Научная статья на тему 'Социально-педагогический механизм управления развитием хоккея в Северо-Западном регионе России'

Социально-педагогический механизм управления развитием хоккея в Северо-Западном регионе России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
164
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / PROGRAM / PEDAGOGICAL / MECHANISM / MANAGEMENT / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михно Леонид Владимирович

В статье дается научное обоснование социально-педагогического механизма управления развитием хоккея в Северо-Западном регионе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михно Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL MECHANISM OF MANAGING OF HOCKEY DEVELOPMENT IN THE NORTH-WESTERN REGION OF RUSSIA

The article deals with the scientific pedagogical basis of complex mechanism in managing hockey development in the North-Western Region of Russia.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический механизм управления развитием хоккея в Северо-Западном регионе России»

шествующей экономизации в аэробном и анаэробном энергообразовании на стандар-ных участках нагрузки. В этой группе не было достоверной взаимосвязи величины МПК с Т бега. Была высокая взаимосвязь между показателями Т наступления МПК и Т бега.

Можно полагать, что скорость МПК не является определяющим фактором аэробной работоспособности. Допустимо считать, что состояние сердечно-сосудистой системы играет более важную роль в разделе аэробной работоспособности, чем скорость МПК, а понятие «максимальные аэробные возможности» не должно включать в себя только максимальную скорость потребления кислорода (У02 мах), иначе в реальности такие возможности так и останутся возможностями и не будут отражать в действительности других факторов аэробной работоспособности. В противном случае, можно разработать много различных модифицированных тестов, в которых потребление кислорода превысит скорость МПК в тесте с нарастающей нагрузкой.

Представляется, что понятие «аэробные возможности» должно быть собирательным, включающим в себя качественные и количественные стороны этого процесса: максимальный процент О2, максимальный кислородный пульс, скорость МПК и время его наступления, УЕ мах и Т ее наступления, состояние сосудистого тонуса, динамику молочной кислоты, дыхательный коэффициент, максимальный объем минутного кровотока и Т его наступления. Возможны другие показатели. При этом часть этих показателей можно получать и в других тестах. Несомненный интерес могут представлять взаимосвязи этих показателей с аэробной работоспособностью.

Для представителей адаптивной физической культуры и для клинических исследований нужна карта показателей аэробного состояния, в которую будут входить различные показатели, связанные с аэробными возможностями и аэробной работоспособностью, а также указаны оценочные зоны аэробных возможностей и аэробной работоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, Г. Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида. / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 6. - С. 29-30.

2. Калиниченко, А.И. Исследование критериев контроля специальной работоспособности и классификация тренировочных беговых средств у стайеров старших разрядов : дис. ... канд. пед. наук / Калиниченко А.И. ; Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Л., 1978. - 156 с.

3. Милодан, В. А. Увеличение резервных возможностей дыхательной системы и повышение работоспособности в беге методом регламентированного управления дыханием // Вопросы физического воспитания студентов. Т. Х1У / Ленингр. гос. ун-т. - Л., 1984. - С. 110-120.

4. Милодан, В. А. Влияние регламентированных режимов дыхания на увеличение работоспособности в беге : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Милодан В.А. ; С-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. - 23 с.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕМ ХОККЕЯ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ

Леонид Владимирович Михно, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой

хоккея,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье дается научное обоснование социально-педагогического механизма управления

развитием хоккея в Северо-Западном регионе России.

Ключевые слова: социально-педагогический механизм, управление, развитие.

SOCIO-PEDAGOGICAL MECHANISM OF MANAGING OF HOCKEY DEVELOPMENT IN THE NORTH-WESTERN REGION OF RUSSIA

Leonid Vladimirovich Michno, the candidate ofpedagogical sciences, head of the hockey

department,

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Abstract

The article deals with the scientific - pedagogical basis of complex mechanism in managing hockey development in the North-Western Region of Russia.

Key words: program, pedagogical, mechanism, management, development.

ВВЕДЕНИЕ

Целью настоящего исследования является научное обоснование социальнопедагогического механизма управления развитием хоккея в Северо-Западном регионе России.

Разработанный в ходе проведенного нами исследования социальнопедагогический механизм управления развитием хоккея в Северо-Западном регионе России представляет собой совокупность элементов управленческой структуры ме-неджерального типа. Его основное предназначение состоит в расширении возможностей для согласованного и эффективного взаимодействия как внешних, так и внутренних параметров, создающих условия для упорядоченной и рациональной последовательности в принятии и реализации управленческих решений. Главная цель педагогического механизма управления развитием хоккея в регионе состоит в приведении системы управленческих воздействий в соответствие с требованиями, предъявляемыми спецификой профессиональной деятельности различных категорий управленческого аппарата. Теоретико-методологическую и педагогическую основы совершенствования механизма управления развитием хоккея составляет органичное соединение принципов, методов, условий и критериев, определяющих характер и направленность его воздействия на решение текущих, оперативных и стратегических задач. В свою очередь, они обусловливают организационные формы, функции и структуру управления развитием хоккея, регулируют экономические, организационные, правовые, социальнопсихологические и нормативные параметры его развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Экспериментальная проверка эффективности социально-педагогического механизма управления хоккеем в Северо-Западном федеральном округе предполагала определение возможностей реализации основных направлений программы его развития.

