УДК 796.966-053.6
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ХОККЕИСТОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
© В. В. Плотников
Уфимская государственная академия экономики и сервиса Россия, Республика Башкортостан, 450077 г. Уфа, ул. Чернышевского, 145.
Тел/факс: +7 (347) 28 91 34.
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены особенности технико-тактической подготовки хоккеистов на этапе углубленной специализации. На основе проведенного исследования выявлены ведущие технико-тактические действия, разработана методика технико-тактической подготовки юных хоккеистов, разработана шкала интенсивности технико-тактических действий, показаны особенности программно-содержательного обеспечения технико-тактической подготовки юных хоккеистов, исследована динамика результативности ведущих техникотактических действий, определены этапные модельные характеристики техникотактической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной специализации.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка юных хоккеистов, этап углубленной специализации, технико-тактическое действие, модельная характеристика техникотактической подготовленности.
Актуальность. С целью укрепления лидирующих позиций российских юношеских и молодежных команд (ближайшего резерва национальной сборной России) на мировой арене необходимо совершенствовать методики подготовки хоккеистов на всех этапах многолетней подготовки. Значимость видов подготовок в годичных макроциклах постепенно возрастает, что обусловлено направленностью и условиями тренировочного процесса, соревновательной деятельностью, состоянием спортсменов и календарем соревнований. Начиная с этапа углубленной специализации (ЭУС), ведущей является технико-тактическая подготовка (ТТП): из 6-и видов подготовок (физической, функциональной психологической, теоретической, технической, технико-тактической) ей по программам [1, 2] отводится до 52.5% времени в годичном макроцикле. Однако результаты обзора научнометодической литературы показывают, что проведенные исследования касаются высококвалифицированных хоккеистов [3-6], а исследования по ТТП юных хоккеистов [1, 2, 5, 7, 8] нельзя считать завершенными. Так, не определены ведущие технико-тактические действия (ТТД) и результаты наблюдений за эффективностью их выполнения в условиях соревновательной деятельности; не рассмотрены схемы ТТП юных хоккеистов и оценка сложности освоения ТТД в учебно-тренировочном процессе; не предложены эффективные методики. Поэтому необходимо констатировать, что повышение уровня спортивного мастерства юных хоккеистов должно идти по пути решения проблемы ТТП уже с ЭУС.
На основании вышеизложенного нами сформулирована цель исследования - разработать и экспериментально оценить эффективность разработанной методики технико-тактической подготовки хоккеистов на этапе углубленной специализации.
Методика исследования. Источником первичной информации послужили сведения, полученные с помощью педагогических наблюдений за тренировочной и соревновательной деятельностью юных
хоккеистов и анкетирования тренеров-экспертов (п=96) в дивизионах «Урал - Западная Сибирь», «Сибирь - Дальний Восток», «Центр». Результаты анкетирования обрабатывались методами, принятыми в педагогических исследованиях [9, 10].
На основе анкетирования и наблюдений были определены ведущие ТТД: вбрасывание шайбы, атаки на ворота соперника, передачи шайбы, броски шайбы по воротам, силовые единоборства, обводка соперника, ловля шайбы на себя.
Далее нами разработана методика ТТП юных хоккеистов (схема 1). Как видно из схемы 1, в методику включены взаимосвязанные блоки, обеспечивающие совершенствование ТТП юных хоккеистов на льду.
Далее все используемые в подготовке юных хоккеистов ТТД были оценены по уровню сложности исполнения (табл. 1).
Как видно из табл. 1, каждому упражнению присваивался балл сложности исполнения.
Далее нами был проведен педагогический эксперимент (ПЭ) на базе детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) ХСК «Торос» (г. Нефтекамск), спланированный и проведенный с соблюдением основных принципов и правил его выполнения [9, 10]. Контрольную группу (КГ) составили команды «Торос-95» (п=23) и «Торос-98» (п=25), а экспериментальную группу (ЭГ) - команды «Торос-96» (п=20), «Торос-97» (п=22), для которых с учетом календаря соревнований, направленностью микроциклов, значимости и сложности исполнения ТТД для юных хоккеистов были сформированы группы упражнений определенной направленности.
Сезон 2010/2011 гг.
