Научная статья на тему 'Теоретические и методические основы управленческой подготовки специалиста по физической культуре и спорту'

Теоретические и методические основы управленческой подготовки специалиста по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МОДЕЛЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломченко Марина Александровна, Проничев Сергей Александрович

В статье описываются теоретические и методические основы управленческой подготовки специалистов по физической культуре и спорту, которая состоит из методологической основы проектирования с такими элементами, как цели управленческой подготовки, методическое обеспечение, технология организации подготовки, методический стиль педагога. Содержание управленческой подготовки специалистов физической культуры и спорта включает блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин, блок специальных дисциплин, блок управленческих дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломченко Марина Александровна, Проничев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методические основы управленческой подготовки специалиста по физической культуре и спорту»

УДК 378.14:796.071.4

СОЛОМЧЕНКО М.А., Теоретические и методические ПРОНИЧЕВ С.А. основы управленческой

подготовки специалиста по физической культуре и спорту

В статье описываются теоретические и методические основы управленческой подготовки специалистов по физической культуре и спорту, которая состоит из методологической основы проектирования с такими элементами, как цели управленческой подготовки, методическое обеспечение, технология организации подготовки, методический стиль педагога. Содержание управленческой подготовки специалистов физической культуры и спорта включает блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин, блок специальных дисциплин, блок управленческих дисциплин.

Ключевые слова: управленческая подготовка, специалист физической культуры, модель, методическая система.

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определённых результатов. Поэтому существует необходимость в анализе содержания управленческой деятельности специалистов физической культуры и спорта и рассмотрении основных методических подходов к их управленческой подготовке.

Как отмечает П.И. Пидкасистый1, в самом общем виде управление - это процесс воздействия на систему в целях перевода её в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов. В этом смысле управление выступает как функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и достижение целей2. В учебном пособии «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта» управление в физической культуре и спорте рассматривается с нескольких позиций:

- как воздействие спортсменов (и других работников отрасли) на объекты живой природы, в том числе на собственный организм (для спортсменов) или организм воспитанников (для тренеров) путем организации необходимой системы действий;

- как воздействие на физкультурно-спортивные организации, их деятельность и на отрасль в целом; в этом смысле под управлением физической культуры и спорта понимают «систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры»3.

В.А. Сластенин определяет управление в общем виде как деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе ин-формации4. А образовательное управление, по его мнению, представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.

Управление осуществляется посредством реализации следующих основных функций: планирование (определение целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей), организация (постановка и группирование задач, координирование деятельности), руководство (управление членами

организации, регулирование межличностных отношений), контроль (определение и оценка информации о соответствии деятельности организации в целом, отдельных ее членов и поставленных целей).

Управленческая деятельность (спортивный менеджмент) как особый вид трудовой профессиональной деятельности работников физкультурно-спортивных организаций возник на определенной стадии разделения и кооперации их труда - с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т.е. профессиональных управляющих5. Но управленческое содержание присутствует также в деятельности тренеров, работающих в спортивных школах, учителей физической культуры общеобразовательных школ. Так, старший тренер-преподаватель руководит работой тренерско-преподавательского состава спортивной школы, осуществляет контроль за качественным и количественным составом секций или групп, разрабатывает годовые и текущие планы подготовки и т.п. Тренер-преподаватель занимается текущим и перспективным планированием, учетом и анализом результатов работы в собственной учебно-тренировочной группе. Инструктор-методист осуществляет координацию работы спортивной школы по отбору занимающихся, организации учебно-тренировочного процесса, контролирует и координирует комплектование учебных групп, содержание и результаты учебно-тренировочного и воспитательного процессов и т.п.6

Управленческая деятельность учителей физической культуры рассматривается М.И. Золотовым, В.В. Кузиным, М.Е. Куте-повым, С.Г. Сейрановым как выполнение ими различных «ролей менеджера», а именно: номинального начальника (при делегировании некоторых полномочий руководителем), взаимосвязующего (установление и поддержание внешних рабочих контактов с различными физкультурно-спортивными организациями), антрепренера, распределителя ресурсов, посредника и т.д.7 Это позволяет сделать заключение о том, что в педагогической деятельности учителя физической культуры и тренера практически постоянно осуществляется реализация функций менеджмента (управленческих функций). Готовность спортивных педагогов к управленческой де-

ятельности, таким образом, можно рассматривать как один из факторов повышения эффективности функционирования физкультурно-спортивных организаций.

