тельности испытуемых экспериментальной и контрольной групп, свидетельствует о высоком интересе обучаемых к предложенной системе профессиональной подготовки руководителей НАСФ. Так, число лиц с высоким уровнем овладения навыками профессиональной деятельности в ЭГ составило 37,2%, а в КГ - лишь 12,7% и, наоборот, с низким уровнем в ЭГ - 9,3%, а в КГ - 28,5%. Этот факт дает основание утверждать о положительном влиянии установленных педагогических условий для применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей НАСФ. Испытуемые, использовавшие в ходе профессиональной подготовки обучающие игры, оценивают уровень своей удовлетворенности объемом полученных профессиональных навыков на 15% выше по сравнению с теми, кто обучался с помощью традиционных средств, форм и методов.
ВЫВОД: Проведенное исследование позволяет заключить, что предложенная система реализации педагогических условий для применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований более эффективна по сравнению с традиционными методами обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Букачев, А.М. Организация и проведение военно-специальных игр в процессе подготовки курсантов военно-физкультурного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Букачев А.М. - СПб., 1999. - 24 с.
2. Кирсанов, В.Е. Обучающие игры в системе профессиональной подготовки курсантов Новочеркасского военного института связи // Сборник научно-методических работ / Новочеркасский военный институт связи. - Новочеркасск, 2002. - С. 81-84.
3. Логинова, Н.В. Профессиональное совершенствование руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений на основе применения организационно-деятельностных игр : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Логинова Н.В. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2003. - 23 с.
4. Масаева, Т. В. Психолого-педагогические условия, необходимые для подготовки руководителей ГПС МЧС России к профессионально-коммуникативной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 137-141.
5. Неверкович, С.Д. Игровые методы подготовки кадров : учебное пособие / С.Д. Неверкович. - М. : Высшая школа, 1995. - 206 с.
6. Северин, Н.Н. Модель профессионально-коммуникативной подготовки руководителей ГПС МЧС России / Н.Н. Северин, Т.В. Масаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 137-142.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.35
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В КОМАНДНЫХ ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
Анатолий Валентинович Быков, кандидат педагогических наук, доцент,
Филиал «Севмашвтуз» ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске (филиал «Севмашвтуз» СПбГМТУ)
Аннотация
В статье на примере различных видов хоккея (хоккей с шайбой, хоккей с мячом, хоккей на траве, флорбол) рассматриваются понятия «стратегия» и «тактика». В теоретическом анализе представлено соподчинение данных понятий и раскрыты отличительные особенности их применения в командных игровых видах спорта.
Ключевые слова: стратегия, тактика, командные игровые виды спорта, хоккей с шайбой, хоккей с мячом, хоккей на траве, флорбол.
STRATEGY AND TACTICS IN TEAM SPORTS GAMES Anatolii Valentinovich Bykov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Branch “Sevmashvtuz” Saint-Petersburg state marine technical university, Severodvinsk
Annotation
This article shows how to define “strategy” and “tactics” in different types of hockey (ice hockey, field hockey, bandy, floorball). The theoretical analysis presents the subordination of these concepts and features of their usage in team sports games have been disclosed.
Keywords: strategy, tactics, team sport games, hockey, bandy, field hockey, floorball.
ВВЕДЕНИЕ
В теории и практике спортивных игр термины «тактика» и «стратегия» на настоящий момент трактуются неоднозначно. Существуют различные определения данных понятий специалистами, занимающимися командными игровыми видами спорта. Это связано с различным пониманием параметров тактики и стратегии, а также структуры соподчинения данных понятий применительно к командным спортивным играм. Все это подвигло нас на теоретическое исследование данной проблемы, а также приведение к общей трактовке и пониманию данных понятий в спортивных играх, на примере видов спорта принадлежащих к хоккейному семейству (хоккей с шайбой, хоккей с мячом, хоккей на траве, флорбол).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В широком смысле слова под стратегией следует понимать высший уровень знаний и практической деятельности, обеспечивающий достижение заданных целей на основе реализации важнейших закономерностей, действующих в конкретной области, постановки соответствующих задач, выбора форм, средств, путей и методов их решения
Стратегия определяется общими закономерностями подготовки и ведения соревнований в спорте. Стратегия должна учитывать все известные и возможные в данное время варианты подготовки и ведения соревновательной борьбы, альтернативные формы, средства и способы достижения результата [4].
В командных игровых видах спорта решением задач всей спортивной подготовки, управления тренировочным процессом, прогнозирования и рационального распределения сил в краткосрочных и длительных турнирах занимается стратегия. С древнегреческого языка «страт^а» — искусство полководца.
