Научная статья на тему 'Динамика развития координационных способностей обучающихся в образовательных организациях МВД России'

Динамика развития координационных способностей обучающихся в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЕ ЗАДАЧИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ / OPERATIONAL TASKS / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / METHODS OF TRAINING / PHYSICAL ABILITIES / COORDINATION ABILITIES / DEVELOPMENT OF SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никоноров Е. А., Кулиничев А. Н.

В статье рассматриваются проблемные вопросы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел и предлагаются пути решения задач по её совершенствованию. Авторы проводят анализ развития координационных способностей обучающихся в результате проведенного научного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никоноров Е. А., Кулиничев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF TRAINEES’ COORDINATION ABILITIES IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA IN RUSSIA

The article deals with problematic issues of professionally-applied physical training of law enforcement officers and suggests the ways of solving tasks for its improvement. The authors evaluate development of coordination abilities of the trainees as a result of the scientific experiment.

Текст научной работы на тему «Динамика развития координационных способностей обучающихся в образовательных организациях МВД России»

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF TRAINEES' COORDINATION ABILITIES IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA IN

RUSSIA

УДК 77.03.17

1

Е.А. НИКОНОРОВ,

доктор педагогических наук (Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя) [email protected]

E.A. NIKONOROV,

doctor of pedagogical sciences (Moscow regional branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.J. Kikot)

А.Н. КУЛИНИЧЕВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

A.N. KULINICHEV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются проблемные вопросы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел и предлагаются пути решения задач по её совершенствованию. Авторы проводят анализ развития координационных способностей обучающихся в результате проведенного научного эксперимента.

Ключевые слова: оперативно-служебные задачи, профессионально-прикладная физическая подготовка, методика обучения, физические качества, координационные способности, формирование навыков.

Abstract: the article deals with problematic issues of professionally-applied physical training of law enforcement officers and suggests the ways of solving tasks for its improvement. The authors evaluate development of coordination abilities of the trainees as a result of the scientific experiment.

Keywords: operational tasks, professionally-applied physical training, methods of training, physical abilities, coordination abilities, development of skills.

Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в современном обществе, повлекла за собой нарастание факторов криминогенного риска. Увеличение количества зарегистрированных преступлений небольшой и средней тяжести

на 8,6% привело к существенному повышению нагрузки на сотрудников органов внутренних дел. По мнению аналитиков, в ближайшей перспективе можно прогнозировать дальнейший рост общего количества регистрируемых преступлений [13].

Борьба с преступностью связана с выполнением сотрудниками оперативно-служебных и слу-жебно-боевых задач в различных по сложности оперативных условиях. Данное обстоятельство требует наличия у полицейских развитых физических качеств, профессионально-прикладных двигательных навыков и высокой работоспособности. Обучающиеся в образовательных организациях МВД России уже в период обучения привлекаются к мероприятиям по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности. Так, при проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи они с честью выполнили поставленные перед ними задачи. Поскольку базовая часть физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел формируется в образовательных организациях, необходимо отметить, что от уровня специальной подготовки обучаемых в итоге зависит безопасность граждан и эффективность борьбы с преступностью. В этой связи к формированию их профессионально-прикладных физических навыков необходимо подходить с учетом повышенных требований.

Актуальность совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся в образовательных организациях МВД России в современных условиях послужила поводом для нашего исследования.

В целях совершенствования специальной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России нами проведено анкетирование ряда специалистов по физической подготовке из числа работников практических органов, а также образовательных организаций МВД России. Респондентами отмечено, что во время задержания, при преследовании правонарушителей «по горячим следам» сотрудникам полиции часто приходится преодолевать различные виды естественных и искусственных препятствий. Для этого от сотрудника требуется высокий уровень физической подготовленности и сформированных сложнокоординационных профессионально-прикладных навыков. Исследования показали, что среди двигательных качеств, оптимальный уровень развития которых во многом определяет физическую подготовленность сотрудников органов внутренних дел, особое место занимают координационные способности. На основании полученных результатов анкетирования дальнейшее исследование было направлено на изучение существующих методик развития физических качеств, в частности ловкости, и формирования профессионально-прикладных физических навыков.

В ходе изучения научно-методической литературы были проанализированы труды ряда ученых:

Б.А. Ашмарина, 1978; В.М. Зациорского, 1978; Ю.Ф. Подлипняка, 1986-2014; Ю.В. Верхошанско-го, 1988; Н.А. Бернштейна, 1990; Л.П. Матвеева, 1991; В.А. Шлыкова, 1995; А.В. Дружинина, 2003; И.Л. Гросса, 2012; В.А. Овчинникова, 2012 [3-11].

