УДК 796.2:796.012.2 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10103
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЫ
А.А. Коник, В.Е. Дыбов, А.Н. Кулиничев, Н.А. Алексеев
Предложен комплекс беговых упражнений с использованием элементов координационной лестницы с целью развития координационных способностей в различных видах спорта, включенный в подготовительную часть практического занятия. Описан педагогический эксперимент, доказывающий эффективность методики.
Ключевые слова: студенты, координационные способности, координационная лестница, физические качества, физическая подготовка.
В современных условиях развития науки и техники (научно-технического прогресса) возрастает значимость следующих проявлений координационных качеств (способностей) человека: быстрого ориентирования в пространстве, тонкого дифференцирования своих мышечных ощущений и регулирования степени напряжения мышц, а также оперативного реагирования на поступающие сигналы внешней среды и стабильность функционирования вестибулярного аппарата. Современный специалист в той или иной области должен отличаться высокой устойчивостью и подвижностью функций анализаторов, иметь достаточную и разнообразную базу двигательных навыков, необходимую для эффективного выполнения профессиональных обязанностей [7, 9].
Координационные способности имеют важное значение не только в физической культуре и спорте, но и в различной трудовой деятельности, повседневной жизни, например, при удержании равновесия на скользкой дороге, при поездке в общественном транспорте, преодолении препятствий (ямы, холмы, ступеньки, заборы различной высоты и т. д.) [1, 2, 6].
Уровень развития двигательной деятельности индивида во многом зависит от таких физических качеств, как сила, быстрота (скорость), выносливость и координация (ловкость). Указанные физические качества, на первый взгляд, не имеют прямой взаимосвязи, но в той или иной ситуации одно или несколько физических качеств могут быть взаимозависимы, несмотря на то, что какое-то из них будет занимать ведущее положение [5]. Например, во время длительного равномерного бега основным проявляемым физическим качеством будет являться общая выносливость, в беге на кроткие дистанции - скоростные и силовые способности. Но в то же время, любая разновидность бега предусматривает определенный уровень проявления координационных способностей. Чем быстрее бег, чем больше изменений направлений движения, мышечных
усилий, дополнительных внешних факторов, тем будет выше значимость уровня развития координационных способностей [1, 5, 6].
Координационные способности (ловкость) - это, в том числе, умение включать в работу различные группы мышц согласованно. Данные процессы связаны с деятельностью нервной системы.
Необходимо понимать, что координационные способности это не только умение выполнять различные уже известные двигательные действия, но и умение быстро осваивать новые движения. При высоком уровне развития координационных способностей человек значительно лучше осваивает весьма сложные координационные двигательные действия, например, катание на роликах, лыжах, велосипеде, элементы спортивных игр, а также единоборств [3, 8].
В результате развития координационных способностей задейство -ван не только опорно-двигательный аппарат, но и нервная система. С развитием координационных способностей образуется фундамент для наиболее качественного осваивания сложных в координационном понятии действий. В связи с этим занимающиеся быстрее овладевают незнакомыми ранее движениями и выстраивают работу своего мышечного аппарата в соответствии с меняющимися условиями [5].
Оценкой развития координационных способностей обучающихся является уровень сложности движений, которыми они способны овладе -вать, время необходимое для этого, степень точности при выполнении данных двигательных действий. При повторном выполнении упражнений развитие ловкости происходит успешно на протяжении всего времени занятий.
Основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения (двигательные действия) увеличенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность двигательных действий можно увеличить за счет изменения условий выполнения упражнения, изменяя порядок расположения снарядов, их массу, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т. п. Также можно комбинировать двигательные навыки, сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время. Для развития способности быстро перестраивать двигательную активность в связи с меняющейся обстановкой эффективными средствами служат такие виды двигательной деятельности, как подвижные и спортивные игры, различные виды единоборств, бег по координационной лестнице и др. [2, 6].
Двигательные действия, которые направлены на развитие координации, следует повторять, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они утрачивают свою эффективность, так как любое освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же неменяющихся условиях действие не активизирует дальнейшее развитие координации (ловкости).
В теории и методике спортивной подготовки в различных видах спорта для развития координационных способностей применяется достаточно много различных методов, методических приемов и средств. В последнее время большую популярность как в единоборствах, так и в игровых видах спорта набирает использование координационной лестницы. Координационная лестница - эффективный комплекс для развития координационных способностей в различных видах спорта [7].
Лестница состоит из прочных нейлоновых лент (линий) и 9, 11 гибких (6 или 8 м) пластиковых поперечен (поперечных линий). Ширина лестницы - 50 см, расстояние между планками - 40 см. При выполнении работы на координационной лестнице контролируется баланс тела. Лестница также подходит для отработки скоростных навыков передвижений, что непременно является неотъемлемой частью тренировок в игровых видах спорта и функциональном тренинге в единоборствах. Тренировка на координационной лестнице является комплексной: сочетает в себе не только разминку, но и непосредственно долю основной части занятия или тренировки.
