УДК 37:796.015.132 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10212 © А.И. Ткаченко, Д.А. Платонов, А.А. Третьяков, А.В. Апальков, 2020
Научная специальность 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
АНАЛИЗ АДАПТАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ У КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Алексей Иванович Ткаченко,
доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,
кандидат педагогических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]; Дмитрий Анатольевич Платонов, начальник кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,
кандидат педагогических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);
Андрей Александрович Третьяков, старший преподаватель кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71)
E-mail: [email protected];
Александр Владимирович Апальков, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, Белгород, ул. Горького, д. 71)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Затрагивается проблема адаптации курсантов к учебному процессу в высшей образовательной организации МВД России. Специфика обучения обусловлена особенностями прохождения службы в МВД России. Они связаны с наличием у молодых людей особых личностных качеств, психологической устойчивости к критическим ситуациям и тяжелым нагрузкам, высокого уровня физической подготовленности, а также профессионализма, как интегративного качества. Перечисленные особенности должны учитываться и проверяться в течение всего срока обучения в образовательной организации. Приводятся результаты исследования с участием около 100 курсантов 1-3 курсов. Проводилось исследование показателей здоровья, успеваемости, уровня физической подготовленности и адаптированности. Анализировалась динамика изменения перечисленных показателей с 1 по 3 курс обучения. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что адаптация курсантов представляет собой многосторонний процесс. Правильно организованный процесс адаптация позволяет поэтапно формировать у курсантов профессионально значимые качества. При этом данный процесс обусловлен взаимоотношениями и взаимодействием преподавателей и курсантов. Большая роль, в становлении личности курсанта, отведена курсовым офицерам.
Ключевые слова: образовательная деятельность, курсанты, адаптация, физическая подготовка, здоровье, физические качества, заболеваемость.
ANALYSIS OF ADAPTATION COMPONENTS OF THE CADETS IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY
Aleksey I. Tkachenko,
Associate Professor of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named alter V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Dmitriy A. Platonov,
Head of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Andrey A. Tret'yakov, Senior Lecturer of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina (308024, Belgorod, ul. Gor'kogo, d. 71);
Aleksandr V. Apal'kov, Senior Lecturer of the Department of Physical Training Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina (308024, Belgorod, ul. Gor'kogo, d. 71)
Abstract. In the article, the authors touch upon the problem of adapting cadets to the educational process in the higher educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The specifics of training is due to the characteristics of the service in the Ministry
of Internal Affairs of Russia. They are associated with the presence of special personal qualities in young people, psychological resistance to critical situations and heavy loads, a high level of physical fitness, as well as professionalism as an integrative quality. The listed features should be taken into account and verified during the entire training in an educational organization. Conducted the results of a study with about 100 cadets of 1-3 courses. A study was conducted of indicators of health, academic performance, level of physical fitness and adaptability. The dynamics of changes in these indicators from 1 to 3 courses of study was analyzed. As a result of the study, we can conclude that the adaptation of cadets is a multilateral process. A properly organized adaptation process allows for the gradual formation of professionally significant qualities among cadets. Moreover, this process is due to the relationship and interaction of teachers and cadets. A large role in the formation of the personality of the cadet is assigned to course officers.
Keywords: educational activity, cadets, adaptation, physical preparation, health, physical qualities, incidence.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ткаченко А.И., Платонов Д.А., Третьяков А.А., Апальков А.В. Анализ адаптационных компонентов у курсантов в процессе образовательной деятельности. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):334-9.
Введение. Высокий уровень профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел является гарантом надежности не только при защите правопорядка и борьбе с преступностью, но личной безопасности самих сотрудников.
В основе профессионального становления и развития сотрудника органов внутренних дел, в первую очередь, лежит процесс его адаптации. Адаптация здесь выступает, как профессиональная составляющая. Процесс адаптации к профессиональной деятельности берет свое начало в образовательных организациях системы МВД России. Можно сказать, что особая роль в процессе профессиональной адаптации курсантов, слушателей и сотрудников ОВД отводится образовательным организациям МВД России.
