Научная статья на тему 'Формирование мотивационно-потребностной сферы и специальных психических свойств, обеспечивающих деятельность сотрудников полиции в экстремальных ситуациях'

Формирование мотивационно-потребностной сферы и специальных психических свойств, обеспечивающих деятельность сотрудников полиции в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / POLICE PROFESSIONAL TRAINING / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / EXTREME SITUATIONS / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА / NEED-MOTIVATIONAL SPHERE / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / SPECIAL MENTAL PROPERTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметов Р. С., Литвин Д. В., Лупырь В. Г., Новиков С. Н.

В статье рассматриваются вопросы формирования у сотрудников полиции мотивационнопотребностной сферы и специальных психических свойств, необходимых для эффективной деятельности в экстремальных ситуациях. В качестве особенностей мотивационно-потребностной сферы сотрудников, проходящих специальное профессиональное обучение (профессиональную подготовку), выделяются психические свойства обучающихся, определяющие эффективность и результативность выполнения профессиональных обязанностей в экстремальных условиях, а также высокий уровень развития специальной подготовленности, включающей различные умения и навыки. Приводится методика формирования мотивационно -потребностной сферы и специальных психических свойств, обеспечивающих деятельность сотрудников полиции в экстремальных ситуациях, которая базируется на комплексах-тренингах, предназначенных для развития профессионально важных психических свойств. Содержание тренинга адаптировано к контингенту слушателей, проходящих специальное профессиональное обучение. Формирование необходимой структуры мотивационно-потребностной сферы опирается на два основных методических подхода: когнитивный подход (базирующийся на взаимосвязи мотивации индивида и знаниями индивида о закономерностях и особенностях профессиональной деятельности) и индивидуализация системы оценки достижений обучающихся в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахметов Р. С., Литвин Д. В., Лупырь В. Г., Новиков С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of motivational-need sphere and special and mental properties providing police officers'' activities in extreme situations

The article deals with the police officers' formation of need-motivational sphere and specific mental properties, necessary for the effective operation in extreme situations. As the features of the need-motivational sphere of police officers, passing special professional education (professional training), students' mental properties, determining the effectiveness and efficiency during the performance of professional duties in extreme conditions, as well as the high level of special preparedness, including a variety of skills are distinguished. Formation technique of need-motivational sphere and specific mental properties providing police activity in extreme situations, which is based on the complexes trainings, intended for the development of professionally important mental properties are given. The training content is adapted to the contingent of listeners, passing special training. Formation of the necessary structures of need-motivational sphere is based on two basic methodological approaches: cognitive approach (based on the interrelation of the individual motivation and his knowledge about the laws and characteristics of professional activity) and individualization of evaluation system of students' achievements in the educational process.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационно-потребностной сферы и специальных психических свойств, обеспечивающих деятельность сотрудников полиции в экстремальных ситуациях»

УДК 796.07

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Р. С. Ахметов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки,

Краснодарский университет Министерства внутренних дел России, г. Краснодар,

Д. В. Литвин, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры огневой

подготовки,

Краснодарский университет Министерства внутренних дел России, г. Краснодар,

B. Г. Лупырь, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры огневой подготовки, Омская академии Министерства внутренних дел России, г. Омск,

C. Н. Новиков, начальник факультета профессионального обучения, Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел России. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161.

В статье рассматриваются вопросы формирования у сотрудников полиции мотивацион-но-потребностной сферы и специальных психических свойств, необходимых для эффективной деятельности в экстремальных ситуациях. В качестве особенностей мотивационно-потреб-ностной сферы сотрудников, проходящих специальное профессиональное обучение (профессиональную подготовку), выделяются психические свойства обучающихся, определяющие эффективность и результативность выполнения профессиональных обязанностей в экстремальных условиях, а также высокий уровень развития специальной подготовленности, включающей различные умения и навыки.

