Научная статья на тему 'Факторы, обусловливающие эффективность педагогического механизма управления развитием хоккея в Северо-Западном федеральном округе'

Факторы, обусловливающие эффективность педагогического механизма управления развитием хоккея в Северо-Западном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / РАЗВИТИЕ ХОККЕЯ В РЕГИОНЕ / PROFESSIONAL READINESS / MANAGEMENT OF THE SPORTS ORGANIZATION / DEVELOPMENT OF HOCKEY IN REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михно Леонид Владимирович, Точицкий Андрей Валерьянович

В статье на основе анализа профессиональной подготовленности субъектов управления спортивными организациями в сфере хоккея раскрываются ведущие факторы, обусловливающие эффективность управления развитием хоккея в Северо-Западном федеральном округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михно Леонид Владимирович, Точицкий Андрей Валерьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors, conditioning efficiency of the pedagogical mechanism of management development of hockey in Northwest Federal CountRy

In article on base of the analysis of professional preparedness of subject's of management athletic organization in hockey opens the leading factors, conditioning efficiency of management development of hockey in Northwest federal country.

Текст научной работы на тему «Факторы, обусловливающие эффективность педагогического механизма управления развитием хоккея в Северо-Западном федеральном округе»

ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ХОККЕЯ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Леонид Владимирович Михно, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Андрей Валерьянович Точицкий, заместитель директора Академии хоккея,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье на основе анализа профессиональной подготовленности субъектов управления спортивными организациями в сфере хоккея раскрываются ведущие факторы, обусловливающие эффективность управления развитием хоккея в Северо-Западном федеральном округе.

Ключевые слова: профессиональная подготовленность, управление спортивной организацией, развитие хоккея в регионе.

FACTORS, CONDITIONING EFFICIENCY OF THE PEDAGOGICAL

MECHANISM OF MANAGEMENT DEVELOPMENT OF HOCKEY IN NORTHWEST FEDERAL COUNTRY

Leonid Vladimirovich Mihno, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St. Petersburg

Andrey Valerjanovich Tochitsky, the deputy director of Academy of hockey,

St. Petersburg

Abstract

In article on base of the analysis of professional preparedness of subject‘s of management athletic organization in hockey opens the leading factors, conditioning efficiency of management development of hockey in Northwest federal country.

Keywords: professional readiness, management of the sports organization, development of hockey in region.

ВВЕДЕНИЕ

Целью настоящего исследования является определение ведущих факторов, обусловливающих эффективность механизма управления развитием хоккея в СевероЗападном федеральном округе.

Комплексный анализ деятельности по управлению спортивными организациями в сфере хоккея осуществлялся на основе методики самооценки профессиональной подготовленности специалистов. В настоящей работе ее содержание было подвергнуто определенной корректировке в соответствии с характером и спецификой управленческой деятельности объекта исследования. Всего к исследованию было привлечено 68 респондентов - специалистов в сфере хоккея с шайбой. Результаты самооценки различных сторон управленческой деятельности по руководству спортивными организациями в сфере хоккея дополнялись результатами экспертного опроса.

Кроме того, к экспертному опросу привлекались также специалисты, которые по своему функциональному предназначению в большей степени соответствовали статусу объекта управления (спортивные судьи, сотрудники управленческих аппаратов, спортсмены). Таким образом, осуществлялось перекрестное оценивание на субъектносубъектной основе, что позволяло получать более объективную информацию о характере и особенностях процесса управления физкультурно-спортивными подразделениями в сфере хоккея.

