Научная статья на тему 'ПОРОГОВЫЙ ЭТАП В АДАПТАЦИИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ'

ПОРОГОВЫЙ ЭТАП В АДАПТАЦИИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигалова Евгения Александровна, Маланов Иноккентий Александрович

Рассмотрены вопросы адаптации к новым условиям действующих сотрудников, которые проходят первоначальную подготовку в институте МВД. Социальное и психическое созревание личности происходит через призму основных направлений адаптации, которые учитываются как в служебной, так и учебно-воспитательной деятельности. Представлено понятие социально-психологической адаптации слушателей, которая заключается в усвоении системы официальных и неофициальных отношений, формировании активной жизненной позиции учебного заведения, первичного коллектива и профессии. Рассмотрены условия, с которыми сталкиваются слушатели в рамках уставных отношений. Выявлены основные направления оптимизации социально-психологической адаптации в военизированном коллективе: соответствующее развитие у слушателей профессиональной направленности; коррекция мотивационной ориентации на достижение успеха; оптимизация взаимопонимания в отношениях с преподавателями; прогнозирование адаптации слушателей при взаимодействии с органами управления; формирование у слушателей психологической установки на самовоспитание, развитие управленческой деятельности; использование методики мониторинга для развития рефлексивности в общении со слушателями и старшими офицерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигалова Евгения Александровна, Маланов Иноккентий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THRESHOLD STAGE IN ADAPTATION FOR FURTHER SERVICE IN LAW ENFORCEMENT

The article is devoted to the issues of adaptation to new conditions of existing employees who are undergoing initial training at the Institute of the Ministry of Internal Affairs. The relevance of the study is substantiated, due to the fact that during the period of adaptation, the social and mental maturation of the personality takes place through the prism of the main directions of adaptation, which are taken into account both in the service and educational activities. The concept of social and psychological adaptation of students is presented, which consists in mastering the system of official and unofficial relations, the formation of an active life position of an educational institution, primary team and profession. The conditions that students face in the framework of statutory relations are considered. The main directions of optimization of socio-psychological adaptation in a paramilitary collective are revealed: the corresponding development of students with a professional orientation; correction of motivational orientation to achieve success; optimization of mutual understanding in relations with teachers; predicting the adaptation of listeners to the governing bodies, the impact on its progress according to the forecast the formation of students’ psychological attitude towards self-education, the development of management activities; using the monitoring technique to develop reflexivity in communication with listeners and with senior officers.

Текст научной работы на тему «ПОРОГОВЫЙ ЭТАП В АДАПТАЦИИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК:13.00.01

й01: 10.23951/2307-6127-2020-6-214-219

ПОРОГОВЫЙ ЭТАП В АДАПТАЦИИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Е. А. Жигалова1, И. А. Маланов2

1 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск

2 Бурятский государственный университет, Улан-Удэ

Рассмотрены вопросы адаптации к новым условиям действующих сотрудников, ко -торые проходят первоначальную подготовку в институте МВД. Социальное и психическое созревание личности происходит через призму основных направлений адаптации, которые учитываются как в служебной, так и учебно-воспитательной деятельности. Представлено понятие социально-психологической адаптации слушателей, которая заключается в усвоении системы официальных и неофициальных отношений, формировании активной жизненной позиции учебного заведения, первичного коллектива и профессии. Рассмотрены условия, с которыми сталкиваются слушатели в рамках уставных отношений. Выявлены основные направления оптимизации социально-психологической адаптации в военизированном коллективе: соответствующее развитие у слушателей профессиональной направленности; коррекция мотивационной ориентации на достижение успеха; оптимизация взаимопонимания в отношениях с преподавателями; прогнозирование адаптации слушателей при взаимодействии с органами управления; формирование у слушателей психологической установки на самовоспитание, развитие управленческой деятельности; использование методики мониторинга для развития рефлексивности в общении со слушателями и старшими офицерами.

