Научная статья на тему 'Мотивационная направленность занятий специальной физической подготовкой'

Мотивационная направленность занятий специальной физической подготовкой Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
309
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТИМУЛЯЦИЯ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ВОСПРИЯТИЕ / MOTIVATION / STIMULATION / TEMPERAMENT / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куров Альберт Иванович

В статье рассматриваются понятие и характеристики мотивационной направленности. Исследуется узкий круг возможных мотивационных направленностей к стимуляции результативных занятий специальной физической подготовкой курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куров Альберт Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational orientation of special physical training

The article deals with concept and features of motivational orientation. Researches a narrow range of possible motivational orientation toward stimulation of productive employment special physical preparation of cadets and listeners of educational organizations in the system of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Мотивационная направленность занятий специальной физической подготовкой»

Куров Альберт Иванович

старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта

Краснодарского университета МВД России (e-mail: albert.kurov.69@mail.ru)

Мотивационная направленность занятий специальной физической подготовкой

В статье рассматриваются понятие и характеристики мотивационной направленности. Исследуется узкий круг возможных мотивационных направленностей к стимуляции результативных занятий специальной физической подготовкой курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России.

Ключевые слова: мотивация, стимуляция, темперамент, восприятие.

A.I. Kurov, Senior Lecturer of the Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: albert.kurov.69@mail.ru

Motivational orientation of special physical training

The article deals with concept and features of motivational orientation. Researches a narrow range of possible motivational orientation toward stimulation of productive employment special physical preparation of cadets and listeners of educational organizations in the system of the Ministry of the Interior of Russia.

Key words: motivation, stimulation, temperament, perception.

Системные преобразования, происходящие в экономической, политической и социальной сферах нашего государства, неминуемо становятся основой значительного роста экстремальных ситуаций как в повседневной жизни россиян в целом, так и в работе сотрудников правоохранительных органов. Беспристрастные статистические данные и многочисленные сообщения средств массовой информации констатируют множественные случаи, связанные с получением травм различной тяжести и, что еще хуже, с потерями среди личного состава органов внутренних дел Российской Федерации. Возросло количество происшествий, связанных с гибелью сотрудников в результате огневого и физического контакта с правонарушителями, неумелого (небрежного) обращения с табельным оружием. По материалам проведенных служебных проверок выяснилось следующее:

более половины сотрудников погибли по причине потери бдительности;

каждый седьмой - из-за нерешительности или медлительности в применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

остальные же погибли в связи с недостаточностью специальных профессиональных знаний, важной составляющей которых также является физическая подготовка.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что физическая подготовка в системе Министерства внутренних дел, а именно в образовательных организациях МВД России, является важной и неотъемлемой частью успешного решения оперативно-служебных задач, а также

задач по укреплению служебной дисциплины и уставного порядка. В то же время она служит составляющей служебно-профессиональной подготовки, оказывает существенное влияние на морально-нравственное и культурно-эстетическое воспитание. Боевым приемам, как средству защиты и нападения, следует уделять особое значение и путем постоянных тренировок оттачивать умение успешного применения их в экстремальной обстановке.

Но вот вопрос, почему же время, отведенное на приобретение и совершенствование полученных знаний, а именно специальной физической подготовки, не используется в полной мере или, что еще хуже, не используется вовсе слушателями и курсантами образовательных организаций Министерства внутренних дел. Получить ответ на этот вопрос, а также найти способы корректировки и регуляции данной проблемы мы постараемся путем нашего исследования.

Ведущее место в структуре личности занимает мотивационная направленность, являющаяся одним из основных понятий, объясняющих движущие силы поведения человека. Поэтому и в данном вопросе считаем необходимым рассмотреть мотивацию, как одну из важных составляющих по отсутствию или недостаточности стремления к занятию специальной физической подготовкой.

Для того чтобы понимать, о чем идет речь, возьмем за основу два фундаментальных для нашей темы определения.

Направленность - система отношений к окружающему миру, определяющая цели, кото-

179

рые ставит человек, стремления, которые ему свойственны, и мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Мотив - причина, побуждающая к деятельности в определенном направлении.