1-я группа: применялась в восстановительных и втягивающих микроциклах. Содержание: индивидуальное маневрирование с шайбой с бросками по воротам и добиванием шайбы; индивидуальные действия с шайбой; групповые взаимодействия при «активном» сопернике.
- оценка эффективности выполнения технико-тактических действий в соревновательной деятельности - оценка сформированного уровня технико-тактической подготовленности
Результативность соревновательной деятельности
- коррекция с учетом внешних и внутренних факторов - планирование с учетом календаря соревнований
- формирование технико-тактических действий в группы
- ориентация на ведущие технико-тактические действия
- оценка технико-тактических действий по сложности исполнения
Реализация технико-тактической подготовки юных хоккеистов
- определение ведущих действий в технико-тактической подготовке для юных хоккеистов
систематизация средств технико-тактической подготовки: индивидуальных, групповых, командных
оценка исходного уровня технико-тактической подготовленности
выделение основных проблем в технико-тактической подготовке
обобщение литературного анализа, практики спорта, тенденций и подходов к совершенствованию тех_________________________нико-тактического мастерства юных хоккеистов________________________
Предпосылки к технико-тактической подготовке
Схема 1. Методика технико-тактической подготовки юных хоккеистов
Таблица 1
Оценка сложности исполнения технико-тактических действий у юных хоккеистов, баллы
№
Содержание технико-тактических действий
Баллы
1 Индивидуальные действия с шайбой и без шайбы без сопротивления соперника 1
2 Индивидуальные действия с шайбой при «пассивном» сопернике 2
3 Индивидуальные действия с шайбой (атакующие и оборонительные) при «активном» 3
сопернике
4 Групповые взаимодействия (атакующие и оборонительные) при «пассивном» сопернике 4
и без соперника
5 Групповые взаимодействия (атакующие и оборонительные) при «активном» сопернике 5
6 Командные взаимодействия (атакующие и оборонительные) при «пассивном» соперни- 6
ке и без соперника
7 Командные взаимодействия (атакующие и оборонительные) при «активном» сопернике 7
8 Игровые упражнения 8
9 Двусторонние учебно-тренировочные игры 9
10 Календарные игры 10
2 группа упражнений: применялась в ординарных микроциклах. Содержание: индивидуальные действия с шайбой при «активном» сопернике; групповые взаимодействия при «пассивном» сопернике; групповые взаимодействия при «активном» сопернике.
3 группа упражнений: применялась в предсорев-новательных и соревновательных микроциклах. Содержание: тренировочные упражнения по типологи-зации; групповые взаимодействия при «активном» сопернике; командные взаимодействия при «активном» сопернике; игровые упражнения.
4 группа упражнений: применялась во всех без исключения микроциклах. Содержание: 2-
сторонние игры в двух составах.
Сезон 2011/2012 гг.
1 группа: использовалась в предсоревнова-тельных микроциклах. Содержание: индивидуальные действия с шайбой при «пассивном» сопернике и без соперника; групповые взаимодействия при «пассивном» сопернике; индивидуальные действия с шайбой при «активном» сопернике; групповые взаимодействия при «активном» сопернике; командные взаимодействия при «активном» сопернике.
2 группа: использовалась в соревновательных микроциклах. Содержание: индивидуальные маневрирования с шайбой с обязательными бросками по воротам и добиванием шайбы; групповые взаимодействия при «активном» сопернике; командные взаимодействия при «активном» сопернике; тренировочные упражнения по типологизации.
3 группа: применялась во всех без исключения микроциклах. Содержание: 2-сторонняя игра.
4 группа: использовалась в восстановительных и втягивающих микроциклах. Содержание: индивидуальные маневрирования без шайбы и с шайбой с обязательными бросками по воротам и добиванием шайбы; атакующие и оборонительные индивидуальные действия с шайбой при «пассивном» и «активном» сопернике; групповые взаимодействия при «пассивном» сопернике; упражнения по типо-логизации.
5 группа: применялась в ординарных микроциклах. Содержание: тренировочные упражнения по типологизации; индивидуальные действия с шайбой при «активном» сопернике; групповые взаимодействия при «пассивном» сопернике; групповые взаимодействия при активном сопернике; игровые упражнения.