Под стратегией в хоккее, в том числе во флорболе, понимается искусство управления подготовкой и выступлением команды в турнирах различного ранга [5,6]. Из-за всего многообразия и объема стратегические задачи разделяют на три уровня. Первый - генеральные задачи, связанные с определением основных путей развития хоккея (флорбола) на длительный период. Второй - подготовительные задачи, рассматривающие вопросы учебно-тренировочной работы и определяющие построение процесса подготовки хоккеистов (флорболистов). Третий - оперативные задачи, решаемые в процессе управления ходом игровой и соревновательной деятельности. Именно оперативная стратегия наиболее тесно связана с тактикой.
Во всех видах хоккея стратегии отводится главенствующая роль, так как она определяет основное направление и конечные цели многолетней подготовки для достижения высоких спортивных результатов, как отдельных игроков, так и команды в целом. Стратегия предусматривает разработку плана распределения сил на длительном пути соревнований, решений задач организационного характера. Если говорить об отдельном матче (краткосрочном турнире), то при равенстве физической, технической и психологической подготовленностей выигрывает команда с более высоким уровнем тактической подготовленности. Получить такой уровень - задача стратегическая. Таким образом, стратегические цели и задачи должны реализовываться с помощью тактики. На рис. 1 показана
система соподчинения стратегии и тактики в различных видах хоккея.
СТРАТЕГИЯ
_____±______
ТАКТИКА
_____±____
Командная тактика
Групповая тактика
Индивидуальная тактика
Техническое мастерство игрока
Интеллектуальн. Техническая Физическая Психологическая
способности подготовленность подготовленность подготовленность
Рис. 1. Система соподчинения стратегии и тактики в командных игровых видах спорта (на примере различных видов хоккея)
Базовым компонентом этой структуры является техническое мастерство игрока, которое определяется уровнем технической, физической и психологической подготовленности, а также уровнем интеллектуальных способностей, которые позволяют ему приобрести необходимые знания, умения и навыки для использования их в игровой деятельности. Высокое техническое мастерство определяет эффективность индивидуальных, групповых и командных тактических действий. На верхней ступени этой иерархии находится стратегия. Ей принадлежит главенствующая роль. Она определяет конечные цели, задачи и пути достижения высоких спортивных результатов. Резюмируя, становится понятной иерархия различных видов хоккея в отношении частей, их составляющих: стратегия «руководит» тактикой игры, которая соподчинена технике.
Тактика - одна из важнейших составляющих структуры любого вида хоккея, означает, по военной терминологии, искусство построения порядков войск и умений вести бой. Это определение характеризует тактику как искусство подготовки пути (разработка плана) достижения победы и ведения соревновательной борьбы.
В различных видах хоккея тактика определяется так:
- в хоккее с мячом - построение и организация действий хоккеистов в игровой обстановке, с применением коллективных и индивидуальных приемов и действий, с использованием средств и методов борьбы с соперником для решения локальных задач и основной задачи - победы в конкретном матче [5];
- во флорболе - рациональное построение и организацию коллективных и индивидуальных действий игроков при оптимальном использовании средств и методов борьбы с противником для достижения победы;
- в хоккее с шайбой - это искусство ведения спортивной борьбы путем оптимальной организации индивидуальных, групповых и командных действий игроков, подчиненных целесообразному плану, где рациональность тактики игры команды определяется выбором и реализации таких принципов и способов ведения игры, которые позволили бы с наибольшей эффективностью использовать собственно технические, физические, функциональные, психические потенции и успешно противодействовать сопернику [2];
- в хоккее на траве - система взаимодействия игроков команды в нападении или в защите, где правильно выбранная тактика - это такая организация действий команды, при которой наилучшим образом используются сильнейшие стороны всех игроков и слабые стороны соперников [8].
В общем виде структура тактики игры в любом виде хоккея может быть представ-
лена в виде следующей схемы (табл. 2).
Рис. 2. Структура тактики игры в различных видах хоккея
Основной задачей тактики в хоккее является определение оптимальных средств, форм, способов и методов ведения игры против конкретного противника в конкретных игровых условиях, как в защите, так и в нападении, которые более всего соответствуют соревновательной обстановке в данном матче. Ее форму характеризуют индивидуальные, групповые и командные действия. Рациональные действия игроков (индивидуальные, групповые и командные), которые применяются в борьбе с противником, являются способами ведения игры. Все приемы техники в нападении и в защите относятся к средствам ведения игры. Технические приемы служит средством претворения в действие тактических замыслов игроков в соревновательной деятельности, являются инструментом тактики и подчиняются ей, а их системное использование в рамках определенных тактических построений определяют методы ведения борьбы. К методам ведения игры относят такие понятия как система, стиль, темп и ритм.
