Научная статья на тему 'Основные факторы, обусловливающие процесс формирования научного сообщества'

Основные факторы, обусловливающие процесс формирования научного сообщества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НАУЧНЫХ КАДРОВ / РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА / UNIVERSITY EDUCATION / REPRODUCTION OF SCIENTIFIC STAFF / SCIENTIFIC POTENTIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Закревская Наталья Григорьевна

Современное университетское образование является социокультурным полем для подготовки преподавателей-исследователей. Существуют факторы, которые влияют на систему подготовки научных кадров. Данные факторного анализа подтверждают обусловленность воспроизводства в научном сообществе и необходимость создания определенных условий для развития научного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Закревская Наталья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR FACTORS CAUSING PROCESS OF SCIENTIFIC COMMUNITY FORMATION

Contemporary university education is a social and cultural field for teachers-researchers training. There are some factors that influence the system of scientific staff training. The data of factorial analysis confirms the reproduction in scientific community and necessity of creating conditions for scientific potential's development.

Текст научной работы на тему «Основные факторы, обусловливающие процесс формирования научного сообщества»

9. 9 из 10 голевых передач выполнялось с расстояния не далее 35 м от линии

ворот соперника.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

Наталья Григорьевна Закревская, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Современное университетское образование является социокультурным полем для подготовки преподавателей-исследователей. Существуют факторы, которые влияют на систему подготовки научных кадров. Данные факторного анализа подтверждают обусловленность воспроизводства в научном сообществе и необходимость создания определенных условий для развития научного потенциала.

Ключевые слова: университетское образование, воспроизводство научных кадров, развитие научного потенциала.

MAJOR FACTORS CAUSING PROCESS OF SCIENTIFIC COMMUNITY

FORMATION

Natalia Grigorevna Zakrevskaja, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Abstract

Contemporary university education is a social and cultural field for teachers-researchers training. There are some factors that influence the system of scientific staff training. The data of factorial analysis confirms the reproduction in scientific community and necessity of creating conditions for scientific potential’s development.

Key words: university education, reproduction of scientific staff, scientific potential development.

Вопросы воспроизводства в научном сообществе находят отражение в принципиальном понимании трансформации современного российского образования. С одной стороны, научное сообщество нуждается в воспроизводстве научных кадров, с другой

- всячески препятствует интеграции в эту социальную группу, создавая социокультурные барьеры для ученых: материальное стимулирование и вознаграждение достаточно низкое для молодого поколения, у которых есть определенные эталоны образа жизни.

Вместе с тем, растет число критериев научной деятельности, которое не отражает качество и результаты труда ученых и даже не является свидетельством эффективности их исследований. В этом аспекте научное сообщество стремится к обособлению от основного общества и самоидентификации себя, в определенном смысле, с властвующей элитой. Трансформация социальных групп в российском обществе заставляет задуматься об основном предназначении современного научного сообщества

- воспроизводстве интеллектуальной элиты, как в широком понимании этого понятия, так и в более узком - воспроизводстве научных кадров. В социокультурном осмыслении этого утверждения, мы рассматриваем ученых не как принадлежность к элитарной группе, а как социальную группу, функционирующую в сфере элитного образования, воспроизводством образцов которого должны быть заняты университеты.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для целостного рассмотрения роли и значения научного сообщества в воспроизводстве социокультурных образцов в обществе и, в частности, для доказательства наличия факторов, которыми эти образцы обусловлены, нами было проведено массо-

вое анкетирование ППС. Из полученных анкет была сформирована репрезентативная выборка в количестве 100 анкет. Для исследования полученных результатов был использован метод факторного анализа. В результате факторизации и последующего вращения были выделены 6 факторов, совместно объясняющих 68,4% дисперсии.

