3. Lunichkin, V.G. (2009), "Technology of functioning of national and professional teams in basketball", Modern basketball - the present and the future, RGUFKSiT, pp. 147-153, Moscow, Russian Federation.
4. Sysoyev, V.I. and Germanov, G.N. (2002), "Public administration by youthful sport and its support - pledge of successful performance of national teams of Russia on the international scene", Teori-ja ipraktikafizicheskoj kul'tury, No. 4, pp. 12-15.
5. Sysoyev, V I., Germanov, G.N. and Sukhanova, E.V. (2002), "The forecast of performance of national teams of Russia for basketball on the European arena in 2002-2005", Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, No. 11, pp. 34-37.
6. Tikhonenko, V.A. and Kostikova, L.V. (2009), "About preparation of the women's national team of a team of Russia on basketball in the Olympic cycle 2009-2012", Modern basketball - the present and the future, RGUFKSiT, pp. 101-107, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.09.2015.
УДК 796.966
СПЕЦИФИКА И КОНКРЕТИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ХОККЕИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ К УПРАВЛЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Андрей Алексеевич Антонов, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановская государственная медицинская академия (ИГМА, Иваново); Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, профессор, советник президента Сурдлимпийского комитета России, Российский государственный социальный университет, (РГСУ), Москва; Александр Николаевич Романцов, президент Сурдлимпийского
комитета России, Москва
Аннотация
В статье анализируются требования глухих спортсменов к управлению учебно-тренировочным процессом в хоккее с шайбой. В исследовании участвовали спортсмены с нарушением слуха XVIII зимних Сурдлимпийских Игр из пяти стран: России, Финляндии, США, Канады, Казахстана. В структуре выявленных требований выделяются следующие группы: требования к наличию квалифицированного тренерского персонала с применением в тренировках специальных программ (методик) и обязательным использованием индивидуального подхода к спортсменам с учётом их нозологии, наличию необходимого материально-технического обеспечения и инвентаря тренировочно-соревновательного процесса.
Ключевые слова: хоккей с шайбой, спорт глухих, требования, учебно-тренировочный процесс.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.09.127.p22-28
SPECIFICS AND SPECIFICATION OF REQUIREMENTS OF HOCKEY PLAYERS WITH HEARING DISORDER OF RUSSIA AND THE ABROAD TO MANAGEMENT OF THE TRAINING AND COMPETITIVE PROCESS
Andrey Alekseevich Antonov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivanovo State Medical Academy; Alexander Sergeevich Makhov, the doctor ofpedagogical sciences, Department chairman, professor, advisor to the President of Russian Committee of deaf sports of Russia, Russian state social University, Moscow; Alexander Nikolaevich Romantsov, the President of Russian Committee of deaf sports of Russia, Moscow
Annotation
The article analyzes the requirements of deaf athletes for management of the training process in hockey. The study involved athletes with hearing impairment of the XVIII winter Deaflympics from five countries: Russia, Finland, USA, Canada and Kazakhstan. The following groups are allocated in the structure of the revealed requirements: requirements to presence of the qualified trainer personnel with applica-
tion in trainings of the special programs (techniques) and obligatory use of the individual approach to the athletes taking into account their nosology, existence of necessary material support and stock for the training and competitive process.
Keywords: ice hockey, deaf sports, requirements, training process.
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы развития хоккея с шайбой на современном этапе отечественного и зарубежного спорта неоднократно становились предметом изучения и анализа исследователей. Так, например, известны работы по управлению развитием хоккея [9, 10]; формированию ценностных ориентаций у хоккеистов в процессе спортивной подготовки и соревновательной деятельности [5]; разработке методики технической подготовки хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе [4] и технико-тактической подготовки хоккеистов на этапе углубленной специализации [15]; стратегических подходов к управлению спортивной тренировкой в многолетней подготовке хоккеистов [17]; выявлению особенностей формирования пространственного восприятия и статического равновесия у хоккеистов [14]; освоению различных технико-тактических действий игроками в хоккей с шайбой [12]; определению влияния координационных способностей на технико-тактическую подготовленность высококвалифицированных хоккеистов [13]; изучения психомоторных качеств, адаптационных и иммунологических параметров в технико-тактической подготовке хоккеистов [11] и др.
