Научная статья на тему 'Методика совершенствования технико-тактической подготовки студентов как условия формирования дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею'

Методика совершенствования технико-тактической подготовки студентов как условия формирования дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / КОМПОНЕНТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов М. Б.

В статье рассматривается педагогическая технология формирования дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею в рамках учебно-тренировочного процесса студентов. Представлены структурные компоненты экспериментальной методики совершенствования технико-тактической подготовки студентов, целевое и содержательное обеспечение формирования профессиональной компетентности будущих тренеров по хоккею на основе совершенствования технико тактической подготовки студентов, которое включает в себя: целевой, поисково-диагностический, организационный, содержательный, технологический, деятельностно-ориентировочный и оценочно-результативный компоненты и этапы реализации. Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период 2010 2012 гг в Набережночелненском филиале Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма г. Набережные Челны. В эксперименте принимали участие студенты специализации «Теория и методика хоккея». Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, эксперт-оценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Материалы. Выявлены значимость факторов эффективности технико-тактических действий занимающихся, которая позволила определиться в направлениях и подходах в тренировочном процессе, которые ориентированы на разностороннюю и индивидуальную работу с акцентом на увеличение нагрузки в отдельных упражнениях, объема упражнений избирательной направленности, повышение объема использования специализированных упражнений при сохранении на прежнем уровне общего объема. Содержание учебно-профессиональной деятельности составляли: 1) дидактические действия, связанные с конструирование содержания и процесса тренировки; 2) дидактические действия, относящиеся к исполнительной части педагогической деятельности: создание логических и зрительных представлений о разучиваемом техническом приеме через рассказ и «живой» показ; создание через применение системы подводящих упражнений двигательных представлений о разучиваемом техническом приеме; контроль полноты и точности знаний обучаемых о содержании ориентировочной основы разучиваемого технического приема; обнаружение, распознавание и исправление типичных двигательных ошибок; оценка качества практического усвоения обучаемыми разучиваемого технического приема; 3) двигательные действия, связанные с выполнением разучиваемых технических приемов. Учебно-профессиональная деятельность организовывалась на основе самостоятельной, индивидуальной и групповой работы и взаимообучения студентов в парах сменного состава. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что формирование профессиональной компетентности будущих тренеров по хоккею пройдёт продуктивно если в учебно-тренировочный процесс включать экспериментально обоснованные методики совершенствования технико-тактической подготовки. Экспериментальная методика включала в себя целевой, поисково-диагностический, организационный, содержательный, технологический, деятельностно-ориентировочный и оценочно-результативный компоненты и этапы их реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования технико-тактической подготовки студентов как условия формирования дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею»

УДК 796.011: 378.02

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКОЙ компетентности будущих тренеров по

ХОККЕЮ

М.Б. Иванов - аспирант Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, НабережныеЧелны

METHODOLOGY OF STUDENTS' TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING IMPROVEMENT AS THE FORMATION OF DIDACTIC COMPETENCE CONDITION OF THE FUTURE HOCKEY COACHES

M.B. Ivanov - post graduate student

Naberezhnye Chelny branch ofVolga Region State Academy of Physical Culture,

Sport and Tourism

e-mail: kzm [email protected]

Ключевые слова: технико-тактические действия, компоненты, компетенции, тренировочные занятия.

Аннотация. В статье рассматривается педагогическая технология формирования дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею в рамках учебно-тренировочного процесса студентов. Представлены структурные компоненты экспериментальной методики совершенствования технико-тактической подготовки студентов, целевое и содержательное обеспечение формирования профессиональной компетентности будущих тренеров по хоккею на основе совершенствования технико -тактической подготовки студентов, которое включает в себя: целевой, поисково-диагностический, организационный, содержательный, технологический, деятельностно-ориентировочный и оценочно-результативный компоненты и этапы реализации.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период 2010 - 2012 гг в Набережночелненском филиале Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма г. Набережные Челны. В эксперименте принимали участие студенты специализации «Теория и методика хоккея».

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, эксперт-оценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Материалы. Выявлены значимость факторов эффективности технико-тактических действий занимающихся, которая позволила определиться в направлениях и подходах в тренировочном процессе, которые ориентированы на разностороннюю и индивидуальную работу с акцентом на увеличение нагрузки в отдельных упражнениях, объема упражнений избирательной направленности, повышение объема использования специализированных упражнений при сохранении на прежнем уровне общего объема.

Содержание учебно-профессиональной деятельности составляли: 1) дидактические действия, связанные с конструирование содержания и процесса тренировки; 2) дидактические действия, относящиеся к исполнительной части педагогической

деятельности: создание логических и зрительных представлений о разучиваемом техническом приеме через рассказ и «живой» показ; создание через применение системы подводящих упражнений двигательных представлений о разучиваемом техническом приеме; контроль полноты и точности знаний обучаемых о содержании ориентировочной основы разучиваемого технического приема; обнаружение, распознавание и исправление типичных двигательных ошибок; оценка качества практического усвоения обучаемыми разучиваемого технического приема; 3) двигательные действия, связанные с выполнением разучиваемых технических приемов.

