УДК 378.1
В.Ю. КАРПОВ, Ю.А. ЗУБАРЕВ, И.Н. ТУЗОВ,
Н.М. ЛАПИНА
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ДОЛЖНОСТИ
МЕНЕДЖЕРА
В российском образовании имеется ряд проблем: взаимодействие с рынком работодателей, соответствие стандартов обучения и формируемых компетенций требованиям рынка труда. В подготовке спортивных менеджеров в вузах физической культуры существуют как общие, так и специфические проблемы и противоречия в области управленческой подготовки, требующие комплексного решения при формировании и реализации образовательных программ.
Ключевые слова: образовательные программы, менеджмент, специалисты, педагогические технологии, компетенции, стандарты обучения, рынок работодателей.
There are a lot of problems in Russian education: cooperation with employers market, conformity of educational standards and forming competencies with the job-market requirements. Preparation of sport managers at the system of Physical Culture Universities has the common and specific problems in the field of managing education, which require its complex solving in forming and realizing the educational programs.
Keywords: educational programs, management, specialists, pedagogical technologies, competencies, educational standards, employers market.
Стратегия развития высшего образования сформулировала задачи построения образовательных программ, углубления межвузовского сотрудничества, проведения научно-исследовательской работы.
Сложившаяся в данный момент ситуация в российском образовании имеет ряд проблем: с одной стороны, взаимодействие с рынком работодателей, соответствие стандартов обучения и формирование компетенций согласно требованиям рынка труда. С другой стороны, практика европейского образования рассматривает вуз как центр научной деятельности, где преподаватели и студенты занимаются научны-
© Карпов В.Ю., Зубарев Ю.А., Тузов И.Н., Лапина Н.М., 2016
ми исследованиями [2]. Для современной российской системы более характерна установка на развитие функции образования, а не на развитие научной деятельности.
В настоящее время профессия менеджера является одной их самых популярных и востребованных в нашей стране. Поэтому сегодня повсеместно создается система учебных заведений по подготовке и переподготовке управленческих кадров. Высшее образование имеет приоритет в подготовке современных специалистов по менеджменту. Однако основная масса вузов занимается стандартной подготовкой среднестатистических специалистов по управлению. Такая система подготовки нивелирует личность под деятельность исполнителей, но никак не
11 о ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2016
способствует подготовке творческих организаторов-преобразователей [2,4].
Вузы на сегодняшний день являются одними из главнейших институтов, задействованных в социализации личности, и помогают окончательно ее сформировать. В процессе обучения в вузе у выпускников формируются индивидуальные качества, такие как самостоятельность, способность адаптироваться к изменениям во внешней среде, ответственность, умение работать в команде, внимательное отношение к людям, высокие моральные стандарты и т.д. Для их успешного решения в высшем учебном заведении необходимо создать эффективные механизмы для формирования у студентов вышеуказанных качеств, а также иметь в наличии преподавателей высшей квалификации, способных реализовывать совместно со студентами этот механизм [6, 9].
По предмету «менеджмент организации» содержание образовательных программ разрабатывается, как правило, в четком соответствии с направленностью вуза и включает в себя следующие дисциплины: менеджмент, маркетинг, финансы и кредит, микроэкономику, основы предпринимательства, бухгалтерский учет, организационное поведение и другие. Содержание своих образовательных программ многие вузы разрабатывают на основе известных концепций программы «Мастер бизнес-администрирования» (МБА) и различных ее модификаций. Такой подход к подготовке специалистов менеджмента не всегда и не в полном объеме ориентирован на отраслевую и другую специфику [2, 10].
Существует ряд общих проблем и противоречий, требующих своего разрешения при формировании и реали-
зации образовательных программ различных вузов России. Рассмотрим основные из них:
• недооценка духовного развития личности, мировоззрения будущего специалиста, его идеалов, ценностей, которые он будет реализовы-вать в профессиональной деятельности руководителя-менеджера;
• ориентация программ обучения на приобретение большого объема теоретических знаний, при этом упускается из вида необходимость овладения специалистом по менеджменту практическими умениями и навыками для определенной отрасли.