Вместе с тем, приходится констатировать, что научных изысканий учёных в сфере развития видов спорта среди инвалидов разных нозологий, в частности хоккея с шайбой, в специальной литературе встречается довольно редко.
Несмотря на то, что в настоящее время очевидны успехи на международной арене хоккеистов с поражением опорно-двигательного аппарата в следж-хоккее, научные сведения об этом виде адаптивного спорта скудны [3, 6-8]. Проблемы развития спорта глухих в зимних видах имеют единичный характер [16], а вопросы развития хоккея среди лиц с нарушением слуха вообще никак не представлены в научных публикациях, за исключением попытки авторов настоящей работы подойти к решению развития массового спорта глухих через экономически доступный вид мини-хоккея - ринк-бенди [1, 2].
МЕТОДИКА
Настоящее исследование посвящено изучению и конкретизации требований отечественных и зарубежных хоккеистов с нарушением слуха к управлению тренировочно-соревновательным процессом.
В число задач исследования входило:
1. Выявить перечень требований хоккеистов с нарушением слуха к управлению тренировочно-соревновательным процессом в России.
2. Установить значимость требований хоккеистов с нарушением слуха к управлению тренировочно-соревновательным процессом в России и за рубежом.
3. Определить структуру требований хоккеистов с нарушением слуха к управлению тренировочно-соревновательным процессом в России и за рубежом.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования в форме опросов, бесед, интервью и анкетирования.
Для решения первой задачи были проведены опросы спортсменов, национальной сборной России по хоккею с шайбой среди инвалидов по слуху из пяти регионов России (Москва, Тверь, Уфа, Новосибирск, Екатеринбург).
С целью конкретизации и определения полного спектра требований к управлению тренировочно-соревновательным процессом глухих хоккеистов, были проведены беседы с руководящим составом национальной сборной России, включая главного тренера Андрея Леонидовича Василевского. В результате обработки опросов был определён перечень основных требований хоккеистов с нарушением слуха к управлению тренировочно-
соревновательным процессом в России (таблица 1):
Таблица 1
Перечень основных требований хоккеистов с нарушением слуха к управлению _тренировочно-соревновательным процессом в России_
Требования хоккеистов с нарушением слуха к управлению тренировочно-соревновательным процессом
Наличие специально оборудованных спортивных комплексов для глухих людей_
Возможность получения спортивной квалификации (разряда, судейской категории)_
Наличие квалифицированных специалистов, тренеров, имеющих опыт работы с инвалидами по слуху_
Расположение тренировочных баз близко от места жительства спортсменов_
Грамотно составленная специалистом программа тренировок с учётом специфики глухих людей_
Удобный график соревнований_
Бесплатные занятия_
Качественный спортивный инвентарь_
Наличие клубной формы (экипировки)_
Постоянное внимание к спортсменам и индивидуальный подход к ним в процессе тренировки_
Наличие душевых_
Достаточное количество официальных матчевых встреч, турниров и соревнований, проводимых в своей стране
и городе_
Наличие работы с глухими по профилактике вредных привычек_
Требования к качеству занятий в спортивном клубе_
Привлечение к развитию хоккея среди глухих меценатов и спонсоров_
Внимание и помощь местных властей_
Проведение спортивных праздников, направленных на развитие хоккея среди глухих_
Удобный график занятий (тренировок) и работы клуба_
Проведение международных соревнований среди аналогичных хоккейных клубов_
Наличие специализированного тренажёрного оборудования_
Организация фотовыставок спортивных достижений глухих хоккеистов_