В образовательных организациях МВД России постоянно ведется активный поиск современных методик и технологий, которые способствуют повышению уровня профессиональной подготовленности будущих сотрудников органов внутренних дел. Высокий уровень профессиональной подготовленности выступает результатом успешной адаптации. Адаптивность выступает одним из определяющих критериев психологического и соматического здоровья, самоактуализации, фактором успешной самореализации. Формирование адаптивной стратегии поведения у курсанта необходимо для того, чтобы в дальнейшем получить здорового и подготовленного сотрудника полиции.
Организация и методы исследования. В процессе организации исследования был определен контингент курсантов. Опираясь на литературные источники было определено, что активный процесс адаптации к образовательной среде у поступивших в высшие учебные длится в течении первых двух лет. К третьему курсу обучающиеся адаптируются
в условиях образовательной среды. Поэтому в исследовании приняли участие курсанты 1-3 курсов. Курсанты обучаются в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. В общей сложности более 100 обучающихся приняли участие в исследовании.
В процессе первого, третьего, пятого семестров обучения у курсантов исследовались показатели физической подготовленности, уровня соматического здоровья, уровня адаптированности, число пропусков занятий по болезни и успеваемость.
Количество пропущенных занятий по болезни и успеваемость курсантов оценивалась с помощью анализа документации. Уровень адаптированности определялся с помощью методики МЛО «Адаптив-ность-2». Уровень соматического здоровья определялся с помощью экспресс-методики «Оценка уровня соматического здоровья» по Г.Л. Апанасен-ко. Уровень физической подготовленности измерялся с помощью тестов (у девушек - челночный бег 10^10 метров, наклоны туловища вперед из положения лежа; у юношей - челночный бег 4*20 метров, подтягивание на перекладине).
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ литературных источников показал, что сложность обучения в высшем учебном заведении МВД заключается в одновременном взаимодействии различных процессов у курсантов. К ним можно отнести:
1) социально-психологический, он заключается в формировании мировоззренческих и социальных установок, развитии самосознания и уточнение самооценки, усложнении регуляции поведения, стремлении к самоутверждению в учебном коллективе;
2) психофизиологический, отражает перестройку мышления и речи, возрастание функций внимания, памяти, испытание и тренировку воли,
возрастание эмоционального напряжения, реализацию способностей;
3) профессиональный, подразумевает вхождение молодого человека в профессиональную среду и усвоение ее норм и ценностей;
4) педагогический, связан с особенностями приспособления курсанта к новой системе обучения, к необходимости усвоения большего объема знаний. Он предусматривает поиск новых форм и методов работы, с помощью которых можно ускорить процесс адаптации.
Частично, протекающие процессы, можно представить в исследуемых показателях. С помощью многоуровневого опросника МЛО «Адаптив-ность-2», разработанного коллективом авторов и скорректированного специально для образовательных организаций МВД России, оценивался уровень адаптационных возможностей у курсантов. Он позволил учитывать отдельные психофизиологические характеристики, выражающиеся в интегра-тивных особенностях психического и социального развития. Полученные результаты представлены на рис. 1.
Показатель личного адаптационного потенциала испытуемых в начале обучения составил 6,1±03 балла. К 3 курсу этот показатель вырос до 6,8±02 балла. Результаты соответствуют уровню нормальной
7
адаптации что указывает на положительную динамику. Показатель нервно-психической устойчивости в группе курсантов 1 курса составил 6,2±04 балла. И к 3 курсу он снизился до 5,6±0,3 балла. Данная динамика указывает на то, что курсанты приходят с низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. А к 3 курсу возникает возможность в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением. Хотя разница в результатах небольшая. Показатель коммуникативного потенциала в исследуемой группе составил 6,1±0,2 балла. Данный показатель также к 3 курсу снизился и составил 5,6±0,4 балла, что указывает на снижение коммуникативного потенциала. Хотя сотрудник полиции должен обладать высоким уровнем общительности. Показатель моральной нормативности у курсантов 1 курса составил 6,3±0,4 балла, что указывает на достаточный уровень законопослушности. К 3 курсу данный показатель вырос и составил 6,6±0,3 балла. Показатель агрессии за время обучения незначительно снизился с 3,9±0,2 до 3,8±0,3 балла.