Успешное решение проблемы профессиональной подготовки специалиста физической культуры зависит от различных факторов: изучения специфических особенностей деятельности руководителя физической культуры, его модели, сущности физкультурного образования в высшей школе и совершенствования учебных планов и программ по специальным дисциплинам. Процесс управления - творческий, интуитивный процесс. Каждый орган управления создается для достижения какой-то цели. Но, как и всякая социальная организация, после своего создания и утверждения он начинает жить своей самостоятельной жизнью, приобретает жесткую структуру, свои традиции работы. Тем не менее за этим органом неизменным остается качественное разрешение возникающих проблем и непредвиденных ситуаций. Поэтому, по нашему мнению, управленческая подготовка должна быть направлена на изучение решаемых проблем управления, системного анализа и синтеза.

Система управления физической культуры и спорта, как и всякая другая система управления, функционирует тем успешнее, чем больше в ней накоплено знаний, сведений. Эти знания должны быть достоянием не только тех людей, которые приобрели их в результате обучения или личного опыта, но и других работников управления. Студенты приобретают управленческие знания в процессе изучения таких дисциплин, как: «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика» и др. Когнитивные качества подкрепляются созданной базой данных для факультета физической культуры и спорта по экономическим дисциплинам с электронным вопросником по каждой теме и большим количеством гиперссылок, связывающих разделы отдельных дисциплин и экономические дисциплины между собой.

Не меньшее значение в управлении, чем знания, имеет умение пользоваться ими. Обучение использованию знаний, сведений способствует непосредственному взаимодействию управляющих и управляемых субъектов социально-педагогической среды, определяются конкретные технологии

этого взаимодействия. Использование информационных технологий позволяет любому управленцу (студенту) обратиться к системе и найти наилучший метод решения задачи. Для обучения методам использования опыта, умений, знаний используются деловые игры. В играх постигается суть проблемы и отражаются ключевые моменты реальности, которые позволяют продвинуться в понимании теоретического материала. Обычно игра строится на столкновении игровых позиций, что способствует новому пониманию темы и практически новому содержанию. Перед началом игры ставятся цели и задачи, назначение игры. Креативной составляющей управленческой подготовки студентов является участие в проектной деятельности, способствующее выработке чуткости к противоречиям, раскованности мыслей, наличию своего мнения, прогностичности и др.

Одной из основных проблем управления является коммуникация между людьми и структурами, участвующими в управлении. Коммуникативная составляющая управления представляет взаимообусловленные стратегии, знания, умения, приемы конструктивного взаимодействия в образовательной и в дальнейшем в профессиональной среде. При подготовке будущих специалистов необходимо прививать умение выслушивать разные точки зрения на возникающие проблемы. Проблемы являются вызовом и дают возможность развиваться. В воспитательных целях используется и технология тьютерства, когда студенты, наиболее полно вникнувшие в проблему, помогают разобраться в поставленной задаче своим сокурсникам.

Корректирующая функция управления предполагает отслеживание и корректирование достигнутых результатов. Управление осуществляется на основе непрерывного слежения за всем, что происходит с управляемым (обучаемым) объектом в окружении. Для этого требуется сбор и анализ сведений не только по заданной программе постоянного учета и контроля, но и обо всем новом, что приносит пользу в принятии решений. В практической деятельности в разной степени используются три типа слежения:

- компенсаторные (компенсируют допущенную ошибку принятием мер к ликвидации последствий);

- типа погони (предусматриваются меры к предупреждению появлению ошибки);

- с предсказанием (на основании моделирования и расчетов отбирается из многих альтернативных решений наиболее предпочтительное с учетом непредвиденных событий).

Грандиозные преобразования, охватившие все сферы жизни российского общества, в том числе и сферу управления, диктуют социальный заказ системе образования на подготовку специалиста, обладающего высоким уровнем управленческой культуры, которая должна рассматриваться как составная часть культуры профессиональной8. Решению задачи достижения необходимого уровня сформированности управленческой культуры призвана содействовать разработанная и предложенная модель методической системы управленческой подготовки специалиста по физической культуре и спорту.