В результате проведенного анализа научно-методических источников [1, 2] была разработана экспериментальная программа развития сложнокоординационных навыков профессионально-прикладной физической подготовки. Для определения влияния данной программы на координационные способности обучающихся, необходимые для эффективного задержания правонарушителя, был проведен педагогический эксперимент, основные результаты которого приводятся далее.

Оценка профессионально-прикладной физической подготовленности обучающихся в образовательных организациях МВД России проводилась с использованием ряда следующих физических тестов [8]: челночный бег 10х10 м; преодоление препятствий «Забор», «Гимнастические брусья», «Гимнастическое бревно».

Рисунок 1 отражает результаты динамического развития физического качества - ловкости в физическом тесте «челночный бег 10х10 м».

В данном тесте курсанты первого года обучения, входящие в состав опытной группы, после применения экспериментальной программы продемонстрировали среднегрупповой результат - 25,53 с, при исходном значении - 26,93 с, что соответствует оценке «хорошо». Аналогичную картину мы наблюдали в развитии динамики и на остальных четырех курсах. Однако обучающиеся контрольных групп имели менее значительную разницу между итоговыми и исходными показателями, вследствие чего достоверности различий здесь не наблюдалось (Р>0,05).

На рисунке 2 отражена картина развития координационных способностей, позволяющих точно соизмерять и регулировать временные, пространственные и динамические параметры движений, в контрольном упражнении - преодоление препятствия «Забор».

В данном тесте картина динамики в опытных и контрольных группах имеет схожий характер с

ШвРт.

111111111

опытные группы 3 контрольные групп!

1 курс | 2 курс 13 курс 14 курс 15 курс Исходныеданные

1 курс | 2 курс 13 курс 14 курс 15 курс Итоговые данные

Рисунок 1

опытные группы контрольные группы

Рисунок 2

предыдущим упражнением. Так, лучший показатель демонстрируют обучающиеся на четвертом году - опытной группы, их среднегрупповой результат составил 4,29 с, при исходном значении 6,30 с. Аналогичную динамику показателей мы наблюдаем в опытных группах и на остальных курсах, где между исходными данными и данными конца эксперимента отмечается достоверность различий (Р<0,001). В свою очередь, показанные результаты обучающихся в контрольных группах также имеют положительные сдвиги по всем курсам, однако все они не имеют достоверного характера ^>0,05).

Во время тестирования испытуемых при помощи контрольного упражнения «Гимнастическое бревно», которое характеризует координационные способности, позволяющие поддерживать статическое и динамическое равновесие, динамика развития имела все тот же знакомый нам характер (Рисунок 3).

lililíггг

III I I I I I I I

— ■ опытные группы I контрольные групп!

1 курс 12 курс | 3 курс 14 курс 15 курс Исходные данные

1 курс 12 курс 13 курс 14 курс 15 курс Итоговые данные

Рисунок 3

На данном рисунке изображена следующая информация: на первом году обучения в конце эксперимента отмечается более выраженный прирост результата, он составил 6,96 с, исходный был равен 9,80 с. На втором, третьем, четвертом и пятом годах также имеется значимый прирост показателей, где отмечается высокая степень достоверности ^<0,001). Лучший среднегрупповой результат прохождения препятствия «Гимна-

стическое бревно» зафиксирован у испытуемых четвертого года обучения, он составляет - 5,04 с, при исходном показателе - 7,33 с.

Изучение динамики развития данных координационных способностей в контрольных группах дает нам возможность констатировать, что между всеми курсами есть положительные сдвиги, однако достоверности различий между ними нет ^>0,05).

Рассматривая изменения в развитии координационной способности, позволяющей выполнять двигательные действия без скованности в мышцах (излишней мышечной напряженности), используя контрольное упражнение - преодоление препятствия «Гимнастические брусья», у обучаемых все групп мы прослеживаем все ту же положительную картину, схожую с предыдущими упражнениями (Рисунок 4).

11111111М

1 курс | 2 курс 13 курс | 4 курс | 5 курс 1 курс | 2 курс 13 курс 14 курс | 5 курс Исходныеданные Итоговые данные

i опытные группы i контрольные rpynni

1 курс 12 курс 13 курс 14 курс | 5 курс Итоговые данные

Рисунок 4

Как мы видим, среднегрупповые показатели обучаемых в опытных группах результативнее, чем у испытуемых в контрольных группах. Лучший результат в конце эксперимента был у курсантов четвертого курса в опытной группе, составляя значение 4,97 секунды. При этом достоверность различий на всех курсах в опытных группах между исходными данными и данными в конце эксперимента существенна ^<0,001).