Содержание экспертного опроса включало в себя оценки по: определению ведущих компонентов управленческой деятельности, установлению связей между ними, выявлению значимости этих связей и веса отдельных компонентов, изучению фактор-

ной структуры управленческих действий; определению отдельных видов управленческо-педагогической деятельности; сопоставлению испытуемых с этими видами деятельности и выявлению возможности их совершенствования; разработке инструментария для оценки управленческой деятельности руководителя физкультурно-спортивной организации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные самооценки уровня профессиональной подготовленности субъектов управления спортивными организациями в хоккее представлены в таблице 1. Большинство руководителей высоко оценили уровень своей профессиональной подготовленности в таких разделах, как знание основ управления спортивными организациями в сфере хоккея, общая и коммуникативная культура управления, организаторские способности, подготовленность к воспитательной работе, готовность к профессиональному совершенствованию. Несколько скромнее респонденты оценили свою методическую подготовленность, склонность к научно-исследовательской работе и восприимчивость к новациям. Сравнительный анализ особенностей управленческой деятельности по результатам самооценки субъектов управления спортивными подразделениями в сфере хоккея различного профиля позволяет вычленить общее и особенное, т. е. характерные черты каждого профиля.

Таблица 1

Результаты самооценки уровня профессиональной подготовленности субъектов

управления спортивными организациями в сфере хоккея в ___________Северо-Западном федеральном округе____________

Компоненты профессиональной подготовки Оценка (в %)

высокая скорее высокая скорее низкая низкая

Знание основ управления спортивными организациями в сфере хоккея 26,8 54,6 18,6 0

Методическая и специальная подготовка 24,8 49,5 25,7 0

Общая культура управления 36,4 49,6 14,0 0

Коммуникативные умения и навыки 34,5 48,7 16,8 0

Организаторские способности 38,3 34,0 27,1 0,6

Подготовленность к воспитательной работе 38,0 44,5 17,0 0,5

Восприимчивость к новациям 24,6 26,4 46,2 2,8

Готовность к профессиональному совершенствованию 43,4 26,5 18,4 11,7

Склонность к научно-исследовательской работе 19,8 34,3 28,1 17,8

Основные особенности управленческой компетентности, определяемые спецификой деятельности, можно проследить по следующим позициям: ведущие виды профессиональной деятельности, отмеченные самими специалистами на основе ранжирования; социальный престиж специальности, удовлетворенность профессиональной деятельностью и ведущая мотивация; основные трудности в работе, отмечаемые самими специалистами; юридическая и экономическая грамотность.

Рассматривая ведущие виды управленческой деятельности, можно отметить, что субъекты управления спортивными подразделениями в хоккее в качестве ведущей выделяют организаторскую деятельность, руководители ДЮСШ - организаторскую и учебно-тренировочную, тренерский состав - тренировочную и соревновательную.

Таким образом, все руководители отметили в качестве основных видов деятельности организаторскую и учебно-тренировочную. Однако, несмотря на внешнее сходство выбора, характер и условия руководства этих специалистов имеют существенные различия, определяемые задачами их профессиональной деятельности.

Так, 78% субъектов управления спортивными организациями в сфере хоккея ставят основной своей задачей вовлечение в занятия хоккеем как можно большее ко-

личество населения, организацию и проведение спортивных соревнований, координацию работ по развитию хоккея в первичных физкультурных организациях.

86% руководителей ДЮСШ в качестве ведущей задачи выделяют организацию учебно-тренировочного и воспитательного процессов с тренерами и спортсменами, обеспечение материальными и техническими ресурсами, подготовку перспективных спортсменов.

83% тренеров главное звено в управлении развитием хоккея в Северо-Западном федеральном округе видят в популяризации хоккея, осуществлении тренировочного и соревновательного процессов, подготовке общественного физкультурно-спортивного актива, проведении воспитательной работы среди спортсменов.

Серьезное влияние на результативность управленческой деятельности оказывает социальный престиж специальности. Результаты исследований свидетельствуют, что все группы опрошенных достаточно высоко оценивают престиж выбранной профессии, однако, 22% при этом отмечают некоторую неудовлетворенность своей работой в связи с трудностями социально-экономического характера.

Кроме трудностей, вызванных экономическими причинами, большинство специалистов (56%) отмечают трудности инновационного характера: недостаток своевременной информации, большой объем незапланированной работы, недостаточные возможности для повышения квалификации и др.

Важнейшим условием эффективного управления развитием хоккея 74% опрошенных считают необходимость педагогической направленности в управленческой деятельности, а также юридическую и экономическую грамотность руководителей физкультурно-спортивных организаций.