Планирование ТТП в процессе педагогического эксперимента у юных хоккеистов опытноэкспериментальных групп представлено в табл. 2.
Примечание: ТТП - технико-тактическая подготовка; ИТТД - индивидуальные технико-такти
ческие действия; ГТТД - технико-групповые так тические действия; КТТД - командные техникотактические действия; КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа.
Из таблицы 2 видно, что в 1-й экспериментальный год в ЭГ отмечается равное использование восстановительных (1 гр. упр.) и 2-сторонних игр (4 гр. упр.); во 2-й экспериментальный год доминируют 2-сторонние игры (3-я группа упражнений). Два сезона в ЭГ доминировали ИТТД и ГТТД по сравнению с КГ, в которых преобладали КТТД. Это связано как с привязкой ТТП «на перспективу» и возрастными особенностями игроков на ЭУС, так и задачами, стоящими перед учебно-тренировочным этапом.
Таким образом, разработанная нами методика ТТП хоккеистов на ЭУС включала в себя следующие параметры: последовательные действия с учетом ведущих и информативных ТТД; время применения групп упражнений и ТТД, соответствующие особенностям соревновательной и тренировочной деятельности с акцентом на игровой метод обучения.
Результаты исследования и их обсуждение. Контроль эффективности выполнения ТТД в процессе исследования осуществлялся тренерами-экспертами (п=3) на основании систематических педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью (по 18 «домашних» игр за один сезон). Полученные результаты были обработаны с помощью пакета прикладных программ «8Шй81:1ка 6.0» и представлены в табл. 3.
Как видно из табл. 3, на констатирующем этапе эксперимента результативность ведущих ТТД достоверно не различалась (р>0.05). Однако к концу формирующего этапа эксперимента видна положительная однонаправленная динамика в опытных группах. Выраженные сдвиги к окончанию педагогического эксперимента отмечаются в ЭГ во всех оцениваемых ТТД (р<0.05).
Об эффективности разработанной методики технико-тактической подготовки свидетельствуют и турнирные показатели опытно-экспериментальных групп (табл. 4).
Таблица 2
Планирование технико-тактической подготовки у юных хоккеистов в процессе педагогического эксперимента 2010/11/12 гг., %
Опытные Время на ТТП, % Время применения групп упражнений, % Время применения ТТД, %
1 | 2 | 3 | 4 | 5 ИТТД 1 ГТТД | КТТД
КГ 33.0 28.5 Сезон 2010/11 г.г. 33 21.3 15.3 27.0 34.6 38.4
ЭГ 34.7 30.4 28.5 14 30 - 42.7 35.3 22.0
КГ 33.5 10 Сезон 2011/12 г.г. 25.8 27.0 22.5 15.0 28.4 35.6 36
ЭГ 34.6 20.5 14 25.0 20.0 20.5 37.2 37.0 25.8
Таблица 3
Результативность технико-тактических действий у хоккеистов опытно-экспериментальных групп в процессе педагогического эксперимента, %
Технико-тактические действия
Груп- пы Командные Г рупповые Индивидуальные
Вбрасывание шайбы Атаки Передачи шайбы Броски шайбы Силовые единоборства Обводка соперника Ловля шайбы на себя
До педагогического эксперимента - сезон 2009/10 гг.
а 30.0 26.0 42.1 29.8 32.8 39.41 30.5
±0.06 ±0.03 ±0.01 ±0.21 ±0.05 ±0.05 ±0.2
ЭГЬ 29.9 28.0 41.21 30.03 33.51 39.4 30.2
±0.04 ±0.03 ±0.01 ±0.07 ±0.07 ±0.05 ±0.4
рс >0.05 >0.05 >0.05 >0.05 >0.05 >0.05 >0.05
По окончании педагогического эксперимента - сезон 2011/12 гг.
КГ 39.0 28.5 40.8 32.7 34.2 40.8 25.7
±0.1 ±0.24 ±0.02 ±0.21 ±0.14 ±0.2 ±0.4
ЭГ 42.1 31.4 44.7 36.7 36.6 44.2 31.4
±0.12 ±0.07 ±0.02 ±0.3 ±0.04 ±0.07 ±0.44
р <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05
а Ь с ^
контрольная группа; экспериментальная группа; уровень статистической достоверности.