Рекламирование деятельности хоккейного клуба, популяризация его спортивных достижений через средства
массовой информации (газеты, телевидение, интернет и т. п.)_
Наличие бассейна и организация в нем спортивных и оздоровительных занятий_
Регулярное проведение товарищеских встреч со здоровыми хоккеистами_
Привлечение к работе в клубе большего количества сурдопедагогов, сурдопереводчиков_
Использование наглядных средств на тренировках (видеопоказ игровых моментов и технико-тактических приёмов_
Просторные, удобные тёплые раздевалки_
Достаточное количество раздевалок_
Удобное расположение мест для зрителей_
Возможность перекусить после занятий в буфете или кафе_
Качественное покрытие хоккейных площадок_
Наличие медицинского пункта_
Организация специально оборудованных помещений для судей_
Наличие технического персонала (уборщицы, электрики и т.п.)_
Неравнодушный (увлеченный, активный) руководитель клуба_
Наличие администратора клуба, который возьмет на себя решение организационных вопросов (экипировка,
соревнования, билеты)_
Возможность участия в соревнованиях за рубежом и обмена опытом с зарубежными спортсменами, спортсменами и тренерами из других городов_
Наличие системы безопасности (защита от терроризма)_
Ежегодное торжественное подведение итогов деятельности клуба_
В основу решения второй и третьей задач легла разработанная и переведённая на английский язык анкета, в которой респондентам предлагалось по 10-балльной шкале определить значимость каждого из требований. Ответы в зависимости от поставленных респондентами баллов были разделены на группы: 9-10 баллов - «исключительно важно», 7-8 баллов - «очень важно», 5-6 баллов - «довольно важно», 3-4 балла - «не очень важно», 1-2 балла - «абсолютно не важно».
Анкетирование проводилось в период подготовки и проведения XVIII Сурдлим-пийских зимних игр в Ханты-Мансийске и Магнитогорске (с 24 марта по 6 апреля 2015 года). Всего в исследовании приняли участие 83 спортсмена и тренера из 5 стран-участниц XVIII Сурдлимпийских зимних игр (России, США, Канады, Финляндии и Ка-
захстана). Полученные данные были сведены в единую таблицу и обработаны методом средних величин с использованием Microsoft Excel.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты статистической обработки данных основных требований хоккеистов с нарушением слуха России и Зарубежья к управлению тренировочно-соревновательным процессом представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты статистической обработки данных основных требований хоккеистов с нарушением слуха России и Зарубежья к управлению тренировочно-
соревновательным процессом (баллы)
№ п/п Требования XX m
1 Качественный спортивный инвентарь 8,50 0,16
2 Достаточное количество официальных матчевых встреч, турниров и соревнований, проводимых в своей стране и городе 8,43 0,19
3 Проведение международных соревнований среди аналогичных хоккейных клубов 8,17 0,19
4 Возможность участия в соревнованиях за рубежом и обмена опытом с зарубежными спортсменами, спортсменами и тренерами из других городов 8,07 0,21
5 Регулярное проведение товарищеских встреч со здоровыми хоккеистам 8,02 0,20
6 Наличие администратора клуба, который возьмет на себя решение организационных вопросов (экипировка, соревнования, билеты) 8,01 0,22
7 Привлечение к развитию хоккея среди глухих меценатов и спонсоров 7,88 1,94
8 Удобный график соревнований 7,84 0,20
9 Наличие клубной формы (экипировки) 7,83 0,21
10 Внимание и помощь местных властей 7,63 0,23
11 Бесплатные занятия. 7,63 0,23
12 Наличие душевых 7, 60 0,302
13 Качественное покрытие хоккейных площадок 7,49 0,26
14 Постоянное внимание к спортсменам и индивидуальный подход к ним в процессе тренировки 7,40 0,20
15 Наличие квалифицированных специалистов, тренеров, имеющих опыт работы с инвалидами по слуху 7,35 0,26