Ключевые слова: адаптация, первоначальная подготовка, психологический комфорт.

Психологический комфорт, психическое здоровье каждого - это фундамент развития личности. Уверенность в принятии правильного решения, выборе точки зрения является эмоциональным и когнитивным принятием своих возможностей в системе межличностных взаимоотношений. Формирование опыта общественного поведения в рамках образовательной организации Министерства внутренних дел (МВД) России обусловливается традиционными методами венного воспитания, и основными задачами являются:

- предупреждение и разрешение межличностных внутригрупповых проблем;

- повышение самооценки и снижение уровня тревожности обучающихся;

- стимулирование творческого потенциала личности;

- профилактика девиантного поведения, связанного с трудностями социально-психологической адаптации работников.

Проблемы адаптации слушателей в вузах МВД в достаточной степени представлены в современной педагогике и психологии [1-7]. Процесс адаптации особенно важен, когда необходимо преодолеть трудности, связанные именно с новизной условий существования. Именно с такими трудностями сталкивается сотрудник внутренних органов при получении

первоначальной подготовки в образовательной организации МВД России со специфическими условиями обучения. В связи с этим процесс его адаптации к обучению в учебном процессе можно рассматривать как многоаспектное явление.

Надо заметить, что описываемый нами контингент отличается от курсантов. Слушатели, в обычном понимании, - это действующие сотрудники, которые поступили на службу, у них есть опыт работы (около 6 месяцев), они получают первое звание и проходят очно в течение 4,5 месяцев первоначальную подготовку в институте МВД (изучают различные дисциплины, строевую и огневую подготовку). Это, как правило, уже состоявшиеся люди, многие из них ранее служили в рядах вооруженных сил, и по возрасту они отличаются от абитуриентов, которые поступили в институт МВД после окончания школы.

Особенно важным фактором является то, что слушатели (а именно это определение является наиболее точным) прибывают с разных регионов России. Следовательно, связь с близкими родственниками сводится к минимуму. Кроме того, к негативным факторам, которые требуют различных действий для применения адаптивных технологий, можно отнести:

- проживание в общежитии на территории института (слушатели лишены личного пространства);

- отсутствие свободы передвижения обучающихся за пределами института, поскольку увольнение выдается через курсовых офицеров с учетом успеваемости;

- обязанности слушателей заступать в наряды как для несения караульной службы, так и для выполнения хозяйственных обязанностей.

Следует отметить, что возникают проблемы, связанные с осуществлением межличностных связей, в частности:

- выстраивание отношений в межличностных группах. Как уже было отмечено ранее, слушатели прибывают из разных регионов России, с присущими им менталитетом, культурными особенностями, что может помешать выстраиванию межличностных связей;

- реализация отношений со старшими офицерами в системе «подчиненный - начальник».

Таким образом, социально-психологическая адаптация слушателей заключается в усвоении системы официальных и неофициальных отношений, формировании активной жизненной позиции и профессиональной идентичности.

В конце первого месяца обучения у слушателей можно наблюдать развитие общительности и положительной корпоративности.

В процессе адаптации слушателей в высшем учебном заведении в специфических условиях обучения наблюдаются три последовательных уровня адаптированности (частичный, достаточный и полный). Сущность частичной адаптации слушателей к отдельным видам деятельности и соответствующих отношений заключается в перестройке работы функциональных систем организма и личности, побудительно-мотивационной сферы, углублении ориентировочной деятельности в соответствии с новыми задачами, служебного статуса, перспектив и условий их реализации. Базовыми факторами, которые определяют этот уровень адаптации, являются ценностно-мотивационная ориентация, авторитетность и адаптивный опыт слушателя.

Достаточная социально-психологическая адаптированность слушателей предусматривает частичную или полную профессиональную направленность. С целью оптимизации адаптации целесообразным является повышение самооценки, установление доверительных отношений с ними и усиление требовательности исключительно по необходимости. Достаточной адаптированности способствует максимально полное информирование о по-

становке конкретных задач учебной деятельности, повышению авторитета - ориентация на деловой и конструктивно-рефлексивный стиль сотрудничества с преподавателями, проявление организационных способностей и профессиональная компетентность [8, с. 100].

