ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10310
ББК 88 © А.Л. Славко, А.Н. Воротник, П.Н. Войнов, А.В. Апальков, 2020
Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ
Александр Лукич Славко, доцент кафедры физической подготовки УНК СП, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Александр Николаевич Воротник, доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71) E-mail: [email protected]
Павел Николаевич Войнов, заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат социологических наук, доцент
Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71) E-mail: [email protected]
Александр Владимирович Апальков, старший преподаватель кафедры физической подготовки Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71) E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследуется проблема духовно-нравственного воспитания курсантов, направленного на повышение эффективности учебно-служебной деятельности и успешной профессиональной адаптации в период обучения в образовательной организации системы МВД России. Выделены категории оценивания уровня развития духовно-нравственной культуры курсанта.
Ключевые слова: воспитание, образование, профессиональная адаптация, духовно-нравственное воспитание, индивидуальная воспитательная работа, мировоззрение.
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION AS ONE OF THE COMPONENTS THE PROCESS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE CADET IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Alexander L. Slavko, Associate Professor of the Department of Physical Training of UNK SP, Candidate of Social Sciences, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Alexander N. Vorotnik, Associate Professor of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina (308024, Belgorod, ul. Gor'kogo, d. 71) E-mail: [email protected]
Pavel N. Voynov, Deputy Head of the Department of Tactical and Special Training, Candidate of Social Sciences, Associate Professor
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina (308024, Belgorod,
ul. Gor'kogo, d. 71)
E-mail: [email protected]
Alexander V. Apalkov, Senior Lecturer of the Department of Physical Training
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina (308024, Belgorod, ul. Gor'kogo, d. 71) E-mail: [email protected]
Abstract. The problem of spiritual and moral education of cadets aimed at increasing the effectiveness of educational and service activities and successful professional adaptation during training in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia is being investigated. Categories of assessment of the level of development of spiritual and moral culture of the cadet are highlighted. Keywords: upbringing, education, professional adaptation, spiritual and moral education, individual educational work, worldview.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Славко А.Л., Воротник А.Н., Войнов П.Н., Апальков А.В. Духовно-нравственное воспитание как одна из составляющих процесса профессиональной адаптации курсанта в образовательной организации МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5):305-307.
^¡¡¡^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡¡^
В современном обществе очень высока социальная значимость профессиональной деятельности сотрудников полиции, так как проступок одного сотрудника формирует мнение в общественном сознании о всей системе органов внутренних дел. От этого зависит степень доверия населения к сотрудникам полиции и, как следствие, может зависеть эффективность их профессиональной деятельности. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» устанавливают особые требования к сотруднику полиции, определяют приоритетные направления кадровой политики, нацелены на укрепление авторитета и формирование положительного образа сотрудника [4, с. 27-28].
Федеральный закон РФ «О полиции» требует от органов федеральной исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и информационно-правового регулирования в сфере внутренних дел, и образовательных организаций системы МВД России улучшить качество подготовки сотрудников органов внутренних дел, поскольку именно высшим учебным организациям предстоит решать задачи по обучению и воспитанию принципиально нового полицейского РФ. Обучение и воспитание курсантов должно быть направлено на оптимальное саморазвитие личности, его способностей, умений и навыков, освоение общечеловеческих ценностей. Наряду с профессиональным образованием, профессорско-преподавательский состав образовательных организаций системы МВД России призван воспитывать курсантов с высокой духовной и нравственной культурой, способных охранять и преумножать традиции своего Отечества, воспитывать поколение деятельных, инициативных, готовых к самоактуализации и самореализации в социуме, верных служебному долгу и присяге [2, с. 35-36].
Приняв Присягу на верность России, курсанты-первокурсники обязуются соблюдать Конституцию, а это, в свою очередь, обязывает их овладеть четкой гражданской позицией, глубоким осознанием своего долга, твердостью при исполнении Закона, развитым чувством справедливости, высокой общей и нравственной культурой, а также чувством постоянной заботы о престиже избранной профессии.
Эффективность процесса профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций зави-
сит от качества учебно-воспитательного процесса. В свою очередь, критерии оценки данного направления отражаются в показателях учебной успеваемости и дисциплины, а также на уровне физического и психического здоровья.
При организации воспитательной работы с курсантами, которым в будущем предстоит заботиться о нравственном и социальном здоровье общества, важная роль отводится индивидуальной воспитательной работе. Индивидуальная воспитательная работа обладает определенными преимуществами перед групповыми формами воспитания. Она может проводиться в любое время и в любой обстановке. Цель индивидуальной воспитательной работы может быть различна, так как в данном случае предполагается работа с одним курсантом по определенной проблеме, и ее эффективность достаточно высока.
Таким образом, сущность индивидуальной работы заключается в том, чтобы на основе глубокого и всестороннего психологического изучения индивида, его особенностей, наилучшим образом развивать и формировать у него необходимые качества для успешного усвоения учебной дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности курсанта.
