УДК 769.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10903
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ КУРСАНТОВ
В.В. Дрогомерецкий, А.А. Третьяков, А.В. Апальков, А.Ю. Дорохин
Рассмотрены структурные компоненты адаптации курсантов образовательных организаций МВД, способствующие наглядному представлению процесса адаптации, создания адаптационного потенциала и модели поведения, позволяющие соответствовать условиям новой окружающей среды и требованиям профессиональной деятельности. Исследованы показатели здоровья, успеваемости, уровня физической подготовленности и адаптированности.
Ключевые слова: курсанты, адаптация, физическая подготовка, образовательная деятельность, физические качества.
PECULIARITIES OF ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL PROCESS OF CURSORS
V.V. Drogomeretsky, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected] , Russia, Kazan, Volga Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,
A.A. Tretyakov, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina, A.V. Apalkov, senior lecturer, alexandr. apalkov@yandex. ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Puti-lina,
A.Y. Dorohin, lecturer, 89102282084@mail, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina
The structural components of the adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs, which contribute to a visual representation of the adaptation process, the creation of an adaptive potential and a model of behavior, allowing them to meet the conditions of the new environment and the requirements of professional activity, are considered. The indicators of health, academic performance, level of physical fitness and adaptation were investigated.
Key words: cadets, adaptation, physical training, educational activity, physical qualities.
Дрогомерецкий Владимир Вячеславович,
канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Казань, Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма,
Третьяков Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,
Апальков Александр Владимирович, старший преподаватель, а!ехаМг. [email protected], Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,
Дорохин Александр Юрьевич, преподаватель, 89102282084@mail, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
Высокий уровень профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел является гарантом надежности не только при защите правопорядка и борьбе с преступностью, но личной безопасности самих сотрудников [1-3].
В основе профессионального становления и развития сотрудника органов внутренних дел, в первую очередь, лежит процесс его адаптации. Адаптация здесь выступает как профессиональная составляющая. Процесс адаптации к профессиональной деятельности берет свое начало в образовательных организациях системы МВД России [4, 5]. Можно
сказать, что особая роль в процессе профессиональной адаптации курсантов, слушателей и сотрудников ОВД отводится образовательным организациям МВД России.
В образовательных организациях МВД России постоянно ведется активный поиск современных методик и технологий, которые помогают повышению уровня профессиональной подготовленности будущих сотрудников органов внутренних дел [6, 7]. Высокий уровень профессиональной подготовленности выступает результатом успешной адаптации. Адаптивность выступает одним из определяющих критериев психологического и соматического здоровья, самоактуализации, фактором успешной самореализации [8, 9]. Формирование адаптивной стратегии поведения у курсанта необходимо для того, чтобы в дальнейшем получить здорового и подготовленного сотрудника полиции [4, 6].
Организация и методы исследования. В процессе организации исследования о выборе контингента курсантов, с опорой на литературные источники, было определено, что активный процесс адаптации к образовательной среде у поступивших в высшие учебные заведения длится в течение первых двух лет. К третьему курсу обучающиеся адаптируются в условиях образовательной среды. Поэтому в исследовании приняли участие курсанты 1-3-х курсов. Курсанты обучаются в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. В общей сложности более 100 обучающихся приняли участие в исследовании.
В процессе первого, третьего и пятого семестров обучения у курсантов исследовались показатели физической подготовленности, выявлялись уровни соматического здоровья и адаптированности, число пропусков занятий по болезни, анализировалась успеваемость.
Количество пропущенных занятий по болезни и успеваемость курсантов оценивалась с помощью анализа документации, уровень адаптиро-ванности - методики МЛО «Адаптивность-2», уровень соматического здоровья - экспресс-методики «Оценка уровня соматического здоровья» по Г.Л. Апанасенко, уровень физической подготовленности - тестов (у девушек - челночный бег 10*10 м, наклоны туловища вперед из положения лежа, у юношей - челночный бег 4*20 м, подтягивание на перекладине).