16 Ежегодное торжественное подведение итогов деятельности клуба 7,35 0,27
17 Удобный график занятий (тренировок) и работы клуба 7,34 0,27
18 Достаточное количество раздевалок 7,33 0,24
19 Расположение тренировочных баз близко от места жительства спортсменов 7,28 0,23
20 Наличие медицинского пункта 7,26 0,285
21 Наличие специализированного тренажерного оборудования. 7,21 0,20
22 Просторные, удобные теплые раздевалки 7,21 0,29
23 Неравнодушный (увлеченный, активный) руководитель клуба 7,21 0,27
24 Рекламирование деятельности хоккейного клуба , популяризация его спортивных достижений через средства массовой информации (газеты, телевидение, интернет и т.п.) 7,12 0,27
25 Использование наглядных средств на тренировках (видеопоказ игровых моментов и технико-тактических приемов, цветовых обозначений, акустических установок и пр.) 7,00 0,29
26 Привлечение к работе в клубе большего количества сурдопедагогов, сурдопереводчиков 6,99 0,22
27 Проведение спортивных праздников, направленных на развитие хоккея среди глухих 6,94 0,32
28 Возможность перекусить после занятий в буфете или кафе 6,92 0,36
29 Наличие технического персонала (уборщицы, электрики и т.п.) 6,92 0,29
30 Наличие системы безопасности (защита от терроризма) 6,87 0,30
31 Наличие работы с глухими по профилактике вредных привычек 6,62 0,20
32 Грамотно составленная специалистом программа тренировок с учетом специфики глухих людей 6,52 0,25
33 Удобное расположение мест для зрителей 6,48 0,32
34 Организация специально оборудованных помещений для судей 6,33 0,26
35 Возможность получений спортивной квалификации (разряда, судейской категории) 6,24 0,19
36 Наличие бассейна и организация в нем спортивных и оздоровительных занятий 6,19 0,23
37 Наличие специального оборудованных спортивных комплексов для глухих людей 6,13 0,29
38 Организация фотовыставок спортивных достижений глухих хоккеистов 4,76 0,23
Как следует из результатов, представленных в таблице 2, ни одно из требований не было отнесено опрошенными к категориям «абсолютно не важно» (1-2 балла) и «исключительно важно» 9-10 баллов.
В категорию «очень важных требований» вошли №№ с 1 по 25. Средний балл (X) ответов составил от 7,00±0,29 (использование наглядных средств на тренировках (видеопоказ игровых моментов и технико-тактических приемов, цветовых обозначений, акустических установок и пр.) до 8,5±0,16 (качественный спортивный инвентарь). Однако не все спортсмены принимавших в исследовании стран единодушны в своих оценках по ряду ключевых показателей. Например, хоккеисты Канады, Казахстана и России считают, что для качественной подготовки спортсменов к соревнованиям, количество официальных матчевых встреч, турниров и соревнований, проводимых в своей стране и городе, должно быть больше. В свою очередь большинство спортсменов Финляндии и США удовлетворены данным требованием.
К категории «довольно важных» респонденты отнесли показатели №№ 26-37. Расчётные значения среднего арифметического (X) составили от 6,13±0,10 (наличие специального оборудованных спортивных комплексов для глухих людей) до 6,99±0,22 (привлечение к работе в клубе большего количества сурдопедагогов, сурдопереводчиков).
В категорию «не очень важных требований» попал показатель «организация фотовыставок спортивных достижений глухих хоккеистов», что вызвало некоторое удивление. Исследования прошлых лет на контингенте глухих спортсменов в разных видах спортивной деятельности показали, что данное требование входило в группу «важных требований». Возможно, участники Сурдлимпийских игр считают, что в настоящее время нет большой необходимости в организации фотовыставок достижений спортсменов, поскольку очень поток информации о спортивных соревнованиях людей с нарушением слуха размещён в интернет.
