Научная статья на тему 'Институциональные ожидания курсантов и слушателей в образовательной организации'

Институциональные ожидания курсантов и слушателей в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
235
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дальневосточный юридический институт МВД России / кандидаты на обучение / материальные и идеальные мотивы / профессиональная ориентация / ожидания / институт службы в органах внутренних дел. / the Far-Eastern law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia / candidates for education / material and ideal motives / vocational orientation / expectations / institution of service in the internal affairs bodies.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евгений Алексеевич Клеймёнов

В статье на основании результатов массовых социологических опросов и фокусгрупповых интервью курсантов и слушателей Дальневосточного юридического института МВД России (далее – ДВЮИ) показаны типичные мотивации, с которыми они связывают свое обучение. Установлено, что ожидания от обучения имеют двойственный характер и отражают, с одной стороны, содержание учебной деятельности образовательной организации высшего образования, а с другой стороны, правоохранительную государственную службу в органах внутренних дел. Результаты исследования свидетельствуют, что доминирующими являются ожидания гарантированного трудоустройства, социальных гарантий, стабильного и достаточно высокого для региона денежного содержания, профессиональной статусности, и в меньшей мере – службы для Отечества; борьбы с преступностью, за справедливость; качественного высшего юридического образования. Автор приходит к выводу, что рассматриваемые ожидания от обучения носят институциональный характер, поскольку являются повторяющимися, стандартизированными, сопряженными не столько с обучением в ведомственной образовательной организации, но с институтом службы в органах внутренних дел в целом. Выявленные дисперсии в общественном мнении различных категорий опрошенных, а также результаты фокус-групповых интервью позволили сформулировать ряд предложений, направленных на совершенствование профессиональной ориентационной работы в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional expectations of cadets and trainees in educational organization

In the article, based on the results of mass sociological surveys and focus-group interviews of cadets and students of the Far-Eastern law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, typical motivations are shown with which they associate their training. It has been established that the expectations from training are dual in nature and reflect, on the one hand, the content of educational activities being an educational organization, and, on the other hand, law enforcement public service in the internal affairs bodies. The results of the study show that the dominant are the expectations of guaranteed employment, social guarantees, stable and high enough for the region of monetary content, professional status, and to a lesser extent services for the Fatherland, the fight against crime, for justice, high quality legal education. The author concludes that the expectations of learning are institutional in nature, since they are repetitive, standardized, associated not so much with training in a departmental educational organization, but with the institution of service in the internal affairs bodies as a whole. The revealed variances in the public opinion of various categories of respondents, as well as the results of focus-group interviews, made it possible to formulate a number of proposals aimed at improving the professional orientation work in educational organizations.

Текст научной работы на тему «Институциональные ожидания курсантов и слушателей в образовательной организации»

БСЛ 10.22394/1818-4049-2018-84-3-92-105 УДК 378.1

Б. А Клейменов

Институциональные ожидания курсантов и слушателей в образовательной организации

В статье на основании результатов массовых социологических опросов и фокус-групповых интервью курсантов и слушателей Дальневосточного юридического института МВД России (далее - ДВЮИ) показаны типичные мотивации, с которыми они связывают свое обучение. Установлено, что ожидания от обучения имеют двойственный характер и отражают, с одной стороны, содержание учебной деятельности образовательной организации высшего образования, а с другой стороны, правоохранительную государственную службу в органах внутренних дел. Результаты исследования свидетельствуют, что доминирующими являются ожидания гарантированного трудоустройства, социальных гарантий, стабильного и достаточно высокого для региона денежного содержания, профессиональной статусно-сти, и в меньшей мере - службы для Отечества; борьбы с преступностью, за справедливость; качественного высшего юридического образования Автор приходит к выводу, что рассматриваемые ожидания от обучения носят институциональный характер, поскольку являются повторяющимися, стандартизированными, сопряженными не столько с обучением в ведомственной образовательной организации, но с институтом службы в органах внутренних дел в целом. Выявленные дисперсии в общественном мнении различных категорий опрошенных, а также результаты фокус-групповых интервью позволили сформулировать ряд предложений, направленных на совершенствование профессиональной ориентационной работы в образовательных организациях.

Ключевые слова: Дальневосточный юридический институт МВД России, кандидаты на обучение, материальные и идеальные мотивы, профессиональная ориентация, ожидания, институт службы в органах внутренних дел.

Для органов внутренних дел Росснй- реформы Министерства внутренних дел

ской Федерации (далее - ОВД РФ) как для России (далее - МВД РФ), реализованной в

социального института, выполняющего нашей стране в 2012 г., стало совершен-

ключевые в нашей стране интеграцион- ствование кадрового обеспечения ОВД2,

ные функции [Парсонс, 1993. С. 94-122] Очевидно, что принципиальное значе-

в силу легально закрепленных за ними за- ние в вопросе улучшения кадровой инже-

дач1, кадровые вопросы всегда занимали нерии в любой социальной организации

ключевое место. является отбор и подготовка необходи-

Одним из центральных направлений мых ей сотрудников.

1 Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N° 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс».

2 Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N° 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс».

Евгений Алексеевич Клеймёнов - канд. социол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России. (680020, Россия, г. Хабаровск, пер. Казарменный, д. 15). E-mail: yevgeni-k 1 @yandex. ru

Согласно Федеральному закону3 подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава ОВД осуществляется преимущественно в ведомственных образовательных организациях МВД России.

В связи с этим вопрос привлечения наиболее достойных абитуриентов для обучения в данных образовательных учреждениях и дальнейшей службы в ОВД на должностях начальствующего состава является актуальным.