При разработке модели мы руководствовались:

- квалификационными требованиями к современному специалисту в области физической культуры и спорта, обусловленными социальным заказом;

- содержанием государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Физическая культура и спорт»;

- образовательным стандартом наци-онально-регионального(вузовского) компонента по специальности «Физическая культура и спорт»;

- учебным планом по специальности «Физическая культура и спорт».

Под моделью принято понимать искусственно созданный образ в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и углубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Педагогическое моделирование мы понимаем как отображение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который называется педагогической моделью. Являясь одним из этапов в педагогике, оно одновременно выступает как метод исследования

объекта педагогического проектирования. В качестве этапа проектировочной деятельности моделирование выступает как один из центральных ее компонентов, в рамках которого выстраивается образ желаемого педагогического объекта. Как метод исследования моделирование позволяет с наибольшей степенью полноты и ясности проанализировать и описать педагогический объект.

Специфическим объектом моделирования в исследовании выступает методическая система управленческой подготовки специалиста по физической культуре и спорту, под которой следует понимать совокупность взаимосвязанных компонентов, необходимых для проектирования целенаправленного, продуктивного и строго определенного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса.

Модель методической системы представляет собой отображение, описывающее на формальном языке компоненты системы, взаимосвязи между ними, а также процессы преобразования, становления и развития методической системы в реальных условиях социокультурной среды9. К основным характеристикам модели методической системы мы относим: открытость;

гибкость; динамичность; личностную ориентацию процесса управленческой подготовки; системность; единство интеграции и дифференциации в качестве основного принципа моделирования по всем составляющим методической системы; технологичность, понимаемую как организацию процесса непрерывного правового образования на основе современных информационных, образовательных, профессиональных и научных технологий (рис. 1).

Рис. 1. - Модель методической системы управленческой подготовки специалиста по

физической культуре и спорту

Методологической основой проектирования методической системы управленческой подготовки специалиста выступают: системно-целостный подход; лич-ностно-деятельностный подход; культурологический подход; теоретические основы формирования управленческой культуры специалиста в современных рыночных условиях; теория и методика педагогического проектирования.

Системно-целостный подход рассматривается нами как общенаучная основа исследования. В содержание системного подхода входят представления о целостности объектов мира, о соотношении целого и частей, о взаимодействии системы со средой как об одном из условий ее (системы) существования, об общих законах функционирования и развития систем.

Личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится сам студент как личность, т.е. его мотивы, интересы, потребности. Преподаватель определяет учебную цель занятия, направляет и корректирует учебный процесс. Качество выполнения и результат деятельности зависят от познавательного интереса, связанного с потребностями и мотивацией.

Основное содержание культурологического подхода - формирование межкультурной компетентности, означающей ту условно достаточную степень социализирован-ности и инкультурированности обучающегося, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариантно интерпретировать сумму различных знаний, составляющих норму общесоциальной эрудированности в образовательной среде. Образование и воспитание закладывают в сознание именно те особенности консолидирующего чувства, образцы поведения и мироощущения, которые наиболее актуальны на данном этапе развития общества.

С учетом специфики проектируемой технологии управленческой подготовки специалиста в современных рыночных условиях основными элементами методической системы мы выделяем: цели управленческой подготовки; методическое обеспечение; технологию организации подготовки; методический стиль педагога.

Цели - это важнейший компонент методической системы. При характеристике методической системы управленческой подготовки мы используем термин «целеобразование».

Целеобразование при проектировании методической системы осуществляется на трех уровнях: глобальном, этапном и оперативном. Иерархичность целевой компоненты, рассматриваемой нами как одной из базовых, обусловлена многоуровневостью непрерывного образования и необходимостью сочетания разнообразных подходов к формированию системы целей управленческой подготовки, определяемых социальным заказом к качеству образования в сфере управления и физической культуры.

Методическое обеспечение управленческой подготовки специалиста в современных условиях включает: методические принципы построения и реализации процесса управленческой подготовки специалиста; дидактические условия активизации процесса управленческой подготовки; информационную образовательную среду и сферу управления как системы программно-методических средств10.

В соответствии с логикой нашего исследования методические принципы организации методической системы управленческой подготовки рассматриваются нами на основе системного подхода в виде иерархии основных дидактических, общеметодических и частнометодических принципов.