Необходимо отметить, что полная адаптированность проявляется в индивидуальном стиле общения, соответствующей стратегии адаптивного поведения и высокой конструктивной рефлексивности.

Таким образом, основными направлениями оптимизации социально-психологической адаптации в военизированном коллективе являются:

- соответствующее развитие у слушателей профессиональной направленности;

- коррекция мотивационной ориентации на достижение успеха;

- оптимизация взаимопонимания в отношениях с преподавателями;

- прогнозирование адаптации слушателей при взаимодействии с органами управления;

- формирование у слушателей психологической установки на самовоспитание, развитие управленческой деятельности;

- использование методики мониторинга для развития рефлексивности в общении со слушателями и старшими офицерами [9].

Для обеспечения условий эффективного изучения состояния социально-психологической адаптации слушателей в образовательной организации МВД России, необходимо применять методики, методологии и технологии создания благоприятных условий для социально-психологической адаптации в институте. При этом важным является переход от предметно-ориентированной проектно-творческой системы методического изучения, которое должно превратиться в технологический процесс с гарантированным результатом для каждого слушателя [10, с. 92].

Методики изучения состояния социально-психологической адаптации слушателей осуществляются через систему различных видов деятельности (учебную, воспитательную, психолого-педагогическую, научно-исследовательскую). Разнообразие видов деятельности обеспечивает целостность системы изучения состояния социально-психологического адаптации слушателей.

Слушатели должны быстро адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности и усвоения новой социальной роли, связанной с будущей профессией правоохранителя и направленной на адаптацию:

- к образовательной деятельности в образовательной организации;

- бытовым условиям, связанным с проживанием в казарме;

- требованиям выполнения служебных обязанностей [4, с. 75].

Качественный результат начального этапа адаптации связан с деятельностью командно-административного состава курса, факультета по всестороннему изучению процесса социализации каждого слушателя и деятельности научно-педагогического состава, способствующего освоению обучающимся образовательной программы в соответствии с положениями законодательных и нормативных актов, регламентирующих образовательный процесс в вузе системы МВД России.

Основной (учебный) этап адаптации отличается направленностью на развитие способностей каждого обучающегося и его самореализации. Практический (переходный) этап адаптации слушателя охватывает последний период обучения. Профессиональный этап предусматривает непосредственное выполнение служебных обязанностей работника правоохранительных органов [11, 12].

Таким образом, рассмотрены общие вопросы адаптации слушателей к условиям обучения системы МВД России. Данный процесс является актуальным, поскольку связан с фор-

мированием психологической устойчивости личности к условиям обучения и дальнейшего прохождения службы в подразделениях полиции. От того, как слушатель адаптируется в образовательной организации МВД России, насколько успешно пройдут его первые месяцы в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, преподавателям и другим слушателям, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию, преобразованию своего внутреннего мира, готовность к встрече с неожиданностями и умение адекватно на них реагировать [13, с. 84].

Список литературы

1. Красник B. C., Даутова В. Ю., Резепин А. В. Мониторинг профессиональных важных качеств курсантов МВД России как фактор адаптации к служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2 (16). С. 48-51.

2. Фетисов В. Н. Психолого-педагогические основы профессиональной адаптации курсантов в средних учебных заведениях МВД: дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 1996. 162 с.

3. Кравец А. В. Управление процессом социальной адаптации студентов (на примере Новосибирского военного института внутренних дел МВД России): дис. ... канд. социол. наук. Новосибирск, 2006. 183 с.

4. Кургалеева Е. Е. Современные проблемы адаптации курсантов вуза МВД к военно-учебным условиям в контексте становления субъектной позиции // Вестн. Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2014. № 1 (68). С. 69-76.