На основе вышеуказанных значений с целью проведения более предметного исследования был создан анонимный опросник «Мотива-ционная направленность для занятия специальной физической подготовкой», в котором слушателям предлагалось выбрать один из перечисленных и наиболее, по их мнению, важный критерий, способствующий развитию побуждения к занятиям по специальной физической подготовке. Все перечисленные критерии можно разделить на три ведущие группы мотивационной направленности:

направленность на себя (отражает, в какой мере человек сконцентрирован на себе, своих проблемах, насколько он озабочен своим социальным статусом);

направленность на взаимоотношения (отражает интенсивность, с которой человек старается поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми);

направленность на задачу (характеризует, насколько человек заинтересован выполнять работу, его самостоятельность, независимость от группы в интересах дела).

Опрошенными явились 30 слушателей одного из взводов факультета профессиональной подготовки Краснодарского университета МВД России.

При высокой ориентации на себя человек сосредоточен на своих проблемах, эгоистичен, превыше всего ставит свои интересы, интересуется, прежде всего, тем, что он лично получит: если вознаграждение, по его мнению, незначительно или контроль недостаточен, работа (в нашем случае специальная физическая подготовка) выполняется халатно.

При высокой ориентации на задачу человек старается как можно лучше выполнить задачу, несмотря на личные интересы. Такие люди проявляют принципиальность, отстаивают свое мнение, которое считают верным и полезным для выполнения задачи, они готовы принять ответственность на себя, получают удовлетворение от результата работы, готовы к сотрудничеству, если это повышает общую продуктивность работы.

При высокой ориентации на взаимоотношения человек стремится находиться в центре внимания, общителен, проявляет большой интерес к коллективной деятельности, однако его больше интересует процесс работы, взаимодействие с коллегами, а не конечный результат.

Иными словами, формирование мотивов осуществляется под воздействием внутренних и внешних факторов, в качестве первых выступают интересы, являющиеся потребностями

личности, вторые представлены условиями, в которых оказывается человек.

А.К. Маркова, доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, академик Международной академии акмео-логических наук, доказала, что устойчивость мотивации зависит от силы побуждения, осознанности деятельности, сформированности смыслообразующего мотива и определяет результативность обучения [1].

В ходе нашего исследования видно, что преобладающее большинство - 56% опрошенных -ориентированы на задачу. Задача сотрудника полиции, в частности патрульно-постовой службы, заключается в успешном решении оперативно-служебных задач, наивысшей степенью важности которых являются защита граждан и охрана общественного порядка. Отсюда следует, что мотивационная ориентация «Осознание необходимости изучения, развития и практики основ личной безопасности, неотъемлемой частью которой является специальная физическая подготовка как средство продуктивной реализации поставленных служебных задач» является наиболее значимой и необходимой в рассматриваемой нами структуре.

Основой для продуктивной реализации мотивации, сосредоточенной «на задачу», является умственная самостоятельность, осознанность выбранной профессии, чувство ответственности, решительное проявление инициативности к действию, развитию и совершенствованию полученных навыков, в данном случае специальной физической подготовки.

Однако стоит отметить, что для сотрудника, руководствующегося данной мотивацией, интерес представляет та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий напряжения, его не вызывает. Но сложность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эти трудности посильны и преодолимы, в противном случае интерес быстро падает и проявляются внутренние и внешние раздражители.

Столкновение обучаемых с трудностями, которые они не могут разрешить, используя имеющиеся у них запас знаний и уровень физической подготовки, обеспечивается в процессе обучения созданием проблемной ситуации, которая характеризуется возникновением психологических барьеров, мешающих осуществлению мотивационной направленности в должном ее проявлении.

Ориентированность «на себя» и «на взаимоотношения» имеет прежде всего личностный характер, так сказать, преследование собственной выгоды в тех или иных ее проявлениях - будь то направленность на взаимоотношения в коллективе или же концентрация на себе и своих проблемах, озабоченность соци-

180

альным статусом, но и такое проявление мотивационной направленности имеет право на существование. И кроме того, наша цель - выявить мотивационную направленность, которая, в свою очередь, будет являться необходимым стимулом для слушателей и курсантов к эффективной деятельности, повышению их работоспособности, выносливости и созданию благоприятного психологического климата для занятий специальной физической подготовкой. И если данная мотивационная направленность присуща тому или иному коллективу, то ее необходимо использовать в качестве так называемого рычага воздействия.