Таким образом, выявленные специфические особенности деятельности различных категорий субъектов управления развитием хоккея в Северо-Западном федеральном округе позволяют говорить о своеобразии каждого профиля и отличающих именно его нюансов, которые требуют своего учета в подготовке специалистов определенной категории.

В то же время общих характеристик деятельности, объединяющих разные специальности в одну профессию специалиста в сфере хоккея, значительно больше, что позволяет интегрировать отдельные модельные характеристики управленческой деятельности и на этой основе строить обобщенную модель субъекта управления развитием хоккея (Л.В. Михно, 2002).

Анализ деятельности по управлению развитием хоккея в Северо-Западном федеральном округе показал, что разработанная структура управленческой эффективности, включающая в себя ряд интегративных показателей, рассматриваемых с позиции стратегического, организаторского и коммуникативного компонентов, может быть общей для всех субъектов управления развитием спортивной организации (Л.В. Михно, В.А. Быстров, 2003).

Для подтверждения данного положения был проведен факторный анализ структуры управления механизмом развития хоккея в Северо-Западном федеральном округе. Вычленение общего и особенного в характере управленческой деятельности специалистов позволяет убедиться в правомерности построения единой модели управленческой эффективности, основанной на интеграции отдельных модельных характеристик.

Результаты факторного анализа, проведенного по показателям самооценки и экспертного опроса субъектов управления развитием хоккея в Северо-Западном федеральном округе, в обобщенном виде подтверждают отмеченную особенность. Так, в итоге факторного анализа было выделено четыре обобщающих фактора (табл. 2).

Первый (способность к коммуникативному взаимодействию по ресурсному обеспечению развития хоккея) характеризуется высокими факторными весами: 6 - по использованию методов социально-педагогического воздействия на процессы и объекты управленческой деятельности; 2 - согласованность деятельности по развитию хок-

кея; 3 -результативность инвестиционной политики. На его долю приходится 28,15% от общей дисперсии выборки.

Таблица 2

Обобщенная факторная структура действий по управлению развитием хоккея в _____________________Северо-Западном федеральном округе________________________

№ п/п Факторы Факторные веса

1 2 3 4

1. Умение правильно оценить возможности развития хоккея и поставить цель 0,485 0,346 0,592 0,512

2. Согласованность управленческой деятельности по развитию хоккея 0,614 0,214 0,544 0,318

3. Результативность инвестиционной политики 0,598 0,684 0,214 0,131

4. Способность к коммуникациям и взаимодействию по ресурсному обеспечению развития хоккея 0,864 0,214 0,140 0.238

5. Профессиональная компетентность 0,684 0,741 0,464 0.314

6. Владение современными методами социальнопедагогического воздействия на процессы и объекты управленческой деятельности 0,649 0,424 0,530 0.214

7. Стратегическое мышление и прогнозирование в достижении поставленных целей 0,414 0,341 0,518 0,318

8. Экономическая и юридическая подготовленность 0,548 0,314 0,432 0.415

% в общей дисперсии выборки 28,15 20,38 24,50 18,83

Второй был интерпретирован как фактор, характеризующий профессиональную компетентность и правильный выбор целей развития хоккея в Северо-Западном федеральном округе. Его доля в общей дисперсии выборки составляет 20,38%.

Третий фактор характеризует целеполагание в управленческой деятельности. В него с высокими факторными весами вошли стратегическое мышление и прогнозирование. На долю данного фактора приходится 24,50% общей дисперсии выборки.

Последний фактор указывает на то, что одним из значимых компонентов управленческой деятельности по развитию хоккея в Северо-Западном федеральном округе является экономическая и юридическая подготовленность руководителей физкультурно-спортивных организаций в сфере хоккея (18,83% от общей дисперсии выборки).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что ведущее место в структуре управления развитием хоккея занимают факторы, обусловливающие способности к коммуникациям и взаимодействию по ресурсному обеспечению физкультурно-спортивных организаций в хоккее, а также владение методами социальнопедагогического воздействия на процессы и объекты управленческой деятельности (рис. 1).