Учебно-профессиональная деятельность организовывалась на основе самостоятельной, индивидуальной и групповой работы и взаимообучения студентов в парах сменного состава.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что формирование профессиональной компетентности будущих тренеров по хоккею пройдёт продуктивно если в учебно-тренировочный процесс включать экспериментально обоснованные методики совершенствования технико-тактической подготовки. Экспериментальная методика включала в себя целевой, поисково-диагностический, организационный, содержательный, технологический, деятельностно-ориентировочный и оценочно-результативный компоненты и этапы их реализации.

Keywords: technical and tactical actions, components, competences, training lessons.

Annotation. The article is about the pedagogical technology of didactic competence formation of the future hockey coaches during the educational and training process. The article presents the structural components of an experimental methodology of students' technical and tactical training improvement, target and content formation of the future hockey coaches' professional competence on the basis of the students' technician - tactical training improvement which includes: target, searching - diagnostic, organizational, content, technological, activity -orientation and evaluative - resulting components and realization stages.

Research organization. The experimental work was carried out during the period of 2010 -2012 in Naberezhnye Chelny branch of Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism. The students of the specialization "The theory and methodology of hockey" took part in the experiment.

Research methods: analysis of scientific and methodical literature, pedagogical supervision, expert assessment, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

Research materials. The importance of technical - tactical actions efficiency factors are revealed. These factors helped to choose the directions and approaches in the training process focused on versatile and individual work with emphasis on loading increase in some exercises, the volume increase of exercises of a selective orientation and increase of the volume of specialized exercises, preserving the same level of general loadings.

The content of the educational professional activity included: 1) the didactic actions connected with the creation of the content and process of training; 2) the didactic actions relating to executive part of pedagogical activity: the creation of logical and visual idea of a studied technique through telling and display; through the use of preparatory exercises system of motive ideas of a studied technique; control over the trainees' sufficient knowledge of the orientation basis content of a studied technique; detection, recognition and correction of typical motive mistakes; assessment of the quality of practical mastering of a studied technique; 3) the motive actions connected with performance of studied techniques.

Educational professional activity was organized on the basis of independent, individual and group work and mutual training of students in replaceable pairs.

Conclusion. The results of the pedagogical experiment show that the formation of professional competence of the future hockey coaches will be productive if we include experimentally reasonable methodologies of technical -tactical training improvement in educational and training process. The experimental methodology included target, searching -

diagnostic, organizational, content, technological, activity - orientation and evaluative - resulting components and the stages of their realization.

Актуальность. Анализ и обобщение научно-методической литературы и педагогической практики показывают, что традиционные подходы к профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту не обеспечивают формирования дидактической компетентности на социально приемлемом уровне, в том числе и у будущих тренеров по хоккею [1,2,3,4,5,6,7,8]

Подготовка специалистов по хоккею на основе модернизации технико-тактической подготовки рассматривается в качестве одного из значимых условий достижения спортсменами высоких спортивных результатов на международной арене, а также как основа формирования профессиональной компетентности будущего тренера по хоккею.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать содержательное и технологическое обеспечение совершенствования технико-тактической подготовки и педагогические условия формирования дидактической компетентности у будущих тренеров по хоккею.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 2009 по 2012 год включительно в Набережночелнинском филиале Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма г. Набережные Челны. В эксперименте принимали участие студенты специализации «Теория и методика хоккея» в количестве 40 человек.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, эксперт-оценка, тестирование, педагогический эксперимент, метод математической статистики.

Результаты и их обсуждение. Для формирования дидактической компетентности студентов нами применялась организация учебного процесса в социальном и предметном контексте будущей профессиональной деятельности. Нами разработано целевое и содержательное обеспечение формирования профессиональной компетентности будущих тренеров по хоккею на основе совершенствования технико-тактической подготовки студентов, которые включает в себя: целевой, поисково-диагностический, организационный, содержательный, технологический, деятельностно-ориентировочный и оценочно-результативный компоненты и этапы реализации.

Целевой компонент предполагает формирование профессиональной компетентности будущих тренеров по хоккею на основе совершенствования ТТП студентов в условиях обучения в вузе.

Учебно-профессиональная деятельность студентов, различающаяся по степени приближенности к будущей профессиональной деятельности, отличается качественным своеобразием средств, методов и форм организации, которые в своей совокупности обеспечивали предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности.

В рамках реализации цели нами предусматривается разработка экспериментальной методики, имеющей теоретический и практический разделы, которые включали аудиторные и учебно-тренировочные занятия студентов.

Поисков-диагностический компонент включал анализ тенденций и направления совершенствования технико - тактического мастерства студентов, определение основных проблем повышения дидактической компетентности студентов.