С этой целью был организован и проведен педагогический эксперимент, основная научная идея которого заключалась в сравнении ведущих показателей развития хоккея в целом по России и Северо-Западном федеральном округе за период 2005-2007 год.

Показатели развития хоккея в целом по России были взяты из ежегодных отчетов, публикуемых на сайте федерации хоккея России в Интернете. Объективным показателем экспериментального воздействия явились положительные сдвиги в параметрах программы развития хоккея в Северо-Западном федеральном округе.

При проведении эксперимента, прежде всего, важно было определить эффективность ресурсного обеспечения этой программы.

Основными источниками ресурсного обеспечения программы развития хоккея являются поступления из бюджетов: Комитета по физической культуре и спорту Ленинградской области, Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга,

Федерации хоккея России, Северо-Западной межрегиональной федерации хоккея, бюджетов субъектов Северо-Западного федерального округа.

Кроме этих источников, серьезный вклад в ресурсное обеспечение развития хоккея вносят: спонсоры (до 68% от общей суммы средств), рекламодатели (12%) и ежегодные взносы членов федерации (8%). Понимая роль ресурсного обеспечения в развитии хоккея в Северо-Западном федеральном округе, руководство СевероЗападной межрегиональной федерации хоккея проводит активную работу, связанную с осуществлением целенаправленной инвестиционной политики. Это обеспечивает ежегодную положительную динамику привлечения финансовых средств и других материальных ресурсов на развитие хоккея в регионе.

Анализ развития хоккея в различных регионах России показывает, что СевероЗападная межрегиональная федерации хоккея по данному параметру уступает лишь Федерациям хоккея г. Москвы и Казани, где созданы базовые центры по подготовке российских хоккеистов и куда концентрированно направляются основные денежные средства и другие материальные ресурсы.

Сравнительная динамика показателей ресурсного обеспечения основных направлений развития хоккея в Северо-Западном федеральном округе за 2005-2007 гг. свидетельствует о выраженном росте представленных показателей по всем направлениям. При этом наибольший рост инвестиционных ресурсов отмечается в 2006-2007 гг., в период активной подготовки спортсменов Северо-Западного федерального округа к главным международным соревнованиям (чемпионату мира по хоккею с шайбой), которые проводились в Канаде и где российские хоккеисты после тридцатилетнего перерыва завоевали золотые медали. В данный период из всех источников выделялись значительные средства на подготовку и проведение спортивных соревнований, учебно-методических и тренировочных сборов, развитие спортивно-тренировочной базы, материальное и моральное стимулирование спортсменов, тренеров и других работников федерации хоккея.

Благодаря активному взаимодействию руководства Северо-Западной межрегиональной федерации хоккея с федеральными и местными органами исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, а также со спонсорами и рекламодателями удалось привлечь значительные средства для развития хоккея в Северо-Западном федеральном округе. Это нашло прямое отражение в результатах, достигнутых спортсменами Северо-Западной межрегиональной федерации хоккея на всероссийских и международных соревнованиях.

Однако отмеченные достижения нельзя относить лишь к успехам в ресурсном обеспечении хоккея. Полученные результаты явились следствием активизации профессиональной деятельности по всем направлениям развития хоккея в СевероЗападном федеральном округе и, прежде всего, в совершенствовании учебнотренировочного и воспитательного процессов. На рисунке 1 представлена динамика некоторых показателей, характеризующих состояние подготовки хоккеистов на различных этапах.

В первую очередь, обращает на себя внимание уровень спортивных достижений; количество проводимых учебно-тренировочных сборов и соревнований; количество занимающихся хоккеем; участие спортсменов Северо-Западной межрегиональной федерации хоккея в международных турнирах.

По всем перечисленным параметрам наблюдается устойчивый рост. Так, уровень спортивных достижений в 2007 г. вырос на 19% по сравнению с показателями 2005 г. Количество занимающихся хоккеем увеличилось на 14%, количество проводимых соревнований - на 8,2%, участие в международных турнирах - на 11,6%.

Вместе с тем, отдельные параметры развития хоккея снизили свои значения по сравнению с 2006 годом. Это относится к количеству проводимых соревнований -4,8%; участию в международных турнирах - 5,2%; количеству учебно-тренировочных сборов - 0,8%.

Отмеченное обстоятельство можно объяснить, прежде всего, спецификой календаря проводимых спортивных мероприятий международными и Всероссийской федерациями хоккея.