Данный вопрос является важным и для комплектующих практических ОВД, осуществляющих на местах предварительный отбор кандидатов на обучение в образовательной организации МВД России.4

На образовательные организации5 и территориальные органы МВД России6 возложены полномочия по организации и осуществлению ранней профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в ведомственные образовательные организации и на службу в ОВД.

О необходимости профессиональной ориентации молодежи для поступления на службу (учебу) в ОВД говорит определение данной работы в качестве одного из основных направлений научного обеспечения деятельности ОВД РФ7.

При этом повышение эффективности профориентационной работы приобретает в современных условиях особую

фактическую значимость, когда «межвузовская конкуренция» за наиболее качественно подготовленных абитуриентов становится острее в силу демографической «ямы» (именно по этой причине в настоящее время в нашей стране наименьшее число абитуриентов-выпускников средних общеобразовательных школ в возрасте 17 - 18 лет)8.

В этой связи особую важность для ведомственной науки приобретает получение научно обоснованного, рационального знания об институциональных ожиданиях, с которыми поступающие в образовательные организации МВД России связывают свое обучение и службу в ОВД.

Говоря об институциональных ожиданиях в данной статье, будем придерживаться институциональной концепции Т. Парсонса. Последний под институциональными ожиданиями понимал стандартизированные ожидания, которые определяют правильное поведение личности, исполняющей некоторые роли, основанные как на ее собственных позитивных мотивах соответствия обществу, так и на санкциях других, достаточно глубоко пронизывающие действие, так что их можно принимать без доказательства как законные [Парсонс, 1993. С. 94-122] .

Исходя из такого подхода, применительно к обучению в образовательной организации МВД России под институцио-

3 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N° 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / / Справочная правовая система «Консультант плюс».

4 Приказ МВД России от 12 марта 2015 г. N° 321 «Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации» / / Справочная правовая система «Консультант плюс».

5 См. например п. 32.29 Устава федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 15 мая 2015 г. N° 603 / / [Электронный ресурс], Официальный сайт Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, режим доступа: https://mvd.ru/upload/stiel25/document_ file/ Ustav_universiteta.pdf

6 Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. N° 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс».

7 Приказ МВД России от 1 апреля 2016 г. N° 155 «Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс».

8 Сведения о рождаемости и смертности в России. Официальный сайт Росстата. URL: http:// iviviv.gks.ru/freejdoc/neui_site/population/demo/demo21 .xls (дата обращения: 24.09.2018).

нальными ожиданиями будем понимать ожидания, которые прочно встроены в коллективное сознательное абитуриентов, предопределяют их выбор данной организации для обучения и заданы типичными представлениями общества о такой организации в частности и службе в ОВД в целом.

Обладание многогранным (с распределением по различным социальным группам поступающих) знанием о таких ожиданиях позволяет в рамках профо-риентационной работы осветить для потенциальных кандидатов на службу (обучение) адекватные их запросам стороны прохождения службы.

О мотивационной структуре кандидатов на службу можем судить по результатам опросов курсантов и слушателей, проводимых в единственной на Дальнем Востоке России образовательной организации МВД России - в Дальневосточном юридическом институте МВД России (далее - «ДВЮИ МВД России», «Институт»)9.

Для социологического анализа базовыми выступают мнения, полученные от курсантов первого курса, как наиболее близких во временном отношении к статусу поступающих в ДВЮИ МВД России. Они имеют схожие, на наш взгляд, представления, закрепленные в коллективной памяти, в мотивах поступления на службу в образовательное учреждение МВД России (табл. 1).

Для сравнения и расширения понимания об указанных представлениях будем обращаться и к совокупному общественному мнению обучающихся касательно ожиданий от их обучения в Институте.

Все мотивационные ожидания от поступления в Институт можно разделить на материальные и идеальные.

Исследование, проводимое в течение

двух лет, позволило выявить, что доминирующее влияние на выбор ДВЮИ МВД Россииреспондентами-первокурсниками и опрошенными в целом отводится материальному началу: гарантированному трудоустройству с достаточным для жизни социальным пакетом для стабильности и уверенности в будущем (табл. 1).

Существенное значение для каждого третьего в целом по Институту и каждого четвертого курсанта-первокурсника, как видим, в мотивационной пирамиде имеет гособеспечение - обучение за счет бюджета и денежное содержание.

Данное обстоятельство, вероятно, обусловлено совмещенным статусом обучающегося в образовательной организации МВД России, представляющим, с одной стороны, собственно обучающегося, курсанта (слушателя), а с другой стороны, действующего сотрудника полиции с за-коноустановленными правами и обязанностями и соответствующим им социальным обеспечением.

Высокая значимость данных причин для выбора профессии подтверждается и результатами ответов участников фокус-групповых интервью на вопросы: «Почему вы поступили именно в наш институт? Почему не в какой-нибудь другой? Стоял ли у вас выбор между разными вузами?». Большинство ответов на них в плане материального обеспечения касались гарантированного трудоустройства и социальной поддержки:

- «... у меня после окончания института будет гарантированная работа».

- «...после окончания вуза у нас есть сразу возможность работать, гарантированное трудоустройство. Не так, как после гражданского вуза, когда надо искать работу и приходится работать не по профессии или вообще не работать».

