Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

651
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / курсант / учебная деятельность / служебная деятельность / мотивы поступления. / motivation / cadet / education / service / motives for admission

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кустов Петр Васильевич, Силкин Николай Николаевич

Статья посвящена актуальному вопросу исследования мотивационной структуры учебно-служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России. Особое внимание уделено вопросу влияния позитивной мотивационной направленности на успешность как в учебе, так и в службе. В заключении авторы раскрывают основные практические рекомендации по повышению устойчивости учебной мотивации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кустов Петр Васильевич, Силкин Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE MOTIVATIONAL STRUCTURE OF EDUCATIONAL AND SERVICE ACTIVITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article is devoted to the actual issue of the study of the motivational structure of the educational and service activities of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Special attention is paid to the issue of the influence of a positive motivational orientation on success both in study and service. In conclusion, the authors reveal the main practical recommendations for improving the stability of educational motivation.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» УДК 378.1

Кустов Петр Васильевич Kustov Peter Vasiljevich

кандидат педагогических наук, доцент профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств

candidate of pedagogical sciences, associate professor Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts

Силкин Николай Николаевич Silkin Nikolay Nikolaevich доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств

Doctor of Pedagogy, Professor Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts

Санкт-Петербургский университет МВД России St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

SPECIFICS OF THE MOTIVATIONAL STRUCTURE OF EDUCATIONAL AND SERVICE ACTIVITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу исследования мотивационной структуры учебно-служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России. Особое внимание уделено вопросу влияния позитивной мотивационной направленности на успешность как в учебе, так и в службе. В заключении авторы раскрывают основные практические рекомендации по повышению устойчивости учебной мотивации.

Abstract: The article is devoted to the actual issue of the study of the motivational structure of the educational and service activities of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Special attention is paid to the issue of the influence of a positive motivational orientation on success both in study and service. In conclusion, the authors reveal the main practical recommendations for improving the stability of educational motivation.

Ключевые слова: мотивация, курсант, учебная деятельность, служебная деятельность, мотивы поступления.

Keywords: motivation, cadet, education, service, motives for admission.

XМеждународная научно-практическая конференция

Положительная мотивационная направленность курсантов и слушателей

на учебу и службу в университете определяет успешность учебной и служебной деятельности.

В конце 2020 года было проведено анонимное анкетирование курсантов образовательной организации МВД России. Одной из задач было изучение мотивационной структуры учебной и служебной деятельности курсантов и слушателей университета. В тестировании приняли участие 1400 курсантов очной формы обучения.

При поступлении в университет большинство опрошенных курсантов курса опирались на собственные предпочтения - 78,9%. 10,8% - сделали выбор профессии под влиянием мнения близких, а также проявили желание продолжить семейную династию. Лишь 4,7% курсантов отметили, что поступили в университет по необходимости или под влиянием каких-либо особых обстоятельств. Однако, 43,4% курсантов мало знакомы со спецификой организации учебной и служебной деятельности в университете, а 13,7 % утверждают, что даже не интересовались.

По данным комплексного обследования при заполнении анкеты кандидатам предлагается продолжить следующие утверждения:

Я решил стать сотрудником МВД для того, чтобы...

Я решил поступать в университет, потому что..

Главные трудности, которые меня ожидают в учебе - это.

Главные трудности, которые меня ожидают в учебе - это.

Также в рамках профессионального психологического отбора абитуриенты подробно отвечали на вопросы: Какие наиболее трудные стороны службы офицеров МВД? В чем основное различие между сотрудником МВД (курсантом) и гражданским человеком (студентом).

Большинство кандидатов на учебу приняли решение стать сотрудником полиции для того, чтобы смореализоваться, внести свой вклад в борьбу с преступностью, по собственной инициативе, помогать людям, служить Отечеству, защитить людей от нарушителей, обеспечивать правопорядок,

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» принести пользу и защищать общество от преступников, помогать государству в

борьбе с экономическими преступлениями, развитие в себе некоторые качества,

улучшить правопорядок, сделать общество лучшим.

А решили поступать именно в образовательную организацию МВД России с целью получения хорошего высшего ведомственного образования, гарантированного трудоустройства после окончания, стать высококвалифицированным специалистом в своем деле, а также высокопоставленным офицером, потому что есть возможность получить престижное образование, желание стать квалифицированным сотрудником полиции. Также многие отметили, что в основе выбора в пользу образовательной организации МВД России лежит желание стать курсантом и служить в полиции.

В качестве главных трудностей, которые ожидают в учебе выступают суточные наряды, усвоение наук, сложность предметов, мало времени на подготовку, много пар, ежедневная уборка территории, объем материалов, жесткий распорядок дня, невозможность свободно распланировать свое время, нехватка времени для отдыха.

К наиболее трудным сторонам службы офицеров МВД России будущие курсанты относят осознание важности выбранной профессии, мало свободного времени, невозможность расслабиться, риск для жизни, сложные люди, опасность профессии, большая ответственность, сложный график работы, ненормированный рабочий день.