Таблица 4
Результаты выступлений в Первенстве России по хоккею с шайбой опытно-экспериментальных групп в процессе педагогического эксперимента 2010/11/12 гг., группа
№ Сезон Количество сыгранных игр Контрольные группы Экспериментальные группы
Торос-95 Торос-98 Торос-96 Торос-97
1 2009/10 гг. 36 Группа «Б»а Группа «Б» Группа «Б» Группа «Б»
2 2010/11 гг. 36 Группа «Б» Группа «Б» Группа «А»Ь Группа «А»
3 2011/12 гг. 36 Группа «Б» Группа «Б» Группа «А» Группа «А»
агруппа «Слабейшие»; Ьгруппа «Сильнейшие»;
Таким образом, на основании вышеизложенного нами сформулированы следующие выводы:
1. Проведенные исследования, касающиеся технико-тактической подготовки, посвящены высококвалифицированным хоккеистам, а в исследованиях по технико-тактической подготовке юных хоккеистов не выявлены ведущие техникотактические действия; не приведены результаты наблюдений за эффективностью их выполнения в условиях соревновательной деятельности; не рассмотрены схемы технико-тактической подготовки юных хоккеистов и оценка сложности освоения технико-тактических действий; не предложены эффективные методики.
2. В процессе констатирующего исследования
- выявлены ведущие технико-тактические
действия, предопределяющие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности юных хоккеистов: вбрасывание шайбы, атаки на
ворота соперника, броски шайбы, передачи шайбы, силовые единоборства, обводка соперника, прием шайбы на себя;
- разработана схема технико-тактической подготовки юных хоккеистов;
- оценены по уровню сложности освоения технико-тактические действия.
- разработана эффективная методика технико-тактической подготовки юных хоккеистов, включающая в себя приоритетное применение в тренировочной деятельности индивидуальных (до 42.7%) и групповых (до 37%) техникотактических действий, оценку сложности исполнения технико-тактических действий в учебнотренировочном процессе (от 1 до 10 баллов); разработку, сочетание, содержание и объем применения групп упражнений с приоритетом в микроциклах на индивидуальные и групповые тактические действия.
3. Экспериментально доказана эффективность разработанной методики технико-тактической подготовки хоккеистов на этапе углубленной специализации: до эксперимента результативность ведущих тактических действий достоверно не различалась (р>0.05), но к окончанию педагогического эксперимента выраженные сдвиги отмечаются в экспериментальной группе во всех оцениваемых ТТД (р<0.05). Об эффективности разработанной методики технико-тактической подготовки свидетельствуют и турнирные показатели: команды КГ не попали в группу «А», в то время как команды ЭГ после окончания сезона 2010/11 гг. вышли в группу «А», а после окончания сезона 2011/12 гг. подтвердили свое право принимать участие в ней и в следующих сезонах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никонов Ю. В. Хоккей: Программа для детско-
юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Мн.: Мини-
стерство спорта и туризма, 2001. 94 с.
2. Савин В. П., Удилов Г. Г., Королев Ю. В., Львов В. С.,
Давыдов А. П., Крутских В. В., Щербаков Е. А.. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2006. 101 с.
3. Ишматов Р. Г. Построение учебно-тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации. СПб.: Академия хоккея, 2006. 45 с.
4. Карпов В. Е. Диагностика и коррекция психического состояния хоккеистов высшей квалификации. Челябинск: ЮУрГУ, 2002. 58 с.
5. Никонов Ю. В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов. Мн.: Асар, 2003. 352 с.
6. Твист П. Хоккей: теория и практика. М.: Астрель, 2005. 288 с.
7. Зайцев В. К. Глобализация атаки - тактика опережающих построений игры в хоккее. М.: РГАФК, 2000. 45 с.
8. Савин В. П. Теория и методика хоккея: учебник. М.: Академия, 2003. 400 с.
9. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научнометодической деятельности в физической культуре и спорте. М.: Академия, 2002. 264 с.
10. Загвязинский В. И., Артаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. 207 с.
Поступила в редакцию 01.06.2012 г.