Научная статья на тему 'Педагогическая цель, как системообразующий фактор процесса подготовки и профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой'

Педагогическая цель, как системообразующий фактор процесса подготовки и профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ / СПЕЦИАЛИСТ ПО ХОККЕЮ С ШАЙБОЙ / THE PEDAGOGICAL PURPOSE / PROCESS OF PREPARATION / THE EXPERT ON ICE HOCKEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таймазов В. А., Михно Л. В.

Авторы в своей работе доказывают, что правильно выбранные образовательные цели играют роль системообразующего фактора в управлении процессом подготовки специалистов по хоккею с шайбой и имеют решающее значение в повышении его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таймазов В. А., Михно Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical aim as the systematic factor of the training and perfection process the specialists in hockey with the puck

The authors in their paper prove that selected in the right way aims are the systematic factor in the guiding the training process in case of specialists in hockey with the puck and have the determining role of his efficiency

Текст научной работы на тему «Педагогическая цель, как системообразующий фактор процесса подготовки и профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой»

учебно-тренировочного процесса с аэробистам 6,5-9 лет на этапе начальной подготовки необходимо избегать различных форм форсирования физической нагрузки и соблюдать основополагающие принципы физического воспитания (в первую очередь, принципы всесторонности и гармоничности).

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков : монография / В.А. Аверин ; С.-Петерб. Педиатрический мед. ин-т ; Центр Общественного Здоровья. - СПб. : [б.и.], 1994. - 178 с.

2. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Л. А. Булахова, А.Е. Видренко, Т.М. Городкова [и др.] ; под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Киев : Здоровье, 1980.

- 156 с.

3. Безруких, М.М. Возрастная физиология : (физиология развития ребёнка) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.

4. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с. : ил. - (Психология для всех).

5. Дубравина, И.В. Психология : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубравина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубравиной. - 2-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 464 с.

6. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер / пер. с англ. А. Никоновой.

- СПб. : Сова ; А. : Изд-во Эксмо, 2003. - 192 с. - (Серия «Психологический практикум: тесты»).

7. Серов, Н.В. Лечением светом. Мода и гармония / Н.В. Серов. - СПб. : ЛИСС, 1993. - 48 с.

8. Степанов, С. Язык внешности / С. Степанов. - М. : Изд-во «Эксмо», 2006. -416 с. - (Серия «Психологический бестселлер»).

9. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. - 672 с. - (Серия «Учебники, учебные пособия»).

10. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей / К. Тейлор ; пер. с англ. Е. Рыбиной. - М. : Апрель Пресс, Изд-во «Эксмо», 2003. - 224 с. - (Серия «Психологический практикум : Тесты»).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ, КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ХОККЕЮ С ШАЙБОЙ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Леонид Владимирович Михно, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им.

П.Ф. Лесгафта

Аннотация

Авторы в своей работе доказывают, что правильно выбранные образовательные цели играют роль системообразующего фактора в управлении процессом подготовки специалистов по хоккею с шайбой и имеют решающее значение в повышении его эффективности.

Ключевые слова: педагогическая цель, процесс подготовки, специалист по хоккею с шайбой.

THE PEDAGOGICAL AIM AS THE SYSTEMATIC FACTOR OF THE TRAINING AND PERFECTION PROCESS THE SPECIALISTS IN HOCKEY WITH THE

PUCK

Vladimir Alexandrovich Taimasov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Leonid Vladimirovich Michno, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

St. Petersburg state university of physical culture named after P.F. Lesgaft

Abstract

The authors in their paper prove that selected in the right way aims are the systematic factor in the guiding the training process in case of specialists in hockey with the puck and have the determining role of his efficiency

Keywords: the pedagogical purpose, process of preparation, the expert on ice hockey.

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая цель является системообразующим фактором, обусловливающим основные функции процесса подготовки и профессионального совершенствования специалистов любого профиля деятельности. В педагогических системах, по мнению В.Д. Шадрикова (1998), цель может выступать в двух аспектах: в одном из них она представляет собой образ будущих результатов, в другом - стремление к определенному уровню педагогических достижений.

Для образования педагогических целей профессионального совершенствования субъектов образовательного процесса по хоккею с шайбой принципиальное значение имеет не только ясное представление будущих результатов, но и отношение к ним, особенно когда речь идет о задаваемых целях, которые могут приниматься или не приниматься отдельным человеком.

Как показывает спортивно-педагогическая практика, в усвоении целевых знаний особую роль играют потребности, мотивы и весь личный опыт спортсмена. Они, по образному выражению Ю.Ф.Курамшина,(2003), обусловливают исключительную избирательность и меру принятия внешних целей в качестве личных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные исследования по изучению опыта подготовки различных категорий специалистов по хоккею с шайбой показывает, что если цели профессионального совершенствования не совпадают с их личными мотивами и потребностями, они могут подвергнуть сомнению целесообразность их достижения. В этом случае происходит маскировка истинных целей, либо демонстрация мнимых. А. А. Деркач., Н.В. Кузьмина, (1993); А.Л. Реан, (1994); В.А. Якунин, (1998), совершенно справедливо отмечают, что, в том или ином виде, задаваемые извне учебные цели практически всегда адаптируются специалистом сообразно его структуре личных потребностей и мотивов.