Можно выделить еще ряд специфических проблем, имеющихся в системе вузов физической культуры, в направлении управленческой подготовки [1, 7]. К одной из основных проблем и противоречий можно отнести то, что в традиционно сложившейся практике высшего физкультурного образования делается упор на педагогическую подготовку студентов, что естественно затрудняет подготовку студентов-управленцев, необходимую для выполнения различных видов работ, основанных на принципах современного менеджмента, в системе рыночной экономики.
В вузах действует традиционно сложившаяся система кураторства студентов, демонстрирующая достаточно низкую степень самостоятельности студентов в принятии решений, что сдерживает подготовку специалистов по менеджменту, где в первую очередь при принятии управленческих решений предполагается развитие таких важных качеств, как инициативность и самостоятельность. На современном этапе общественного развития наблюдается несформированность социаль-
ного заказа отрасли физической культуры по количеству и качеству, а также уровню подготовки специалистов по менеджменту, необходимых для работы в управленческих структурах отрасли, что является сдерживающим фактором для самоопределения студентов в профессии [1, 7, 8].
Рассмотрение данной проблемы в русле изучения основных подходов к подготовке современных управленцев-менеджеров для сферы физической культуры и спорта для работы в качестве руководителей-менеджеров в настоящее время приобретает важное научное и практическое значение. Для развития сферы физической культуры и спорта непосредственное значение имеет фундаментальное обоснование подготовки студентов спортивного профиля для профессионального совершенствования менеджеров физкультурно-спортивных организаций отрасли.
В сфере подготовки специалистов в высшей школе это выражается в применении современных педагогических технологий, обеспечивающих учет личностных потребностей и интересов студента как субъекта образовательного процесса [6, 10]. Известно, что всесторонне развитой личностью, готовой к трудовой и повседневной жизни, может считаться человек, обладающий комплексом знаний и умений из различных отраслей наук. То есть необходимо готовить специалиста компетентного, способного на практике применить те знания и умения, которые он приобрел в процессе обучения. Это в полной мере относится и к вопросам правильного отношения к своему здоровью и образу жизни. Ведь в настоящих сложных экономических условиях необходимо быть весьма работоспо-
собным для качественного выполнения непосредственных трудовых обязанностей. Поэтому очень большое значение имеет процесс физического воспитания студенческой молодежи. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека на 10% зависит от медицины, на 15% - от наследственности, на 25% - от экологии и на 50% - от индивидуального образа жизни студентов.
В профессии менеджера есть целый ряд особенностей:
• во-первых, труд менеджера относится к разновидности умственного труда, а значит, связан с обработкой большого объема информации и принятием ответственных управленческих решений в условиях ограниченного ресурса времени и высокого уровня ответственности;
• во-вторых, труд менеджера носит в основном малоподвижный характер, т.е. связан с ограничением уровня двигательной активности, или гиподинамией, что вызывает детренированность функциональных систем организма;
• в-третьих, труд менеджера характеризуется повышенным нервно-эмоциональным напряжением, что может приводить к стрессовым ситуациям, которые негативно сказываются на здоровье этой категории работников;
• в-четвертых, труд менеджера неизбежно будет связан с различными конфликтами и ситуациями, поэтому необходимо умение противостоять стрес-сорным факторам и преодолевать повышенное нервно-психическое напряжение. Весь этот комплекс факторов может негативно сказываться на состоянии здоровья управленческого персонала и вызывать болезни сердечнососудистой, центральной нервной и пищеварительной систем.
112 ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2016
Поэтому необходимо в процессе физического воспитания студентов учитывать эти факторы и уделять внимание и время для решения вопросов профилактики вышеуказанных явлений. Кроме того, установлено, что в процессе обучения будущие менеджеры испытывают значительный учебный стресс на фоне большого объема учебной нагрузки и малоподвижного образа жизни.