Таблица 1

Перемен- ные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6 Общность (Ь)

Х2 0,197 -0,072 0,051 0,056 0,844 -0,141 0,786

Хз -0,233 0,243 -0,113 0,196 0,536 0,234 0,506

Х7 0,058 -0,291 -0,198 0,680 0,292 0,007 0,676

Х8 0,168 0,197 -0,072 0,710 0,031 0,070 0,582

Х20 -0,008 0,196 -0,188 0,152 -0,116 0,778 0,716

Х22 0,112 0,873 0,139 -0,094 0,060 0,157 0,832

Х25 0,275 0,854 0,047 0,059 -0,009 -0,108 0,824

Х28 0,532 0,449 -0,150 -0,071 0,062 -0,132 0,535

Х33 0,708 0,227 0,105 -0,065 0,045 0,059 0,574

Х34 0,787 0,158 0,097 0,213 0,148 -0,075 0,728

Х35 0,601 -0,083 0,264 0,060 -0,302 -0,073 0,538

Х37 -0,448 -0,148 0,087 0,575 -0,060 -0,168 0,594

Х39 0,365 0,047 0,817 0,0009 -0,240 -0,028 0,863

Х45 0,059 0,357 -0,180 0,266 -0,151 -0,693 0,739

Х46 0,471 0,244 0,661 -0,039 -0,043 0,160 0,748

Х47 0,248 0,030 -0,706 0,222 -0,234 0,191 0,702

Анализ показал, что в первом факторе высокие значения имеют факторные нагрузки на переменные: х28 (0,532), х33 (0,708), х34 (0,787), х35 (0,601). Все нагрузки положительные. Эти нагрузки характеризуют социальный статус респондента:

• наличие домашней библиотеки (как обязательный показатель определенного уровня интеллекта) - переменная х28;

• занимаемая должность (как обязательный показатель достигнутого высокого статуса) - переменная х33;

• ученая степень (как обязательный показатель принадлежности к высшему социальному слою в научном сообществе) - переменная х34;

• научное звание (как обязательный показатель принадлежности к научной элите) - переменная х35.

Во втором факторе высокие значения имеют факторные нагрузки на переменные: х22 (0,873) и х25 (0,854), которые характеризуют отношение респондентов к подготовке к представительству в политических институтах интеллектуальной элиты:

• возможность подготовки интеллектуальной элиты в условиях современной высшей школы (как критерий наличия социокультурных условий в университете для формирования научного потенциала) - переменная х22;

• участие представителей научного сообщества в политической жизни общества (как проявление принадлежности к элитарной социальной группе) - переменная

х25.

В третьем факторе высокие значения имеют факторные нагрузки на переменные: х39 (0,817), х46 (0,661), х47 (-0,706). Две переменные имеют положительное и одна

- отрицательное значение. Эти переменные характеризуют возраст респондентов и образование детей и родителей. Этот фактор можно характеризовать как демографию респондентов:

• возрастной диапазон (как показатель научной продуктивности в определенном возрастном периоде) - переменная х39;

• образование детей опрошенных респондентов (как показатель внутрипоко-ленной мобильности в семье) - х46;

• образование родителей опрошенных респондентов (необязательный показатель высокого уровня образования) - переменная х47.

Отрицательное значение нагрузки на переменную х47 свидетельствует о том, что уровень образования родителей не влияет на уровень образования их детей.

В четвертом факторе высокие значения имеют факторные нагрузки на переменные: х7 (0,680), х8 (0,710) и х37 (0,575), которые характеризуют частоту обсуждения вопросов научной и исследовательской деятельности, стремление респондента достичь высокого положения в обществе и знание иностранного языка:

• обсуждение вопросов научной и исследовательской деятельности (как обязательный показатель принадлежности к ученым) - переменная х7;

• стремление достичь высокого положения в обществе (как обязательный показатель принадлежности к элитарному слою) - переменная х8;

• знание иностранного языка (как показатель принадлежности к высокообразованному слою) - переменная х37.

Так как все нагрузки положительные, то, по-видимому, стремление достичь высокого положения в обществе ассоциируется у респондентов с необходимостью знания иностранных языков.

В пятом факторе высокие значения имеют факторные нагрузки на переменные: х2(0,844) и х3(0,536), которые характеризуют отношение к научной работе и удовлетворение ее результатами:

• удовлетворение результатами своей научной деятельности (как обязательный показатель эффективности и качества научных исследований) - переменная х2;

• отношение к процессу научной деятельности (как обязательный показатель отношения к своей научной работе) - переменная х3.