9 Социологический опрос курсантов и слушателей Дальневосточного юридического института МВД России «Удовлетворенность образовательным процессом курсантов и слушателей ДВЮИ МВД России», ДВЮИ МВД России, 201 7 - 2018 гг. (далее - «Опрос»), В рамках данного исследования в качестве объекта исследования выступали курсанты и слушатели Дальневосточного юридического института МВД России (анкетный опрос, 2017 г. п=276, 2018 г. п=300; статистическая погрешность не превышает 5%). В исследовании была использована методика многоступенчатой квотной выборки при случайном отборе респондентов, позволяюьиая при массовых опросах достичь желаемой точности и достоверности информации. В рамках данного исследования были проведены также 8 фокус-групп, в которых приняли участие 69 обучающихся. Фокус-групповые интервью проводились в период с октября 201 7 года по июнь 2018 года (далее по тексту статьи также - «фокус-группы»). Руководители фокус-групп - В. Ж. Дорохов, Н. В. Прокопцева, Е. В. Чепи-ков, Е. А. Клеймёнов.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Чем Вы руководствовались, выбирая ДВЮИ МВД России?» (в %, сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа)

2017-й г. (1-й курс) 2018-й г. (1-й курс) 2017-й г.** 2018-й г.*

1. Гарантированным трудоустройством с достаточными социальными гарантиями 57,10 52,40 54,7 54,0

2. Возможностью получить юридическое образование _** 46,00 _** 52?3

3. Стремлением быть сотрудником правоохранительных органов, ощущение принадлежности к силовому ведомству 53,60 52,40 53,6 45,0

4. Советом родных, друзей, знакомых 46,40 14,30 46,0 30,7

5. Желанием служить Отечеству - бороться с преступностью, за справедливость 53,60 55,60 41,3 45,3

6. Гособеспечением - обучением за счет бюджета и денежным содержанием 28,60 27,00 33,0 35,7

7. Традиция семейная - родственники являются (являлись) сотрудниками ОВД 17,90 6,30 14,9 14,3

* В столбце представлены данные, отражающие мнения всех опрошенных. ** Ответ не задавался.

Источник: составлено автором на основе результатов социологического опроса курсантов и слушателей Дальневосточного юридического института МВД России «Удовлетворенность образовательным процессом курсантов и слушателей ДВЮИ МВД России», 2017 - 2018 гг.

- «... один из важных аспектов: трудоустройство после института».

- «...это стабильность, материальный доход, который позволяет тебе планировать будущее, распределять собственные силы на жизнь».

- «... социальные гарантии различные, пенсия».

- «Высокая заработная плата, не самая низкая, с учетом ситуации в стране, когда люди получают на гражданке столько как зарплату, а мы такие деньги получаем в статусе курсанта, социальные гарантии».

- «Мне мама говорит, что здесь у меня будет трудоустройство, не буду сидеть без работы после окончания института. Также тут хорошее денежное содержание. Например, студенты не получают такого в размере стипендии. ... также государственное обеспечение, нам выдают форменное обмундирование, кормят бесплатно, что экономит денежные средства. Также мне предоставляются жилищные условия».

- «Я подавал в разные вузы. Прошел сюда. Здесь социальные гарантии, с родителями посовещался, решил, почему бы и нет, пошел - поступил».

- «Я тоже подавал документы в разные вузы, поступил сюда и в Дальневосточный институт управления - филиал РАНХИГС, но выбрал ДВЮИ, потому что здесь большие социальные гарантии».

- «... после окончания этого института 100% устройство на работу».

-«... затем - 100%трудоустройство».

- «... 100%-ное трудоустройство».

- «...у меня нет родственников в системе, когда я поступала у меня в принципе выбора не было, потому что я подала документы только в этот вуз. Здесь больше был вопрос в социальных гарантиях».

- «Этот институт был на первом месте, и у меня не было выбора, я не выбирал любой другой вуз, потому что здесь есть различные плюсы: денежное довольствие, офицерское звание, общежитие».

- «У меня тоже были хорошие баллы, и я могла поступить в другой институт, здесь

мне что нравится - это трудоустройство, то есть не нужно будет искать другую работу, после вуза уже каждый выпускник будет распределен, уже у каждого будет своё место».

- «Изначально, когда я выбирала, куда буду поступать, я знала, что буду поступать именно в юридический, и ДВЮИ меня привлек именно тем, что здесь полное материальное обеспечение в отличие от других гражданских вузов, и в дальнейшем нас обеспечивают рабочими местами, и карьерный рост хороший потом, и пенсия очень неплохая».

Меньшинство, отмечая материальные основания своего выбора, указали на возможность обучения за счет бюджета:

- «... тут нет рискованности, как в гражданском вузе, попасть на бюджет или на платное».

- «... материальное обеспечение, больше не то, что дают стипендию, а то, что бюджетное образование».

- «... я выбрал этот институт, потому что здесь бюджетное образование».

- «У меня стоял выбор между этим институтом и другим, выбрала я его потому что здесь бесплатное обучение».

- «... привлекло именно бюджетное обучение».

- «У меня был выбор с гражданскими вузами. Везде подавала, везде проходила и здесь тоже прошла. Однако все-таки здесь очень много плюсов: бюджетное образование, отпуска оплачиваемые, будущая профессия».

- «у меня был выбор между этим институтом и другим, я выбрал этот институт потому что, во-первых, бюджетное обучение, а во-вторых, будет работа в дальнейшем».

- «Я поступил, наверно, из-за того, что здесь бесплатное образование».

Для некоторых также была важна самостоятельность, независимость от родителей:

- «В первую очередь, это денежное довольствие, то есть ты становишься более автономным от родителей».

- «... и второе: независимость от родителей».

- «Также денежное содержание и счет трудового стажа, что позволяет уйти раньше на пенсию. И еще одна причина, это самостоятельное проживание, нет зависимости от родителей в финансовом отношении».

Данные материальные ориентации во многом заданы повышением денежного содержания сотрудников, которое произошло в ходе реформы министерства. Вместе с тем такие ожидания вполне соответствуют императивным, законодательным, а значит, (по Дж. Хомансу [Муртазина, 2011. С. 186]) и институциональным положениям о службе в ОВД, устанавливающим, что денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей10.