Процесс целеобразования протекает в различных формах. К основным из них можно отнести: усвоение целей, задаваемых системой подготовки и профессионального совершенствования, превращение мотивов в мотивы-цели, трансформация целей, когда запланированный результат не достигнут или получен не в полном объеме, преобразование неосознанных мотивов в осознанные цели и др. (А.Л. Реан, 1994; В.А. Якунин, 1998; А.Н.Николаев, 2005 ).

Более динамичной формой целеобразования является уровень спортивных или иных притязаний, в котором находит выраженное стремление человека к определенной степени достижений в учебной или профессиональной деятельности.

Наиболее общие представления о средствах достижений дидактических целей называют стратегией (В.И. Гинецинский, 1992). Стратегия может характеризоваться определенной степенью, с которой она обеспечивает достижение целей, релевантностью - соответствием стратегии целям, мерой избыточности - наличием ресурсов и возможностей для достижения целей и эффективностью, которая измеряется либо ко-

личеством затрат для получения определенного результата, либо результатом, полученным при соответствующих затратах (Г.А.Шашкин, 1998).

Так как педагогические ресурсы и возможности в сфере спорта очень часто бывают ограничены, то их оптимальное использование является одной из актуальных проблем в определении педагогической стратегии. В этом случае цели выступают как критерии при оценке альтернатив способов действий (Н.А. Пономарев, 1979; И.П.Волков, 1997).

В рамках принятой дидактической концепции обычно формируется образовательная программа, которая представляет собой набор необходимых учебных мероприятий и действий по достижению целей профессионального совершенствования. В этих программах, как правило, отражаются способы и нормативы осуществления учебной деятельности, а также квалификационные характеристики ожидаемых результатов.

На основе программ формируется план достижения поставленных целей, включающий в себя процедуры и нормативы предполагаемых действий и результатов.

Если иметь в виду основные и главные различия между программами и планами, то они состоят в том, что план в большей степени ориентирован на достижение конечного результата, в то время как программа - на определение способов его достижения (В.А. Щеголев, 1999). По мнению С.Д. Неверковича, (1988); В.А.Якунина, (1998); А.Э.Болотина, (2001), при обосновании дидактической концепции подготовки и профессионального совершенствования специалистов важно иметь в виду то, что для достижения установленных целей педагогическая система должна обладать определенной динамичностью и избирательной активностью своих структурных компонентов и подсистем. Для этого важно предусмотреть различные варианты и технологии их перестройки применительно к меняющимся ситуативным задачам. Речь, прежде всего, может идти о различных методах профессионального совершенствования, организационных формах представления дидактической информации, способах контроля и оценки усвоения учебного материала и др. Возможны также совмещение постоянных и временных форм организации профессионального совершенствования с целью выполнения какого-либо отдельного проекта, задачи или цели ( Н.И. Шеванд-рин,1995).

В зависимости от условий образовательной среды, в которой реализуется основная цель подготовки специалистов по хоккею с шайбой, от средств и способов ее достижения, цель и фактический результат могут совпадать или не совпадать, т. е. фактический результат есть лишь реальная часть достижения цели. Отклонение реального результата от ожидаемого становится основой для выбора действий по его педагогической коррекции, с одной стороны, и уточнения цели - с другой (В.В.Шелепова,1996; В.З. Власова, 2000).

Таким образом, контроль, который предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных, и педагогические цели - взаимосвязаны. Причинами отклонений в конечных результатах, и как следствие низкая эффективность профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой, могут быть плохо составленные планы, отсутствие в них полной, нужной и своевременной информации, слабость прогнозов, ошибки в принятых решениях, плохое исполнение, недостатки в контроле и оценке результатов.

Эффективная дидактическая концепция должна предусмотреть объективную оценку и коррекцию промежуточных образовательных целей, информационный поиск причин возникших отклонений, регулирование и сохранение в заданных пределах различных признаков полезного результата (В .В.Давыдов ,1996; В.А. Бордовский, 2001).

Все эти функции могут происходить в условиях скоротечных событий, и в этом смысле - регулирование и педагогическую коррекцию можно рассматривать как оперативное управление текущим процессом профессионального совершенствования специалистов по хоккею с шайбой. При этом коррекция должна быть направлена на ста-

билизацию и эффективность данного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего изложенного вытекает, что правильно выбранные образовательные цели выполняют роль системообразующего фактора в структуре основных функций управления подготовкой и профессиональным совершенствованием специалистов по хоккею с шайбой и имеют решающее значение в повышении его эффективности. Несмотря на то, что определяющая роль целей в профессиональном совершенствовании очевидна, тем не менее, в дидактике, проблема образовательных целей в различной ее интерпретации остается недостаточно изученной. Наиболее спорным вопросом на сегодняшний день является то, как общие цели обучения сделать адекватными личным целям участников образовательного процесса. У каждого человека имеется свое поле целей, которое может совпадать или не совпадать с общеобразовательными целями.