Приводится методика формирования мотива-ционно-потребностной сферы и специальных психических свойств, обеспечивающих деятельность сотрудников полиции в экстремальных ситуациях, которая базируется на комплексах-тренингах, предназначенных для развития профессионально важных психических свойств. Содержание тренинга адаптировано к контингенту слушателей, проходящих специальное профессиональное обучение. Формирование необходимой структуры мотивационно-потребностной сферы опирается на два основных методических подхода: когнитивный

подход (базирующийся на взаимосвязи мотивации индивида и знаниями индивида о закономерностях и особенностях профессиональной деятельности) и индивидуализация системы оценки достижений обучающихся в учебном процессе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка сотрудника полиции; экстремальные ситуации; мотивационно-потребностная сфера; специальные психические свойства.

Существенная роль в процессе профессиональной подготовки сотрудника полиции отводится морально-психологической составляющей [5, 6, 7, 13, 15]. Общей целью морально-психологической подготовки, как известно, выступает формирование у сотрудников высокого уровня готовности, обеспечивающего успешное преодоление моральных и психологических трудностей в решении служебных задач. Цели морально-психологической подготовки достигаются путем решения задач, основными из которых являются:

- формирование и развитие у сотрудников патриотических и моральных основ честной и ответственной службы, потребности защищать интересы России;

- специальная мотивация личного состава на самоотверженные действия при решении возлагаемых ответственных задач и достижение понимания государ-

ственной необходимости их безусловного выполнения;

- формирование морально-психологических установок на особое отношение к населению региона как к равноправным гражданам России;

- формирование ценностных ориентаций на использование преимущественно несиловых способов решения конфликтных (экстремальных) ситуаций, а также применение оружия лишь в правомерных случаях;

- формирование моральной и психологической устойчивости, способности безошибочного, максимально эффективного решения профессиональных задач;

- развитие профессионально-психологических качеств, которые необходимы для успешных действий в сложной, напряженной и опасной обстановке;

- развитие профессионально-психологических умений и навыков, способности психологического анализа обстановки, составления психологического портрета гражданина, психологического воздействия, психологической наблюдательности, психологически умелого ведения переговоров.

Успешное решение этих задач дает наибольший эффект, если обучение проводится в условиях, максимально приближенных к деятельности в условиях экстремальной ситуации [2, 3]. В ходе морально-психологической подготовки необходимо учитывать следующие индивидуальные особенности личности [1, 14, 16]: мотивы службы, жизненные интересы и потребности, личные планы, взгляды на жизнь, службу; уровень развития правосознания; личные моральные и характерологические качества (патриотизм, гражданская зрелость, честность, требовательность к себе, организованность, добросовестность, ответственность, коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность); волевые качества (целеустремленность, настойчивость, упорство, активность, самостоятельность, деловитость, смелость); профессионально-психологические качества (внимательность, наблюдательность, память, уровень интеллекта, скорость мышления, находчивость); качества психической надежности (эмоциональная устойчивость к риску и опасности, достаточная работоспособность, умение владеть собой, устойчивость к перегрузкам).

Особенности мотивационно-потребностной сферы сотрудников, проходящих специальное профессиональное обучение (профессиональную подготовку). В числе профессионально важных качеств сотрудников полиции рассматриваются, прежде всего, определенная структура мотивационно-потребностной сферы, психические свойства слушателей, определяющие эффективность и результативность выполнения профессиональных обязанностей в экстремальных условиях, а также высокий уровень развития специальной подготовленности, включающей различные умения и навыки [11]. В процессе анкетирования сотрудников полиции были выявлены мотивы выбора ими профессиональной деятельности. Мотивы разделяются на три группы.

1. Мотивы, отражающие перспективы и результаты сотрудников в избранной профессиональной деятельности (высокий уровень социальной значимости): помогать и защищать права и свободы граждан; патриотизм; карьерный рост; желание помогать и защищать родных и близких; продолжение династии семьи; приобретение качеств, необходимых для жизнедеятельности.

2. Мотивы, сутью которых является удовлетворение личных потребностей в процессе профессиональной деятельности (средний уровень социальной значимости): интерес к профессиональной деятельности; любовь к справедливости; престиж профессии; собственная реализация в обществе; приобретение авторитета среди знакомых; материальное обеспечение; работа с людьми; привлекательность скрытости профессии; возможность поддерживать себя в хорошей физической форме; высокая дисциплинированность.

3. Мотивы, характеризующиеся внешними, случайными обстоятельствами (социально не значимые): возможность стать менее зависимым от родителей; заработать авторитет родителей; последовать примеру знакомых и родственников.