Таким образом, на основании изложенных фактических примеров и данных научных исследований можно сделать вывод, что применительно к сотруднику ОВД понятие «на себя» в акмеологическом смысле (возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития) как в личностном, так и в профессиональном плане и понятие «на задачу» (возможность осуществления оперативно-служебной деятельности в соответствии нормами права в первую очередь и нормами морали), должны находится в симбиозе. Это должно проявляться как в служебной деятельности сотрудника ОВД, так и в его личной жизни. Проще говоря, мотивированный и дисциплинированный сотрудник полиции и сам будет примером для граждан в поддержании общественного порядка и общественной нравственности, а также будет требовать от граждан должного поведения в рамках правового поля. Такой алгоритм взаимоотношения правоохранительных органов и населения может способствовать искоренению негативного отношения населения к полиции. А ведь краеугольным камнем указанного возможного развития событий является мотивированность сотрудника полиции, его желание достичь цели «для работы» и при этом постоянное совершенствование своего «на себя».

Так как деятельность человека направлена на достижение сознательно поставленных целей, связанных не только с удовлетворением его потребностей, но и с выполнением требований, предъявляемых ему обществом, отсутствующая или недостаточная мотивация должна регулироваться, как говорилось выше, внешними и внутренними (личностными) факторами. Для этого необходимо выявить причины, непосредственно воздействующие на мо-тивационную направленность.

Как верно заметил П. Кунат [2], мотивация спортсмена формируется под влиянием социальных, традиционных, моральных и других норм, присущих данному обществу, а также национальных особенностей спортсмена и его окружения. Считаем, что вышеуказанные аспекты применимы и для нашего исследования.

Также не стоит забывать о таком состоянии личности, как тревожность. Под тревожностью понимается относительно устойчивая предрасположенность личности отвечать на угрожающие ситуации эмоциональными состояниями тревоги или страха. Различают социальную тревожность (свойство личности) и психодинамическую (свойство темперамента). Рассматривать свойство личности каждого из слушателей или курсантов в индивидуальном порядке, к сожалению, невозможно по ряду причин. А вот разделить сотрудников по свойствам темперамента уже проще [3].

Известный физиолог И.П. Павлов выделил 4 основных типа нервной деятельности -4 типа темперамента.

Холерик - отличается повышенной возбудимостью и, как следствие этого, неуравновешенностью, неустойчивостью настроения, склонностью к резким эмоциональным вспышкам, что непосредственно влияет на низкое восприятие и усвоение поступающей информации.

Сангвиник эмоционально уравновешен, физически активен, инициативен, подвижен и обладает свойством быстро и качественно адаптироваться к новой среде, продуктивен в деятельности при наличии достаточного, на его взгляд, интереса - есть постоянное возбуждение. Ошибки и неудачи, встречающиеся во время обучения, переносит легко, не фиксирует внимание на своих промахах. В коллективе чувствует себя уверенно, не боится риска и ответственности.

Флегматик - спокойствие, уравновешенность и постоянство - главные отличительные черты этого типа. Настроение его ровное и постоянное, что является хорошей почвой для восприятия и обработки поступающей информации. Прежде чем что-то сделать, он тщательно обдумывает свои действия, затем последовательно их выполняет. Отрицательным фактором для данного типа темперамента является борьба с переменами и неожиданностями, с трудом привыкает к изменениям. Однако по окончании периода адаптации в ситуациях, требующих точности и хладнокровия, легко добивается успеха, длительно сохраняет высокую работоспособность, что несомненно является положительным, даже вспомогательным фактором в служебно-оперативной деятельности.

Меланхолик с трудом реагирует на сильное раздражение, длительное напряжение вызывает замедленную деятельность, быстро утомляется, любое сильное воздействие вызывает длительную тормозную реакцию. Часто тревожится по пустякам, подолгу переживает даже мелкие неудачи [1].

