2014
Направление оптимизации тренировочного процесса в детско-юношеском хоккее
Кугаевский С.А.
Харьковский национальный университет искусств имени И.П. Котляревского
Анотации:
Цель: рассмотреть возможные направления оптимизации тренировочной деятельности в детско-юношеском хоккее и предложить практические рекомендации. Материал: в исследовании проанализированы данные литературных источников и передовых достижений в практике подготовки хоккеистов отечественных и зарубежных авторов по вопросам подготовки в детско-юношеском спорте. Результаты: рассмотрены инновационные подходы в тренировке на начальных этапах спортивного совершенствования, а также различные направления оптимизации тренировочного процесса в хоккее на этапах начальной и предварительной базовой подготовки. Приведены примеры организации тренировочного процесса в североамериканской и европейской хоккейных школах. Освещены вопросы, касающиеся построения и направленности тренировочного процесса на этапах начальной и предварительной базовой подготовки. Выводы: выделены перспективные направления для оптимизации тренировочного процесса юных хоккеистов на начальных этапах спортивного совершенствования.
Ключевые слова:
хоккей, подготовка, хоккеисты, тренировочный, процесс, оптимизация.
Кугаевський С.А. Напрямок on™Mi3a^i тренувального процесу в дитячо-юнацькому хокеТ. Мета: розглянути можливi напрями опт^зацп тренувальноТ дiяльностi в дитячо-юнацькому хокеТ та надати практичн рекомендацп. Матерал: в дослщжены проаналiзованi дан лтературних джерел та передових досягнень у практик подготовки хокеТспв втизняних i зарубiжних авторiв з питань подготовки в дитячо-юнацькому спортк Результати: розглянуто шновацмы пiдходи в тренуванн на початкових ета-пах спортивного вдосконалення , а також рiзнi напрями оптимiзацiТ тренувального процесу в хокеТ на етапах початковоТ та попередньоТ базовоТ подготовки. Наведенi приклади про оргаыза^ю тренувального процесу в твжчноамериканськоТ та европейськоТ хокейних школах. Висвтено питання, що стосуються побу-дови та спрямованост тренувального процесу на етапах початковоТ та попередньоТ базовоТ подготовки. Висновки: видiлено перспективы напрямки для оптимiзацiТ тренувального процесу юних хокеТстiв на початкових етапах спортивного вдоскона-лення.
хокей, пЮготовка, хокести, тренуваль-ний, процес, оптим1зац)я.
Kygaevskiy S.A. Direction for optimization of the training process in junior hockey. Purpose: to consider the possible directions of optimization of training activity in youth hockey and offer practical advice. Material: study analyzed data from the literature and the latest achievements in the practice of training the player's domestic and foreign authors on training in youth sports. Results: innovative approaches are considered in the initial stages of training sports perfection, as well as various areas of optimization of the training process in the initial stages of hockey and preliminary basic training. The examples of the training process in the North American and European hockey schools. The questions concerning the construction and orientation of training process at the initial stages and pre- basic training. Conclusions: highlighted promising areas for optimization of the training process of young hockey players in the initial stages of sports perfection.
hockey, training, junior, training, process, optimization.
Введение.
Современное развитие хоккея предъявляет к игроку возрастающие требования к его подготовке. Правильно заложенные основы в детско-юношеском хоккее являются благоприятной предпосылкой для прогрессирования в спорте высших достижений. Прежде всего, это зависит от правильно построенного тренировочного процесса и направленности тренировочного воздействия. Хоккей является не только одним из самых быстрых и захватывающих командных видов спорта. По сути, хоккей является самым сложно координационным видом спорта. Во время игровых моментов игроку необходимо адекватно реагировать на перемещения соперников, действия партнеров, исполнять технические приемы клюшкой, применять силовые приемы и противодействия, быстро менять направление движения, молниеносно анализировать смену в игровой ситуации, грамотно перемещаться в пределах разыгрываемой тактической схемы. И все эти действия происходят на ограниченной опоре конька и при постоянном силовом давлении соперника. Ошибка в том или ином решении, неправильная оценка ситуации, неадекватный технико-тактический прием может привести как проигрышу в конкретном игровом моменте, так и команды в целом.