Статистическая обработка результатов анкетирования сотрудников полиции позволила выявить приоритетные мотивы, определяющие выбор ими будущей профессиональной деятельности, на основе рассчитанных ранговых мест. К приоритетным мотивам относятся:

1. Материальное обеспечение (сумма ранговых мест - 6,7).

2. Помощь и защита прав и свобод граждан (10,4).

3. Патриотизм (15,6).

4. Продолжение семейной династии (18,2).

5. Карьерный рост (20,8).

6. Пример знакомых и родственников (27,9).

7. Интерес к профессиональной деятельности (29,4).

Особенности психических свойств сотрудников полиции, проходящих специальное профессиональное обучение (профессиональную подготовку). При изучении психических свойств основное внимание уделяется показателям, оказывающим, по мнению специалистов, непосредственное влияние на результативность выполнения сотрудниками полиции своих должностных обязанностей [9], к ним относятся:

1. Уровень субъективного контроля (УСК), отражающий степень интернальности как индивидуального психологического качества, характеризующего предрасположенность индивида принимать на себя ответственность за события, происходящие в его жизни, объясняя их своим поведением, характером и способностями.

2. Характеристики самоэффективности как показатель уверенности индивида в себе.

3. Показатель жизнестойкости, отражающий вовлеченность индивида в окружающие события, степень контроля собственной деятельности и уровень принятия риска.

4. Нервно-психическая устойчивость и риск дезадаптации в стрессе.

Анализ результатов проведенного исследования позволил установить следующие особенности психических свойств сотрудников полиции, проходящих специальную профессиональную подготовку.

1. Уровень субъективного контроля (интерналь-ность), отражающий степень ответственности индивида за свои поступки, свою жизнь.

1.1. Показатель общей интернальности, характеризующий степень субъективного контроля слушателей над любыми значимыми ситуациями, у обучающихся в среднем составляет 36,0 балла (при максимально возможной оценке в 44,0 балла), что соответствует уровню выше среднего.

1.2. Показатель субъективного контроля в области достижений, отражающий отношение человека к эмоционально положительным событиям и ситуациям, у сотрудников полиции в среднем составляет 11,2 балла (при максимально возможной оценке в 12 баллов), что является высоким значением.

1.3. Показатель субъективного контроля в области неудач, свидетельствующий о повышенной чувствительности к отрицательным событиям и ситуациям, составляет 10,3 балла (при максимально возможных 12 баллах), что также является высоким значением.

1.4. Показатель субъективного контроля в области межличностных отношений, свидетельствующий о способностях сотрудников контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывая к себе уважение и симпатию, составляет 3,4 балла (при максимально возможной оценке 4 балла) - высокий уровень.

1.5. Показатель субъективного контроля в области здоровья, отражающий ответственность человека за состояние своего здоровья, составляет 2,8 балла (при максимальной оценке в 4 балла), что соответствует среднему уровню развития.

2. Возможность оценки умений сотрудника осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом выявлялась с помощью тестов «Самоэффективность». Разработчики тестов установили ориентировочную норму 34,94±4,74 балла. В соответствии с указанной нормой все сотрудники обладают высоким уровнем развития данной характеристики (37,2 балла).

3. Жизнестойкость как показатель способности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность, без снижения успешности избранного вида деятельности. Эта диспозиция включает три относительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Анализ данных анкетирования слушателей свидетельствует о наличии следующих фактов:

- показатель общей жизнестойкости, средние значения и стандартные отклонения по данному направлению разработчики теста выявили на уровне 80,72±18,53 балла; общий уровень развития данного параметра у сотрудников высокий и составляет 115,4 балла;

- показатель вовлеченности, характеризующийся убежденностью в том, что происходящее создает максимальную возможность найти нечто стоящее и интересное для личности; средние значения и стандартные отклонения по данному компоненту жизнестойкости авторы тестирующей процедуры выявили на уровне 37,64±8,08 балла в соответствии с этими данными степень вовлеченности у сотрудников высока и составляет 49,4 балла;

- показатель контроля как отражение убежденности человека в том, что борьба за результат позволяет позитивно влиять на итоги происходящего, несмотря на то что это влияние не безгранично и успех не гарантирован; при установленных авторами теста средних значениях в 29,17±8,43 балла уровень развития данных характеристик у сотрудников выше среднего и составляет 43,4 балла;

- показатель принятия риска, определяющий убежденность индивида в том, что все происходящее с ним способствует его развитию за счет приобретаемых знаний и опыта, как позитивного, так и отрицательного; при установленных средних значениях 19,81 ±4,39 балла общий уровень развития данного параметра у сотрудников выше среднего и составляет 21,6 балла.