Во время проведения занятий на координационной лестнице возможно регулировать уровень нагрузки, что позволяет заниматься с ее применением абсолютно всем желающим.
Одним из немаловажных факторов является - удобство. Данный тренажёр, очень компактный не занимает большую площадь.
Повторяя одни и те же упражнения, постоянно увеличивая темп движения, центральная нервная система адаптируются к более быстрым движениям [7].
Для определения эффективности применения упражнений с координационной лестницей на развитие координационных способностей занимающихся на базе Белгородского юридического института имени И.Д. Путилина был организован параллельный, естественный сравнительный педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие юноши первого года обучения в количестве 20 чел. Эксперимент продолжался с сентября по декабрь 2018 г. В качестве контрольного упражнения были выбраны упражнения для определения быстроты и выносливости «Челночный бег 10*10 м». Данное контрольное испытание предусмотрено рабочей программой учебной дисциплины «Физическая подготовка (специальная)». После проведения предварительного тестирования в двух взводах были отобраны по 10 курсантов, которые имели приблизительно равные показатели (статистически не отличающиеся) в анализируемом контрольном упражнении [4].
Курсанты контрольной и экспериментальной групп занимались в течение экспериментального периода на занятиях по физической подготовке по одинаковой программе, но подготовительную часть у обучаю -щихся экспериментальной группы был включен комплекс беговых упражнений с использованием элементов координационной лестницы.
Данный комплекс включал в свое содержание двигательные действия раз -личной координационной сложности в заданном диапазоне движений. В зависимости от степени освоения двигательных действий обучающимися в содержание комплекса вносились изменения. Комплекс применялся в течение 5-10 мин и включал 8-10 упражнений бегового и прыжкового характера.
После проведения повторного тестирования результаты были обработаны при помощи методов математической статистики. Динамика результатов в контрольной и экспериментальной группах изображена на рисунке.
26.1 26 25.9 25.8 25.7 25.6 25.5 25.4 25.3 25.2
□ До эксперимента
□ После эксперимента
Экспериментальн ая группа Контрольная группа
26.1 26
25.5 25.8
Результаты, полученные обучающимися в контрольном упражнении
«Челночный бег 10*10 м», с
На основе анализа полученных результатов эксперимента в контрольном упражнении «Челночный бег 10*10 м» можно сделать вывод о среднем уровне развития координационных способностей у обучающихся первых курсов в обеих группах, что свидетельствует о слабом уровне развития у них координационных способностей. Среднее значение в тестовом упражнении у обучающихся контрольной группы составило 26,0 с, при этом 1 чел. выполнил контрольное испытание на оценку «удовлетворительно», еще 1 чел. - на оценку «отлично», остальные 8 чел. - на оценку «хорошо». В экспериментальной группе 2 чел. выполнили контрольное испытание на оценку «удовлетворительно», результаты остальных обучающихся (8 чел.) соответствуют оценке «хорошо».
Результаты, полученные по итогам заключительного тестирования, свидетельствуют о развивающем влиянии занятий по физической подготовке в обеих группах. Но более значимые изменения, при статистически достоверном уровне различия результатов, достигнуты у испытуемых экспериментальной группы (p<0,05).
В экспериментальной группе среднегрупповой результат изменился с 26,1 до 25,5 с. Оценки в контрольном испытании после эксперимента изменились следующим образом: на «хорошо» и «отлично» выполнили по 5 чел. Удовлетворительных оценок не зафиксировано. В контрольной группе, несмотря на положительные среднегрупповые изменения результатов в контрольном испытании с 26,0 до 25,8 с, один обучающийся выполнил норматив на «удовлетворительно», четыре - на «отлично» и пять - на «хорошо».
Таким образом, полученные по результатам педагогического эксперимента данные свидетельствуют о развивающем влиянии комплекса беговых упражнений с использованием элементов координационной лестницы. Учитывая простоту применения и воспроизведения двигательных действий с использованием координационной лестницы, рекомендуем их включать в подготовительную часть практического занятия.
Список литературы
1. Анализ уровня здоровья и двигательной активности курсантов образовательных организаций МВД России / А.А. Третьяков [и др.] // Проблемы физкультурного образования: концептуальные основы и научные инновации: сборник науч. трудов V Междунар. науч. конгресса / отв. ред. Д.В. Сышко. Симферополь: ИП Бровко А.А., 2018. С. 96-102.
2. Германов Г.Н. Тренировочное (двигательное) задание -структурно-функциональная единица спортивно-педагогического процесса (теоретико-методический аспект проблемы) // Теория и практика физической культуры. 2011. № 5. С. 94-98.
3. Горобий А.Ю., Кондаков В.Л., Третьяков А.А. Двигательная активность в жизни студентов гуманитарного вуза // Культура физическая и здоровье. 2013. № 2(44). С. 18-20.
4. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 264 с.
5. Коник А.А., Никулин И.Н. Повышение физической работоспособности студентов нефизкультурного вуза на основе оздоровительных занятий с отягощением: монография. Белгород: Изд-во БУКЭП, 2014. 169 с.
