управления. Им оказывалась индивидуальная помощь в виде консультаций по тематике экспериментальной программы, предлагались учебно-методические разработки и литература.

Реализация и проверка эффективности освоенных знаний, умений и навыков по управлению в практической деятельности составила вторую часть педагогического эксперимента. На основе самооценок и экспертных оценок фиксировались данные, характеризующие успешность управленческой деятельности, уровень спортивных достижений, владение методами психолого-педагогического воздействия на подчиненных, отношение к подчиненным, уровень авторитетности и др.

Результаты проведенного эксперимента показали его довольно высокую образовательную эффективность. Данные оценок результатов успешности сформированно-сти теоретических знаний, умений и навыков, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют о важности и целесообразности предлагаемой формы совершенствования профессиональной компетентности по социально-ориентированному стилю управления физкультурно-спортивными организациями в сфере хоккея.

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о совпадении самооценок испытуемых и оценок экспертов степени усвоения программного материала. Это

подтверждается и уровнем удовлетворенности субъектов управления, принявших участие в эксперименте, содержанием и методикой организации занятий. Результаты освоения экспериментальной программы различными категориями субъектов управления физкультурно-спортивными организациями в сфере хоккея в целом показывают одновременную динамику положительных сдвигов. Вместе с тем, при более детальном рассмотрении полученных результатов можно отметить и определенные различия. Так, более высокие исходные показатели наблюдаются у руководителей региональных федераций хоккея, спортивных клубов, начальников команд.

Таблица 1

Средние результаты освоения экспериментальной программы субъектами управления физкультурно-спортивными организациями в хоккее ___________________(в пятибалльной шкале) п = 156_________________

Основные разделы программы Результаты успешности обучения

до эксперимента после эксперимента

Теоретический курс 3,4 4,3

Методико-практический курс 3,5 4,4

Курсовая работа - 4,4

Общая экспертная оценка 3,3 4,3

Самооценка 3,8 4,7

Удовлетворенность содержанием и методикой проведения занятий - 4,7

Этот факт может свидетельствовать о достаточно высокой мотивации данной категории специалистов к социально-ориентированному стилю управления подчиненными организациями, к пониманию необходимости, важности и перспективности внедрения передовых технологий в управленческую практику. Особенно наглядно это выражается в результатах, касающихся удовлетворенности руководителей физкультурно-спортивных организаций в сфере хоккея содержанием полученных знаний и методикой профессионального совершенствования.

Результаты, представленные в таблице 2, также отражают успешность обучения значительной части испытуемых.

Таблица 2

Результаты оценки уровня успешности овладения испытуемыми знаниями, умениями и навыками социально-ориентированного стиля управления физкультур-

но-спортивными организациями в сфере хоккея

Уровни успешности овладения программой обучения Испытуемые (в %) n = 156

до эксперимента после эксперимента

Высокий 6,8 36,6

Выше среднего 9,7 38,2

Средний 52,8 22,0

Низкий 26,7 3,8

Так, если до начала обучения только 6,8% испытуемых имели твердые знания по вопросам управления развитием физкультурно-спортивных организаций в хоккее, то в конце эксперимента это число составило 36,6%. И, наоборот, количество лиц с довольно низким уровнем знаний, умений и навыков в управлении уменьшилось с 26,7% до 3,8%.

В процессе проведения формирующего эксперимента установлена значимая корреляционная связь между оценкой испытуемыми степени сформированности управленческих знаний и уровнем значимости их в практической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования могут свидетельствовать о достаточно

выраженной ориентации субъектов управления на необходимость получения и использования знаний в области социального менеджмента, в практике руководства физкультурно-спортивными организациями в сфере хоккея.

Предложенная педагогическая модель профессионального совершенствования субъектов управления физкультурно-спортивными организациями в сфере хоккея в Северо-Западном федеральном округе оказала эффективное воздействие на решение управленческих задач и позволила вскрыть резервы управленческой культуры инновационного типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 557 с.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. -М. : Педагогика, 1989. - 190 с.

3. Болотин, А. Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. ... д-ра пед. наук / Болотин

A.Э. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2001. - 287 с.

4. Быстров, В.А. Хоккей : программа для студентов тренерского факультета /

B.А. Быстров, Л.В. Михно ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб. : [б.и.], 2003. - 72 с.

5. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики : учебное пособие / В.И. Гинецинский. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1992. - 151 с.

6. Деркач, А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А. А. Исаев. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 227 с.

7. Деркач, А.А. Акмеология : пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М. : РАУ, 1993. - 32 с.

8. Драчев, С.С. Педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности по управлению спортивной федерацией (на примере федерации СУМО России) : дис. ... канд. пед. наук / Драчев С.С. - СПб., 2000. - 173 с.

9. Михно, Л.В. Основы хоккейного менеджмента / Л.В. Михно, Б.Н. Винокуров, А.Т. Марьянович. - СПб. : ООО «Издательство Деан», 2004. - 352 с.

10. Михно, Л.В. Менеджмент в профессиональном хоккее / Л.В. Михно, Б.Н. Винокуров, А.Т. Марьянович. - М. : Сов. спорт, 2007. - 378 с. : ил..

11. Савин, В.П.Теория и методика хоккея : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Савин. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

12. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю. Ф. Курам-шина. - М. : Советский спорт, 2003. - 464 с.

13. Чистяков, В. А. Социальные и информационные основы физической культуры / В.А. Чистяков ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2002. - 231 с.

ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫ НАГРУЗКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ИГР ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 9 - 17 ЛЕТ

Дмитрий Валентинович Никитин, кандидат педагогических наук, доцент, Волжский институт строительства и технологий (ВИСТех), г. Волжский

Аннотация

В статье оценена физиологическая нагрузка соревновательных игр юных футболистов разного возраста. Определен суммарный пульс, средний пульс, суммарные и относительные энерготраты, время игры в пульсовых зонах.

Ключевые слова: объем нагрузки; интенсивность и направленность нагрузки; сумма пульса; энергообмен; время игры в пульсовых зонах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.