4. Нервно-психическая устойчивость сотрудников, уровень риска их дезадаптации в случае попадания в стрессовую ситуацию. В соответствии с разработанной авторами шкалой данный показатель у слушателей высок и равен 9,06 балла.

Методика формирования мотивационно-потреб-ностной сферы и специальных психических свойств, обеспечивающих деятельность сотрудников полиции в экстремальных ситуациях.

Содержание специальной психологической подготовки сотрудников полиции базируется на комплексах-тренингах, предназначенных для развития профессионально важных психических свойств. Содержание тренинга модифицировано нами применительно к контингенту слушателей, проходящих специальное профессиональное обучение.

Ниже представлена структура тренинга для развития чувства уверенности в себе, интегрирующего все вышеуказанные профессионально важные психические свойства личности для эффективной деятельности в экстремальных ситуациях. Содержание занятий определяется педагогом с учетом специфики служебной деятельности сотрудников полиции.

Занятие 1. «Самопознание» - знакомство с группой.

Занятие 2. «Как достичь цели» - определение степени доверия сотрудников другим членам группы.

Занятие 3. «Работа над проблемой. Сопротивление. Защитные механизмы психики» - развитие способностей осознавать и вербализовывать свое состояние.

Занятие 4. «Чувства. Способы выражения чувств» -развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния.

Занятие 5. «Полюбить себя» - осознание позитивных событий своей жизни.

Занятие 6. «Самопринятие. Самоодобрение. Позитивное мышление» - формирование способностей использования ведущих личностных качеств как ресурс в процессе преодоления трудных ситуаций.

Занятие 7. «Права и обязанности человека. Отношения с другими членами общества. Жизнь по собственному выбору» - повышение чувства взаимопомощи и взаимопонимания с другими членами группы.

Занятие 8. «Уверенность в себе» - формирование поведенческих и характерологических качеств и свойств, способствующих повышению уровня уверенности в себе.

Процесс формирования необходимой структуры мотивационно-потребностной сферы опирается на два основных методических подхода:

1. Когнитивный подход, базирующийся на установленных взаимосвязях между уровнем мотивации индивида к определенному виду профессиональной или какой-либо другой деятельности и знаниями индивида о ее фундаментальных закономерностях и особенностях [4, 7]. В связи с этим весь процесс теоретической подготовки обучающихся обеспечивает формирование у них определенного индивидуального уровня мотивации к профессиональной деятельности.

2. Индивидуализация системы оценки достижений обучающихся в учебном процессе.

Рассматривая особенности проведения комплексов-тренингов, необходимо отметить, что они базируются на известных принципах [10].

1. Предоставление возможности каждому участнику всестороннего исследования конкретного, «единичного» случая своего собственного пребывания в группе и той психической реальности, которая вокруг него разворачивается.

2. Предоставление права участнику высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается здесь и сейчас.

3. Запрет использования содержания обсуждаемых проблем вне пределов группы.

4. Реальное включение каждого члена группы в интенсивное групповое взаимодействие.

5. Равенство психологических позиций участников, признание ценности личности другого человека, принятие во внимание его интересов, стремление к соучастию, безусловное принятие друг друга.

6. Создание в ходе тренинга таких ситуаций, в которых участникам приходится самим решать проблемы, открывать уже известные в психологии закономерности взаимодействия и общения людей.

7. Создание условий для интенсивного включения познавательных процессов при общении.

8. Необходимость перевода поведения участников в начале занятий с импульсивного уровня на объективированный уровень (уровень осознания), на котором оно поддерживается на протяжении всего тренинга.