С точки зрения опрошенных абитуриентов самое главное в работе сотрудника МВД - это честность, порядочность, скромность, внешний вид, соответствие уставу, навык работы с другими людьми, быть собранным, быть ответственным, быть решительным, умение анализировать ситуацию, выполнение поручений и приказов, держать в форме свою физическую подготовку, постоянно развиваться в сфере своей деятельности, уметь находить общий язык с разными людьми, строгое соблюдение закона.

Кандидаты на учебу считают, что они смогут достичь успехов в учебе и последующей работе, потому что поставили себе цель, потому что на меня будет

XМеждународная научно-практическая конференция смотреть генерал, больше обязанностей, общественное признание, целеустремлённость, быстро обучаюсь, ответственный, трудолюбивый, обладаю для этого всеми качествами, буду обучаться в университете, ответственно подходят к поставленным задачам, обладают организаторскими способностями.

А главными различиями между сотрудником МВД (курсантом) и гражданским человеком (студентом) опрошенные считают, дисциплинированность, жизнь по уставу, денежное довольствие, разную ответственность, духовный кругозор, цели и мировоззрения, физическое развитие, сотрудник, более подготовленный к определенным ситуациям, более дисциплинированный и организованный, у курсантов больше обязанностей, в распорядке дня, в отношении к учебному процессу.

В рамках собеседования на вопросы, касающиеся выбора профессии, вуза и специальности кандидаты на учебу также, как и в анкете дают слишком обобщенные и социально-одобряемые ответы, а именно я поступаю для того, чтобы «Родину защищать», а на встречный вопрос: «Почему сразу не выбрали военный вуз или не пошли в армию?» - затрудняются ответить. Более того, многие абитуриенты не способны правильно назвать свою специальность, рассказать о разнице между специальностями, не потрудились изучить информацию на официальном сайте университета, ни разу не посетили день открытых дверей и строят свое видение будущей службы и учебы, опираясь на популярные телесериалы и фильмы, а также фрагментарной информации, полученной от знакомых и из социальных сетей. Таким образом, мотивационная направленность на учебу и службу в полицию у кандидатов и первокурсников носит поверхностный, неустойчивый, романтизированный и идеализированный характер, а сталкиваясь с более чем реалистичными требования образовательной организации МВД России негативно сказываются на желании и готовности исполнять свои учебно-служебные обязанности.

Большинство 74,1% опрошенных отмечают положительную динамику мотивации к учебе за время обучения в университете. Однако, 26% отмечают у себя некоторое снижения мотивации за время учебы, причем самый высокий

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» показатель ухудшения мотивации отмечен на 3 курсе - 39,1%, а также на 4 курсе

- 34%.

Как правило, такая отрицательная динамика может быть объяснена тем, что на первом курсе более идеализированные представления о службу, а вот к старшим курсам они становятся более реалистичными. Ведь на момент поступления в вуз абитуриенты имели поверхностное представление как о будущей профессии, так и о трудностях обучения и в то же время в желание достичь цели и успешно справиться с вступительными испытаниями отодвигали на второй план возможные трудности обучения и службы. А начиная с 3 курса курсанты и тем более слушатели 5 курса понимают и уже приобрели личный опыт преодоления служебных трудностей, например, проходя практику в территориальном органе и выполняя служебные обязанности по планируемой должности. Также перед старшекурсниками актуализировались вопросы распределения и выбора должности в комплектующим органе, что тоже влияет на рост пессимистических оценок профессиональных перспектив. Также многие сталкиваются с трудностями применения на практике полученных теоретических знаний, а также необходимостью быстрого приобретения навыков для успешного выполнения служебных задач.

Опрошенные курсанты отметили, что наиболее ценными и важными сторонами обучения и жизни в университете являются следующие:

96,2% - возможность получить конкурентноспособное высшее образование;

95,5% - финансовая стабильность, наличие социальных гарантий, уверенность в завтрашнем дне;

95,5% - возможность профессионального и должностного роста;

95,4% - возможность заниматься любимым делом, реализовать свое профессиональное призвание.

По результатам опроса мотивационного структура учебной и служебной деятельности у большинства курсантов преобладают конструктивные мотивы.

XМеждународная научно-практическая конференция Необходимо отметить, что многие курсанты указали, что ведущими при

поступлении в университет были устойчивые внутренние мотивы, а именно

самостоятельный выбор, обусловленный желанием финансовой стабильностью,

наличием социальных гарантий, гарантированным трудоустройством,

возможностью заниматься любимым делом, реализовать свое профессиональное

призвание, наличием перспективы карьерного роста, а также наличием

возможности минимум раз в пять лет бесплатно проходить повышение

квалификации по избранной специальности.

С целью повышения устойчивости учебной мотивации как основы

будущей профессиональной мотивации профессорско-преподавательскому

составу, а именно, преподавателям профилирующих кафедр информировать

курсантов о позитивных моментах службы в ОВД после окончания

университета, уделяя внимание не только недостаткам и трудностям службы в

комплектующих ОВД, но и достоинствах службы в полиции. А с целью

улучшения адаптации к самостоятельной профессиональной деятельности

слушателей 5 курса провести занятия на тему развития профессионального

самосознания.

© Кустов П.В., Силкин Н.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.