Система игры - это основной способ ведения противоборства, который выражается в организации командных действий с заранее обусловленными функциями каждого игрока в нападении и защите. Каждая такая тактическая система имеет определенные признаки, функциональные обязанности каждого игрока исходя из его амплуа, их расположение и взаимодействие в рамках этой схемы. На системе игры базируются методы игры в атаке и обороне, которые предусматривают предварительно спланированные целенаправленные действия игроков команды в разных фазах игры: в фазе владения мячом (шайбой) и намерением забить гол в ворота соперника (комбинированный метод, индивидуальный метод, метод игровой аритмии и др.); в фазе отбора мяча (шайбы) команда направляет свои усилия на отбор мяча (шайбы) у соперника, при этом выделяют активные (прессинг), пассивные и комбинированные формы отбора с применением одного из общекомандных методов защиты - персонального, зонного или комбинированного (смешанного).
Под стилем в нападении и защите понимается совокупность признаков, которые
характеризуют игру, как отдельных игроков, так и хоккейной (флорбольной) команды в целом (наступательной, оборонительный, контратакующий, комбинационный и др.). Одними из таких признаков являются: темп - скорость выполнения игровых действий и интенсивность ведения игры, а также ритм - соотношение действий игроков и всей команды во времени. «Взвинчивание» темпа игры ставит соперника в сложные условия, вносит в его ряды растерянность и рассогласованность, приводит к ошибкам технического и тактического плана, снижение же темпа часто необходимо исходя из тактической целесообразности для экономии сил перед решительными действиями или удержания счета в матче. Ритм является важнейшим выразителем игры, особенно для команд высокого уровня. Для различных видов хоккея, на современном этапе развития этих игр, характерна игровая аритмия - искусство смены скоростей - мгновенное увеличение темпа игры и его снижения в определенных фазах атаки и обороны с целью подавить противника, не дать ему выполнить свои замыслы и навязать ему свой план действий.
Суть тактики в хоккее (флорболе) состоит в использовании в ходе соревнования специальных знаний, умений и навыков, которые с одной стороны, позволяли бы с наибольшим эффектом реализовать спортсмену или команде свои физические, психические и технические возможности, а с другой - затруднить действия соперников. Приобретение этих знаний, умений и навыков решается в процессе тактической подготовки, которая предусматривает овладение теоретическими основами тактики различных видов хоккея и навыками практического их использования в игровой деятельности.
Тактические знания представляют собой совокупность представлений о средствах, формах, способах и методах ведения игры, особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности, правилах соревнований, специфики судейства и проведения турниров различного ранга, об уровне мастерства и подготовленности отдельных игроков и команд-соперниц, а также своей собственной подготовленности к конкретному матчу или серии турниров.
Тактические умения - являются формой проявления сознания игрока, отражающего его действия на основе тактических знаний. Такого плана умения лежат в основе тактики, так как все задачи, которые возникают в ходе соревновательной деятельности, требуют проявления этих умений. Сюда могут быть отнесены: - умения анализировать информацию о состоянии подготовленности противника; - умения предугадывать и разгадывать замыслы соперника в процессе игры и скрывать свои собственные; - умения предвидеть ход развития соревновательной борьбы; - умения взаимодействовать в нападении и в обороне между игроками команды (взаимопомощь); - умения видоизменять собственную тактику во время матча в случае необходимости; - умения вызывать противника на желаемые для себя действия и создавать ему помехи; - умения атаковать и обороняться, используя адекватные ситуации технико-тактические приемы игры.
Тактические навыки - это наработанные комбинации индивидуальных и групповых тактических действий в нападении и защите. Они всегда выступают в виде целостного, законченного тактического действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.
Все знания, умения и навыки должны использоваться игроком в ходе матча. Правильное решение конкретной тактической задачи в игре может быть принято спортсменом именно на основе анализа собственных знаний (информации) и воспринятого (увиденного) в данном матче. Если накопленной ранее информации окажется недостаточно, то для эффективного тактического хода может не хватить анализа информации текущей.
Исходя из этого основу тактической подготовленности отдельных игроков и команд в хоккее (флорболе) составляют: - владение современными средствами, формами и методами тактики данного вида спорта; - соответствие тактики уровню развития конкретного вида спорта с оптимальной для нее структурой соревновательной деятельности;
- соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (соперники,
состояние мест соревнований, характер судейства, поведение болельщиков и др.); -обеспечение взаимосвязи тактики с уровнем совершенства других сторон подготовленности - технической, психологической, физической.
В тактической подготовке хоккеистов (флорболистов) выделяют следующие основные направления: - изучение сущности и основных теоретико-методических положений тактики; - овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий; - совершенствование тактического мышления; - изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности; - практическую реализацию тактической подготовленности.