Следующий показатель, который необходимо рассмотреть это уровень физической подготовленности курсантов. За время обучения в образователь-
Личный адаптационный потенциал
Нервно-психическая устойчивость
Коммуникативный потенциал
Моральная нормативность
Агрессия
1 курс 2 курс 3 курс
Рис. 1. Данные показателей опроса курсантов по методике МЛО «Адаптивность-2» по годам обучения
6
5
4
3
ной организации требования к уровню подготовленности растет. Поэтому молодым людям необходимо искать время для самостоятельных занятий физической культурой. Для оценки уровня физической подготовленности у курсантов анализировались всего лишь 2 показателя - это челночный бег и силовой норматив. Объективно данные показатели не оценивают. Хотя перечисленные испытания предусмотрены нормативными актами. Полученные результаты представлены в табл. 1.
Как видно из таблицы, за время обучения в образовательной организации результаты в нормативе челночный бег ни у девушек, ни у юношей значительно не изменились. Результаты второго норматива сильно выросли у девушек. Если на 1 курсе средний показатель составил 25±5,1 раза, то к 3 курсу он вырос до 38±7,1 раза. У юношей тоже отмечена положительная динамика в подтягиваниях, но, к сожалению не такая большая, как у девушек. Представленные результаты указывают на то, что уровень
физической подготовленности отражается в росте силовых показателей.
Обобщенным показателем адаптации можно считать уровень здоровья курсантов. Здоровье, обобщенное понятие. Оно включает в себя достаточно широкий круг показателей. Методика экспресс-оценки уровня соматического здоровья, предложенная Г.Л. Апанасенко позволяет объективно оценить уровень соматического (физического) здоровья, а также выявить слабое звено в системе «организм». К сожалению, в статье будут представлены общие оценки уровня здоровья курсантов. Рассмотрение полученных результатов по составляющим методики возможно отразить в другой статье. Полученные результаты представлены на рис. 2.
Уровень соматического здоровья девушек за 3 года обучения вырос с 6,1±0,5 балла, что соответствует уровню здоровья ниже среднего, до 7,4±0,4 балла, что соответствует уровню здоровья среднее. Динамика достаточно слабая, но положительная.
Таблица 1
Данные показателей физической подготовленности курсантов по годам обучения
Девушки Юноши
Челночный бег 10x10 м, сек Наклоны туловища из положения лежа за 1 мин, кол-во раз Челночный бег 4x20 м, сек Подтягивания, кол-во раз
1 курс 29,6±3,1 25±5,1 15,9±3,0 14±2,4
2 курс 30,1±4,3 32±5,3 15,7±3,5 14,5±2,1
3 курс 29,5±2,7 38±7,1 15,6±2,3 15,5±2,5
Рис. 2. Данные показателей уровня соматического здоровья у курсантов по годам обучения № 3 / 2020 - Вестник экономической безопасности -
У юношей уровень соматического здоровья тоже изменился в положительную сторону с 7,1±0,8 балла до 8,2±0,7 балла. Хотя на 2 курсе был отмечен спад показателя. К сожалению, представляется, что обучение в образовательной организации МВД дает возможность молодым людям развиваться физически, и, как следствие, увеличивать потенциал здоровья. Но по-видимому баланс других составляющих учебного процесса не дает возможности значительного роста соматического здоровья курсантов.
Неотъемлемыми составляющими эффективности образовательной деятельности любого обучающегося являются пропуски занятий и успеваемость.