ВЫВОДЫ
В результате проведённого исследования был сформирован перечень требований глухих хоккеистов России и Зарубежья к управлению учебно-тренировочным процессом, определены «очень важные требования», «довольно важные» и «не очень важные». В структуре выявленных требований выделяются следующие группы: требования к наличию квалифицированного тренерского персонала с применением в тренировках специальных программ (методик) и обязательным использованием индивидуального подхода к спортсменам с учётом их нозологии, наличию необходимого материально-технического обеспечения и инвентаря тренировочно-соревновательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов, А.А. Ринк-бенди как перспективное направление развития спорта лиц с нарушением слуха / А.А. Антонов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1. - С. 44-54.
2. Антонов, А.А. Факторная структура требований лиц с нарушением слуха к организации занятий по ринк-бенди (мини-хоккею с мячом) / А.А. Антонов, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 5. - С. 28-30.
3. Бойко, Н.А. Физическая подготовленность следж-хоккеистов в учебно-тренировочном процессе / Н.А. Бойко, Н.А. Облепов // Актуальные научные проблемы. Рассмотрение, решение, практика : сборник научных докладов.. - Warszawa : Sp. z o.o. «Diamond trading tour», 2014. - С. 165-167.
4. Газимов, И.Р. Методика технической подготовки хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе / И.Р. Газимов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 1 (119). - С. 56-60.
5. Ляпкало, В. И. Управление формированием ценностных ориентаций у хоккеистов в процессе спортивной подготовки и соревновательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ляпкало Владимир Иванович. - Челябинск, 2000. -166 с.
6. Махов, А. С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование : монография / А. С. Махов. - Москва : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2011. -196 с.
7. Махов, А.С. Теория и практика управления развитием адаптивного спорта в России : монография / А.С. Махов ; Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет. - Шуя : [б.и.], 2013. - 185 с.
8. Махов, А.С. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России / А.С. Махов, О.Н. Степанова // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 67-71.
9. Михно, Л.В. Организационно-педагогическая модель профессионального совершенствования субъектов управления физкультурно-спортивными организациями в хоккее с шайбой / Л.В. Михно // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 64-68.
10. Михно, Л.В. Педагогическая система управления развитием хоккея в Северо-Западном регионе России : монография / Л.В. Михно. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. - 222 с.
11. Изучение психомоторных качеств, адаптационных и иммунологических параметров в технико-тактической подготовке хоккеистов / В.А. Нестеров, С.С. Добровольский, В.Е. Могилев, Н.П. Кириллова, С.В Кириллов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 8. - С. 1719.
12. Овечкин, А.М. Особенности освоения различных технико-тактических действий игроками в хоккей с шайбой 13-14 лет / А.М. Овечкин, Д.Р. Черенков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 2. - С. 35-37.
13. Влияние координационных способностей на технико-тактическую подготовленность высококвалифицированных хоккеистов / А.М. Овечкин, А.Д. Степанов, Д.Р. Черенков, М.П. Шестаков // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2009. - № 9 (98). - С. 203-206.
14. Павлова, Н.В. Особенности формирования пространственного восприятия и статического равновесия у хоккеистов 11-18 лет / Н.В. Павлова, Л.Г. Харитонов, Н.В. Русакова // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. - 2014. - Т. 2. - № 3. - С. 1118.
15. Плотников, В.В. Методика технико-тактической подготовки хоккеистов на этапе углубленной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Плотников В.В. - Набережные Челны, 2013. - 23 с.
16. Рысакова, О. Г. Удовлетворенность учебно-тренировочным процессом высококвалифицированных сноубордистов с нарушением слуха / О.Г. Рысакова, А.С. Махов // Адаптивная физическая культура. - 2015. - № 3 (63). - С. 39-41.
17. Уфимцев, В.В. Стратегическое переосмысление подходов к управлению спортивной тренировкой в многолетней подготовке хоккеистов / В.В. Уфимцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 6. - С. 34-39.