В настоящее время игроку невозможно конкурировать благодаря развитию лишь одной стороны подготовленности при средних показателях других [3, 16,
© Кугаевский С.А., 2014 doi: 10.6084/т9.^Ьшге.923512
17, ]. Игрок должен быть развит, прежде всего, гармонично. В этом и заключается задача тренера - воспитать классного игрока с учетом его особенностей и предрасположенности к тому или иному стилю игры. Но как часто бывает в отечественном хоккее, годы тренировок делают из одаренного новичка железного средневика, не способного конкурировать в спорте высших достижений. В советском союзе разработка инновационных методов подготовки хоккеистов была на высоком уровне [1, 8, 13], большое влияние уделялось детско-юношескому хоккею как формированию резерва для клубов и сборной. Этим вопросам были посвящены труды отечественных специалистов [21, 22, 23], а материалы были доступны как тренерам, так и непосредственно воспитанникам.
Современные разработки хоккея предъявляют высокие требования к уровню теоретических знаний и подготовленности тренеров в хоккее. Однако наличие большого объема информации зачастую является сбивающим фактором в выборе стратегии подготовки и подборе тех или иных средств подготовки. Это и предопределило проблематику данного теоретического изыскания.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью настоящей работы является предложить направления оптимизации тренировочного процесса в детском и юношеском хоккее.
Материал и методы исследования анализ литературных источников и передовых разработок отече-
IПЕДАГОГ1КА I та медико-бюлопчш
- - проблеми ф1зичного
ПСИХОЛОГ1Я
вихованняI спорту
ственных и зарубежных авторов по вопросам подготовки хоккеистов на начальных этапах спортивного совершенствования.
Результаты исследования
На постсоветском пространстве состояние теории и методики в хоккее можно признать как удовлетворительные [1, 8, 12, 15, 17]. Постоянно появляются новые методики и инновации в теории подготовки игроков основанные на фактическом материале тренировочной и соревновательной деятельности. Однако тенденции в спортивной подготовке находятся под влиянием различных школ хоккея. Условно их можно разделить на североамериканскую (Канада, США) и европейскую (Россия, Чехия, Словакия, Швеция, Финляндия, Украина).
Основным отличием в данных школах является различная организация тренировочного процесса. В североамериканской акцент делается на индивидуализацию тренировочного процесса [7, 9, 20, http://www. elitehockeycamps.com/]. То есть с момента прихода в секцию ребенка приучают к тому, что в дальнейшем он самостоятельно будет готовиться к игровому сезону, подбирать себе тренеров, выбирать стороны подготовки которые ему необходимо совершенствовать [7, 20]. В Европейской школе основным является общекомандный подход к тренировочному процессу, данная тенденция особенно широко распространена на территории бывшего СССР, а в частности в Украине.
Использование обще групповых методов [8, 13, 15, 22, 23], позволяет интенсифицировать тренировочный процесс, повысить плотность занятия, однако в большинстве случаев является непреодолимым барьером на пути одарённых дарований в мир профессионального хоккея. В данном случае проблема заключается в системе построения подготовки и отборе игроков. В отечественном хоккее детскую группу обычно ведут 2 тренера, в чьи обязанности входит научить детей технике передвижения на коньках, владения клюшкой, передачам и основам тактических действий. Как результат на этапах начальной подготовки и предварительной базовой подготовки тренера часто отдают предпочтение тем ребятам, которые «быстро встают на коньки и схватывают материал». В большинстве случаев на данных этапах команду покидают, перспективные игроки с большим потенциалом, но не успевшие проявить себя вследствие недостатка внимания со стороны наставника или неподходящего построения тренировочного процесса. Но даже в том случае если начинающий игрок не бросил заниматься хоккеем, появляется следующий фактор, который можно назвать «азартом тренера». То есть когда подопечные уже более или менее двигаются на коньках и держат шайбу, знают азы тактики, тренер начинает пытаться выжать из своих подопечных все возможное чтобы выигрывать турниры, чемпионаты, матчи. При этом в практике много примеров когда тренера вменяют в вину своим подопечным их недостаточном уровне технико-тактической подготовленности забывая при этом, что имеют дело с новичками и под-
готовка происходит на 1 и 2 этапах спортивного совершенствования, а основная задача состоит как раз в том что бы показать, научить, создать предпосылки для совершенствования в будущем, а не набрать как можно больше кубков и побед на том этапе когда до профессионалов игрокам еще очень далеко. Что бы избежать данного негативного фактора в СССР была доступна научно-популярная литература [5, 21, 22, 23] позволяющая любителям не только иметь представления о методике подготовки хоккеистов, но и использовать ее как своего рода самоучитель для тренировки. В настоящее время в Украине данная практика отсутствует.
