В результате анализа проведенных соревнований основные направления дальнейшего развития студенческого баскетбола видятся в следующем:
• создание четкого календаря чемпионата СБЛ во всех дивизионах и отделениях на весь сезон;
• постоянное участие заявившихся команд во всех турнирах (в настоящее время, нередко мотивируя наличием различных причин - отсутствие финансирования, болезни игроков и т.д., ряд команд не приезжает на запланированные турниры);
• устойчивое финансирование студенческих команд, участвующих в чемпионатах СБЛ;
• более внимательное отношение ректоратов и деканатов к студентам, участвующим в соревнованиях (предоставление индивидуальных графиков обучения, назначение в удобное для студентов время отработок занятий, пропущенных во время поездок на соревнования, перенос или продление сроков сессии);
• целенаправленный набор студентов для создания сильной команды вуза.
ВЫВОДЫ
1. Организационная четкость структуры проведения студенческих соревнований повышает массовость и качество учебно-тренировочной работы в образовательных учреждениях.
2. В ходе подготовки и проведения студенческих соревнований решаются следующие задачи:
• возрождение спортивных традиций вузов;
• обеспечение преемственности тренеров СДЮСШОР и вузов;
• выявление перспективных спортсменов и тренов;
• определение сильнейших студенческих команд;
• формирование сборных команд для участия во Всемирных универсиадах;
• воспитание у молодежи организаторских навыков в подготовке и проведении спортивных мероприятий;
• создание условий для организации рационального досуга студентов;
• внедрение в практику результатов научных исследований и разработок вузов в области баскетбола;
• повышение ответственности тренеров и преподавателей за результат своей деятельности;
• улучшение спортивной базы образовательных учреждений.
МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ХОККЕЮ С ШАЙБОЙ
Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Леонид Владимирович Михно, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им.
П.Ф. Лесгафта
Аннотация
В статье раскрывается классификация педагогических методов, составляющих современную дидактическую направленность профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой.
Ключевые слова: педагогические методы, хоккей с шайбой, подготовка специалистов.
THE METHODS OF TRAINING AND PROFESSIONAL PERFECTION OF THE SPECIALISTS IN ICE HOCKEY
Vladimir Alexandrovich Taimasov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Leonid Vladimirovich Michno, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
St. Petersburg state university of physical culture named after P.F. Lesgaft
Abstract
The article deals with the classification of pedagogical methods being the essence of professional perfection of the specialists in ice hockey.
Keywords: pedagogical methods, ice hockey, preparation of experts.
ВВЕДЕНИЕ
Выбор и оптимальное использование методов, составляющих современную дидактическую направленность профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой, является весьма сложной педагогической проблемой. В общей и физкультурно-спортивной педагогике применяются несколько вариантов классификации методов подготовки и профессионального совершенствования специалистов: по способам передачи информации, дидактическим целям, роли и значению в развитии психических процессов, основным этапам познавательного процесса и др. (В.Л. Ма-рищук, 2000). Поэтому представляется весьма актуальным рассмотреть их многообразие с целью эффективного применения в образовательном процессе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенные исследования по изучению современной системы подготовки различных категорий специалистов показывают, что все способы передачи информации делятся на словесные, наглядные, практические, самостоятельные и др.
В подходах к классификации методов с акцентом на степень самостоятельной познавательной деятельности некоторые авторы рассматривают пять вариантов.
1. Объяснительно-иллюстративный метод - в ходе его применения осуществляется передача информации в относительно завершенном виде с основной нагрузкой на слуховую, зрительную, логическую и образную память.
2. Репродуктивный метод делает акцент на воспроизведение в сознании получаемой информации, в том числе и в аспектах представлений об ее практическом применении по предлагаемым алгоритмам.
3. Проблемный метод, по мнению В. Л. Марищука (2000), включает в себя постановку проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций. Его применение заставляет обучаемых искать необходимые ответы в предлагаемых проблемных ситуациях. Данный метод активизирует восприятие информации, способствует развитию логики, ассоциативного мышления, повышению интереса к познавательной деятельности.
4. Частично поисковый эвристический метод заключается в том, что субъект обучения излагает необходимые сведения и дает возможность обучаемым выбрать из нескольких вариантов ответов оптимальный. Таким путем закрепляются приемы поиска решения поставленных задач, возникающих не только в познавательной, но и различных других видах профессиональной деятельности, развивается способность к принятию правильных решений.
