- роль наследственности в уровне интеллектуального развития;
- социальный статус;
- отношение к представительству в политических институтах власти интеллектуальной элиты;
- необходимость подготовки интеллектуальной элиты в условиях современной высшей школы.
Факторный анализ не только позволил рассмотреть факторы, влияющие на мотивы и мобильность в сообществе, но и выявил показатели, которые не обязательны для функций, выполняемых учеными. К такому показателю относится образование членов семьи: не выявлено зависимостей внутрипоколенной мобильности. В определенной степени это опровергает мнение о влиянии семьи и существующих в ней социальных установках, с другой стороны, подтверждает концепции социологов, которые утверждают, что существует возможность повышения социального статуса при условии успешной социализации личности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ «ЦЕНТРОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ» В УСЛОВИЯХ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
Марина Иосифовна Зомитева, директор Центра физической культуры, спорта и здоровья Василеостровского района Санкт-Петербурга
Аннотация
В статье рассматриваются формы и методы профессионального совершенствования субъектов социально-ориентированного управления «Центром физической культуры спорта и здоровья» в условиях Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: формы, методы, социально-ориентированное управление, физкультурно-спортивные организации.
FORMS AND METHODS OF SOCIO-ORIENTED MANAGING OF “PHISICAL EDUCATION, SPORTS AND HEALTH CENTRE” IN ST. PETERSBURG
Marina Iosifovna Zomiteva, director of”Physical Education, Sports and Health Centre ” in
Vasilievsky Island district,
St. Petersburg
Abstract
The article deals with district forms and methods of socio-oriented managing of “Physical Education, Sports and Health Centre” by professionally enhanced individuals in Vasilievsky Island district in St. Petersburg.
Key words: forms, methods, social-guided management, physical training organizations.
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития России характеризуется определенными достижениями в социально-экономической, политической и духовной сферах, в том числе и в области физической культуры и спорта. Появились предпосылки перехода от традиционно сложившейся системы управления физической культурой и спортом к управлению инновационного типа, адекватно реагирующему на проблемные ситуации, которые возникают в физкультурно-спортивной сфере (В.А. Таймазов, Л.В. Михно, 2008).
В новом Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 января 2008 г., отмечается необходимость дальнейшего совершенствования системы управления физкультурно-спортивными организациями как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из важных векторов этого процесса является ориентация подготовки кадров на качественное управление современными физкультурно-спортивными центрами, отвечающими международ-
ным стандартам (В.В. Миронов, С.С. Драчев, И.М. Сидоркевич, 2002).
Отличительной особенностью управления этими центрами является их социальная и комплексная направленность на удовлетворение потребностей всех слоев населения в занятиях физической культурой и спортом. Научная необходимость решения стоящей задачи определила направленность нашего исследования, основная цель которого состоит в экспериментальном обосновании форм и методов профессионального совершенствования субъектов социально-ориентированного управления «Центром физической культуры спорта и здоровья» в условиях Санкт-Петербурга.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальное обоснование форм и методов профессионального совершенствования субъектов социально-ориентированного управления осуществлялось на базе Межвузовского центра по физической культуре Санкт-Петербурга, где в 2007 г. был проведен формирующий педагогический эксперимент. К эксперименту было привлечено 36 специалистов в области управления различными физкультурноспортивными организациями Санкт-Петербурга, осуществляющих повышение квалификации. Для решения поставленной задачи была разработана специальная учебная программа «Основы социально-ориентированного управления с использованием педагогических технологий», состоящая из двух частей. Первая часть - методический ситуативный курс (цикл семинарских занятий), направленный на усвоение субъектами управления знаний, необходимых для адекватной социально-психологической оценки возможных ситуаций профессионального управления, а также на построение эффективных стратегий поведения в данных ситуациях. Вторая часть - практический курс, направленный непосредственно на развитие умений в эффективном профессиональном общении, т.е. социально-ориентированной коммуникативной компетентности. Учебная программа была рассчитана на 40 часов, из них: 24 - под руководством преподавателей и 16 - в форме самостоятельной работы. Особенностью программы являлось то, что в нее были включены конкретные лекционные и семинарские занятия, содержание которых раскрывало основные направления использования педагогических технологий управленческой деятельности. На примерах из практики управления «Центром физической культуры спорта и здоровья» и другими подобными ему структурами рассматривались конкретные психолого-педагогические ситуации по совершенствованию руководства данными организациями. В процессе обучения были созданы условия для самосовершенствования субъектов управления. Им оказывалась индивидуальная помощь в виде консультаций по тематике экспериментальной программы, предлагались учебно-методические разработки и литература. Последовательность прохождения программы предполагала поэтапное освоение учебно-методического материала. На первом этапе был проведен лекционный курс информационного содержания, направленный на формирование и усвоение теоретических знаний по проблемным вопросам социально-ориентированного управления. В ходе дальнейшего изучения программного материала акцент был сделан на проблемно-деятельностные и дистанционные формы обучения. (В.А. Чистяков, 2004). Занятия по практическому курсу проводились в форме социально-психологического тренинга, включающего в себя метод анализа конкретных ситуаций, групповые дискуссии, ролевые игры. Для обоснования эффективности предлагаемых средств и методов формирования социальноориентированной компетентности у испытуемых экспериментальные занятия проводились с использованием различных педагогических технологий. Итогом обучения явилась подготовка и защита реферата на заданную тему.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты первой части проведенного эксперимента показали его довольно высокую образовательную эффективность. Данные оценок результатов успешности сформированности теоретических знаний, умений и навыков, полученные в ходе экс-
перимента, свидетельствуют о важности и целесообразности предлагаемой формы совершенствования профессиональной компетентности, касающейся социальноориентированного стиля управления физкультурно-спортивными организациями.