Также не может не радовать, что существенное значение примерно равное гарантированному трудоустройству и социальным гарантиям, (табл. 1) для выбора профессии сотрудника ОВД в коллективном сознательном опрошенных курсантов-первокурсников имеет желание служить Отечеству - бороться с преступностью, за справедливость. Эта мотивация отражена в ответах некоторых участников фокус-групповых интервью в виде желания помогать людям, быть полезными для общества:

- «На первое место я бы поставил то, что моя профессия будет связана с тем, что я буду помогать людям, нести пользу для общества, а на втором месте - уже такие факторы, как экономический, то есть социальные гарантии».

- «Меня сама профессия привлекает, возможность оказывать помощь гражданам».

Некоторые опрошенные в фокус-группах в своих ответах делают акцент именно на борьбе с преступностью:

- «Я поступила в этот институт, потому что у меня была цель - бороться с преступностью».

- «... служить нужно для того, чтобы... наказывать преступников, и этот вуз я выбрала, чтобы потом дальше работать

10 См. ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N° 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Справочная правовая система «Консультант плюс».

и бороться с преступностью, потому что она обширная, массовая. Кроме того, у меня, как и у других ребят, была возможность поступить в другие вузы, я везде прошла на бюджет, но я выбрала все же этот институт».

Некоторые из обучающихся связывали свой выбор с желанием обеспечить нормальное, стабильное функционирование государства:

- «Профессия полицейского - это довольно актуально на данный момент, ведь нельзя создать хорошее государство без полиции».

- «... служить нужно для того, чтобы исполнять закон».

- «Я выбрал этот вуз, потому что хотел, чтобы моя работа была связана с работой с обществом, и чтобы я мог обеспечивать порядок в государстве».

При этом любопытно, что в наибольшей степени характерная для опрошенных первокурсников и в 2017-м и в 2018-м гг. (согласно Опросу) мотивация на службу обществу «вымывается» с годами правоохранительной службы (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с этим другие нематериальные начала - статус сотрудника правоохранительных органов, принадлежность к силовому блоку в системе государственной власти и возможность получения высшего юридического образования - (как показал Опрос) также являются существенными факторами для выбора профессии сотрудника ОВД и особо ярко проявляются в коллективной памяти опрошенных перво-

курсников. Более многогранно указанные институциональные ожидания раскрываются в результатах фокус-групповых интервью. Так, большинство их участников в рассматриваемом мотивационном русле сообщили о значимости высшего юридического образования:

- «... получить высшее образование».

- «В первую очередь, я поступил в этот институт для получения высшего качественного юридического образования. В иных институтах города Хабаровска не дают такого образования. Это одна из причин».

- «... для получения высшего образования, диплома».

- «Выбор был очень большой, в любой институт города можно было поступить. Пошел сюда, потому что после обучения -трудоустройство, высокая стипендия, престиж, хорошее юридическое образование».

- «В первую очередь, получение высшего образования».

- «... образование юридическое».

- «Юридическое образование позволяет выбрать различные пути развития в дальнейшем. Это может быть продолжение службы в органах или гражданская работа, но с точки зрения юриста, имеющего опыт, который получил в ОВД».

- «Прежде всего, высшее образование».

- «Просто мои родители считали, что косметологом или преподавателем танцев я смогу стать когда угодно, а вот получить серьезное образование необходимо».

Для многих принципиальным стало наличие формы, погон, подчеркивающих

Рис. 1. Распределение числа респондентов, мотивированных желанием служить Отечеству - бороться с преступностью, за справедливость, по курсам в 2017-м и в 2018-м гг. (в % от числа опрошенных на соответствующем курсе)

принадлежность к силовому ведомству:

- «Там (в других вузах) тоже есть юридический факультет, но, так как я всегда хотел быть человеком в погонах, я выбрал этот путь».

- «Мне с детства были интересны люди в формах, и меня всегда тянуло к этому».

- «... с детства хотелось быть человеком в погонах».

- «Ключевые слова мамы: «Я хочу видеть тебя в форме».

- «Как-то к нам приходили курсант из нашего института с профотбором, и в 11-м классе у меня глаз запал на форму курсанта».

- «У меня из родных много тех, кто носит погоны и меня это всегда привлекало».

Некоторые обучающиеся поступили из-за того, что Институт - военизированная организация высшего образования, часть силовой структуры:

- «Мне хотелось поступить в силовые структуры».

- «Мне был интересен именно этот вуз, военизированный».

- «Также мне нравится оружие, строевая подготовка».

Вместе с тем многие участники фокус-групп сообщили о значимости причастности не просто к военизированной образовательной организации, а именно к полиции, к МВД России:

- «Я подавала документы и в ДВГУПС, но в приоритете был этот вуз из-за дальнейшей возможной работы в полиции».

- «С детства привлекало МВД. Другие вузы я не рассматривал. Я вижу себя только сотрудником МВД».

- «Мне также ещё нравилась работа полицейского, так как я занималась в военно-техническом клубе».

- «... меня всегда привлекала эта профессия».

Отдельные опрошенные в фокус-группах отметили важность по окончании Института не просто статуса сотрудника силового ведомства, а присвоение офицерского специального звания:

- «Я поступил в этот институт, потому что у меня была цель - стать офицером, и в этом институте эта возможность есть».

- «... по окончании института уже будет звание».

Единичные мнения опрошенных показывают, что выбор Института был обусловлен желанием испытать себя в нетипичных, особых условиях, отличающихся от обучения в гражданской организации высшего образования:

- «Выбрала именно наш вуз, так как я не хотела обычную гражданскую жизнь, я хотела что-то особенное. Я решила попробовать свои силы, а почему бы нет?».