Одна из составляющих уровня здоровья является заболеваемость. Данный показатель является объективным. Его можно отследить в течении всего периода обучения у курсантов с помощью анализа журналов посещаемости учебных дисциплин. Так на рисунке 3 отражена динамика изменения уровня заболеваемости у курсантов. Поступив на 1 курс молодые люди сталкиваются с многими факторами, которые негативно сказываются на устойчивости организма к различным заболеваниям. Поэтому количество пропущенных занятий на 1 курсе самое большое. По тому, как проходит адаптация молодых людей к образовательной среде вуза, у них повышается общая устойчивость к негативным факторам. Так к старшим курсам снижается количество про-
пущенных занятий по болезни. Это подтверждается полученными данными.
Эффективность образовательной деятельности определяется в первую очередь конечным ее результатом или качеством усвоенного материала. Поэтому был проведен анализ успеваемости курсантов. Анализировались результаты сдачи экзаменационной сессии. При этом, как уже отмечалось, высокий результат освоения учебного материала является важным показателем эффективной адаптации курсантов. Средние оценки по сдаче экзаменационных сессий представлены на рис. 4.
Курсанты достаточно хорошо осваивают учебный материал. Они демонстрируют хорошую подготовленность к сдаче зачетов и экзаменов. Об этом свидетельствует достаточно высокий средний балл по итогам сессий Можно сделать заключение о том, что слабо изменяющийся уровень сдачи сессий указывает на положительный эффект адаптации курсантов.
Заключение. Рассмотрение исследуемых структурных компонентов адаптации курсантов образовательных организаций системы МВД способствовало более наглядному представлению и пониманию этого процесса. Процесс адаптации курсантов образовательных организаций МВД проявляется в создании у курсантов адаптационного потенциала, а также модели поведения, которая позволит им соответствовать условиям новой для
900 800 700 600 500 400 300
Рис. 3. Количество пропущенных занятий курсантами по болезни
4,3
4,2
4,1
4
3,9
2 семестр 3 семестр 4 семестр 5 семестр 6 семестр 7 семестр Рис. 4. Результаты сдачи экзаменационных сессий курсантами
них окружающей среды и требованиям профессиональной деятельности. Для курсантов в период обучения в вузе основной целью является приобретение профессиональных знаний, умений и навыков. Формирование необходимых профессиональных качеств сотрудника ОВД является необходимым условием успешной адаптации. Исходя из этого, образовательный процесс можно разделить условно на этапы. Определение и актуализация данных этапов является перспективным направлением дальнейших исследований. Также остается открытым вопрос об эффективности различных средств и методов для оптимизации процесса адаптации курсантов.
Литература
1. Аксенова А.Н., Варинов В.В., Пичугин М.Б. Адаптация, физическая работоспособность и физическая подготовленность курсантов-первокурсников Кузбасского института ФСИН России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4 (170). С. 6-11.
2. Аксенова П.Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2011. 254 с.
3. Башлуева Н.Н. Повышение эффективности обучения курсантов вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 291 с.
4. Галимова А.Г., Дагбаев Б.В., Кудрявцев М.Д. Адаптация организма курсантов к физическим нагрузкам на первом курсе обучения в образовательных организациях МВД Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 215-218.
5. Зауторова Э.В. Адаптация курсантов первого курса к условиям обучения в ведомственном вузе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 4 (67). С. 60-66.
6. Косыгина С.В. Психологическая и профессиональная адаптация курсантов вузов МВД России // Вопросы психологии экстремальных ситуаций.
2018. № 3. С. 38-43.
7. Лапкина Е.В., Надежкин Е.Г. Психологическая адаптация курсантов к обучению в военном вузе // Ярославский педагогический вестник.
2019. № 4 (109). С. 148-154.
8. Леухин О.Н., Уткин В.Е. Процесс адаптации реализация психолого-педагогических условий военно-профессиональной адаптации курсантов // Вестник военного образования. 2018. № 1 (10). С. 34-37.
9. Соловьева Л.В. Анализ проблематики социальной адаптации курсантов // Академия педагогических идей Новация. 2019. № 4. С. 23-26.
10. Фетисов В.Н. Психолого-педагогические основы профессиональной адаптации курсантов в средних учебных заведениях МВД: дис. ... канд. психол. наук. Сыктывкар, 2006. 175 с.