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ литературных источников показал, что сложность обучения в высшем учебном заведении МВД заключается в одновременном взаимодействии различных процессов у курсантов. К ним можно отнести:
1) социально-психологический. Заключается в формировании мировоззренческих и социальных установок, развитии самосознания и уточнении самооценки, усложнении регуляции поведения, стремлении к самоутверждению в учебном коллективе;
2) психофизиологический. Отражает перестройку мышления и речи, возрастание функций внимания, памяти, испытание и тренировку воли, возрастание эмоционального напряжения, реализацию способностей;
3) профессиональный. Подразумевает вхождение молодого человека в профессиональную среду и усвоение ее норм и ценностей;
4) педагогический. Связан с особенностями приспособления курсанта к новой системе обучения, к необходимости усвоения большего объема знаний. Он предусматривает поиск новых форм и методов работы, с помощью которых можно ускорить процесс адаптации.
Частично протекающие процессы можно представить в исследуемых показателях. С помощью многоуровневого опросника МЛО «Адап-тивность-2», разработанного коллективом авторов и скорректированного специально для образовательных организаций МВД России, оценивался уровень адаптационных возможностей у курсантов. Он позволил учитывать отдельные психофизиологические характеристики, выражающиеся в интегративных особенностях психического и социального развития. Полученные результаты представлены на рис. 1.
*
1-й курс
2-й курс
3-й курс
■Личный адаптационный потенциал
■Нервно-психическая устойчивость
Коммуникативный потенциал
Моральная нормативность
—Агрессия
Рис. 1. Результаты опроса курсантов с помощью МЛО
«Адаптивность-2»
Показатель личного адаптационного потенциала испытуемых в начале обучения составил 6,1±03 балла. К 3-му курсу этот показатель вырос до 6,8±02 балла. Результаты соответствуют уровню нормальной адаптации, что указывает на положительную динамику. Показатель нервно-психической устойчивости в группе курсантов 1 -го курса составил 6,2±04 балла, а к 3-му курсу он снизился до 5,6±0,3 балла. Данная дина-
мика указывает на то, что курсанты приходят с низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности, а к 3-му курсу возникает вероятность в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельно -сти, сопровождающихся неадекватными поведением, хотя разница в результатах небольшая. Показатель коммуникативного потенциала в исследуемой группе составил 6,1±0,2 балла. Данный показатель также к 3-му курсу снизился и составил 5,6±0,4 балла, что указывает на снижение коммуникативного потенциала, хотя сотрудник полиции должен обладать высоким уровнем общительности. Показатель моральной нормативности у курсантов 1-го курса составил 6,3±0,4 балла - достаточный уровень законопослушности, к 3-му курсу данный показатель вырос и составил 6,6±0,3 балла. Показатель агрессии за время обучения незначительно снизился с 3,9±0,2 до 3,8±0,3 балла.
Следующий показатель, который необходимо рассмотреть, это уровень физической подготовленности курсантов. За время обучения в образовательной организации требования к уровню подготовленности растет. Поэтому молодым людям необходимо искать время для самостоятельных занятий физической культурой. Для оценки уровня физической подготовленности у курсантов анализировались всего 2 показателя - в челночном беге и сдаче силового норматива. Объективно данные показатели не оценивают, хотя перечисленные испытания предусмотрены нормативными актами. Полученные результаты представлены в таблице.
Показателей физической подготовленности курсантов
Курс Девушки Юноши
Челночный бег Наклоны туловища Челночный бег Подтягивания,
10x10 м, с из положения лежа за 1 мин, кол-во раз 4x20 м, с кол-во раз
1-й 29,6±3,1 25±5,1 15,9±3,0 14,0±2,4
2-й 30,1±4,3 32±5,3 15,7±3,5 14,5±2,1
3-й 29,5±2,7 38±7,1 15,6±2,3 15,5±2,5
Как видно из таблицы, за время обучения в образовательной организации результаты в нормативе «Челночный бег» ни у девушек, ни у юношей значительно не изменились. Результаты второго норматива сильно выросли у девушек. Если на 1 -м курсе средний показатель составил 25±5,1 раза, то к 3-му курсу он вырос до 38±7,1 раза. У юношей тоже отмечена положительная динамика в подтягиваниях, но, к сожалению, не такая большая, как у девушек. Представленные результаты указывают на то, что уровень физической подготовленности отражается в росте силовых показателей.