5. Исследовательский метод в профессиональном совершенствовании предполагает самостоятельный научный поиск в решении учебных и профессиональных задач с привлечением современных научных знаний, инновационных решений и передового опыта.
Некоторые ученые (Ю.К. Бабанский, 1982; В.И. Гинецинский, 1993; В.А. Якунин, 1998; Ю.Ф.Курамшин 2003,и др.) разделяют методы обучения на три группы: методы организации занятий, проведения занятий и контроля.
Можно вполне согласиться с такой точкой зрения, поскольку данное разделение согласуется со структурой проведения учебного занятия.
Кроме перечисленных групп методов и их модификаций, в современной спортивно-педагогической науке в последнее время появился еще целый ряд методов, активно внедряемых в образовательную практику. Все они, в первую очередь, обращены к информационной основе обучения и профессионального совершенствования специалистов. К таким методам можно отнести: проблемное обучение, программированное обучение, игровое обучение, дистанционное обучение, блочно-модульное обучение и некоторые другие (В.А.Щеголев,1999; А.Э.Болотин, 2001; В.А.Чистяков, 2003).
По нашему мнению, именно эти методы могут составить современную дидактическую направленность профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой. В контексте настоящего исследования данные методы представляют определенный интерес, прежде всего, как способы конструирования дидактической информации. При этом под дидактической информацией следует понимать педагогически обработанную форму профессионального знания, облегчающую процесс его усвоения. Однако для того, чтобы знание могло облегчить процесс управления подготовкой и профессиональным совершенствованием специалистов по хоккею с шайбой, оно само должно быть соответствующим образом систематизировано, упорядочено и организовано. Именно благодаря специальной педагогической обработке научного знания, связанной с преобразованием его в форму дидактической информации, последняя становится фактором управления педагогическим процессом (Б.П. Беспалько, 1989; В.И. Гинецицкий, 1992; В. А. Якунин, 1998; Ю.Ф. Курамшин 2003 и др.).
Как уже отмечалось, одним из универсальных методов структурирования, передачи, приема и переработки информации в современной педагогике является метод проблемного обучения и профессионального совершенствования. По своей сути, данный метод представляет собой целую совокупность педагогических методов и приемов, отражающих три рода связей: субъект обучения - информация; объект обучения -информация; субъект - объект обучения (В.А. Чистяков, 2003).
В.П. Беспалько (1989) отмечает, что в зависимости от типа соотношения этих трех разновидностей связей все приемы проблемного обучения подразделяет на три разноуровневых блока.
Первую группу образуют общие методы как способы организации проблемного обучения в целом. Модификациями общих методов проблемного обучения являются: монологический, диалогический, эвристический, исследовательский.
Вторую группу методов составляют так называемые бинарные методы, рассматриваемые как способы управления учебно-познавательной деятельностью. Разновидностями бинарного метода относительно преподавателя являются сообщающий, инструктивный, объяснительно-побуждающий методы преподавания, а в отношении учащихся - исполнительский, репродуктивный, практический, частично или полностью поисковый методы учения.
Третью группу образуют конкретные приемы преподавания и учения, которые выступают как способы реализации бинарных методов.
Выбор того или другого метода проблемного обучения специалистов по хоккею с шайбой определяется, прежде всего, спецификой содержания учебного предмета и способом его конструирования. Всякая перестройка в структуре учебного предмета влечет за собой перемены в способах преподавания и учения. Различные сочетания приемов перестройки преподавания и учения при разных видах проблемного обучения в физкультурно-спортивной сфере подробно рассмотрены М.В. Прохоровой (2004). По ее данным, эффективность проблемного обучения во многом зависит не только от мастерства преподавания, но в большей степени от готовности к проблемному обучению самих обучаемых. Предпосылками успешности проблемного обучения специалистов по хоккею с шайбой является сформированность у преподавателя приемов реконструирования учебной информации и приемов преподавания, с одной стороны, и
сформированность основных учебных умений у обучаемых - с другой. Этими приемами учения являются анализ, сравнение, доказательство, обобщение, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналогий, выбор способов деятельности, интерпретация и оформление результатов. Овладение перечисленными умениями формирует общую готовность преподавателя к введению проблемного обучения (В. А. Щеголев, 1999).