Уровень мотивации обучающихся к профессиональной деятельности оценивается на основе следующего алгоритма:

1) выявление приоритетных мотивов к профессиональной деятельности (анкетирование слушателей);

2) определение среднегрупповых значений мотивации;

3) ранжирование среднегрупповых значений мотивации;

4) перевод ранжированного ряда мотивов в баллы. За 1 место начисляется количество баллов, равное общему количеству мотивов, за 2 место - на балл ниже и т. д., например, из 17 определенных мотивов за 1 место начисляется 17 баллов, за 2 место - 16 баллов, за 3 место - 15 баллов и т. д.;

5) перевод индивидуальных мотивов в баллы;

6) определение индивидуальной суммы баллов мотива;

7) расчет средних значений и стандартных отклонений балльной оценки мотивации;

8) расчет уровня развития балльной оценки мотивации к профессиональной деятельности.

В ходе контроля динамики параметров профессиональной подготовки слушателей с целью индивидуализации данного процесса также рекомендуется производить расчет показателей темпов прироста изучаемых личностных характеристик по формуле Б. Вгос1у [12].

Тпр. -

Vi-Vi

(V1+V2)xOt5

х100%,

где V1 - исходный уровень развития показателей;

V2 - итоговый уровень развития показателей.

Предложенные контрольно-учетные подходы продемонстрировали свою эффективность и могут быть рекомендованы для применения в практических целях. Уровень развития психических свойство бучающих-ся целесообразно осуществлять на основе градаций оценки психических свойств сотрудников полиции, что наметит ориентиры для оценки и повышения уровня формирования мотивационно-потребностной сферы и специальных психических свойств сотрудников полиции, необходимых для обеспечения их деятельности в экстремальных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / пер. с англ. - 7-е изд. - СПб., 2006. - 688 с.

2. Астафьев Н. В. Обучение в вузах МВД России специалистов по служебно-боевой подготовке // Профессионал. - 2004. - № 5. - С. 28-32.

3. Астафьев Н. В. Высшее профессиональное образование специалистов по служебно-боевой подготовке правоохранительных органов: направления, специальности, специализации // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств: сб. матер. междунар. науч. конгресса. - М., 2006. - С. 10-18.

4. Ахметов С. М. Мотивы и потребности абитуриентов, поступающих в педагогический колледж // Среднее профессиональное образование. - 2003. - № 7. -С. 48-51.

5. Герасимова Н. В. Физическая подготовка курсантов образовательных учреждений МВД России с учетом их психологических особенностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2004. - 23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Карпов А.В . Психология труда: учеб. - М., 2005. - 350 с.

7. Картынь В.Н. Развитие интереса к профессии // Среднее профессиональное образование. - 2001. - № 7. -С. 39-40.

8. Климов Е. А. Психология профессионала: учеб. пособие. - Воронеж, 1996. - 509 с.

9. Меретуков Г. М. Подготовка и использование личного состава специальных подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в чрезвычайных условиях борьбы с терроризмом и массовыми беспорядками: учеб.-практ. пособие. -Краснодар, 1997. - 68 с.

10. Петрусевич А. А., Шабарова М. Н. Педагогические условия активизации профессионального обучения // Специалист. - 2000. - № 8. - С. 19-20.

11. Печений А. К. Особенности мотивации слушателей вузов МВД России к предстоящей профессиональной деятельности и пути ее коррекции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 25 с.

12. Сирис П. З. Темпы прироста физических качеств - фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 9-22.

13. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. - М., 2008. - 470 с.

14. Allen P. The prevention and management of seafarers' fatigue: a review // Int. Mar. Health. - 2007. - № 14. -P. 36-42

15. Havold J.I. National cultures and safety orientation: a study of seafarers working for Norwegian shipping companies // Work & Stress. - 2007. - № 2. - P. 173-195.

16. Verdist R.C. Maritime Fitness Examinations - a Challenge to Equity // 9th International Symposium on Maritime Health. 3-6 June 2007. - Esbjerg, Denmark. - 2007. -P. 33.

FORMATION OF MOTIVATIONAL-NEED SPHERE AND SPECIAL AND MENTAL PROPERTIES PROVIDING POLICE OFFICERS' ACTIVITIES IN EXTREME SITUATIONS

R. Akhmetov, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Tactical and Special Training Department,

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar;

D. Litvin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Fire Training

Department,

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar;

V. Lupyr, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Fire Training Department, Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Omsk; S. Novikov, Head of the Professional Training Faculty, Ufa Law Institute of Russian Ministry of Internal Affairs.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161.