Результаты, представленные в таблице 1, свидетельствуют о совпадении самооценок испытуемых и оценок экспертов степени усвоения программного материала.
Таблица 1
Средние результаты освоения экспериментальной программы субъектами управления «Центром физической культуры, спорта и здоровья» и другими ______________________подобными ему структурами_______________________
Основные разделы программы Результаты успешности обучения (в баллах) (х ± т)
до эксперимента после эксперимента
Теоретический курс 2,6 ± 0,35 4,1 ± 0,22
Методико-практический курс 3,2 ± 0,24 4,4 ± 0,31
Реферат на заданную тему - 4,2 ± 0,21
Общая экспертная оценка 2,9 ± 0,43 4,5 ± 0,23
Самооценка 3,6 ± 0,31 4,2 ± 0,25
Удовлетворенность содержанием и методикой проведения занятий - 4,7 ± 0,26
Это подтверждается и уровнем удовлетворенности субъектов управления, принявших участие в эксперименте, содержанием и методикой организации занятий. Результаты, представленные в таблице 2, также отражают успешность обучения значительной части испытуемых.
Так, если до начала обучения только 5,5% субъектов управления имели твердые знания по вопросам современных подходов к управлению социально-педагогическими системами, то в конце эксперимента это число составило 47,6%.
И, наоборот, количество лиц с довольно низким уровнем наличия знаний, умений и навыков в области социально-ориентированного стиля управления уменьшилось с 24,6% до 3,3%.
Таблица 2
Результаты оценки уровня успешности овладения испытуемыми знаниями,
умениями и навыками в области социально-ориентированного стиля управления
Уровни успешности овладения программой обучения Испытуемые (в %) (х ± т)
до эксперимента после эксперимента
Высокий 5,5 ± 1,8 47,6 ± 2,4
Относительно высокий 8,2 ± 3,4 46,2 ± 3,6
Средний 61,7 ± 3,7 9,9 ± 2,1
Низкий 24,6 ± 2,6 3,3 ± -0,8
В процессе проведения формирующего эксперимента установлена значимая корреляционная связь между оценкой испытуемыми степени сформированности социально-управленческих знаний и уровнем значимости их в практической деятельности.
Установленный факт может свидетельствовать о достаточно выраженной ориентации субъектов управления на необходимость получения и использования психо-лого-педагогических знаний в практике руководства физкультурно-спортивными организациями (табл. 3).
Анализ характера и направленности профессиональной деятельности субъектов управления, участвовавших в эксперименте, показал определенные изменения в использовании ими методов психолого-педагогического воздействия на подчиненных. В таблице 4 представлена динамика показателей использования субъектами управления различных групп методов до и после проведенной экспериментальной работы.
Таблица 3
Взаимосвязь самооценки значимости знаний, умений и навыков в области социально-ориентированного управления с реализацией их испытуемыми в практи-
ческой деятельности
Знания, умения и навыки в области социально-ориентированного управления Экспериментальная группа (п=36)
R P
Знание основных направлений использования педагогических технологий в управлении физкультурно-спортивными организациями 0,574 < 0,05
Знание механизма использования методов мотивации и стимулирования в процессе управления 0,436 < 0,05
Навыки и умения эффективного коммуникативного взаимодействия и сотрудничества с подчиненными 0,478 < 0,01
Создание условий для самореализации и совершенствования членов коллектива 0,575 < 0,05
Формирование инновационного мышления у сотрудников организации по решению стоящих задач 0,528 < 0,01
Анализ содержания таблицы 4 свидетельствует о том, что большинство руководителей в своей практической деятельности стали делать акцент на применение методов «стимуляции выбора» и «прямого воздействия», которые в большей степени, чем другие, соответствуют демократическому, гибкому типу управленческой деятельности. Так, если до эксперимента 43,1% опрошенных в своей практической деятельности предпочитали использовать методы властной мотивации, то после их количество уменьшилось до 21,2%.