В этой связи на 1-м этапе реализации методики нами определено, что важнейшим фактором, влияющим на двигательную подготовленность студентов, является технико-тактическая подготовка.

Анализ полученных результатов позволил выявить предпочтения специалистов в освоении технико-тактической подготовки, представленные в таблице 1.

Выявленная значимость факторов позволила определиться в направлениях и подходах в тренировочном процессе, которые ориентированы на разностороннюю и индивидуальную работу с акцентом на увеличение нагрузки в отдельных упражнениях, объема упражнений

избирательной направленности, повышение объема использования специализированных упражнений при сохранении на прежнем уровне общего объема.

Как видно из таблицы 1, специалистами большое внимание уделяется на соревновательной подготовке занимающихся и в связи с этим главным фактором они определили включение в процесс подготовки соревновательных и около- соревновательных упражнения.

Таблица 1

Факторы эффективности технико-тактических действий занимающихся_

Ранг Выявленные факторы эффективности ТТД

1 Соревновательные и около соревновательные упражнения

2 Повышение общего объема сложных специализированных упражнений

3 Повышение специализированных упражнений с учетом видов ТТД

4 Увеличение общего объема тренировочных занятий

5 Объем упражнений избирательной направленности

6 Увеличение интенсивности тренировочных занятий

7 Увеличение объема упражнений смешанной направленности

8 Увеличение нагрузки в отдельных упражнениях

Второе место занял фактор повышения общего объёма специализированных упражнений. Это связано с тем, что в хоккее очень важно умение переключиться сразу на другое действие, перестроиться, не выключаться из игры после завершения атаки. Еще до выполнения броска хоккеист должен мгновенно оценить игровую ситуацию (позиции партнёров и противника, скорость своего движения, расстояние до ворот и их уязвимость) и в зависимости от этого выбрать способ и момент броска. Эти действия будущего тренера могут формироваться только при многократном выполнении большого объема ТТД. Организационный компонент включает в себя обеспечение вариативных организационных форм реализации экспериментальной методики, а также педагогические условия, академические занятия, УТЗ, которые реализовывались на 2 этапе.

Содержательный компонент. Содержательный компонент включал содержание методики и вышепредставленных организационных форм.

В таблице 2 представлено содержание методики, реализованной в процессе педагогического эксперимента.

Из таблицы 2 видно, что методика включает в себя теоретическую и технико-тактическую подготовку студентов ЭГ. Упражнения распределены в зависимости от направленности их использования. ТТД реализовывались в рамках совершенствования индивидуальных, групповых, командных технико-тактических действий, упражнения использовались с учетом амплуа игроков. Объем использованных средств распределялся в ЭГ в рамках экспериментальной методики. В КГ студенты занимались по традиционной программе.

Нами использовано постепенное и последовательное повышение уровня проблемности учебно-познавательной деятельности студентов.

Структурными единицами учебно-познавательной деятельности студентов выступало решение создаваемых преподавателем учебных проблем и проблемных ситуаций, обеспечивающее открытие нового знания или способа действия. Поскольку общей логической формой выражения проблемы и составляющих ее сущность противоречий

выступает вопрос, то решающее значение имела искусная постановка преподавателем вопросов.

Таблица 2

Содержание технико-тактической подготовки студентов в процессе педагогического

эксперимента (%)

Педагогической

Содержание и направления эксперимент за учебный год

Объем применения видов подготовок:

теоретическая 6,0

технико-тактическая 94,0

Упражнения:

специализированные 60

индивидуальные 10

групповые 20

двухсторонние игры 10

технико-тактические действия:

Индивидуальные технико-тактические действия 38,7

Групповые технико-тактические действия 30,3

Командные технико-тактические действия 32

Упражненийя по амплуа:

Индивидуальные технико-тактические действия 30,8

Индивидуальные технико-тактические действия в парах 20,2

Групповые технико-тактические действияпри «пассивном» сопернике 25

Групповые технико-тактические действия при «активном» сопернике 24

Соревновательная деятельность:

Товарищеские игры 20

Тренировочные игры 20

Календарные игры 60

Для успешного решения учебных проблем в качестве средств организации учебно-познавательной познавательной деятельности нами соблюдались следующие дидактические требования: 1) содержание учебной проблемы формулировалось с учетом изучаемого учебного материала; 2) результатом решения учебной проблемы выступали новые теоретические и методические знания о хоккее; 3) в учебной проблеме было представлено противоречие, реально присутствующее в педагогической практике; 4) учебная проблема по своей сложности соответствовала познавательным возможностям студентов; 5) при формулировании учебной проблемы применялись известные студентам понятия, логически связанные с неизвестным в самой проблеме.