В связи с вышесказанным весьма актуальной становится проблема совершенствования процесса физического воспитания студентов - будущих менеджеров. На наш взгляд, для успешного решения этой проблемы необходимо построение процесса физического воспитания студентов - будущих менеджеров на основе учета следующих факторов, которые могут положительно повлиять на процесс физического воспитания [2, 3, 5, 8]:
• учет индивидуально-личностных особенностей студентов при построении процесса физического воспитания;
• использование комплексного контроля, а затем и мониторинга состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности студентов;
• разработка технологий дифференцированного использования средств физического воспитания на основе учета результатов комплексного контроля физического состояния студентов;
• широкое применение традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания и оздоровления в процессе физического воспитания студентов;
• дифференцированное использование нетрадиционных и традиционных средств для профилактики нервно-эмоционального напряжения, повышения стрессоустойчивости и психофункциональной подготовленности;
• использование рекреационных форм физической культуры в процессе физического воспитания студентов.
Указанные технологии весьма успешно используются в школьной физической культуре. Отдельные элементы применяются и в процессе физического воспитания студентов, но на сегодняшний день в доступной нам литературе не было обнаружено работ, посвященных комплексному использованию вышеуказанных средств и технологий в процессе физического воспитания студентов - будущих менеджеров, что обусловливает актуальность поднятой проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Августимова О.С. Методика управленческой компетенции у студентов вузов физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.24 с.
2. ЗубаревЮ.А.,Шамардин А.И. Социально-педагогические технологии подготовки спортивных менеджеров и специалистов для сферы физической культуры и спорта: монография / под общей ред. Ю.А. Зубарева, А.И. Шамардина. Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015.350 с.
3. Карпов В.Ю. Инновационные подходы к преподаванию учебной дисциплины «Теория и
методика физической культуры»// Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. 2013. № 4 (96). Т. 1. С. 49-58.
4. Карпов В.Ю, Августимова О.С., Еремин М.В. Современный взгляд на подготовку спортивного менеджера // Имидж образования - вызовы современного мира: материалы Первой международной конференции. Рязань, 2015. С. 85-90.
5. Карпов В.Ю., Лапина Н.М., Бакулина ЕД. Формирование компетентности специалиста на основе инновационных подходов к
преподаванию учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. 2015. № 11 (129). С. 121-126.
6. Карпов В.Ю., Гладких А.М., Волобуев А.Л. Спортивный менеджмент как вид профессиональной деятельности // Вестник Екатерининского института. 2015. № 4 (32). С. 53-55.
7. Карпов В.Ю. Управление воспитанием студентов с использованием средств физической культуры и спорта: дис.... д-ра пед. наук. Самара, 2005. 427 с.
8. Карпов В.Ю. Педагогическое воздействие средств физической культуры и спорта на вос-
питание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов// Те-ор. и практ. физ. культ. 2004. № 12. С. 49-53.
9. Круглова Т.Э. Подготовка студентов вузов физической культуры к работе менеджера: монография. СПб.:ГАФКим. П.Ф. Лесгаф-та, 2000. 160 с.
10. Махов А.С., Карпов В.Ю, Августимо-ва О.С. Формирование личностных качеств спортивного менеджера в образовательном процессе вуза//Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сб. статей III Междунар. науч.-практ. конф. М, 2015. С. 244-248.
УДК 378.1
Т.П. МАКАРОВА
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Анализируется проблема управленческой культуры в теории и практике, выделяются особенности формирования исследуемого феномена в образовательном процессе вуза. Раскрыта сущность и функции управленческой культуры, предложено авторское определение исследуемого феномена. Разработана модель формирования управленческой культуры будущих государственных служащих.
Ключевые слова: управленческая культура, управление, образовательный процесс вуза.
The author of the article analyzed the problem ofthe management culture in theory and practice, highlighted the peculiarities of formation of the investigated phenomenon in the educational process of the University. The essence and functions of management culture, proposed a definition of the investigated phenomenon. The developed model of formation of managerial culture of the future civil servants.
Keywords: administrative culture, management, educational process of the University.
Современный мир - это мир информационно-технологический. Каждая из технологий осуществляется по определенному алгоритму. В рамках нашего
© Макарова Т.П., 2016
исследования обратимся к технологии управления. Под управлением понимается процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние или для поддержания ее в каком-то установленном режиме [1, с. 143].