Обобщенным показателем адаптации можно считать уровень здоровья курсантов. Оно включает в себя достаточно широкий круг показателей. Методика экспресс-оценки уровня соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко позволяет объективно оценить уровень соматического (физического) здоровья, а также выявить слабое звено в системе «организм». В нашем исследовании представлены общие оценки уровня здоровья курсантов. Рассмотрение полученных результатов по отдельным составляющим методики предполагается в дальнейшем. Полученные результаты представлены на рис. 2.
Рис. 2. Показатели уровня соматического здоровья курсантов, балл
Уровень соматического здоровья девушек за 3 года обучения вырос с 6,1±0,5 (ниже среднего) до 7,4±0,4 балла (среднее). Динамика достаточно слабая, но положительная. У юношей уровень соматического здоровья тоже изменился в положительную сторону - с 7,1±0,8 до 8,2±0,7 балла, хотя на 2-м курсе был отмечен спад показателей. В целом представляется, что обучение в образовательной организации МВД дает возможность молодым людям развиваться физически и, как следствие, увеличивать потенциал здоровья, но видимо наличие баланса других составляющих учебного процесса не дает возможности значительного роста соматического здоровья курсантов.
Неотъемлемыми составляющими эффективности образовательной деятельности любого обучающегося являются пропуски занятий и успеваемость.
Одной из составляющих уровня здоровья является заболеваемость. Данный показатель является объективным, его можно отследить в течение всего периода обучения у курсантов с помощью анализа журналов
посещаемости учебных дисциплин. Так, на рис. 3 отражена динамика изменения уровня заболеваемости у курсантов. Поступив на 1-й курс, молодые люди сталкиваются со многими факторами, которые негативно сказываются на устойчивости организма к различным заболеваниям. Поэтому количество пропущенных занятий на 1-м курсе самое большое. По мере адаптации молодых людей к образовательной среде вуза у них повышается общая устойчивость к негативным факторам. Так, к старшим курсам снижается количество пропущенных занятий по болезни. Это подтверждается полученными данными.
Рис. 3. Количество пропущенных занятий курсантами по болезни
Эффективность образовательной деятельности определяется, в первую очередь, конечным ее результатом или качеством усвоенного материала. Поэтому был проведен анализ успеваемости курсантов. Анализировались результаты сдачи экзаменационной сессии. При этом, как уже отмечалось, высокий результат освоения учебного материала является важным показателем эффективной адаптации курсантов. Средние оценки по сдаче экзаменационных сессий представлены на рис. 4.
На рис. 4 видно, что курсанты достаточно хорошо осваивают учебный материал. Они демонстрируют хорошую подготовленность к сдаче зачетов и экзаменов. Об этом свидетельствует достаточно высокий средний балл по итогам сессий, а слабо изменяющийся уровень сдачи сессий указывает на положительный эффект адаптации курсантов.
4.3
4.2
4,1
4
3.9
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
Семестр
Рис. 4. Результаты сдачи экзаменационных сессий курсантами, балл
Заключение. Рассмотрение исследуемых структурных компонентов адаптации курсантов образовательных организаций системы МВД способствовало более наглядному представлению и пониманию процесса адаптации курсантов, создания у них адаптационного потенциала, а также модели поведения, которая позволит им соответствовать условиям новой для них окружающей среды и требованиям профессиональной деятельности.
Для курсантов в период обучения в вузе основной целью является приобретение профессиональных знаний, умений и навыков. Формирование необходимых профессиональных качеств сотрудника ОВД является необходимым условием успешной адаптации. Исходя из этого, образовательный процесс можно разделить условно на этапы. Определение и актуализация данных этапов является перспективным направлением дальнейших исследований. Также остается открытым вопрос об эффективности различных средств и методов для оптимизации процесса адаптации курсантов.
1. Аксенова А.Н., Варинов В.В., Пичугин М.Б. Адаптация, физическая работоспособность и физическая подготовленность курсантов-первокурсников Кузбасского института ФСИН России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4(170). С. 6-11.