В учебно-тренировочном процессе ЭГ студентов активно применялись разработка и реализация карт тренировочных занятий.Это осуществлялось в виде проблемного изложения тренировочного занятия в подготовке ТТД. Многие хоккеисты обычно понимают как правильно действовать в той или иной игровой ситуации, но не всегда принимают правильное решения. Для их формирования необходим целевой подбор упражнений направленных на решение оборонительных и наступательных задач. Многие технические приемы должны выполняться автоматически и на высокой скорости. В процессе совершенствования всех приемов необходимо выполнение определенных тренировочных заданий, направленных на совершенствование ТТД. В зависимости от цели, поставленной перед студентами при совершенствовании ТТД, подбирается и режим выполнения, совершенствования техники ведения, передач, и бросков вначале в упрощенных условиях, без противоборства соперников.

Технологический компонент включал в себя определение значимых средств и приемов технико - тактической подготовки, систематизацию средств ТТП (индивидуально -групповых, командных), выбор и использование педагогических и технологических приемов. Данный компонент реализовывался на 3-м этапе.

В таблице 3 представлены ТТД, применяемые в технологическом процессе экспериментального исследования.

Таблица 3

Содержание экспериментальной методики и значимость ТТД игроков_

Ранговый

Технико-тактические действия игроков показатель в процессе реализации

Технико-тактическая подготовка

Функции игроков в зависимости от амплуа 1,0±0,0

Тактика игры в неравенстве (в большинстве, в меньшинстве) 1,8±0,73

Вбрасывание шайбы 2,1 ±0,01

Тактика обороны

Индивидуальные технико-тактические действия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скоростное маневрирование, выбор позиции 1,13±0,5

Опека 1,6±0,51

Отбор шайбы 1,3±0,51

Ловля шайбы на себя 2,5±0,64

Групповые технико-тактические действия

Страховка 1,2±0,49

Переключение 1,12±0,39

Спаренный отбор 2,4±0,5

Взаимодействие игроков 1,0±0,0

Взаимодействие с вратарем 2,5±1,06

Командные технико-тактические действия

Индивидуальная защита 1,6±0,8

Системы обороны 1,9±1,2

Комбинированная защита 1,9±0,7

Зонная защита 2,0±0,92

Тактика нападения

Индивидуальные технико-тактические действия с шайбой

Ведение шайбы 1,13±0,4

Обводка соперника 1,6±0,8

Бросок шайбы 1,0±0,0

Единоборство с вратарем 2,0±0,8

Прием шайбы 1,0±0,0

Индивидуальные технико-тактические действия без шайбы

Маневрирование 1,13±0,4

Выход из-под опеки 1,62±0,74

Помощь партнеру 1,5±0,8

Помеха вратарю 2,9±0,83

Групповые технико-тактические действия

Передача шайбы 1,0±0,0

Комбинации 1,62±0,51

Командные технико-тактические действия

Контратака 2,12±1,4

Позиционная атака 2,0±0,8

Атака с ходу

1,62±1,2

Как видно из таблицы 3, ведущим аспектом в совершенствовании технико-тактической подготовки (ТТП) все эксперты считают функции игроков в зависимости от амплуа ранговый показатель которого составил - 1,0±0,0. На втором месте - «Игра в неравных составах», на который большее внимания обращают эксперты 1,8±0,73. Последним приоритетным элементом в совершенствовании ТТП эксперты считают совершенствование технико-тактического приема «Вбрасывание шайбы», ранговый показатель которого составил 2,1 ±0,01. В тактике обороны ведущие места в индивидуальным технико-тактических действиях отводились скоростному маневрированию и выбору позиции игрока (1,13±0,5) в зависимости также от амплуа, далее-опека (1,6±0,5), отбор шайбы ( 1,3±0,51) и ловля шайбы на себя (2,5±0,64). Также по рангам распределили групповые тактические действия игроков. В тактике обороны главными явились страховка (1,2±0,49), переключение (1,12±0,39), спаренный отбор (2,4±0,5), и взаимодействие с игроками и вратарем (2,5±1,06). В командных технико-тактических действиях на первое место поставили индивидуальную защиту игроков в различных зонах защиты (1,6±0,8).

Более высокие требования предъявляли к упражнениям, которые хоккеисты выполняют индивидуальные ТТД в нападении и обороне при «активном» сопротивлении соперника. В таких условиях происходит совершенствование индивидуальных тактических способностей студентов при рациональном использовании ими своих физических и функциональных возможностей. В упражнениях одновременно совершенствуются индивидуальные тактические действия как в нападении, так и в обороне. Перед хоккеистами ставятся конкретные игровые задания. Создавались условия, приближенные к игровым ситуациям. Действия с шайбой, выполняемые в условиях «активного» противоборства, наиболее трудные и нагрузочные.

Для дальнейшего закрепления и совершенствования тактических взаимодействий в парах применяли упражнения, аналогичные предыдущим, но с «активно» действующим соперником в тренировочных заданиях. В упражнениях студенты имеют возможность совершенствовать ведение шайбы (1,13±0,4) и обводку (1,6±0,8), прием шайбы (1,0±0,0), а также выбор позиции и открывание на свободное место. Эти упражнения могут выполняться на площадках уменьшенных размеров; можно вносить в упражнения и различные усложнения, например, увеличивать или уменьшать размеры площадки, ограничивать число касаний шайбы. Все упражнения, которые выполняются в парах при «активно» действующем сопернике, оцениваются в пять баллов.

Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством для совершенствования тактического мастерства будущих тренеров. Наибольшую эффективность они дают при выполнении на площадках уменьшенных размеров с различными ограничениями и без ограничений. Использование их способствует совершенствованию тактического мышления хоккеистов, а также ориентации при большом скоплении игроков на определенном участке поля. Включение разнообразных игровых упражнений делает занятия интереснее, эмоциональнее и дает возможность проводить их на более высоком уровне, позволяет хоккеистам гораздо легче переносить большие нагрузки. Специально подбирая игровые упражнения, можно с успехом решать различные задачи тактической подготовки студентов в плане организации самой игры.

На рисунке 2 представлен объем применения теоретической и технико-тактической подготовки у студентов ЭГ и КГ в процессе педагогического эксперимента.

В тренировочном процессе студентов ЭГ применяли индивидуальные и групповые упражнения по амплуа, были сформированы и реализованы упражнения, включающие: индивидуальные действия без сопротивления и при «пассивном» сопернике; индивидуальные действия при «активном» сопернике; групповые действия без сопротивления и при «пассивном» сопернике; групповые действия при «активном»

сопернике. Бесспорно, командные действия также содержат действия по амплуа, однако именно индивидуальные и групповые действия имеют наибольший эффект.

Рис. 2. Общий объем применения теоретической и технико-тактической подготовки студентов в процессе педагогического эксперимента, % У.О.: 1- теоретическая подготовка в ЭГ; 2 - теоретическая подготовка в КГ; 3 - технико-тактическая подготовка в ЭГ; 4 - технико-тактическая подготовка в КГ.

Содержание ТТП студентов состояло из включения индивидуальных действий с шайбой (атакующие и оборонительные) при «активном» сопернике: 2 атаки + 3- я атака с ходу; проведение групповых взаимодействий в парах (атакующие и оборонительные) при «пассивном» сопернике: 2х1 две атаки; 3х1 - 3х2 две атаки; 4х4 две атаки. Групповые взаимодействия в парах (атакующие и оборонительные) проводились при «активном» сопернике - 2 атаки + 3- я атака позиционная. Содержание ТТП в микроциклах было разнообразным: 1 атака; 1 атака + 2 атаки позиционные + ускорение назад; 2 атаки; 2 атаки на всю площадку + 3 атаки позиционные; игра в неравных составах - 5х4, 5х3, 4х3; вбрасывание шайбы в тройках; отработка ситуаций «пятерками» после вбрасывания шайбы; буллиты; броски по воротам с различных дистанций с добиваниями шайбы и помехами, т.е. воспроизводились не только режимы предстоящих игр, но и игровые ситуации.

Предсоревновательные микроциклыбылинаправлены на непосредственную подготовку к соревнованиям.

В соревновательных микроциклах пик нагрузки приходился на дни игр, поэтому непосредственно перед играми нагрузка снижалась. 2-сторонние игры после календарных игр проводились в значительно меньшем объеме.

По содержанию тренировочные занятия в ЭГ носили комплексный характер с приоритетом на ИТТД, ГТТД и 2-сторонние игры. Применение разнонаправленных занятий в ЭГ студентов было обусловлено тем, что программа отдельного тренировочного занятия делилась на две, а иногда и на три относительно самостоятельные части. В одних случаях в первой части применялись упражнения для повышения скоростных способностей, во второй и третьей - упражнения для повышения выносливости. В первой части решались также задачи совершенствования технических элементов, во второй -физической подготовки, а в третьей - тактического совершенствования.

В тренировочный процесс студентов включались упражнения в соответствии с игровым амплуа: индивидуальные действия защитников и нападающих без сопротивления и при «пассивном» сопернике; индивидуальные действия защитников и нападающих при «активном» сопернике; групповые действия защитников и нападающих без сопротивления и при «пассивном» сопернике; групповые действия защитников и нападающих при «активном» сопернике.

Индивидуальные и групповые ТТД в микроциклах совершенствовались в тесной взаимосвязи с техническими приемами игры в комплексных игровых упражнениях. Занятия проводились сначала без сопротивления или при пассивном сопернике. Одновременно осваивались основные варианты тактических построений (систем) в обороне и атаке. При

этом у студентов ЭГ создавалось полное и четкое представление об изучаемой системе с помощью теоретического занятия и использования различных технических средств. После этого тактическая система выполняется в целом с постепенно увеличивающимся противодействием противника. Комплексные занятия с разнообразными, эмоционально насыщенными программами и небольшими суммарными нагрузками являлись хорошим средством активного отдыха и использовались для ускорения процессов восстановления после игр и занятий избирательной направленности, а также занимали большое место в содержании восстановительных микроциклов.