Высокие положительные нагрузки на переменные в этом факторе свидетельствуют о том, что респонденты, увлеченные своей научной работой, удовлетворены ее результатами.

В шестом факторе высокие значения имеют факторные нагрузки на переменные: х20(0,778) и х45(-0,693), которые характеризуют мнение респондентов о роли наследственности в уровне интеллектуального развития и образования супруга(и) опрошенных респондентов:

• роль наследственности в уровне интеллектуального развития (как обязательный показатель проявления качеств одаренности) - переменная х20;

• образование супруга(и) (как необязательный показатель во взаимосвязи с ролью наследственности в уровне) - переменная х45.

Так как нагрузки на эти переменные имеют разные знаки, то те респонденты, которые считают, что наследственность не влияет на уровень интеллектуального развития, тем не менее, стремятся, чтобы супруг имел высшее образование. А те, кто считает, что наследственность влияет на уровень интеллектуального развития, не придают большого значения образованию супруга.

Следует отметить, что выделенные факторы независимы друг от друга, то есть социальный статус респондента не влияет на его отношение к подготовке и представительству в политических институтах интеллектуальной элиты, а также на отношение к образованию.

ВЫВОДЫ

В исследованиях проблем социокультурных аспектов качественный подход учитывает разнообразие факторов и взаимных отношений, поэтому факторный анализ дал возможность выявить основные факторы, которые влияют на мотивацию и мобильность в научной среде:

- наличие высшего образования у родителей, детей, жен и мужей;

- отношение к научной работе и удовлетворение ее результатами;

- роль наследственности в уровне интеллектуального развития;

- социальный статус;

- отношение к представительству в политических институтах власти интеллектуальной элиты;

- необходимость подготовки интеллектуальной элиты в условиях современной высшей школы.

Факторный анализ не только позволил рассмотреть факторы, влияющие на мотивы и мобильность в сообществе, но и выявил показатели, которые не обязательны для функций, выполняемых учеными. К такому показателю относится образование членов семьи: не выявлено зависимостей внутрипоколенной мобильности. В определенной степени это опровергает мнение о влиянии семьи и существующих в ней социальных установках, с другой стороны, подтверждает концепции социологов, которые утверждают, что существует возможность повышения социального статуса при условии успешной социализации личности.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ «ЦЕНТРОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ» В УСЛОВИЯХ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

Марина Иосифовна Зомитева, директор Центра физической культуры, спорта и здоровья Василеостровского района Санкт-Петербурга

Аннотация

В статье рассматриваются формы и методы профессионального совершенствования субъектов социально-ориентированного управления «Центром физической культуры спорта и здоровья» в условиях Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: формы, методы, социально-ориентированное управление, физкультурно-спортивные организации.

FORMS AND METHODS OF SOCIO-ORIENTED MANAGING OF “PHISICAL EDUCATION, SPORTS AND HEALTH CENTRE” IN ST. PETERSBURG

Marina Iosifovna Zomiteva, director of”Physical Education, Sports and Health Centre ” in

Vasilievsky Island district,

St. Petersburg

Abstract

The article deals with district forms and methods of socio-oriented managing of “Physical Education, Sports and Health Centre” by professionally enhanced individuals in Vasilievsky Island district in St. Petersburg.

Key words: forms, methods, social-guided management, physical training organizations.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития России характеризуется определенными достижениями в социально-экономической, политической и духовной сферах, в том числе и в области физической культуры и спорта. Появились предпосылки перехода от традиционно сложившейся системы управления физической культурой и спортом к управлению инновационного типа, адекватно реагирующему на проблемные ситуации, которые возникают в физкультурно-спортивной сфере (В.А. Таймазов, Л.В. Михно, 2008).

В новом Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 января 2008 г., отмечается необходимость дальнейшего совершенствования системы управления физкультурно-спортивными организациями как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одним из важных векторов этого процесса является ориентация подготовки кадров на качественное управление современными физкультурно-спортивными центрами, отвечающими международ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.