Важно при этом отметить, что этот вид деятельности, во-первых, подчеркивает особую необходимость овладения руководителями сферы физической культуры и спорта современными технологиями социально-педагогического управления, и, во-вторых, показывает их значимую роль в совершенствовании процесса управления развитием хоккея (Ю.Ф. Курамшин, 2003). Смысловая направленность выделенных факторов раскрывает обобщенные компоненты управленческих возможностей руководителей в сфере хоккея (В .П. Савин, 2003).

Полученные данные согласуются с результатами исследований Л.В. Михно, Б.Н. Винокурова, А.Т. Марьяновича, (2004, 2007) и свидетельствуют о достаточно выраженной зависимости управленческой деятельности от уровня развития перечисленных способностей.

ПРОЦЕСС

развития хоккея в Северо -Западном федеральном округе

Рис. 1. Ведущие факторы, обусловливающие эффективность управления развитием хоккея в Северо-Западном федеральном округе

ЛИТЕРАТУРА

1. Быстров, В. А. Хоккей : программа для студентов тренерского факультета / В.А. Быстров, Л.В. Михно ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им.П.Ф. Лесгафта. -СПб. : [б.и.], 2003. - 35 с.

2. Михно, Л.В. Основы хоккейного менеджмента / Л.В. Михно, Б.Н. Винокуров, А.Т. Марьянович. - СПб. : Издательство «Деан», 2004. - 352 с.

3. Михно, Л.В. Менеджмент в профессиональном хоккее : учебник / Л.В. Михно, Б.Н. Винокуров, А.Т. Марьянович. - М. : Сов. спорт, 2007. - 378 с. : ил.

4. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учеб. для студ. высш. учебных заведений. / В.П. Савин. -М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

5. Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2003. - 463 с. : ил.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Виталий Леонтьевич Мутко, Министр спорта, туризма и молодежной политики

Российской Федерации, г. Москва,

Сергей Александрович Цветков, доктор экономических наук, профессор, Александр Владимирович Таймазов, кандидат экономических наук, старший преподаватель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург),

Максим Леонидович Антипов, Председатель Государственного комитета Республики Карелия по физической культуре и спорту, г. Петрозаводск

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы трансформации системы российского образования в условиях глобализации. Определены ее механизмы. Предложены конкурентные направления развития российского образования в условиях глобализации мирового образовательного сообщества.

Ключевые слова: глобализация, трансформация образования, мировое образовательное сообщество.

GLOBALIZATION AS THE FACTOR OF TRANSFORMATION OF SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Vitaly Leontevich Mutko, Minister of sports, tourism and youth politics of the Russian Federation,

Moscow,

Sergey Aleksandrovich Tsvetkov, doctor of economical sciences, the professor, Alexander Vladimirovich Tajmazov, candidate of economical sciences, the senior teacher, Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St. Petersburg, Maxim Leonidovich Antipov, Chairman of the State committee of Republic Karelia on

physical training and sports,

Petrozavodsk

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the article questions of transformation of system of Russian education in the conditions of globalization are considered. Its mechanisms are defined. Competitive directions of development of Russian education in the conditions of globalization of world educational community are offered. Keywords: globalization, formation transformation, world educational community.

Глобализация как переход от экономик отдельных стран к экономике международного масштаба оказывает ключевое влияние на все современные тенденции в развитии мирового хозяйства.

Прежде всего, это проявляется в политической, экономической, культурной и других сферах жизнедеятельности общества. В контексте нашего исследования остановимся на создании российского рынка услуг в сфере образования, который сегодня может быть интегрирован в мировое образовательное сообщество через механизмы Всемирной Торговой Организации (ВТО).

Целью ВТО как международной экономической организации, осуществляющей регулирование торгово-политических отношений, является создание на основе равенства возможностей благоприятных условий для коммерческой деятельности любой стране-члену ВТО в остальных странах-членах ВТО в обмен на открытие внутреннего рынка. Основы режима торговли услугами, права и обязанности членов определяет Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Нормы и правила ВТО подле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.