Интересно, что статус сотрудника правоохранительного органа, также как и стремление к службе Отечеству, как мотивацион-ное ожидание имеет тенденцию стираться из коллективной памяти опрошенных по мере прохождения службы (рис. 2).

Представленные достаточно высокие

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Рис. 2. Распределение числа респондентов, мотивированных желанием иметь статус сотрудника правоохранительных органов, принадлежать к силовому блоку, по курсам в 2017-м и в 2018-м гг. (в % от числа опрошенных на соответствующем курсе)

мотивациоииые составляющие, очевидно, предопределили в общественном мнении опрошенных высокий престиж Института как интегральную оценку, синтезирующую все ценности, приписываемые обществом силовым вузам юридической направленности в целом и ДВЮИ МВД России в частности [Комлева, 2000. С. 27].

О связи престижа, социальных гарантий, статуса сотрудника ОВД и качественного образования сообщили некоторые обучающиеся в фокус-групповых интервью:

- «... на момент студенческой жизни, студенческих лет, это определенная ста-тусность, определенный престиж, уверенность в настоящем, будущем дне».

- «Пошел сюда, потому что после обучения - трудоустройство, высокая стипендия, престиж, хорошее юридическое образование».

- «Родители просто сказали: «Выбирай любой силовой вуз, потому что это стабильно, это всегда престижно, будет качественное образование».

Отдельные участники фокус-групп определили престиж Института не во взаимосвязи со стабильностью, материальным благополучием и статусностью, а сравнительно - сопоставляя Институт с другими образовательными организациями высшего образования:

- «В моем городе (в Чите) нет привлекательных и престижных вузов».

- «При выборе института у меня не было других вариантов. Выбор стоял только между Восточно-Сибирским институтом МВД России и ДВЮИ, но я выбрал ДВЮИ, потому что, на мой взгляд, он престижней».

- «Я считаю, что на Дальнем Востоке это лучший вуз».

Единичные мнения опрошенных свидетельствуют о том, что представления о престиже ДВЮИ были предопределены отзывами о выпускниках Института:

- «По отзывам наш институт славится хорошими выпускниками».

Представленные материальные и идеальные институциональные ожидания от обучения в ДВЮИ, как показывают данные (табл. 1), во многом были заданы советами друзей, знакомых, близких родственников. Результаты фокус-групповых интервью свидетельствуют о том, что многие рекомендации по выбо-

ру ДВЮИ были получены опрошенными либо от тех, кто сам учился в Институте, либо от родственников - представителей силовых структур:

При этом большинство сделали свой выбор в пользу Института под влиянием родственников, друзей, знакомых, бывших или являющихся сотрудниками не любых силовых ведомств, а именно ОВД:

- «Это семейная традиция. У меня отец был полицейский, и я решил пойти по его стопам».

- «У меня отец служил в подразделении по делам несовершеннолетних. Поэтому я рассматривала варианты только военизированных вузов, душа лежала только к этому».

- «У меня тоже семейная династия: отец 20 лет в ГИБДД отработал, а родной дед - 25 лет в уголовном розыске.... Также для меня примером послужила работа моего отца, я видел, как он работает, как он себя совершенствует в рамках работы, и во многом я хочу быть похожим на него, именно по этой причине я выбрал вуз системы МВД».

- «У меня тоже отец служит по сей день в полиции, в ГИБДД, и по большому счёту это он мне посоветовал поступать сюда».

- «Отец часто меня брал на работу в детстве, и там я смотрел, как все происходило на службе, поэтому самому тоже хотелось стать полицейским».

- «Я уже была подготовлена, потому что у меня отец - генерал МВД».

- «Изначально я всегда хотел поступить в институт МВД, это было связано с тем, что родители находятся в этой структуре, то есть с самого детства я понимал, как будет выстроена работа в данном министерстве, и по примеру родителей хотел туда попасть».

- «Вообще я тоже подавала документы только в один вуз - в ДВЮИ. Одним из ключевых факторов также стало то, что отец являлся тогда сотрудником полиции. Сейчас он сотрудник другой службы. И я смотрела на него и неосознанно уже хотела стать полицейским».

- «Почему пошел в полицию? Потому что мой отец - бывший оперуполномоченный».

- «Я еще учитываю тот факт, что у

меня дед долгое время проработал в данной структуре, и он показал себя таким образом, что мне захотелось быть похожим на него».

- «Я поступила в вуз из-за семейной традиции: у меня родители сотрудники».

Многие участники фокус-групп отметили, что советы поступать в Институт были получены от тех, кто учился или учится в настоящее время в ДВЮИ МВД России:

- «У меня родители сотрудники, и оба учились в нашем вузе».

- «... из-за того что у меня много знакомых и родственников, обучавшихся в данном институте, я знаю об этот институте не понаслышке, я очень хорошо знаю этот институт».

- «У меня тоже был выбор, но у меня здесь учится брат двоюродный, он мне посоветовал этот институт».

- «Посоветовали мне родители, друг тоже у меня здесь учится, посоветовал».

- «У меня учились родственники и знакомые в этом институте».

- «Я также рассматривала другие институты, но выбрала именно этот, потому что у меня здесь учился брат».

- «Я с девятого класса планировал поступать в силовые структуры, закончив 11-й класс... У меня здесь учился брат».

- «Есть родственники, которые учились здесь».

- «Меня вообще друг пригласил в этот юридический институт... он уже учился на тот момент здесь, и я подумал, что

Таблица 2

Результаты ответа курсантов и слушателей ДВЮИ МВД России в 2017-м и в 2018-м гг. на вопрос: «Чем Вы руководствовались, выбирая ДВЮИ МВД России?» в распределении по полу (в %, сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа)

набор 2017-го г. набор 2018-го г.