Особенности построения программ развивающих и комплексных занятий в ЭГ не могли не отразиться на эффективности тренировочного процесса и увеличении положительной динамики технико-тактической подготовленности, т.к. обзор специальной литературы по теории и методике спортивной тренировкипоказал, что тренированность спортсменов в наибольшей степени возрастает в том случае, если в процессе их подготовки применялись занятия избирательной направленности с разнообразной программой, построенные на тренировочных упражнениях в режимах различных средств, методов и форм.

В тренировочных занятиях КГ наблюдалось: использование в большем объеме однообразных средств, причем в однотипных занятиях тренировочная программа была стабильна на протяжении определенного этапа; доминирование соревновательных упражнений; однонаправленные тренировочные занятия; приоритетное применение в микроциклах групповых и командных технико-тактических действий; в меньшем объеме по сравнению с ЭГ применялись 2-сторонние игры.

Таким образом, разработанная нами методика технико-тактической подготовки студентов включала в себя последовательные действия в работе с учетом результативных, ведущих и информативных технико-тактических действий, время применения групп упражнений, соответствующих особенностям будущей соревновательной деятельности и адекватных особенностям тренировочного процесса с акцентом на игровой метод обучения и действий по амплуа игроков.

Деятельностно - ориентировочный компонент включал в себя организацию обратной связи, коррекцию содержания работы.

Студенту предъявлялись неупорядоченные данные, перед ним ставилась задача: сформулировать проблему и найти ее решение.

При решении теоретических и методических проблем, связанных с качественным биомеханическим анализом технических приемов хоккея студенты опирались на знания биомеханики физических упражнений. С учетом общих биомеханических закономерностей студентов определяли фазовый состав разучиваемых технических приемов, выявляли внешние и внутренние силы, определяющие в своем взаимодействии наиболее рациональные способы решения двигательных задач. Для того чтобы обеспечить успешную актуализацию знаний, студенты по заданию преподавателя в процессе самостоятельной работы дополнительно работали с учебной литературой по биомеханике физических упражнений. Эти знания также постоянно воспроизводились преподавателем при описании биомеханических требований к рациональным способам выполнения определенных технических приемов хоккея.

Студенты возвращались по заданию преподавателя к знаниям о физиологических и психологических закономерностях и механизмах управления человеком своими движениями. Эти знания применялись при выполнении проблемных заданий, связанных с психологическим анализом технических приемов хоккея.

Пристальное внимание отводилось обновлению у студентов знаний по дидактике. Студенты повторяли ранее изученный раздел общей педагогики, возвращаясь заново к изучению закономерностей и принципов процесса обучения, средств, методов и форм организации учебного процесса.

Затем внимание студентов обращалось на качественное своеобразие реализации дидактических закономерностей и принципов при решении задач обучения двигательным действиям, на особенности средств, методов и форм обучения техническим приемам хоккея.

Нами также применялась организационная структура коллективного способа обучения, включающая в свое содержание самостоятельную работа, индивидуальную и групповую формы. Самостоятельная работа осуществлялась на основе организации работы студентов с учебниками и учебными пособиями, а также с источниками информации в глобальной сети Internet. Функции преподавателя ограничивались разработкой и предъявлением системы учебных заданий для самостоятельной работы, обеспечении студентов методическими рекомендациями, организацией оперативного контроля и оценивания качества усвоения учебного материала.

С учетом характера учебных заданий применялись два вида индивидуальной работы: 1) индивидуальная - студенты работали отдельно над различными по содержанию заданиями; 2) индивидуально-фронтальная - все студенты работали над одинаковым по содержанию учебным заданием.

Индивидуальные формы обучения применялись на семинарских и методических занятиях для овладения теоретическими и методическими знаниями, дидактическими умениями проектирования и конструирования (разработка документов планирования), необходимыми для осуществления учебно-профессиональной деятельности в процессе взаимообучения в парах сменного состава.

Нами широко применялись групповые формы организации процесса обучения, при которой студенты овладевали одинаковым учебным материалом, взаимодействуя между собой, объединяя совместные усилия для решения проблемных заданий.

В рамках групповых форм организации учебной деятельности студенты совместно с преподавателем формулировали и решали учебные проблемы, связанные с обучением техническим приемам хоккея. В качестве проблемных заданий предлагалось осуществить качественный биомеханический и психолого-педагогический анализ разучиваемых технических приемов, осуществить подбор подводящих упражнений для обучения этим приемам, обосновать эффективность их применения, разработать документы планирования, найти оптимальное решение формулируемых преподавателем учебных проблем и т.п.

Внимание студентов при работе в группе переносилось с результатов учебно-познавательной деятельности на ее процесс, на поиск способа решения учебной проблемы. Благодаря этому студенты проявляли интерес к его открытию, осознавали и глубже понимали суть способа решения проблемы.

Групповая форма обучения, также как самостоятельная и индивидуальная работа были нацелены на подготовку студентов к осуществлению учебно-профессиональной деятельности в процессе взаимообучения в парах сменного состава.