Для североамериканской школы данная тенденция не характерна. Так как, начиная с детского уровня подготовкой занимается от 2 до 4 специалистов на группу [http://www.elitehockeycamps.com/, http:// www.icevault.com/indexb.php]. Кроме того присутствуют летние лагеря подготовки, где подрастающие спортсмены могут не только отдохнуть, но и продолжить совершенствование своих технико-тактических навыков. Данный подход более предпочтительный, так как процент отсева ниже. Тренера не гонятся за победами, а качественно подходят к тренировочному процессу, осознавая, что чем прочнее заложенная база, тем успешней будет их подопечный в профессиональном спорте.
В итоге после использования данного подхода в подготовке, количество игроков претендующее на места в профессионалах выше, соответственно выше конкуренция, а как следствие зрелищность игр и прибыль клубов.
Применение индивидуального подхода, тренировочных лагерей по отдельным видам подготовки игроков [http://www.skinnerhockey.com/, http://www.laurastamm. com/], хорошо зарекомендовали себя в США, Канаде, Чехии, Финляндии и Швеции. По окончании игрового сезона игрок сам выбирает, какие стороны подготовленности ему следует подтягивать [http://www.skin-nerhockey.com/, http://www.laurastamm.com/]. После чего обращается в соответствующий тренировочный центр, где работает индивидуально под руководством специалиста. Игрок сам несет ответственность за свою подготовку уровень своих функциональных возможностей и технико-тактических навыков. Индивидуализация предсезонной подготовки позволяет качественно повысить уровень подготовленности хоккеиста, а так же позволяет ему развить природные способности для успешного прогрессирования. Следует подчеркнуть, что это характерно не только для заключительных этапов спортивного совершенствования, но и для начала спортивной деятельности. Учитывая данные тенденции можно заключить, что индивидуализация тренировочного процесса хоккеистов в Украине является одним из приоритетных направлений для дальнейшего исследования. В противном случае данная методика встречалась бы в тренировочном процессе украинских хоккеистов значительно чаще и была отображена в литературе.
32014
и
Направленность тренировочного процесса хоккеиста обусловлена требованиями, предъявляемыми соревновательной деятельностью. Продолжительность игры в хоккее составляет 3 периода по 20 минут, плюс возможен овертайм. Хоккеист проводит на площадке отрезок времени равный 30-90 секундам. Суммарное время проведенное на площадке за игру колеблется от 16 до 25 минут. За это время хоккеист совершает от 30 до 50 ускорений на максимальной скорости длиной 10-15 метров, делает от 10 до 20 торможений с последующим стартом и ускорением, совершает от 5 до 15 силовых приемов [1, 4, 20]. Среднее количество смен за игру так же колеблется в пределах 16-25 смен. Каждая проведенная смена требует от игрока колоссального напряжения. Частота сердечных сокращений во время игровой смены составляет 170-190 уд/мин. Потребление кислорода составляет 48, 9-53, 6 мл/мин/ кг, концентрация лактата 78-132 мг %, а кислородный долг 8, 5-9, 6 л. [4, 6]. Игровая смена происходит в анаэробном алактатном, анаэробном гликолитическом режиме, переход на аэробный режим происходит во время смены и отдыха на скамейке запасных. Стоит отметить глобальное (до 2/3) включение мышечных систем, а также переменный ритм работы от умеренной до максимальной интенсивности, в зависимости от ситуации на поле. Вышеприведенные факторы предъявляют высокие требования к уровню развития СФП.
В связи с этим индивидуальный подход в подготовке является более целесообразным, чем общекомандный. Программа тренировки, построенная с учетом функциональных возможностей как отдельного игрока так и группы игроков позволяет подвести к игре команду на высоком уровне функциональной готовности. В связи с этим направленность тренировочной деятельности, подбор средств и методов должен обеспечивать протекание адаптивных реакций обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность. Как было сказано ранее, в США и Канаде, главный тренер клуба не тратит тренировочное время для решения вопросов повышения функциональных возможностей игроков. А работает над наигрыванием конкретных тактических схем к предстоящим играм. Над своими функциональными показателями игрок работает с личным тренером по физической (конькобежной, технической) подготовке индивидуально.
В отечественной школе хоккея, в отличие от североамериканской, до сих пор используются общекомандные сборы с групповым выполнением тренировочных программ по физической подготовке. Однако данное направление зачастую отрицательно сказывается на уровне подготовленности команды в целом, так как тренировочная программа не может подойти каждому игроку на 100% [11, 12, 17, 18, 19].