мужчины женщины мужчины женщины

1. Гарантированным трудоустройством с достаточными социальными гарантиями 64,7 45,5 5,0 53,8

2. Возможностью получить юридическое образование 45,8 46,2

3. Стремлением быть сотрудником правоохранительных органов, ощущение принадлежности к силовому ведомству 52,9 54,5 41,7 59,0

4. Советом родных, друзей, знакомых 52,9 36,4 25,0 7,7

5. Желанием служить Отечеству - бороться с преступностью, за справедливость 47,1 63,6 54,2 56,4

6. Гособеспечением - обучением за счет бюджета и денежным содержанием 29,4 27,3 41,7 17,9

7. Традиция семейная - родственники являются (являлись) сотрудниками ОВД 23,5 9,1 16,7 0,0

* Ответ не задавался

Источник: составлено автором на основе результатов социологического опроса курсантов и слушателей Дальневосточного юридического института МВД России «Удовлетворенность образовательным процессом курсантов и слушателей ДВЮИ МВД России», 2017 - 2018 гг.

пойду тоже сюда».

- «Да, мой друг, он сейчас учится на 4 курсе, одноклассник даже, он посоветовал поступить».

Некоторые выбрали ДВЮИ МВД России по примеру родственников и знакомых - сотрудников не ОВД, а иных силовых ведомств:

- «Еще потому, что по стопам родителей хочу пойти, родители - военнослужащие».

- «Мне хотелось поступить в силовые структуры. У меня из родных много кто носит погоны, и меня это всегда привлекало».

- «У меня папа служил в МЧС, он сам очень сильно мечтал, чтобы я поступил в какой-нибудь военизированный вуз».

- «У меня тетя работает в правоохранительной структуре».

Значительная доля поступивших в Институт в силу семейной, династической традиции, совета действующих сотрудников ОВД свидетельствует, во-первых, о том, что институт службы в ОВД в лице своих сотрудников транслирует обществу профессиональные установки, поддерживающие ценность службы в ОВД, то есть, по Парсонсу, исполняет роль поддержания образца в функционировании института ОВД [Парсонс, 1993. С. 94-122 ].

Во-вторых, формирование профессиональных династий на службе в ОВД позволяет надеяться на укрепление таких позитивных явлений в институте, как: высокий нравственный и психологический климат, взаимопомощь, про-фориентационная работа, расширение условий для получения опыта, помощь в адаптации, постоянство рабочих мест и профессии, высокое качество труда, добросовестность, традиционные мероприятия (посвящение в профессию, поздравления и т. д.), закрепление и последующее воспроизведение предпочитаемых нравственно-ценностных моделей корпоративного поведения, позитивное отношение к профессиональной деятельности, накопление и передача профессиональных представлений молодым представителям династий [Посухо-ва, 2013. С. 101-102].

Кроме того, ряд участников фокус-групп признались в том, что существен-

ное влияние на выбор образовательной организации оказала близость Института как образовательной организации МВД России к месту проживания, а также желание жить и служить на Дальнем Востоке:

- «Есть такая поговорка «Где родился, там и сгодился». Я считаю, что на Дальнем Востоке я буду всю свою жизнь».

- «Это единственный вуз МВД России в Хабаровске, и я не хотела покидать дом и семью».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Этот институт МВД ближе, чем остальные. В другой вуз просто не хотела идти».

- «Я просто очень хотел быть следователем и подавал документы в наш институт и в московский, именно по линии следствия. Так как абитуриентские сборы были и в том, и в другом вузе в одни и те же числа, то я выбрал всё-таки Хабаровск, потому что во-первых, ближе к дому...».

- «... так как были совмещенные сроки подачи документов (оригиналов), я выбрала Хабаровский вуз МВД, потому что поближе к дому».

- «Причиной моего поступления в ДВЮИ является то, что этот институт является единственным из вузов МВД России в Дальневосточном федеральном округе».

Любопытно, что некоторые опрошенные в фокус-групповых интервью оценивают Институт более позитивно в сравнении с гражданскими вузами не столько из-за более высоких социальных гарантий, сколько из-за дисциплины, порядка, более присущих вузу силовой направленности, положительно влияющих на качество обучения, возможности всестороннего развития, а также по причине воспитания офицерских чести и достоинства:

- «... жизнь в гражданских институтах как в школе, поэтому я захотел поступить в силовое ведомство. Другие институты я не рассматривал».

- «Для родителей это очень важно, чтобы тебя кто-то контролировал. Упор был на то, что в таком учебном заведении я сам себе навредить не смогу, поэтому я и выбрал вуз МВД».

- «У нас здесь есть дисциплина. Нас держат в строгих рамках, и это очень

сказывается на посещаемости учебного процесса, т. к. у нас посещаемость стопроцентная. Если бы я поступила в гражданский институт, я бы скорее всего такой посещаемостью не отличалась».

- «Ещё потому, что я не хочу сидячую работу».

- «В другом вузе я бы не учился так, как здесь».

- «Меня привлекала романтика и то, что работа не является рутинной».

- «Здесь присутствует воспитание внутреннего духа, то есть здесь все-таки воспитывают офицера. Тут определенное воспитание, социальная адаптация, и ты смотришь на мир уже другими глазами».