Сообразно с основными дидактическими принципами выделяются общеметодические принципы, определяющие подходы к организации и функционированию методической системы управленческой подготовки в целом. Соответственно им формируются частнометодические принципы, на основе которых организуется развитие и функционирование методической системы непрерывной подготовки, и методические принципы, специфические для определенного аспекта непрерывной управленческой подготовки специалиста.

К основным дидактическим принципам реализации управленческой подготовки специалиста, которые являются базовыми и определяющими для всей системы, относятся: принцип системности и цело-

стности; принцип опоры на научные рекомендации; принцип профессиональной направленности; принцип личностной ориентации; принцип коллективизма и индивидуализации обучения; принцип непрерывности и преемственности.

К общеметодическим принципам организации управленческой подготовки мы относим: принцип историко-культурной обусловленности; принцип открытости и динамичности; принцип полипарадигмальности.

И, наконец, к числу частнометодичес-ких принципов относят принцип жизненности, принцип целостности, принцип приоритетности, принцип методической насыщенности.

Технология организации управленческой подготовки специалиста предусматривает определение этапов управленческой подготовки в условиях среды управления, структуры и содержания образования на каждом этапе, выбор форм и методов обучения.

Этапы управленческой подготовки специалиста выстраиваются в соответствии со ступенями и уровнями образования и направлены на формирование определенного уровня управленческой культуры специалиста как главной цели экономического образования. Этапы управленческой подготовки формируют ее содержание, в обязательном порядке предполагающее учет индивидуальных потребностей, способностей и возможностей обучающегося.

Методический стиль педагога - это одно из проявлений его личности. Мы посчитали целесообразным ввести данный компонент в модель методической системы управленческой подготовки специалиста ввиду особой значимости для успешного решения задач образования в сфере управления личности педагога как субъекта проектировочной и образовательной деятельности, а также рефлексии как формы теоретической деятельности педагога по осмыслению своих собственных действий, их закономерностей и последствий.

Особенности методического стиля педагога в значительной степени влияют на содержание других компонентов модели методической системы. Только индивиду-

альный методический стиль педагога обеспечивает эффективность его профессиональной деятельности, результативность учебно-воспитательного процесса. При введении в методическую систему педагога как личности происходит «замыкание» всех связей между ее компонентами.

Методический стиль педагога обладает определенными свойствами, отличительными чертами, проявляющимися в творчестве педагога. Мы выделяем такие характеристики методического стиля педагога, как:

- содержательные характеристики стиля (ориентация на процесс или результат своего труда, развертывание педагогом ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);

- динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключае-мость и т.д.);

- результативность (уровень знаний и навыков учения у обучающихся, а также степень заинтересованности и устойчивости потребности обучающихся в знаниях по предмету).

Анализ педагогической литературы и обобщение эмпирического опыта позволили выделить нам следующие элементы методического стиля педагога: когнитивный элемент; мотивационный элемент; содержательно-операционный элемент; рефлексивно-оценочный элемент; индивидуально-творческий элемент; методический опыт.

Таким образом, предложенная нами модель методической системы управленческой подготовки специалиста по физической культуре и спорту включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов. Реализация предложенной модели позволит готовить специалистов с учетом требований социального заказа, обладающих уровнем управленческой культуры как части культуры профессиональной.

Один из путей решения проблемы - это создание целостного учебно-методического комплекса, который позволил бы готовить руководителей физической культуры на высоком уровне, а также повысить уровень квалификации руководящих работников.

Стратегическая задача обучения выступает в виде формирования базовой культуры человека. В начале обучения специ-

алист физической культуры и спорта должен получить общегуманитарную подготовку, овладеть общеучебными и общенаучными знаниями, умениями и навыками. Он должен получить необходимое в личностном плане воспитание и развитие (в том числе и лидерских качеств), опыт творческой деятельности, позволяющий сформировать систему ценностных ори-ентаций для выполнения в будущем социальной роли руководителя.

Содержание управленческой подготовки специалиста физической культуры и спорта осуществляется в виде четырех этапов как последовательность решения тактических педагогических задач. Первый этап посвящен кроме обучения студента дисциплинам, соответствующим содержанию государственного образовательного стандарта, формированию общеучебных знаний и умений. На втором этапе делается акцент на общее развитие личности. В течение третьего этапа обеспечивается развитие творческих способностей и опыт творческой деятельности. На последнем этапе одновременно с обучением студента управленческим знаниям и умениям завершается формирование ценностных ори-ентаций с акцентом на формирование социальных ролей руководителя.