Выше приведенный аспект является немаловажным и в детско-юношеском хоккее. Программа тренировки построенная усредненно на команду игроков без учета их индивидуального типа реакции на тренировочную нагрузку, предрасположенности к опре-
деленному типу энергообеспечения (спринтер, стайер, микст) [10], так же является фактором, влияющим на дальнейшее формирование игрока. Использование моделей тренировочных циклов с заранее известным эффектом в значительной мере облегчило бы планирование тренировочного процесса и исключило бы использование неадекватных по направленности тренировочных воздействий. Однако это направление в хоккее носит фрагментарный характер и в большей степени относится к разработкам в циклических видах спорта. А построение данных моделей возможно только при наличии большого эмпирического материала и высокого уровня организации контроля тренировочного процесса.
Контроль является одним из звеньев цикла управления. Без получения своевременной объективной информации о состоянии игрока, объемах тренировки, эффективности технико-тактических действий невозможно сформировать правильное решение в той или иной ситуации [18, 20, 22, 23]. Данные аспекты в хоккее разработаны на высоком уровне, однако наряду с этим на первых этапах подготовки в украинском хоккее практически нивелированы. В большинстве случаев тренера ограничиваются только визуальным контролем во время тренировочного занятия. Использование медико-биологического, педагогического, биохимического контроля, широко распространенное за рубежом, позволяет тренеру оптимизировать построение тренировочного процесса и избирательно подобрать тренировочные средства в соответствии с поставленными задачами.
Как было сказано ранее, своевременны анализ поступающих информационных данных и соответствующие коррективы в плане подготовки делают тренировочный процесс эффективным и управляемым, а как следствие снижают вероятность влияния негативных факторов и тренерской ошибки.
Выводы.
Обобщение и обсуждение материалов данного теоретического исследования указывают на то, что оптимизация подготовки в детско-юношеском хоккее может быть реализована лишь с учетом основных факторов влияющих на тренировочный процесс, к которым относятся:
• совершенствование организации и обеспечения тренировочного процесса - индивидуализация тренировочного процесса, привлечение тренеров по отдельным видам подготовки, материально - техническое обеспечение тренировочного процесса
• совершенствование системы контроля тренировочной деятельности
• разработка модельных характеристик специальной и функциональной подготовленности
• рациональный подбор средств, в зависимости от уровня развития и подготовленности занимающихся
Перспективы дальнейших исследований. Предполагается разработать комплексы упражнений для специальной подготовки хоккеистов 6-10 лет с учетом различных типов функциональной адаптации к нагрузке.
IПЕДАГОГ1КА I та медико-бюлопчш
- - проблеми ф1зичного
ПСИХОЛОГ1Я
вихованняi спорту
Литература
1. Брейкин Д. Хоккей. Программа для спортивных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов // Д. Брейкин,
A. Акимов. - М.: ФиС. - 1971. - 52 с.
2. Брусованский А. Малая энциклопедия спорта / А. Брусован-ский, Ю. Лукашин, Д. Рыжков. - М.: ФиС. -1990. - 685 с.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт. - 1988. - 330 с.
4. Горский Л. Тренировка хоккеистов / Л. Горский. - М.: Физкультура и спорт. - 1981. - 224 с.
5. Гретцки Уолтер. Уэйн Гретцки / Уолтер Гретцки, Дж. Тэйлор. -М.: ФиС - 1987. - 98 с.
6. Гуминский А.А. Определение уровней потребления кислорода у хоккеистов: материалы 11 Всесоюз. науч. конф. по физиологии, морфологии, биомеханике и биохимии мышечной деятельности / А.А. Гуминский, А.В. Тарасов, О.С. Елизарова. - Свердловск.
- 1970. - С. 114-116.
7. Киттинг Ю. Предыгровая подготовка хоккеистов НХЛ: методическая разработка Федерация хоккея России / Ю. Киттинг, Дж. Хогг. - М.: ВНИИФК. - 1997. - С. 21-26.
8. Козловский Г.Н. Тренажер для развития скоростно-силовых качеств у юных хоккеистов / Г.Н. Козловский // Хоккей. - М. -1986. - С. 40-41.
9. Ковальчук В.Н. От Твери до Атланты / В.Н. Ковальчук. - Тверь: ЧП Ковальчук. - 2004. - 128 с.
10. Кугаевский С.А. Индивидуализация как одно из направлений оптимизации тренировочного процесса хоккеистов 14-16 лет / С.А. Кугаевский // Педагопка психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - Харюв: ХОВНОКУ -ХДАМД. - 2012. - №1. - С. 67-69.