Системообразующей в реализуемой нами организационной структуре коллективного способа обучения выступала организация взаимообучения в парах сменного состава.

Существенным преимуществом данной формы организации обучения выступало то, что половину учебного времени каждый студент осуществлял учебно-профессиональную деятельность, обучая своих партнеров по общению. Возможность ее осуществления обеспечивалась, как мы уже отмечали, результатами учебно-познавательной деятельности в рамках других форм обучения - самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Применение данной формы обеспечивало интенсивный взаимообмен студентами учебной информации и способствовало увеличению объема системных знаний и их прочности.

В рамках данной формы студенты непосредственно применяли усвоенные знания на практике, действуя в роли обучающего. Эти знания выступали для них не в качестве учебной информации, а в качестве ориентировочной основы осуществляемой ими учебно-профессиональной деятельности. Наряду с этим создавались условия для осуществления немедленной обратной связи о качестве усвоения учебного материала со стороны партнера

по общению, действующего в роли учителя. Смена состава пар студентов приводила к тому, что в контроле качества усвоения учебного материала каждым студентом принимали участие все студенты группы.

В процессе организованной таким образом коллективной работы у студентов формировались навыки сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи, что в конечном итоге способствовало формированию коллектива.

При организации взаимообучения в парах сменного состава мы соблюдали следующие дидактические требования:

1) завершенность, ориентацию на высшие конечные результаты. Смена состава пар проводилась только после решения педагогической задачи - овладения учебным элементом в виде знания способа выполнения подводящего упражнения и умения выполнять его без существенных двигательных ошибок. Завершенность обеспечивалась постоянным немедленным контролем качества усвоения со стороны всех членов группы, действующих в роли учителя. Существенную роль играло то, что студенты, передавая учебную информацию, обнаруживали недостаточность или ошибочность своих знаний и устраняли ее с помощью преподавателя или своих партнеров по общению.

2) разноуровневость знаний и умений участников педагогического процесса. Студенты, действующие в роли преподавателя, отличались от обучаемых студентов содержанием усвоенных знаний, умений и навыков; они знали и умели делать то, что не знали и не умели делать студенты, которых они обучали. Эта «разность потенциалов» создавалась заранее, через применение самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, в в ряде случаев -через работу в парах сменного состава.

Выполнение студентами на уровне их реальных возможностей таких педагогических функций, как объяснение учебного материала, контролирование и оценивание процесса и результатов его усвоения, теоретическое обоснование применяемых способов решения учебных проблем, связанных с обучением техническим приемам, способствует формированию у студентов соответствующих дидактических умений и повышению дидактической компетентности в целом.

Нами, в соответствии с рекомендациями Г. Л. Драндрова [53], применялись две формы организации учебной практики - в виде коллективного взаимообучения студентов и в виде коллективной учебной практики.

При коллективном взаимообучении студенты обеспечивались или разрабатывали с помощью преподавателя ориентировочную основу разучиваемого технико-тактического приема хоккея, планировали подбор подводящих упражнений и обучали друг друга этому приему, работая в парах сменного состава. В рамках этой формы учебной практики преподаватель доводил до студентов информацию о способе выполнения двигательного действия, используя словесные методы и методы обеспечения наглядности (живой показ).

Затем студенты разбивались на пары и переходили к практическому разучиванию первого подводящего упражнения.

После этого проводилась смена состава пар. Работа пары студентов в новом составе начиналась с взаимного контроля качества усвоения предыдущего учебного материала - на уровне знаний ориентировочной основы изученного подводящего упражнения и умения выполнять его. При необходимости проводилась работа по устранению допускаемых партнером ошибок в знаниях и двигательных действиях.

Затем начинался цикл обучения следующему подводящему упражнению.

Количество циклов было адекватно количеству подводящих упражнений, овладение которым необходимо для выполнения разучиваемого студентами технического приема на уровне двигательного умения.

Завершалось обучение взаимоконтролем и взаимооценкой студентами качества усвоения разучиваемого технического приема на уровне знания ориентировочной основы и владения способом практического выполнения.

Учебная группа разбивалась нами на две подгруппы, студенты которых, работая в парах сменного состава, разучивали различные технические приемы. К примеру, одна подгруппа изучала удар серединой подъема, другая - остановку мяча подошвой.

С помощью такого планирования последовательности изучения учебного материала подгруппами нами создавалась «разность потенциалов» в отношении знаний, умений и навыков.

Это позволяло использовать вторую форму организации учебной практики -коллективную учебную практику. При этом каждая из учебных подгрупп поочередно выступала в роли «коллективного учителя» и «коллективного ученика». Взаимодействие учебных подгрупп осуществлялось в двух вариантах.

При первом варианте одна подгруппа студентов обучала другую через работу в парах сменного состава. В качестве предмета обучения использовался учебный материал, который был усвоен студентами, выступающими в роли «коллективного учителя» на предыдущем занятии, проводимо в форме коллективного взаимообучения.