В плане оптимизации профориентаци-онной работы в Институте следует обратить внимание на то, что в поисках дисциплины, статуса сотрудника силовых структур, социальных гарантий обучающиеся стояли и перед выбором поступления в «гражданские» вузы или в ДВЮИ МВД России, и перед выбором поступления в Институт или в другие военизированные образовательные организации, но по разным причинам поступили именно в ДВЮИ МВД России:

- «Было желание поступить в какую-то структуру, и, выбирая между Федеральной службой исполнения наказания и МВД, я выбрала МВД».

- «... ещё направлял документы в образовательную организацию Прокуратуры России...».

- «Родители, конечно же, рекомендовали поступать именно в силовой вуз, но сначала не было определенной цели поступать в ДВЮИ».

- «Вопрос стоял не о том, что именно в МВД. Я просто очень хотел быть следователем и подавал документы именно в наш институт и в московский институт именно по линии следствия. Однако так как абитуриентские сборы были и в том и в другом вузе в одни и те же числа, я выбрал всё-таки Хабаровск».

- «Закончив 11-й класс, у меня был выбор между пограничным институтом и нашим институтом».

- «Я подавал еще документы в погра-нинститут, но туда уже набор прекратился, поэтому я подал в ДВЮИ».

- «При выборе института у меня не

было других вариантов. Выбор стоял только между Восточно-Сибирским институтом МВД России и ДВЮИ, но я выбрал ДВЮИ потому, что, на мой взгляд, он престижней».

Интересно, что вышеназванные основания-мотивы поступления в Институт имеют неодинаковое значение для различных социальных групп. Для подтверждения данного тезиса обратимся к результатам Опроса о названных мотивах в распределении по полу курсантов-первокурсников (табл. 2).

Как видим, на протяжении двух лет в Институте наблюдается выраженная дисперсия мнений в распределении по полу по двум показателям: «Совет родных, друзей, знакомых», «Традиция семейная

- родственники являются (являлись) сотрудниками ОВД» - данные факторы более характерны для выбора Института первокурсниками мужского пола.

Также любопытны распределения по подразделениям Института: в г. Хабаровске и в г. Владивостоке (Владивостокский филиал Института (далее - «Филиал»). Наибольшие расхождения в мотивации обучающихся данных подразделений фиксируются по показателям «гарантированное трудоустройство с достаточными социальными гарантиями» (59,4% в ДВЮИ (г. Хабаровск) против 34,6% в Филиале в 2017 г. и 56,8% против 42,2% в 2018-м г. соответственно), а также «гособеспечение

- обучение за счет бюджета и денежное содержание» (35,7% в ДВЮИ (г. Хабаровск) против 21,2% в Филиале в 2017 г. и 36,5% против 32,2% в 2018 г.).

Таким образом, ожидания от обучения в ДВЮИ МВД России имеют двойственный характер и отражают дуалистичную природу самого Института, с одной стороны, являющегося образовательной организацией, а с другой стороны - органом внутренних дел. Сообразно с этой природой обучающиеся и находящиеся в статусе кандидатов на обучение, с одной стороны, ожидают гарантированного трудоустройства, социальных гарантий, стабильного и достаточно высокого для края денежного содержания, профессиональной статусно-сти, а с другой - службы Отечеству, борьбы с преступностью, за справедливость, качественного высшего юридического

образования. Доминанта иных из перечисленных мотивационных оснований по отношению к высшему юридическому образованию позволяет утверждать, что указанные ожидания являются институциональными, то есть соотносимыми скорее не с отдельным специфическим ОВД

- образовательной организацией системы МВД России, а в целом со службой в ОВД как социальным институтом.

Широко развернутая иллюстрация мотивов поступления в Институт в результатах фокус-групповых интервью, проводившихся среди обучающихся четырех разных курсов и двух факультетов Института, отраженных в итогах двухгодичного мониторинга, говорит об их типичности, а значит, стандартизи-рованности, и, следовательно, и об их институциональности, исходящей от системы МВД России. Предложения, сформулированные на основе общественного мнения обучающихся Института, призваны привлечь на службу в ОВД наиболее достойных абитуриентов, а в конечном итоге обеспечить эффективное выполнение задач, возложенных на ОВД как на интегративный социальный институт.

Представленные данные Опроса и фокус-групп позволяют обозначить ряд мероприятий по совершенствованию той профориентационной работы, что проводится в Институте в течение трех последних лет на системной основе. О такой системности говорит расширение географии её проведения (не только Хабаровский край, но и другие регионы Дальнего Востока), увеличение состава участников

- это не только преподаватели и сотрудники отдела морально-психологического обеспечения, но и руководство Института, курсанты и слушатели; повышение разнообразия профориентационных технологий - от дня открытых дверей, до выездных презентаций Института с участием руководства и творческих коллективов Института.

К вышеуказанным мероприятиям по совершенствованию профориентационной работы и деятельностным акцентам в её рамках отнесем следующее:

- при проведении профориентационной работы необходимо более активно и широко использовать ресурс друзей, зна-

комых, родственников, которые могут повлиять на выбор абитуриента.;

- организовать посещение творческих мероприятий, проводимых сотрудниками Института, для друзей, родственников, знакомых курсантов и слушателей ДВЮИ МВД России, которые планируют поступление в образовательные организации высшего образования на очную форму обучения;

- важно продолжить работу, направленную на широкое освещение деятельности Института в средствах массовой информации, в том числе социальных сетях сети Интернет, на радио;

- заслуживает внимания практика организации ряда тематических интервью с руководством Института, курсантами, слушателями, известными выпускниками ДВЮИ МВД России в качестве отдельных телевизионных репортажей или фрагментов одного телевизионного выпуска, повествующего о деятельности Института, а также в рамках проведения дней открытых дверей. Данные Таблицы 2 говорят о том, что ресурс друзей и родственников будет главным образом ориентирован на привлечение абитуриентов мужского пола;