5 10 15 20 25 30 %

Уровень спортивных достижений

Количество занимающихся хоккеем

Количество проводимых ^2 соревновании

Участие в международных турнирах

Количество учебно-тренировочных ------13,8

сборов

□ 7.8

] 20.8

] 26,

12,2

11.4

□ 2005 г. □ 2006 г. □ 2007 г.

0

8

Рис. 1. Динамика показателей, характеризующих состояние тренировочного процесса в сфере хоккея в Северо-Западном федеральном округе в 2005-2007 гг.

Сравнительный анализ эффективности основных параметров развития общероссийской и Северо-Западной межрегиональной федераций хоккея свидетельствует о некотором превышении числовых значений прироста этих параметров в СевероЗападной межрегиональной федерации (рис. 2).

0 5 10 15 20 25 30 %

,, „ .......................................................126.8

Уровень спортивных достижений — | 232

□ 22,4

Кол-во занимающихся хоккеем 119 2

Кол-во проводимых соревнований * 12,ы 2

Участие в международных турнирах 114 4

по хоккею ~ ^ 16,2_________

Кол-во учебно-тренировочных | 114

сборов ——I 10,2_________________

| 20 Я

Уровень инвестиций ---- —| 17 4 ’

Состояние МТБ ~ =Ц6,7 7

Научно-методическое и кадровое —114,2

обеспечение —1 8,8

Учебно-тренировочные сборы, 1 20 2

семинары, рекламные компании *16,2

□ Федерация СПб □ Федерация России

□ 23,2

□ 26.

□ 19.2

□ 22,4

□ 12,4

14.2

114,4 !□ 16,2

т 11,4 □ 10,2

□ 17,4

20,8

16,4

17,7

8,8

14,2

16,2

20,2

Рис. 2. Сравнительная динамика основных параметров развития общероссийской и Северо-Западной межрегиональной федераций хоккея за 2005-2007 гг.

Установленный факт позволяет сделать заключение о том, что прогрессирующие изменения по большинству направлений развития данного вида спорта, несо-

мненно, связаны с инновационным мышлением и профессиональной активностью руководителей, а также с передовыми методами управления процессом развития хоккея в Северо-Западном федеральном округе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные данные позволили разработать социально-педагогический механизм управления процессом развития хоккея в Северо-Западном федеральном округе. Его научное обоснование осуществлялось с учетом ведущих положений социального менеджмента, изложенных в работах И. Ансоффа, О.С. Анисимова, А.А. Деркача, Д.Н. Бобрышева, В.И. Бовыкина, В.Н. Иванова и др. Перечисленные, а также другие авторы сходятся на мысли о том, что механизм управления развитием социального объекта представляет собой систему научно-обоснованных положений и взглядов на процессы и структуры социального воздействия.

В процессуальном плане педагогический механизм управления развитием хоккея в Северо-Западном федеральном округе России определяет совокупность управленческих воздействий, образующих рациональную технологию управления, которая включает в себя: целеполагание, принятие решения, организацию, стимулирование, регулирование, контроль и коррекцию. Экспериментальная проверка эффективности механизма управления развитием хоккея в Северо-Западном регионе России выявила положительную динамику сдвигов в его основных параметрах.

Полученные результаты позволяют утверждать о том, что достигнутые успехи в реализации педагогического механизма управления развитием хоккея в СевероЗападном федеральном округе явились следствием эффективного управления с применением инновационных способов решения управленческих задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеевец, В.У. Организация как функция управления // Организация физической культуры и спорта. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - С. 52-56.

2. Актуальные проблемы управления физкультурно-спортивными организациями / под ред. доктора пед. наук, профессора В.А.Щеголева ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1997. - 58 с.

3. Ансофф, И. Стратегическое управление : пер. с англ. / И. Ансофф. - М. : Экономика, 1989. - 358 с.

4. Анисимов, О. С. Основы общественно-управленческой акмеологии : учеб. пособие / О.С. Анисимов, А.А. Деркач. - М. : С.Е.Т., 1995. - 268 с. : ил.

5. Бобрышев, Д.Н. Основные категории управления / Д.Н. Бобрышев ; Акад. народ. хоз-ва при Совете Министров СССР. - М. : АНХ СССР, 1987. - 189 с. : ил.

6. Бовыкин, В.И. Новый менеджмент : управление предприятиями на уровне высших стандартов // Теория и практика эффективного управления. - М. : Экономика, 1997. - С. 55-60.

7. Михно, Л.В. Основы хоккейного менеджмента / Л.В. Михно, Б.Н. Винокуров, А.Т. Марьянович. - СПб. : ООО «Издательство Деан», 2004. - 352 с.

8. Михно, Л.В. Менеджмент в профессиональном хоккее / Л.В. Михно, Б.Н. Винокуров, А.Т. Марьянович. - М. : Сов. спорт, 2007. - 378 с. : ил.

9. Чистяков, В.А. Социальные и информационные основы физической культуры : монография / В.А. Чистяков ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2002. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.