В процессе профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой метод проблемного обучения может стать основой для разработки различных педагогических технологий, поскольку на его принципах реализуются эффективные способы переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров (В.В. Миронов, 2001). Среди этих способов достаточную известность получил метод программированного обучения. Благодаря своим возможностям данный метод в 60-х годах считался одним из наиболее перспективных (В.В. Миронов, 1987; В.И. Силин,
А.Н. Кислый и др., 1997).
Однако в последнее время этот метод критикуется, в том числе и за то, что при программированном обучении возможности обучаемого как активного субъекта познавательной деятельности ограничены, а само оно обеспечивает лишь репродуктивный уровень знаний, который задается обучающей программой (В.А. Якунин, 1998;
С.С. Драчев,2000).
Между тем, полное изъятие программированного обучения из арсенала педагогических средств было бы преждевременным, поскольку, как справедливо подчеркивает В.В. Миронов (1998), его возможности еще не исчерпаны. Известно, что программированные учебные задания могут быть трех типов: репродуктивные, репродуктивно-продуктивные и продуктивные, а, следовательно, они выполняют и развивающую функцию. В практике профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой их активность и творчество еще в большей степени проявляются при введении в процесс обучения самопрограммирования. На основе этого метода специалисты самостоятельно составляют программированные учебные задания репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного типа.
Нами проведено сравнительное исследование эффективности традиционного обучения, обучения специалистов по хоккею с шайбой с использованием программированных учебников и обучения с организацией самопрограммирования. Полнота и качество усвоения знаний по методу самопрограммирования почти в 10 раз превосходят уровень знаний по тем же критериям, достигаемый при традиционном обучении.
Анализ педагогической теории и практики показывает, что отношение к проблемному и программированному обучению различно и меняется от одной крайности к другой. Одни считают, что нет границ и пределов для их применения, другие придерживаются более умеренной и, с нашей точки зрения, более правильной позиции (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, 1990). Они полагают, что все обучение не может сводиться к проблемному или программированному его типу по ряду оснований. Ни один из методов не может рассматриваться как универсальный, пригодный на все случаи жизни. Проблемное и программированное обучение предполагают большие временные затраты и существующую информационную и организационную перестройку деятельности преподавателя. Преподавание одним единственным методом ведет к однообразию, монотонии в обучении со всеми вытекающими отсюда последствиями (В. А. Якунин, 1998).
Все эти возражения можно отнести к любому отдельно взятому методу. Отсюда вполне правомерно возникает проблема выбора методов, их оптимальных сочетаний для достижений лучших результатов в обучении и воспитании специалистов по хоккею с шайбой, проблема меры и дозировки, педагогических воздействий. Эффективность и качество усвоения знаний зависят не только от уровня сложности учебного предмета и применяемых методов, но также возможностей и свойств отражающей дидактической системы, в качестве которых выступают индивидуальные характеристики
человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Задача обучения специалистов по хоккею с шайбой тому или другому предмету во всяком возрасте состоит в том, чтобы представить структуру данного предмета в терминах способа видения мира обучаемым (А.А. Дергач, А.А.Исаев, 1982; Якунин, 1998).
В последние годы проведен ряд исследований, показывающих влияние субъективных факторов (прошлого опыта, установок, потребностей, мотивации, структуры личности и др.) на восприятие, мышление и познавательную деятельность, в целом, и спортивную деятельность, в частности. Некоторые из общеизвестных фактов заслуживают особого внимания. Один из них состоит в том, что личностно-мотивационные факторы определяют избирательность познавательных процессов, причем важно отметить, что личный опыт, мотивы, установки оказывают влияние на познавательные процессы и их избирательность не прямо, а через организацию и создание индивидуальных стратегий, правил выбора критериев и способов действий, опосредующих регуляцию и управление познавательной деятельностью. Установлено также, что влияние факторов мотивации, личного опыта, индивидуальной структуры личности в наибольшей степени проявляется в условиях и ситуациях, характеризующихся в информационном отношении высокой неопределенностью или сложностью (А.Н. Николаев, 2005).