Содержание управленческой подготовки специалистов физической культуры и спорта включает: блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин (культура речи, философия, экономическая теория и др.); блок специальных дисциплин (теория и методика физической культуры и спорта, психология физической культуры и спорта, педагогика физической культуры и спорта, спортивная метрология и др.); блок управленческих дисциплин (экономика физической культуры и спорта, информационные технологии в сфере физической культуры и спорта, менеджмент в физической культуре и спорте и др.).

Основным звеном управленческой подготовки специалистов физической культуры и спорта является дисциплина «Менеджмент в физической культуре и спорте». На основании этой дисциплины подготовка студентов к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта будет эффективна при соблюде-

нии следующих организационно-педагогических условий: использование в программе обучения междисциплинарных и межпредметных связей; обучение студентов управленческой деятельности на базах учебных комплексов; использование методов активного обучения как средства формирования управленческих умений.

В Орловском государственном университете был проведен социологический опрос среди студентов с 1-го по 4-й курс, результаты которого показали, что 88% из числа опрошенных хотели бы по окончании высшего учебного заведения работать на руководящей должности. Из них 20% респондентов видят себя в должности руководителя спортивной коммерческой организации, 17% - менеджера спортивной команды, 13% хотели бы стать директорами детских юношеских спортивных школ, 22% -директорами спортивных сооружений.

Среди наиболее важных требований, которым должен соответствовать современный руководитель, студенты выделили организаторское чутье и умственные способности (67%); авторитет руководителя (59%); знание основ педагогики и психологии коллектива (42%). Иметь высшее образование и большой стаж работы является важным для каждого третьего опрошенного студента. Всего один человек из ста считает одним из наиболее важных требований соблюдение народнохозяйственного подхода к делу.

Понимая необходимость знаний науки управления в служебном продвижении, 79% респондентов изъявили желание повысить свои знания по дисциплине «Менеджмент в физической культуре и спорте». Студенты понимают, что руководитель физкуль-турно-спортивной организации должен владеть достаточной информацией и в сфере управления для повышения эффективности своей работы. Для повышения профессиональной компетентности студентов на факультете физической культуры и спорта был создан научный кружок по углублению управленческих знаний, проведены выездные занятия на базе детских спортивных школ г. Орла, центральном стадионе, коммерческом фитнес-клубе «Реформа», спортивных клубах образователь-

ных учреждений. Студенты знакомились с опытом работы ведущих специалистов сферы физической культуры и спорта; нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность данных организаций; их структурой.

Управленческая деятельность составляет основу деятельности руководителя спортивной организации. Без ориентации на специфические (педагогические и психологические) особенности управленческой деятельности невозможна оптимальная подготовка специалистов физической культуры и спорта.

Предложенная модель позволяет сформировать у студентов следующие принципы управления:

- перспективность (видение конечного результата);

- интегративность (стремление к объединению усилий в управлении профессиональными интересами всех участников);

- антропологичность (создание положительной развивающей среды для каждой отдельной личности и всего коллектива студентов);

- индивидуальность (раскрытие индивидуальных способностей внутри коллектива).

1 Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидка-систого. 2-е изд. М.: Рос. пед. агентство, 1996. 289 с.

2 Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.И. Золо-тов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. М.: Академия, 2001. 432 с.

3 Кожин В.И. Менеджмент в физической культуре и спорте: Учеб. пособие / В.И. Кожин. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. 272 с.

4 Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

5 Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Учеб. пособие / И.И. Переверзин. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 244 с.

6 Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /М.И. Золо-тов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. М.: Академия, 2001. 432 с.

7 Жолдак В.И. Социология менеджмента / В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов. М.: Советский спорт, 2003. С. 38-42.

8 Теплов Э.П. К проблеме рабочей модели менеджера и содержания образовательной программы по направлению 521500 (бакалавр менеджмента, с нашей ориентацией на сферу спорта): Учеб.-метод. пособие. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта: Балт-Норд, 2001. 56 с.

9 Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21-26.

10 Сафонова Г.В. О требованиях к специалисту по физической культуре и спорту в условиях рыночной экономики //Подготовка кадров и образование в области физической культуры, спорта и туризма. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2001. С. 60-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.