По нашему мнению, в общих целях профессионального совершенствования представлена структура общественных потребностей, и именно поэтому они являются исходным основанием для интеграции индивидуальных целей. Вместе с тем, психологические механизмы и педагогические способы согласования индивидуальных целей и целей профессионального совершенствования в сфере спортивной деятельности пока еще в концептуальном плане представляют собой достаточно выраженный научный интерес и требуют своего дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеевец, В.У. Современные проблемы физкультурного образования на рубеже XXI века // Материалы Всерос. науч.- метод. конф., посвященной 100-летию со дня рождения К.Х. Грантыня / С.-Петерб. Гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта.

- СПб., 2000. - С. 16-17.

2. Болотин, А. Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. ... д-ра пед. наук / Болотин А.Э. - СПб., 2001. - 287 с.

3. Бордовский, В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе / В. А. Бордовский ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 169 с.

4. Власова, В.З. Теоретические основы и практика использования адаптивных технологий обучения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза : дис. ... д-ра пед. наук / Власова В.З. - СПб., 2000. - 378 с.

5. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики : учеб. пособие / В.И. Гинецинский. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. Гос. ун-та, 1992. - 151 с.

6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов ; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. "Развивающее обучение". - М. : ОПЦ "ИНТОР", 1996. - 541 с. : ил.

7. Деркач, А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А. А. Исаев. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 227 с.

8. Деркач, А.А. Акмеология : пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М. : [б.и.], 1993. - 32 с.

9. Неверкович, С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Неверкович С.Д. - М., 1988. - 31 с.

10. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте : монография / С.-Петерб. гос. акад. постдипломного пед. образования. - СПб. : [б. и.], 2005. -342 с.

11. Пономарев, Н.А. Проблема системообразующего фактора физической культуры // Теория и практика физ. культуры. - 1979. - № 5. - С. 5-7.

12. Реан, А. А. Психология педагогической деятельности : (проблемный анализ) / А.А. Реан. - Ижевск : Изд-во Удмурт. ун-та, 1994. - 83 с.

13. Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Сов. спорт, 2003. - 463 с. : ил.

14. Шадриков, В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - М. : Наука, 1998. - 185 с.

15. Шашкин, Г.А. Организационно-педагогические аспекты системы подготовки специалистов вузами физической культуры Российской Федерации в условиях реформы высшего образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Шашкин Г.А. - СПб., 1998. - 46 с.

16. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин.

- М. : Владос, 1995. - 544 с.

17. Шелепова, В.В. Индивидуализация профессионального совершенствования специалистов физической культуры и спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шелепова В.В. - М., 1996. - 25 с.

18. Щеголев, В. А. Актуальные направления и методы научных исследований по физической культуре в вузе / В. А. Щеголев. - СПб., 1999. - 117 с.

19. Якунин, В.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / В.А. Якунин. -СПб. : Изд-во «Полиус», 1998. - 638 с.

СЛОЖНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГИМНАСТОК

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, судья международной категории,

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта),

Любовь Викторовна Бурда-Андрианова, Заслуженный мастер спорта, Олимпийская чемпионка, вице-президент Международной Федерации гимнастики

Аннотация

Статья посвящена анализу трудности соревновательных программ гимнасток, начиная с

1951 по 2008 год.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, упражнение, элементы, трудность, система оценивания.

DIFFICULTY OF GYMNASTIC COMPETITION PROGRAMMERS

Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor ofpedagogical sciences, the professor, the judge of

an international category,

The St.-Petersburg state university ofphysical training of a name of P.F.Lesgaft,

Lubov Victorovna Burda-Andrianova, the merited Master of sports, the Olympic champion, vice-president of the of Technical Committee FIG

Abstract

The article is devoted to analysis of difficulty of gymnastic competition programmers from

1952 to 2008.

Keywords: artistic gymnastics, exercise, elements, difficulty, Code of points.

Одной из важных составных частей соревновательной программы спортсменов является ее сложность. По этому признаку строились первые классификационные программы для ранжирования гимнастов по уровню их подготовленности. На каждом этапе развития спортивной гимнастики достижения спортсменов-лидеров признавались вершиной совершенства, пределом человеческих возможностей. Считалось, что современное развитие гимнастики с точки зрения трудности достигло своего критического момента. Сегодня можно утверждать, что такие мнения оказались ошибочными. В современной гимнастике успеха добивается тот, кто изобретает новые элементы, кто доказывает своим мастерством, что гимнастика как вид спорта себя не исчерпала. В этом и проявляется главная закономерность спорта высших достижений (Турищева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.