5. Жигалова Е. А. Адаптация курсантов к служебной и учебной деятельности высших учебных заведений МВД России // Вестн. Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2014. № 4 (71). С. 76-85.

6. Апальков А. В. Педагогические условия успешной профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России // Вестн. Орловского гос. ун-та. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 2 (43). С. 308-310.

7. Самусенко В. В. Процесс профессионально-психологической адаптации курсантов вузов системы МВД России // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. Орёл: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России им. В. В. Лукьянова, 2016. С. 112-115.

8. Свинарева О. В. Особенности исследования педагогического сопровождения курсантов образовательных организаций МВД России в период их адаптации к образовательному процессу // Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф: в 3 ч. / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Орёл, 2018. С. 99-102.

9. Каримова Т. С. Гуманизация образования в военизированном вузе средствами гуманитарных дисциплин: автореф. дис. . канд. пед. наук. Иркутск: ИГПУ, 2007. 21 с.

10. Кодоева А. Ч. Управление адаптацией курсантов вузов МВД РФ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 92-93.

11. Хальзов В. И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск: учеб. пособие. Л., 1988. 66 с.

12. Федотов С. Н., Милюкова Ю. Д. Психологические условия адаптации курсантов к условиям учебно-служебной деятельности при поступлении в образовательную организацию МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 1. С. 83-85.

Жигалова Евгения Александровна, научный сотрудник, Восточно-Сибирский институт МВД России (ул. Лермонтова, 110, Иркутск, Россия, 664074). E-mail: razr15@rambler.ru

Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики, Бурятский государственный университет (ул. Пушкина, 25, Улан-Удэ , Россия, 670025). E-mail: pedagogica@bsu.ru

Материал поступил в редакцию 13.08.2020

DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-214-219

THE THRESHOLD STAGE IN ADAPTATION FOR FURTHER SERVICE IN LAW ENFORCEMENT

E. A. Zhigalova1,1. A. Malanov2

1 East Siberian Institute, Irkutsk, Russian Federation

2 Buryat State University, Ulan-Ude, Russian Federation

The article is devoted to the issues of adaptation to new conditions of existing employees who are undergoing initial training at the Institute of the Ministry of Internal Affairs. The relevance of the study is substantiated, due to the fact that during the period of adaptation, the social and mental maturation of the personality takes place through the prism of the main directions of adaptation, which are taken into account both in the service and educational activities. The concept of social and psychological adaptation of students is presented, which consists in mastering the system of official and unofficial relations, the formation of an active life position of an educational institution, primary team and profession. The conditions that students face in the framework of statutory relations are considered. The main directions of optimization of socio-psychological adaptation in a paramilitary collective are revealed: the corresponding development of students with a professional orientation; correction of motivational orientation to achieve success; optimization of mutual understanding in relations with teachers; predicting the adaptation of listeners to the governing bodies, the impact on its progress according to the forecast the formation of students' psychological attitude towards self-education, the development of management activities; using the monitoring technique to develop reflexivity in communication with listeners and with senior officers.

Keywords: adaptation, initial training, psychological comfort.

Referenees

1. Krasnik B. C., Dautova V. Yu., Rezepin A. V. Monitoring professional'nykh vazhnykh kachestv kursantov MVD Rossii kak faktor adaptatsii k sluzhebnoy deyatel'nosti [Monitoring of the important professional qualities of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a factor of adaptation to official activities]. Psikhopedagogika vpravookhranitel'nykh organakh, 2001, no. 2 (16), pp. 48-51 (in Russian).

2. Fetisov V. N. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovy professional'noy adaptatsii kursantov v srednikh uchebnykh zavedeniyakh MVD. Dis. kand. ped. nauk [Psychological and pedagogical foundations of professional adaptation of cadets in secondary educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. Diss. cand. of ped. sci.]. Bryansk, 1996. 162 p. (in Russian).