REFERENCES
1. Antonov, A.A. (2014), "Rink-bandy as a promising direction of development of sports for persons with hearing impairments", Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University, Vol 1, pp.44-54.
2. Antonov, A.A. and Makhov A.S. (2014), "Factor structure of the requirements of individuals with impaired hearing to training on the rink-bandy (hockey with ball)", Theory and practice of physical culture, Vol 5, pp. 28-30.
3. 3. Boyko N. A. and Oblepov N.A. (2014), "Physical fitness sledge hockey players in the training process", In collection: Actual scientific problems. Consideration, decision, practice: Collection of scientific reports. Sp. z o.o. "Diamond trading tour», Warszawa, pp. 165-167.
4. Gasimov, I.R. (2015), "The Technique of technical training of players on the sports stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta", Vol. 119, No. 1, pp. 56-60.
5. Lyapkalo V.I. (2000), Controlling the formation of value orientations of the players in the process of sports training and competitive activity, dissertation, Chelyabinsk.
6. Makhov, A.S. (2011), Adaptive sports in Russia and abroad: formation, organization, regulation, monograph, Moscow.
7. Makhov, A.S. (2013), Theory and practice of management of development of adaptive sport in Russia, monograph, Shuya.
8. Makhov, A.S. and Stepanova O.N. (2009), "Problems of management of development of adaptive sport in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 67-71.
9. Mikhno, L.V. (2008), "Organizational-pedagogical model of professional development of subjects of management of sports organizations in ice hockey", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 44, No. 10, pp.64-68.
10. Mikhno, L.V. (2008), Pedagogical system of management of development of hockey in the North-West region of Russia, monograph, St. Petersburg.
11. Nesterov, V.A., Dobrovolsky, S.S., Mogilev, E.V., Kirillov, N.P. and Kirillov S.V. (2012), "Study of psychomotor qualities, adaptive and immunological parameters in technical and tactical training of hockey players", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 17-19.
12. Ovechkin A.M. and Cherenkov D.R. (2015), "Features of the development of different technical and tactical actions of players in ice hockey", Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 35-37.
13. Ovechkin, A.M., Stepanov D.A., Cherenkov D. R., Shestakov M. P. (2009), "Effects of coordination abilities on technical and tactical preparedness highly skilled hockey players", News of southern Federal University. Technical science, Vol. 98, No. 9, pp. 203-206.
14. Pavlova N.I., Kharitonov, L.G. and Rusakov N.V. (2014), "Features of the formation of spatial perception and static equilibrium hockey players 11-18 years", Issues of functional training in sports of the higher achievements, No. 3, pp. 11-18.
15. Plotnikov V.V. (2013), Пe Methodology of technical-tactical preparation of hockey players at the stage of advanced specialization, dissertation, Naberezhnye Chelny.
16. Rysakova O.G. and Makhov A.S. (2015), "Satisfaction of training process of highly skilled snowboarders with hearing impairment", Adaptive physical culture, Vol. 63, No. 3, pp. 39-41.
17. Ufimtsev V.V. (2007), "Rethinking Strategic approaches to the management of sport training in a multi-year training hockey players", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 3439.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.09.2015.
УДК 796.332:612
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ
КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Светлана Сергеевна Артемьева, кандидат биологических наук, доцент, Ярослав Евгеньевич Козлов, старший преподаватель, Игорь Сергеевич Анискевич, преподаватель, Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)
Аннотация
Статья посвящена вопросу интенсификации тренировочного процесса юных футболистов. Рассматривается проблема формирования специализированных восприятий футболистов в процессе тренировки на базе различной сенсорной информации. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия при развитии кинестетических координационных способностей в условиях кратковременного выключения периферического отдела зрительного анализатора.
Ключевые слова: кинестетические координационные способности, футбол, дети, младший школьный возраст.