Таким образом, изучив основные типы темперамента и определив темперамент каждого слушателя или курсанта, мы можем выбрать

181

метод использования общей мотивационной деятельности. Это может быть интенсивная физическая нагрузка с применением большого количества упражнений, связанных с кардиона-грузкой, т.е. проведение как можно более интенсивной разминки и бег на длительные дистанции, после чего сотрудники морально подготовлены к продуктивному выполнению и отработке боевых приемов. Если же во взводе преобладает конкурентная составляющая, нацеленная на преодоление соперника, тогда имеет смысл провести ряд упражнений состязательного характера. В любом из представленных случаев смысл заключается не в том, чтобы разделить взвод на отдельные группы и вести индивидуальные занятия, а в том, чтобы выбрать наиболее подходящую методику преподавания специальной физической подготовки, исходя из большинства выявленных факторов, основой которых является темперамент. Однако хотелось бы отметить, что данный принцип воссоздания мотива работает исключительно с личностями, чья деятельность, а именно специальная физическая подготовка, рассматривается как способ развития, самосовершенствования и возможность овладения новыми, пригодными для службы знаниями, а не неизбежным пребыванием, сопровождающимся мыслями о скорейшем его окончании. В данном случае следует рассматривать сотрудников в индивидуальном порядке, проводить профилактические беседы воспитательного характера, выявлять причины безразличного отношения к выполнению непосредственных служебных обязанностей, чувству долга, безответственности по отношению к соблюдению основ личной безопасности и безопасности не только граждан, но и всего государства в целом и ставить вопрос о дальнейшем пребывании такового сотрудника в органах внутренних дел.

Помимо типа темперамента, не стоит забывать о возрастной составляющей обучающихся. Как мы уже упоминали, работа в органах внутренних дел подразумевает осознанное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Как известно, такое понятие, как «осознанность», растет пропорционально прожитым годам. Часто

1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А. Формирование мотивации учения. М., 1990.

2. Kunath P. Changes in performance motivations related to social conditions // Intern. J. of sport Psychology. 1974. № 1.

3. Кузнецов А.Ф. Состояние физической подготовки курсантов Омской академии МВД России и проблемы ее дальнейшего совершенствования // Проблемы организации и совершенствования образовательного процесса в вузе: материалы межвуз. учеб.-метод. конф. Омск, 2007.

основывается на жизненном опыте: ошибках, неудачах или же, наоборот, успехах и достижениях. В среднем возрастная категория обучающихся, а именно курсантов составляет от 18 до 23 лет, слушателей - от 20 до 30 лет. Проводя коррекци-онную работу, это так же необходимо учитывать.

Высокие мотивы деятельности спортсменов СССР и других социалистических стран известны всему миру. Недаром в этом отношении даже наши недруги ставят советских спортсменов в пример другим. Мотивация достижений советских спортсменов, выступающих на международной арене, обязательно содержит стремление повысить не столько свой престиж, сколько престиж Родины. В используемом опросном листе присутствует похожий критерий «Повышение престижа ОВД в целом», к сожалению, у опрошенных он не вызвал должного интереса, но стоит обратить внимание, что полученные результаты ориентированы на определенный взвод и могут использоваться в качестве примера, а не являться основой для дальнейшего применения в качестве мотивационной направленности по отношению ко всем слушателям и курсантам.

Конечно, одной работы профессорско-преподавательского состава с личным составом будет недостаточно для достижения необходимого нам результата. Прежде всего, каждый сотрудник обязан лично изъявлять желание, направленное на саморазвитие, приобретение новых навыков и умений, совершенствование освоенного материала. Важность осознания своих непосредственных служебных обязанностей, желание добросовестно и качественно нести службу должно быть в приоритете у каждого сотрудника органов внутренних дел. И только тогда правильная мотивационная направленность станет основой для высоких моральных психологических качеств, необходимых для выполнения конституционной беззаветной преданности долга, что и будет являться наивысшей и наиболее действенной мотивационной направленностью.

1. Markova A.K., Matis T.A., Orlov B.A. Formation of motivation of the education. Moscow, 1990.

2. Kunath P. Changes in performance motivations related to social conditions // Intern. J. of sport Psychology. 1974. № 1.

3. Kuznetsov A.F. Status of physical training of cadets of Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia and the problem of its further improvement // Problems of the organization and improvement of the educational process in high school: proc. of interuniv. educational and methodical conf. Omsk, 2007.

182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.