Тактическая подготовка в хоккее (флорболе) включает овладение на тренировках тактическими действиями и развитие тех качеств, которые важны для осуществления этих действий. В тактических действиях игроков и команд отчетливо выступают многие психологические аспекты: -- перцептивные, связанные с восприятием информации (быстрота восприятия изменения ситуации, широта поля зрения, «видение поля», умение наблюдать за состоянием соперника); - интеллектуальные, связанные с оценкой обстановки и принятием решения (прежде всего оперативное мышление - мышление в условиях срочного решения задачи и лимита времени, умение быстро распознавать намерения соперника); - психомоторные, связанные с осуществлением этого решения (быстрота движений, сенсомоторная координация) [1].
ВЫВОДЫ
Стратегия в различных видах хоккея представляет собой, с одной стороны, систему знаний о закономерностях соревновательной борьбы, знание которых позволяет предвидеть характер и условия предстоящих соревнований. С другой стороны, стратегия в этих видах спорта - это область практической деятельности тренера по подготовке команды к соревнованиям и управления ею в процессе соревнований.
Тактика в командно-игровых видах спорта из хоккейного семейства последовательно определяется следующим:
1) тактика - искусство подготовки и ведения соревновательной борьбы;
2) тактика - способы и приемы, избранные для ведения соревновательной борьбы;
3) тактика - это избранное тренером, спортсменом и командой поведение в конкретном матче;
4) тактика - рациональное построение и организацию коллективных и индивидуальных действий игроков при оптимальном использовании средств и методов борьбы с противником для достижения победы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010. - 352 с.
2. Колосков, В.И. Подготовка хоккеистов / В. И. Колосков, В. П. Климин. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 200 с.
3. Костюкевич, В. М. Моделирование соревновательной деятельности в хоккее на траве : монография / В.М. Костюкевич. - Киев : Освгга Украши, 2010. - 564 с.
4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005.
- 820 с.
5. Почекуев, Г.П. Хоккей с мячом : монография / Г.П. Почекуев ; Ульяновский гос. ун-т. - Ульяновск : Изд-во УлГУ, 1999. - 599 с.
6. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник для студ. высш. учебных заведений / В.П. Савин. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.
7. Спортивные игры и методика преподавания : учебник для пед. фак. ин-тов
физ. культуры I под ред. Портных Ю.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 320 с.
8. Федотова, Е.В. Хоккей на траве. Азбука спорта I Е.В. Федотова. - М. : Физкультура и спорт, 2005. - 279 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.11+376.4
ПРАКТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ БАЗОВЫМ ЭЛЕМЕНТАМ
НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА
Владислав Федорович Воробьев, кандидат биологических наук, доцент,
Юрий Александрович Наволоцкий, студент,
Череповецкий государственный университет
Аннотация
В статье представлены педагогические условия индивидуализации обучения базовым элементам настольного тенниса подростков с интеллектуальными нарушениями, отличающихся по силе нервной системы и полюсам когнитивного стиля импульсивность-рефлективность.
Ключевые слова: подростки с интеллектуальными нарушениями, настольный теннис, типологический подход, индивидуальная желаемая модель.
INDIVIDUAL APPROACH PRACTICE AT TRAINING THE TEENAGERS WITH INTELLECTUAL DISORDERS TO BASE ELEMENTS OF TABLE TENNIS
Vladislav Fedorovich Vorobjov, the candidate of biological sciences, senior lecturer,
Yury Aleksandrovich Navolotsky, the student,
Cherepovets State University
Annotation
The article presents the pedagogical conditions of individualization of teenagers with the intellectual disorders training to base elements of table tennis, different by force of nervous system and poles of cognitive style: impulsiveness- reflexive relation
Keywords: teenagers with intellectual disorders, table tennis, typological approach, individual desirable model.
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость перехода от обучения среднестатистического ученика к развитию индивидуальности в современных педагогических моделях основана на крупных изменениях в теории и педагогической практике. Не вызывает сомнения, что в настоящих условиях нельзя идти от внешней модели от должного, необходимо отталкиваться от глубинной сущности человека, от его базовых потребностей. Благодаря анализу особенностей физического развития и динамики физической подготовленности представителей разных соматотипов В.В. Зайцевой и В. Д. Сонькиным сформулировано базовое положение: задача индивидуализации обучения и физического совершенствования обретает конкретный путь решения - необходимо возможно более точно идентифицировать типологическую принадлежность человека и все дальнейшее воздействие проводить с учетом его конституционально-типологических возможностей [5, с. 304].
В последние десятилетия 20 века специалисты считали, что знать врожденные биологические особенности надо, но лишь для того, чтобы оптимизировать развитие ребенка, оптимизировать развитие в интересах общества, государства, а не самого ребёнка. «Учитывать индивидуальные особенности это не значит идти на поводу у них. Тщательно принимая их во внимание в процессе воспитания, надо не просто сообразовываться с некими «изначальными задатками природы», а направленно оптимизировать всесторон-