Таким образом, проведенный анализ динамики изменения показателей координационных способностей позволяет сделать вывод, что разработанная экспериментальная программа развития сложнокоординационных навыков профессионально-прикладной физической подготовки в целом оказала положительное влияние на исследуемое нами физическое качество и эффективно влияет на формирование профессионально-прикладных физических навыков. Применение данной экспериментальной программы в учебном процессе образовательных организаций МВД России способствует совершенствованию специальной физической подготовки обучающихся.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. № 5401 (25).

2. Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. 222 с.

4. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990. 495 с.

5. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1998. № 2. С.21-28.

6. Гросс И.Л. Педагогическая система сопряженного воздействия в специальной боевой подготовке курсантов вузов МВД России: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - М., 2012. 516 с.

7. Дружинин А.В. Совершенствование координационных способностей курсантов вузов МВД России в процессе профессионально-прикладной физической подготовки: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Екатеринбург, 2003. 147 с.

8. Зациорский В.М. Спортивная метрология: педагогический контроль в тренировочном процессе (основы теории тестов и оценок): учеб. пособие для студентов ин-тов физ.культуры. - М.: ГЦОЛИФК, 1978. 49 с.

9. Овчинников В.А. Система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. - Волгоград, 2012. 54 с.

10. Подлипняк Ю.Ф., Яншин В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД России / Ученые, научные школы и идеи: юбилейный сборник научных трудов. - М.: МЮИ МВД России, 1995. С.188-191.

11. Шлыков В.А. Методика силовой подготовки слушателей специальных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04.

- М.: МЮИ МВД РФ, 1995. 180 с.

12. Щербин Д.В., Иванова К.А. Инновационные подходы в преподавании физической культуры / Научные достижения молодых исследователей: материалы международной студенческой научной конференции. 7-11 апреля 2014: в 4 ч. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2014. Ч. 4. С. 270-273.

13. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В.А Колокольце-ва на расширенном заседании коллегии Министерства 15 марта 2016 года [Электронный ресурс] Официальный сайт МВД России.

- Режим доступа - URL: https://мвд.рф/document/7393866 (дата обращения 11.11.2016).

= References =

1. Federal law of the Russian Federation of 7 February 2011 № 3-FZ «On police» // «RossiyskayaGazeta». 2011. № 5401 (25).

2. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from March 31, 2015, № 385 «On approval of Procedure for organization of training staff to fill positions in the internal Affairs of the Russian Federation».

3. Ashmarin B.A. Theory and methods of pedagogical research in physical education. - M. : Physical culture and sport, 1978. 222 p.

4. Bernstein N.A. Physiology of movements and activity. - M.: Nauka, 1990. 495 p.

5. Verkhoshansky Y.V. On the way to scientific theory and methodology of sports training // Theory and practice of physical culture. 1998. № 2. Pp. 21-28.

6. Gross I.L. Pedagogical system of the conjugate effects in the special military training of students of universities of Ministry of internal Affairs of Russia: dis. ... d-ra ped. sciences: 13.00.08. - M., 2012. 516 p.

7. Druzhinin A.V. Improvement of coordination abilities of cadets of educational institutions of the MIA of Russia in the process of professionally-applied physical preparation: dis. ... сand. ped. sciences: 13.00.04. - Yekaterinburg, 2003. 147 р.

8. Zaciorskij V.M. Sports Metrology: pedagogical control in the training process (fundamentals of the theory of tests and assessments): proc. manual for students of institutes of physical culture. - M.: GTSOLIFK, 1978. 49 р.

9. Ovchinnikov V.A. The System of formation of professional-applied physical culture of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia: аvtoref. dis. ... d-ra ped. sciences: 13.00.04. - Volgograd, 2012. 54 р.

10. Podlipnik J.F., Yanshin V.V. Professionally-applied physical training in educational institutions of the MIA of Russia / Scientists, scientific schools and ideas : anniversary collection of scientific works. - M.: ILI, Ministry of internal Affairs of Russia, 1995. Р. 188-191.

11. Shlykov V.A. Methods of power training of students of special educational institutions: dis. сand. ped. sciences: 13.00.04. - M. :ILI MVD RF, 1995. 180 p.

12. Shcherbin D.V., Ivanova K.A. Innovative approaches in the teaching of physical culture / The Scientific achievements of young researchers: materials of the international student conference. 7-11 April 2014: 4 Pm. - Belgorod: Publishing house of BUCAP, 2014. Part 4. Р. 270-273.

13. The speech of the Minister of internal Affairs of the Russian Federation General of police of the Russian Federation Vladimir Kolokoltseva at the enlarged meeting of the Collegium of the Ministry on 15 March 2016. The official website of the MIA of Russia. Page URL: https://^^/document/7393866 (accessed 11.11.2016).

(статья сдана в редакцию 19.10.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.