Подобно тому, как принятые способы решения познавательных задач (сенсорных, перцептивных, мыслительных) при подготовке специалистов по хоккею с шайбой получают свою развертку на уровне восприятия в перцептивных действиях, на уровне мышления - в системе операций, так и выбор принципов, стратегии, тактики и способов решения ими учебных задач находят свое выражение в характеристиках активности, уровня, состава и структуры учебной деятельности в целом. Поэтому изучение индивидуальных способов и приемов учебной работы при подготовке специалистов по хоккею с шайбой не может не учитываться при оценке эффективности различных методов их обучения (В.А. Якунин, 1998; Ю.Ф. Курамшин, 2003).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенные выше факты позволяют нам сформулировать следующие основные положения, требующие специального и дополнительного экспериментального обоснования процесса подготовки специалистов по хоккею с шайбой:
• При единственном методе обучения или развертки системы знаний обучаемые будут иметь разные результаты в их усвоении вследствие индивидуальных различий в способностях, интеллекте, мотивации, структуре личности. Влияние прошлого опыта, мотивации, потребностей, установок, свойств личности определяется степенью сложности учебной информации.
• В условиях усвоения специалистами по хоккею с шайбой учебного предмета повышенной сложности возрастающее действие мотивационно-личностных факторов должно проявить себя в большей индивидуальной вариации и разнообразии выбираемых стратегий, правил, способов организации учебной деятельности, объективно фиксируемых в уровне активности и структуре ведущих компонентов образовательного процесса.
• Равные достижения в усвоении учебной информации разными субъектами профессионального совершенствования возможны в результате многомерного описания структуры учебного предмета, благодаря которому может быть снято влияние индивидуальных особенностей на эффективность отдельно взятых методов обучения.
Данные утверждение тем более важны в условиях подготовки и профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой, имеющих зачастую различный уровень знаний, а также опыт практической деятельности в физкультурноспортивной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 557 с.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. -М. : Педагогика, 1989. - 190 с.
3. Болотин, А. Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. ... д-ра пед. наук / Болотин
A.Э. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2001. - 287 с.
4. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики : учебное пособие /
B.И. Гинецинский. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1992. - 151 с.
5. Деркач, А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А. А. Исаев. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 227 с.
6. Деркач, А. А. Акмеология : пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М. : РАУ, 1993. - 32 с.
7. Драчев, С. С. Педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности по управлению спортивной федерацией (на примере федерации СУМО России) : дис. ... канд. пед. наук / Драчев С.С. - СПб., 2000. - 173 с.
8. Марищук, В.Л. Вопросы общей, военной и спортивной дидактики / В.Л. Марищук ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2000. - 186 с.
9. Миронов, В.В. Дис. ... д-ра пед. наук на спецтему / Миронов В.В. - Л., 1990.
- 449 с.
10. Неверкович, С. Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Неверкович С. Д. - М., 1988. - 31 с.
11. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев. - СПб. : СПб ГАППО, 2005. - 344 с.
12. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности / А.А. Реан. - Ижевск : [б.и.], 1994. -93 с.
13. Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2003. - 464 с.
14. Чистяков, В.А. Социальные и информационные основы физической культуры / В. А. Чистяков ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2002. - 231 с.
15. Щеголев, В. А. Актуальные направления и методы научных исследований по физической культуре в вузе / В. А. Щеголев. - СПб. : [б.и.], 1999. - 117 с.
16. Якунин, В.А. Педагогическая психология : учебное пособие / В.А. Якунин.
- СПб. : Изд-во «Полиус», 1998. - 638 с.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Денис Вячеславович Теленков, директор Государственное учреждение «Окружной Молодежный Центр»
(ГУ «ОМЦ»)
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард
Аннотация
Статья посвящена представлению данных, отражающих влияние характеристик студентов вузов физической культуры (социально-демографических, личностных, мотивации деятельности) на успешность их учебной и спортивной деятельности. В результате исследования было установлено, что успешность студентов в учебной и спортивной деятельности не противоречит друг другу. Наиболее существенным фактором успешности обоих видов деятельности является уровень выраженности мотивации к ней. Также на успешность деятельности студентов вузов физической культуры оказывает большое влияние степень их профессионального самоопределения. Влияние характеристик студентов на успешность спортивной деятельности сильнее, чем