3. Kravets A. V. Upravleniye protsessom sotsial'noy adaptatsii studentov (na primere Novosibirskogo voyennogo instituta vnutrennikh del MVD Rossii). Dis. kand. sotsiol. nauk [Management of the process of social adaptation of students (on the example of the Novosibirsk Military Institute of Internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Diss. doct. of sociol. sci.]. Novosibirsk, 2006. 183 p. (in Russian).

4. Kurgaleyeva E. E. Sovremennye problemy adaptatsii kursantov vuza MVL k voyenno-uchebnym usloviyam v kontekste stanovleniya sub"ektnoy pozitsii [Modern problems of adaptation of cadets of the MVL university to military educational conditions in the context of the formation of the subject position]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennikh del Rossii, 2014, no. 1 (68), pp. 69-76 (in Russian).

5. Zhigalova E. A. Adaptatsiya kursantov k sluzhebnoy i uchebnoy deyatel'nosti vysshikh uebnykh zavedeniy MVD Rossii [Adaptation of cadets to the service and educational activities of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennikh del Rossii,

2014, no. 4 (71), pp. 78-85 (in Russian).

6. Apal'kov A. V Pedagogicheskiye usloviya uspeshnoy professional'noy adaptatsii kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Pedagogical conditions for successful professional adaptation of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta,

2015, no. 2 (43), pp. 308-310 (in Russian).

— 21B —

7. Samusenko V. V Protsess professional'no-psikhologicheskoy adaptatsii kursantov vuzov sistemy MVL Rossii [The process of professional and psychological adaptation of cadets of universities of the MVL system of Russia]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul 'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov [Topical issues of physical culture and sports of cadets, attendees and students]. Orel, 2016. Pp. 112-115 (in Russian).

8. Svinareva O. V. Osobennosti issledovaniya pedagogicheskogo soprovozhdeniya kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii v period ikh adaptatsii k obrazovatel'nomu protsessu [Features of the study of pedagogical support of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during their adaptation to the educational process]. In: Innovatsionnye protsessy v natsional'noy ekonomike i sotsial'no-gumanitarnoy sfere. Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 3 chastyakh [Innovative processes in the national economy and social and humanitarian sphere: a collection of scientific papers based on the materials of an international scientific and practical conference: in 3 parts]. Edited by E. P. Tkacheva. Orel, 2018. Pp. 99-102 (in Russian).

9. Karimova T. S. Gumanizatsiya obrazovaniya v voyenizirovannom vuze sredstvami gumanitarnykh distsiplin. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Humanization of education in a militarized university by means of humanitarian disciplines. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Irkutsk, 2007. 21 p. (in Russian).

10. Kodoyeva A. Ch. Upravleniye adaptatsiyey kursantov vuzov MVD RF [Management of adaptation of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Mir nauki, kul 'tury, obrazovaniya - The world of science, culture and education, 2019, no. 1 (74), pp. 92-93 (in Russian).

11. Khal'zov V. I. Pedagogicheskiye osnovy vospitaniya voyennosluzhashchikh vnutrennikh voysk: uchebnoye posobiye [Pedagogical bases of education of servicemen of internal troops. Tutorial]. Leningrad, 1998. 66 p. (in Russian).

12. Fedotov S. N. Psikhologicheskiye usloviya adaptatsii kursantov k usloviyam uchebno-sluzhebnoy deyatel'nosti pri postuplenii v obrazovatel'nuyu organizatsiyu MVD Rossii [Psychological conditions for the adaptation of cadets to the conditions of educational and service activities when entering the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Psihologiya ipedagogika sluzhebnoy deyatel'nosti, 2019, no. 1, pp. 83-85 (in Russian).

Zhigalova E. A., Research Officer, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (ul. Lermontova, 110, Irkutsk, Russian Federation, 664074). E-mail razr15@rambler.ru

Malanov I. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Buryat State University (ul. Pushkin, 25, Ulan-Ude, Russian Federation, 670025). E-mail: pedagogica@bsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.