- необходимо усилить работу комплектующих органов с детьми-школьниками действующих сотрудников соответствующих ОВД, способных, как свидетельствуют данные таблицы 2, оказать существенное влияние на профессиональные предпочтения своих детей;

- следует более широко раскрыть материальные преимущества от обучения в ДВЮИ МВД России: обучение за счет федерального бюджета, денежное содержание, иные социальные гарантии на службе в ОВД;

- противопоставить преимущества института (гарантированное трудоустройство, социальные гарантии, обучение за счет бюджетных средств, качество специального юридического образования) преимуществам «гражданских» образовательных организаций;

- акцентировать внимание поступающих на возможность воспитания чувств дисциплины, порядка, более присущих образовательной организации высшего образования силовой направленности,

возможности всестороннего развития (учеба, наука, спорт, строевая, физическая, тактико-специальная подготовки);

- приоритет в профориентационной работе отдать общеобразовательным организациям Хабаровска и Хабаровского края, выпускникам которых Институт близок к дому, родителям;

- реализовать мероприятия, направленные на «внутреннюю» профориен-тационную работу в виде поддержания интереса у курсантов и слушателей старших курсов к нематериальным основаниям службы в ОВД;

- в рамках профориентационной работы должное внимание необходимо также уделить обоснованию качества юридического образования в Институте, востребованного в правовом государстве.

Список, литературы:

1. Комлееа В. В. Престиж как явление духовной жизни общества // Вест-

ник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2000. С. 27.

2. Муртазина Л. Р. Социальный институт как предмет социологического анализа // Вестник Чувашского университета. 2011. -Nq 1. - С. 186.

3. Парсонс Т. О структуре социального действия // [Электронный ресурс], Сайт Библиотеки «Гумер», режим доступа: https:// www.gumer.info/ bibliotek_ Buks/ Sociolog/pars/ 08.php (дата обращения: 26.09.2018)

4. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // [Электронный ресурс], Федеральный образовательный портал «ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ. МЕНЕДЖМЕНТ», режим доступа: http://ecsocman. hse. ги/ data/876/582/1217/2_2_lpars.pdf (дата обращения:2б.09.2018)

5. Посухова О. Ю. Профессиональная династия как результат семейных стратегий: инерция или преемственность?// Власть. 2013. Nq 12. С. 101-102.

Библиографическое описание статьи

Клеймёнов Е. А. Институциональные ожидания курсантов и слушателей в образовательной организации // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 3 (84). С. 92-105. DPI 10.22394/1818-4049-2018-84-3-92-105_

Yevgeniy A. Kleymenov - Candidate of Sociology, Associate Professor of the chair of social and humanitarian and economic disciplines, the Far-Eastern law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (15, Kazarmenny Per., Khabarovsk, 680020, Russian Federation). E-mail: yevgeni-kl@yandex.ru

Institutional expectations of cadets and trainees in educational organization

In the article, based on the results of mass sociological surveys and focus-group interviews of cadets and students of the Far-Eastern law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, typical motivations are shown with which they associate their training. It has been established that the expectations from training are dual in nature and reflect, on the one hand, the content of educational activities being an educational organization, and, on the other hand, law enforcement public service in the internal affairs bodies. The results of the study show that the dominant are the expectations of guaranteed employment, social guarantees, stable and high enough for the region of monetary content, professional status, and to a lesser extent - services for the Fatherland, the fight against crime, for justice, high quality legal education. The author concludes that the expectations of learning are institutional in nature, since they are repetitive, standardized, associated not so much with training in a departmental educational organization, but with the institution of service in the internal affairs bodies as a whole. The revealed variances in the public opinion of various categories of respondents, as well as the results of focus-group interviews, made it possible to formulate a number of proposals aimed at improving the professional orientation work in educational organizations.

Keywords: the Far-Eastern law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidates for education, material and ideal motives, vocational orientation, expectations, institution of service in the internal affairs bodies.

References:

1. Komleva V. V. Prestizh kak yavlenie duhovnoj zhizni obshchestva [Prestige as a phenomenon of the spiritual life of society] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 2000, p. 27.

2. Murtazina L. R. Social 'nyj institut kak predmet sociologicheskogo analiza [Social Institute as a subject of sociological analysis] // Vestnik CHuvashskogo universiteta [Bulletin of the Chuvash University], 2011, no. 1. p. 186.

3. Parsons T. O strukture social'nogo de-jstviya [On the structure of social action] // [EHlektronnyj resurs], Sajt Biblioteki «Gum-

er», rezhim dostupa: https://www.gumer. info/ bibliotek_Buks/ Sociolog/pars/ 08.php (data obrashcheniya: 26.09.2018)

4. Parsons T. Ponyatie obshchestva: komponenty i ih vzaimootnosheniya [The concept of society: components and their relationships] // [EHlektronnyj resurs], Federal'nyj obrazovatel'nyj portal «EH-KONOMIKA. SOCIOLOGIYA. MENEDZH-MENT», rezhim dostupa: http://ecsocman. hse. ru/data/ 8 76/ 582/1217/2_2_lpars. pdf (data obrashcheniya:26.09.2018)

5. Posuhova O. YU. Professional'naya dinastiya kak rezul'tat semejnyh strategij: inerciya ili preemstvennost'? [Professional dynasty as a result of family strategies: inertia or continuity?] // Vlast' [Power], 2013, no. 12, pp. 101-102.

Reference to the article —

Kleimenov Ye. A. Institutional expectations of cadets and trainees in educational organization // Power and Administration in the East of Russia. 2018. No. 3 (84). Pp. 92 -105. DPI 10.22394/1818-4049-2018-84-3-92-105_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.