11. Павлов С.Е. «Секреты» подготовки хоккеистов / С.Е. Павлов. -М.: Физкультура и спорт. - 2008. - 99 с.
12. Петров А. Тайны советского хоккея / А. Петров. - М.: Эксмо. -2010. - 288с.
13. Подготовка квалифицированных хоккеистов: учеб. пособие / Ю.В. Никонов. - Мн.: ООО «Асар». - 2003. - 352 с.
14. Программирование тренировочных нагрузок по СФП высококвалифицированных хоккеистов в годичном цикле подготовки: методические рекомендации / Ю.В. Верхошанский, В.В. Тихонов, В.И. Колосков, Ю.В.Королев, В.В. Лазарев, А.А. Чарыева.
- Москва. - 1989. - 70 с.
15. Савин В.П. О построении тренировочного процесса хоккеистов / В.П. Савин //Хоккей. Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт. -1985. - С. 25-28.
16. Савин В.П. Теория и методика хоккея: учебник для студ. высш. учебн. заведений / В.П. Савин. - М.: Издательский центр «Академия». - 2003. - 400 с.
17. Савин В.П. Методика воспитания выносливости у хоккеистов: метод. разработки / В.П.Савин. - Москва. - 1986. - 35 с.
18. Савин В.П. Хоккей: учебник для институтов физ. культуры /
B.П. Савин. - М.: Физкультура и спорт. - 1990. - 320 с.
19. Савин В.П. Методические подходы к оценке соревновательной и тренировочной деятельности хоккеистов: метод. рекомендации / В.П. Савин, Н.И. Урюпин. - М. - 1990. - 32 с.
20. Твист Питер. Хоккей: теория и практика / Питер Твист. - М.: АСТ: Астрель. - 2005. - 288с.
21. Тарасов А.В. Детям о хоккее / А.В. Тарасов. - М.: Сов. Россия.
- 1986 - 208 с.
22. Тарасов А.В. Хоккей без тайн А.В.Тарасов. - М.: Молодая Гвардия. - 1988. - 277 с.
23. Тарасов А.В. Поточный метод тренировки в хоккее / А.В. Тарасов. - М.: ФиС. - 1966. - 69 с.
24. Meulman H.N., Berger M.A.M., van der Zande M.E., Kok P.M., Ottevanger E.J.C., Crucq M.B. Development of a tool for training the drag flick penalty corner in field hockey. Procedía Engineering.
- 2012. - vol.34. - pp. 508-513. doi:10.1016/j.proeng.2012.04.087.
25. McEwan D., Martin Ginis K.A., Bray S.R. "With the Game on His Stick": The home (dis)advantage in National Hockey League shootouts. Psychology of Sport and Exercise. - 2012. - vol.13(5). -pp. 578-581. doi:10.1016/j.psychsport.2012.03.007.
References:
1. Brejkin D., Akimov A. Khokkej [Hockey], Moscow, Physical Culture
and Sport, 1971, 52 p.
2. Brusovanskij A., Lukashin Iu., Ryzhkov D. Malaia enciklopediia
sporta [Brief encyclopaedia sports], Moscow, Physical Culture and Sport, 1990, 685 p.
3. Verkhoshanskij Iu.V. Osnovy special'noj fizicheskoj podgotovki
sportsmenov [Fundamentals of special physical preparation of athletes], Moscow, Physical Culture and Sport, 1988, 330 p.
4. Gorskij L. Trenirovka khokkeistov [Training hockey], Moscow,
Physical Culture and Sport, 1981, 224 p.
5. Gretcki Uolter, Tejlor Dzh. Uejn Gretcki [Wayne Gretzky], Moscow,
Physical Culture and Sport, 1987, 98 p.
6. Guminskij A.A., Tarasov A.V., Elizarova O.S. Opredelenie urovnej
potrebleniia kisloroda u khokkeistov [Determination of oxygen consumption in hockey]. 11 Vsesoiuznaia nauchnaia konferenciia po fiziologii, morfologii, biomekhanike i biokhimii myshechnoj deiatel'nosti [11 All-Union conference on the physiology, morphology, biomechanics and biochemistry of muscle activity], Sverdlovsk, 1970, pp. 114-116.
7. Kitting Iu., Khogg Dzh. Predygrovaiapodgotovka khokkeistovNKHL
[Pre-game preparation NHL], Moscow, VNIIFK, 1997, pp.21-26.