Основываясь на изучении поведения курсантов и слушателей за пределами образовательной организации, способах проведения ими свободного времени, на знании их бытовых условий, круга интересов, отношений в семье, можно выбрать наиболее подходящие способы оказания влияния на формирование потребностей курсанта, рациональную организацию его досуга, и в целом на процесс профессиональной адаптации, предупреждая тем самым возможность дезадаптации [3, с. 52]. Особого внимания при этом требуют курсанты, отнесенные к «группе риска».
Следует отметить еще одно из важных направлений воспитательного процесса — духовно-нравственное воспитание.
Для обеспечения осознания человеком требований служебного долга, недостаточно лишь разъяснения его нравственного содержания. В диссертационном исследовании Н.П. Каданцева выявила, что необходимо сформировать у курсантов понимание того, что служебный долг — это не просто информация рекомендательного характера, а требование со стороны государства, исполнение которого является главной обязанностью сотрудника органов внутренних дел [4, с. 38].
306
Вестник Московского университета МВД России
№ 5 / 2020
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рассматривая профессиональную пригодность с точки зрения взаимосвязи интеллектуальных, психических и физиологических качеств личности, обеспечивающих техническую возможность выполнения возложенных на него профессиональных обязанностей, можно сделать вывод, что без здоровой духовно-нравственной основы личности, умственные и физические качества не дают гарантии эффективного исполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей [1, с. 21]. Даже обладая отличными психофизическими характеристиками, духовно-нравственная дезориентация личности исключает возможность говорить о профессиональной пригодности к службе в органах внутренних дел.
Необходимо отметить, что основными категориями духовно-нравственной культуры курсантов образовательных организаций системы МВД России, по которым возможно оценивать уровень его развития, выступают: мировоззрение, ценностные ориентации, мотивация, представление о чести и достоинстве офицера, готовность прийти к людям на помощь [5, с. 121].
В ходе проведенного нами исследования выявлены категории, которые наиболее полно характеризуются элементами:
1) мировоззрение (патриотическое сознание в том, что Родина у человека одна и другой быть не может, уверенность в завтрашнем дне, мнение курсантов о правильности выбора служить в системе МВД России);
2) ценностные ориентации (здоровье, физическое самосовершенствование, отсутствие вредных привычек, уверенность в завтрашнем дне, удовлетворенность работой, права и свободы человека и гражданина, духовная и православная культура);
3) мотивы поступления в образовательную организацию системы МВД России и учеба (желание получить юридическое образование, желание бороться с несправедливостью);
4) честь и достоинство офицера (отношение к форменной одежде, отношение к службе в армии, уверенность в правильности принятия решения служить в системе МВД России);
5) готовность прийти к людям на помощь в экстремальной для них ситуации (самооценка своей физической и функциональной подготовленности, возможность приносить людям пользу, соблюдение прав и свобод человека и гражданина).
Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что для курсантов образовательных организаций си-
стемы МВД России духовно-нравственное воспитание является основой их успешной учебной и служебной деятельности, формирования высокого адаптационного потенциала. Для этого в образовательных организациях имеется весь необходимый технический, человеческий и творческий ресурс по выполнению социального заказа общества и государства в воспитании профессионала своего дела с высокими моральными принципами. Поэтому духовно-нравственная культура как составная часть профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России является основой в развитии устойчивых нравственных ценностей, научного мировоззрения, профессионального долга, чувства собственного достоинства и чести офицера, постоянной готовности к оказанию помощи людям в различных жизненных ситуациях.
Литература
1. АнисинА.Л. Пути духовно-нравственного воспитания курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: Учеб. пособие. Тюмень, 2009.
2. Богомолов Ю.В. Совершенствование профессионального воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России в процессе обучения: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1999.
3. Горелов А.А., Горелов С.А., Григорович Л.А. Осознание через движение как детерминанта личностного саморазвития индивидуума // Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 50-53.
4. Каданцева Н.П. Формирование имиджа сотрудника органов внутренних дел в процессе профессионального образования в вузах МВД России: Дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2013.
5. Сысоев Ю.В. Духовная культура курсантов вузов МВД России. Смоленск: Смядынь, 2014.
References
1. Anisin A.L. Puti dukhovno-nravstvennogo vospi-taniya kursantov i slushateley obrazovatel'nykh uchrezh-deniy MVD Rossii: Ucheb. posobie. Tyumen', 2009.
2. Bogomolov Yu.V. Sovershenstvovanie professio-nal'nogo vospitaniya kursantov obrazovatel'nykh uc-hrezhdeniy MVD Rossii v protsesse obucheniya: Diss. ... kand. ped. nauk. M., 1999.
3. Gorelov A.A., Gorelov S.A., Grigorovich L.A. Osoznanie cherez dvizhenie kak determinanta lichnost-nogo samorazvitiya individuuma // Teoriya i praktika fi-zicheskoy kul'tury. 2015. № 2. S. 50-53.
4. Kadantseva N.P. Formirovanie imidzha sotrud-nika organov vnutrennikh del v protsesse professio-nal'nogo obrazovaniya v vuzakh MVD Rossii: Diss. ... kand. ped. nauk. SPb., 2013.
5. Sysoev Yu.V. Dukhovnaya kul'tura kursantov vuzov MVD Rossii. Smolensk: Smyadyn', 2014.