Таблица 4
Динамика показателей использования испытуемыми различных методов психолого-педагогического воздействия в практике управления физкультурно-
спортивными организациями
Характеристика методов Характеристика стилей управленческой деятельности (в %)
авторитарный демократический либеральный общая выборка
до носле до носле до носле до носле
Методы властной мотивации б2,8±3,1 30,8±2,4 22,3±1,8 18,4±1,7 40,3±2,б 20,4±2,4 43,1±1,3 21,2 ±0,9
Методы стимуляции выбора 10,б±1,8 28,б±2,1 3б,7±2,4 42,3±1,7 1б,7±1,9 2б,9±1,5 22,0±2,3 32,б±1,8
Методы прямого воздействия 8,8±2,б 19,5±2,8 30,4±1,4 2б,9±2,1 20,2±1,7 28,3±1,3 19,8±2,4 24,9±2,2
Совокупность методов 17,8±1,4 21,1±1,8 10,б±0,9 12,4±1,3 22,8±1,4 24,2±1,2 17,б±1,3 15,9±1,1
Еще более выраженные изменения произошли в группе субъектов управления, использующих авторитарный стиль управления, где данный показатель снизился с 62,8% до 30,8%.
Положительным результатом воздействия экспериментальной программы явились положительные сдвиги в параметрах, характеризующих эффективность функционирования «Центра физической культуры, спорта и здоровья», субъекты управления которого прошли экспериментальный курс повышения квалификации.
Так, сводный показатель эффективности выступлений спортсменов «Центра физической культуры, спорта и здоровья» Василеостровского района, принявшего участие в эксперименте, в 2007 году, по сравнению с 2005, вырос на 18,4%. Особенно заметные сдвиги произошли в подготовке спортсменов в таких видах спорта, как: хоккей с шайбой - 28%; легкая атлетика - 17%; фигурное катание - 22,3%. Анализ состояния учебно-воспитательной работы в исследуемых организациях также свидетельствует о наметившейся положительной тенденции в решении учебно-воспитательных за-
дач. Интегральная оценка состояния учебно-воспитательной работы по регистрируемым параметрам выросла на 24%. При этом, отношение субъектов управления к воспитательной работе, по данным самооценки, стало более адекватным, что выразилось в активном использовании ими социально-ориентированных управленческих воздействий в своей практической деятельности.
Результаты социометрических измерений указывают на положительную динамику ряда социально-психологических характеристик субъектов управления. Так, показатели групповой оценки личности и социометрического статуса испытуемых выросли на 14,7% и 17,3%, соответственно, что свидетельствует о растущем авторитете и лидерских позициях руководителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенные исследования по профессиональному совершенствованию субъектов социально-ориентированного управления с участием «Центров физической культуры, спорта и здоровья» и других подобных ему структур в условиях Санкт-Петербурга на основе применения современных педагогических технологий позволяют утверждать о наличии реальных возможностей их внедрения в практику подготовки специалистов. Предложенная обучающая программа социальноориентированного управления оказала эффективное воздействие на решение управленческих задач и позволила вскрыть резервы развития управленческой культуры инновационного типа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили, Ш.А. Педагогика сотрудничества : гуманизация педагогического процесса // Перспективы : вопросы образования. - 1990. - № 4. - С. 147-157.
2. Глущенко, Е.В. Теория управления / Е.В. Глущенко, Е.В. Захарова, Ю.В. Тихонравов. - М. : Вестник, 1997. - 332 с.
3. Драчев, С.С. Теория и методика профессионального совершенствования субъектов управления общественными физкультурно-спортивными объединениями и организациями : монография / С.С. Драчев ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПб ГУ, 2002. - 202 с.
4. Кунц, Г. Управление : системный и ситуационный анализ управленческих функций. Кн. 1 : Основы науки управления / Г. Кунц, С. О'Доннел. - М. : [б.и.], 1994. -495 с.
5. Миронов, В.В. Менеджмент в физической культуре и спорте : учебное пособие / В.В. Миронов, С.С. Драчев, И.М. Сидоркевич ; под ред. проф. В.В. Миронова ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2002. - 106 с.
6. Михно, Л.В. Основы хоккейного менеджмента / Л.В. Михно, Б.Н. Винокуров, А.Т. Марьянович. - СПб. : ООО «Издательство Деан», 2004. - 352 с.
7. Прохорова, М. В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетенции специалистов по физической культуре и спорту : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Прохорова М.В. - СПб., 1993. - 43 с.
8. Таймазов, В.А. Методы подготовки и профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой / В.А. Тамазов, Л.В. Михно // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 41. - С. 68-75.
9. Чистяков, В. А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения : монография / В.А. Чистяков. - СПб. : [б.и.], 2004. -279 с. : ил.