2. Аксенова П.Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Рязань, 2011. 254 с.
3. Башлуева Н.Н. Повышение эффективности обучения курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации: дис. .канд. пед. наук. М., 2007. 291 с.
Список литературы
4. Галимова А.Г., Дагбаев Б.В., Кудрявцев М.Д. Адаптация организма курсантов к физическим нагрузкам на первом курсе обучения в образовательных организациях МВД Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 215-218.
5. Зауторова Э.В. Адаптация курсантов первого курса к условиям обучения в ведомственном вузе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 4(67). С. 60-66.
6. Лапкина Е.В., Надежкин Е.Г. Психологическая адаптация курсантов к обучению в военном вузе // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4(109). С. 148-154.
7. Леухин О.Н., Уткин В.Е. Процесс адаптации, реализация психолого-педагогических условий военно-профессиональной адаптации курсантов // Вестник военного образования. 2018. № 1 (10). С. 34-37.
8. Соловьева Л.В. Анализ проблематики социальной адаптации курсантов // Академия педагогических идей «Новация». 2019. № 4. С. 23-26.
9. Фетисов В.Н. Психолого-педагогические основы профессиональной адаптации курсантов в средних учебных заведениях МВД: дис. ... канд. психол. наук. Сыктывкар, 2006. 175 с.
References
1. Aksenova A.N., Varinov V.V., Pichugin M.B. Adaptaciya, fizicheskaya rabotosposobnost' i fizicheskaya podgotovlennost' kursantov-pervokursnikov Kuzbasskogo instituta FSIN Rossii [Adaptation, physical performance and physical fitness of first-year cadets of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2019. No. 4(170). P. 6-11.
2. Aksenova P.Yu. Psihologo-pedagogicheskaya model' formirovaniya adaptacii kursantov k uchebno-vospitatel'nomu processu [Psychological and pedagogical model of the formation of adaptation of cadets to the educational process]: author. dis. ...cand. psychol. sciences. Ryazan, 2011. 254 p.
3. Bashlueva N.N. Povyshenie effektivnosti obucheniya kursantov vuzov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii [Improving the effectiveness of training cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]: dis. ...cand. ped. sciences. M., 2007. 291 p.
4. Galimova A.G., Dagbaev B.V., Kudryavcev M.D. Adaptaciya organizma kursantov k fizicheskim nagruzkam na pervom kurse obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossijskoj Federacii [Adaptation of the body of cadets to physical activity in the first year of study in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2018. No. 59-3. P. 215-218.
5. Zautorova E.V. Adaptaciya kursantov pervogo kursa k usloviyam obucheniya v vedomstvennom vuze [Adaptation of first-year cadets to the learning environment in a departmental university] // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment [Municipal education: innovations and experiment]. 2019. No. 4(67). P. 60-66.
6. Lapkina E.V., Nadezhkin E.G. Psihologicheskaya adaptaciya kursantov k obucheniyu v voennom vuze [Psychological adaptation of cadets to training in a military university] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl pedagogical bulletin]. 2019. No. 4(109). P. 148-154.
7. Leuhin O.N., Utkin V.E. Process adaptacii, realizaciya psihologo-pedagogicheskih uslovij voenno-professional'noj adaptacii kursantov [Adaptation process, implementation of psychological and pedagogical conditions of military-professional adaptation of cadets] // Vestnik voennogo obrazovaniya [Bulletin of military education]. 2018. No. 1 (10). P. 34-37.
8. Solov'eva L.V. Analiz problematiki social'noj adaptacii kursantov [Analysis of the problems of social adaptation of cadets] // Akademiya pedagogicheskih idej «Novaciya» [Academy of pedagogical ideas "Novation"]. 2019. No. 4. P. 23-26.
9. Fetisov V.N. Psihologo-pedagogicheskie osnovy professional'noj adaptacii kursantov v srednih uchebnyh zavedeniyah MVD [Psychological and pedagogical bases of professional adaptation of cadets in secondary educational institutions of the Ministry of Internal Affairs]: dis. ... cand. psychol. sciences. Syktyvkar, 2006. 175 p.