При втором варианте студенты обучающей группы поочередно действовали в роли «коллективного учителя», решая по одной педагогической задаче. Первый студент решал задачи формирования у группы «учеников» логических и зрительных представлений об ориентировочной основе разучиваемого технического приема.

Следующую частную задачу формирования двигательного представления об одном из условий правильного выполнения определенной операции, входящей в содержание технического приема, решал другой студент из группы «учителей». Таким образом в процесс обучения последовательно вовлекались все студенты из группы «учителей». В конце занятия студенты совместно с преподавателем осуществляли анализ своей дидактической деятельности, выявляли методические ошибки и определяли пути их исправления.

Оценочно - результативный компонент включал в себя осуществление оценки эффективности реализации методики совершенствования ТТП по критериям и показателям сформированности профессиональных компетенций (оценка эффективности ТТД, оценка сформированности ТТП).

Контроль технико-тактической подготовленности студентов являлся составной частью педагогического эксперимента. Объективная информация о технико-тактической подготовленности студентов после серии игр позволяла нам анализировать полученные данные и вносить соответствующие коррективы в технико-тактическую подготовку. Динамика технико-тактической подготовленности определялась на основе экспертного оценивания индивидуальных, групповых и командных технико-тактических действий студентов в соревновательной деятельности. Оценка ТТД осуществлялась в виде их стенографической записи в протоколе экспертами.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что формирование профессиональной компетентности будущих тренеров по хоккею пройдёт продуктивно, если в учебно-тренировочный процесс включать экспериментально обоснованные методики совершенствования технико-тактической подготовки. Экспериментальная методика включала в себя целевой, поисково-диагностический, организационный, содержательный, технологический, деятельностно-ориентировочный и оценочно-результативный компоненты, а также этапы их реализации.

Литература

1.Драндров, Г.Л. Теоретические и организационно-методические основы формирования готовности учителя физической культуры к профессиональной творческой деятельности: монография / Г.Л. Драндров. -Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2007. - 355 с.

2.Железняк, Ю.Д. Инновационные перспективы подготовки педагогов по физической культуре в системе профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры / Ю.Д. Железняк. -2006. - № 4. - С.9-12.

3.Михно, Л.В. Организационно-педагогические особенности развития хоккея в Северо-Западном регионе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Л.В. Михно. - СПб., 2002. - 22 с.

4.Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев. СПб. : СПб ГАППО, 2005. - 344 с.

5.Рыбкин, А.А. Педагогическое мастерство тренеров в их профессиональной адаптации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А.А. Рыбкин. - СПб., 2002. - 23 с.

6.Синицын, Д.К. Формирование профессиональных умений у будущих специалистов физической культуры в процессе педагогического физкультурно-спортивного совершенствования : На примере бокса : дис. ... кан. пед. наук : 13.00.04 / Д.К. Синицын. - СПб., 2003. - 163 с.

7.Труднев, И.В. Особенности формирования индивидуального стиля тренера в процессе профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И.В. Труднев. - Москва, 2005. -23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Твист, П. Хоккей : теория и практика / П. Твист. - М. : ACT ; Астрель, 2006. - 288 с.

Bibliography

1. Drandrov, G. L. Theoretical and organizational - methodical bases of professional creative activity readiness formation of the teacher of physical culture: monograph / G L. Drandrov. - Cheboksary: I.Y. Yakovlev Chuvashia State Pedagogical University, 2007. - 355 p.

2. Zheleznyak, Yu.D. Innovation prospects of training of teachers on physical culture in the system of professional sports education // Theory and practice of physical culture / Yu.D. Zheleznyak. - 2006 . - No. 4. - P. 9-12.

3. Mikhno, L.V. Organizational and pedagogical features of hockey development in the Northwest region: abstract of thesis ... candidate of pedagogics: 13.00.04 / L.V. Mikhno. - Saint Petersburg. 2002. - 22 p.

4. Nikolaev, A.N. Psychology of a coach in sports / A.N. Nikolaev. Saint Petersburg: SPb GAPPO, 2005. - 344

p.

5. Rybkin, A.A. Pedagogical skills of coaches in their professional adaptation: abstract of thesis ... candidate of pedagogics: 13.00.08 / A.A. Rybkin. - Saint Petersburg. 2002. - 23 p.

6. Sinitsyn, D. K. Professional abilities formation of the future experts in physical culture in the course of pedagogical sports and sports improvement: On the example of boxing: abstract of thesis ... candidate of pedagogics: 13.00.04 / D.K. Sinitsyn. - Saint Petersburg. 2003. - 163 p.

7. Trudnev, I.V. The features of an individual style formation of a coach in the course of professional activity: abstract of thesis ... candidate of pedagogics: 13.00.08 / I.V. Trudnev. - Moscow, 2005. - 23 p.

8. Twist, P. Hockey: theory and practice / Item. Twist. - Moscow: ACT; Astrel, 2006. - 288 p.

Статья поступила в редакцию: 7.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.