The article deals with the police officers' formation of need-motivational sphere and specific mental properties, necessary for the effective operation in extreme situations. As the features of the need-motivational sphere of police officers, passing special professional education (professional training), students' mental properties, determining the effectiveness and efficiency during the performance of professional duties in extreme conditions, as well as the high level of special preparedness, including a variety of skills are distinguished.

Formation technique of need-motivational sphere and specific mental properties providing police activity in extreme situations, which is based on the complexes trainings, intended for the development of professionally important mental properties are given. The training content is adapted to the contingent of listeners, passing special training. Formation of the necessary structures of need-motivational sphere is based on two basic methodological approaches: cognitive approach (based on the interrelation of the individual motivation and his knowledge about

the laws and characteristics of professional activity) and individualization of evaluation system of students' achievements in the educational process.

Keywords: police professional training; extreme situations; need-motivational sphere; special mental properties.

References:

1. Anastazi A., Urbina S. Psihologicheskoe testirovanie [Psychological testing]. SPb, 2006, 688 p.

2. Astaf'ev N. V. Obuchenie v vuzah MVD Rossii specialistov posluzhebno-boevojpodgotovke [Training in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia specialists in office combat training], Professional, 2004, no 5, pp. 28-32.

3. Astaf'ev N. V. Vysshee professional'noe obrazovanie specialistov po sluzhebno-boevoj podgotovke pravoohranitel'nyh organov: napravlenija, special'nosti, specializacii // Sovremennye tehnologii sporta vysshih dostizhenij v professional'noj podgotovke sotrudnikov si-lovyh vedomstv[Higher education of specialists in office combat training of law enforcement agencies: the directions, specialties, specializations Modern technologies of elite sport in vocational training of staff of security agencies] Proceedings of the international scientific congress. Moscow, 2006, pp. 10-18. (in Russian).

4. Ahmetov S. M. Motives and needs of the entrants coming to teacher training college. Srednee professional'noe obrazovanie. [Secondary professional education], 2003, no 7, pp. 48-51. (in Russian).

5. Gerasimova N. V. Physical training of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia taking into account their psychological features. Extended abstract of candidate's thesis. Majkop, 2004, 23 p. (in Russian).

6. Karpov A. V. Psihologija truda [Work psychology]. Moscow, 2005, 350 p. (in Russian).

7. Kartyn' V. N. Development of Interest in a Profession. Srednee professional'noe obrazovanie. [Secondary Professional Education.], 2001, no 7, pp. 39-40.

8. Klimov E. A. Psihologija professional [Psychology of the Professional]. Voronezh, 1996, 509 p. (in Russian).

9. Meretukov G. M. Preparation and use of staff of special divisions of law-enforcement bodies and internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in extraordinary conditions of fight against terrorism and mass riots. Krasnodar, 1997, 68 p. (in Russian).

10. Petrusevich A. A., Shabarova M. N. Pedagogical conditions of activization of vocational education. Special-ist,2000, no 8, pp. 19-20.

11. Pechenij A.K. Features of motivation of students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the forthcoming professional activity and a way of her correction. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 1997, 25 p. (in Russian).

12. Siris P.Z. Rates of a gain of physical qualities - the factor defining potential opportunities of the athlete. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1973, no 4, pp. 9-22. (in Russian).

13. Chufarovskij Ju. V. Juridicheskajapsihologija [Legal Psychology]. Moscow, 2008, 470 p. (in Russian).

14. Allen P. The Prevention and Management of Seafarers' Fatigue. Int. Mar. Health, 2007, no 14, pp 36-42.

15. Havold J. I. National Cultures and Safety Orientation. A Study of Seafarers Working for Norwegian Shipping Companies. Work & Stress, 2007, no 2, pp 173-195.

16. Verdist R. C. Maritime Fitness Examinations. A Challenge to Equity. 9th International Symposium on Maritime Health, 3-6 June 2007, Esbjerg, Denmark, 2007, pp. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.