6. Кулиничев А.Н., Воротник А.Н. Некоторые особенности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х т. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2016. С. 145-150.
7. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / Е.В. Готовцев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 1(83). С. 40-45.
8. Третьяков А.А., Ткаченко А.И., Славко А.Л. Исследование двига -тельной активности обучающихся в вузах города Белгорода // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей / под ред. С.Н. Баркалова. Орёл, 2018. С. 226-229.
9. Формирование адаптационного потенциала у курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки / А.В. Апальков [и др.] // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей XXIV Всерос. круглого стола. Орёл: Изд-во ОЮИ МВД РФ им. В.В. Лукьянова, 2016. С. 25-27.
Коник Алексей Алексеевич, канд. пед. наук, доц., konik_inf@,mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени. И.Д. Путилина,
Дыбов Владимир Евгеньевич, преподаватель, v. e. _90@mail. ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,
Кулиничев Андрей Николаевич, канд. пед. наук, зам. начальника кафедры, kulinichev. andrei@yandex. ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
Алексеев Николай Алексеевич, проф., [email protected], Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
DEVELOPMENT OF COORDINA TIONABILITIES OF STUDENTS USING ELEMENTS
OF COORDINATION LADDER
A.A. Konik, V.E. Dybov, A.N. Kulinichev, N.A. Alekseev
A set of running exercises using the elements of the coordination ladder with the aim of developing coordination abilities in various sports is proposed, which is included in the preparatory part of the practical lesson. A pedagogical experiment is described that proves the effectiveness of the methodology.
Key words: students, coordination abilities, coordination ladder, physical qualities, physical preparation.
Konik Alexey Alekseevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, konik_inf@,mail. ru, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina,
Dybov Vladimir Evgenievich, teacher, v. e. _90@mail. ru, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina,
Kulinichev Andrei Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, deputy Head of Department, kulinichev. andrei@yandex. ru, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina,
Alekseev Nikolay Alekseevich, professor, [email protected], Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina
References
1. Analiz urovnya zdorov'ya i dvigatel'noj aktivnosti kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Analysis of the level of health and physical activity of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] / A.A. Tret'yakov [et al.] // Problems of physical education: conceptual foundations and scientific innovations: collection of scientific. proceedings of the V Intern. scientific Congress / Office ed. D.V. Syshko. Simferopol: IP Brovko A.A., 2018. P. 96-102.
2. Germanov G.N. Trenirovochnoe (dvigatel'noe) zadanie - strukturno-funkcional'naya edinica sportivno-pedagogicheskogo processa (teoretiko-metodicheskij aspekt problemy) [Training (motor) task is a structural and functional unit of the sports and pedagogical process (theoretical and methodological aspect of the problem)] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2011. No 5. P. 94-98.
3. Gorobij A.Yu., Kondakov V.L., Tret'yakov A.A. Dvigatel'naya aktivnost' v zhizni studentov gumanitarnogo vuza [Motor activity in the life of students of a humanitarian university] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health]. 2013. No. 2(44). P. 18-20.
4. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metodicheskoj deyatel'nosti v fizicheskoj kul'ture i sporte [Fundamentals of scientific and methodological activities in physical education and sports]: textbook. allowance for students. higher ped textbook. institutions. M.: Publishing. Center "Academy", 2002. 264 p.
5. Konik A.A., Nikulin I.N. Povyshenie fizicheskoj rabotosposobnosti studentov nefizkul'turnogo vuza na osnove ozdorovitel'nyh zanyatij s otyagoshcheniem [Improving the physical performance of students of a non-cultural university based on recreational classes with weights]: a monograph. Belgorod: Publishing House of Bukep, 2014. 169 p.
6. Kulinichev A.N., Vorotnik A.N. Nekotorye osobennosti professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii [Some features of professionally-applied physical training of cadets of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: materials of the XVIII International scientific-practical conf.: in the 2nd t. Irkutsk: Publishing House of the All-Russian Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2016. P. 145-150.
7. Monitoring sostoyaniya zdorov'ya i fizicheskoj podgotovlennosti studentov kak metodologiya analiza i ocenki produktivnosti processa fizicheskogo vospitaniya [Monitoring the state of health and physical fitness of students as a methodology for analyzing and
evaluating the productivity of the process of physical education] / E.V. Gotovcev [i dr.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2012. No. 1(83). P. 40-45.
8. Tret'yakov A.A., Tkachenko A.I., Slavko A.L. Issledovanie dvigatel'noj aktivnosti obuchayushchihsya v vuzah goroda Belgoroda [The study of motor activity of students in universities of the city of Belgorod] // Improving the physical training of law enforcement officers: collection of articles / ed. S.N. Barkalov. Orel, 2018. P. 226-229.
9. Formirovanie adaptacionnogo potenciala u kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii sredstvami fizicheskoj podgotovki [Formation of adaptive potential among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of physical training] / A.V. Apal'kov [et al.] // Improving the physical preparation of law enforcement officers: a collection of articles XXIV All-Russian. round table. Orel: Publishing House of the OYUI Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanova, 2016. P. 25-27.