8. Kozlovskij G.N. Trenazher dlia razvitiia skorostno-silovykh kachestv
u iunykh khokkeistov [Simulator for the development of speed and power qualities of young hockey players]. Khokkej [Hockey], Moscow, 1986, pp. 40-41.
9. Koval'chuk V.N. Ot Tveri do Atlanty [From Tver to Atlanta], Tver,
2004, 128 p.
10. Kugaevskij S.A. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicniproblemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2012, vol.1, pp. 67-69.
11. Pavlov S.E. «Sekrety» podgotovki khokkeistov ["Secrets" of hockey players training], Moscow, Physical Culture and Sport, 2008, 99 p.
12. Petrov A. Tajny sovetskogo khokkeia [Secrets of Soviet hockey], Moscow, 2010, 288 p.
13. Nikonov Iu.V. Podgotovka kvalificirovannykh khokkeistov [Training of skilled players], Minsk, 2003, 352 p.
14. Verkhoshanskij Iu.V., Tikhonov V.V., Koloskov V.I., Korolev Iu.V., Lazarev V.V., Charyeva A.A. Programmirovanie trenirovochnykh nagruzokpo SFP vysokokvalificirovannykh khokkeistov v godichnom cikle podgotovki [Programming training loads on TFP highly skilled hockey players in the annual cycle of training], Moscow, 1989, 70 p.
15. Savin V.P. O postroenii trenirovochnogo processa khokkeistov [On the construction of the training process hockey]. Khokkej [Hockey], Moscow, 1985, pp. 25-28.
16. Savin V.P. Teoriia i metodika khokkeia [Theory and Methods of hockey], Moscow, Academy, 2003, 400 p.
17. Savin V.P. Metodika vospitaniia vynoslivosti u khokkeistov [Methods of education stamina in hockey], Moscow, 1986, 35 p.
18. Savin V.P. Khokkej [Hockey], Moscow, Physical Culture and Sport, 1990, 320 p.
19. Savin V.P. Uriupin N.I. Metodicheskie podkhody k ocenke sorevnovatel'noj i trenirovochnoj deiatel'nosti khokkeistov [Methodological approaches to assessing competitive and training activities players], Moscow, 1990, 32 p.
20. Tvist Piter. Khokkej: teoriia i praktika [Hockey: Theory and Practice], Moscow, Astrel, 2005, 288 p.
21. Tarasov A.V. Detiam o khokkee [Children about hockey], Moscow, Soviet Russia, 1986, 208 p.
22. Tarasov A.V. Khokkej bez tajn [Hockey without secrets], Moscow, Young Guard, 1988, 277 p.
23. Tarasov A.V. Potochnyj metod trenirovki v khokkee [Line method of training in hockey], Moscow, Physical Culture and Sport, 1966, 69 p.
24. Meulman H.N., Berger M.A.M., van der Zande M.E., Kok P.M., Ottevanger E.J.C., Crucq M.B. Development of a tool for training the drag flick penalty corner in field hockey. Procedia Engineering, 2012, vol.34, pp. 508-513. doi:10.1016/j.proeng.2012.04.087.
25. McEwan D., Martin Ginis K.A., Bray S.R. "With the Game on His Stick": The home (dis)advantage in National Hockey League shootouts. Psychology of Sport and Exercise, 2012, vol.13(5), pp. 578-581. doi:10.1016/j.psychsport.2012.03.007.
2014
Информация об авторе: Кугаевский Сергей Александрович: ORCID: 0000-0002-10652278; num.kharkiv@gmail.com; Харьковский национальный университет искусств имени И.П. Котляревского; пл. Конституции, 11/13, г. Харьков, 61003, Украина
Information about the author: Kygaevskiy S.A.: ORCID: 0000-0002-1065-2278; num.kharkiv@ gmail.com; Kharkiv National University of Arts; Sq. Constitution, 11/13, Kharkov, 61003, Ukraine
Цитируйте эту статью как: Кугаевский С.А. Направление оптимизации тренировочного процесса в детско-юношеском хоккее // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми (^зичного виховання i спорту. - 2014. - № 2 - С. 37-41. doi:10.6084/m9.figshare.923512
Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).
Дата поступления в редакцию: 09.12.2013 г. Опубликовано: 28.12.2013 г.
Cite this article as: Kygaevskiy S.A. Direction for optimization of the training process in junior hockey. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2014, vol.2, pp. 37-41. doi:10.6084/m9.figshare.923512
The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html
This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).
Received: 09.12.2013 Published: 28.12.2013