СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
Почекаева Ирина Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, филологии и перевода, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: pochekaeva@pspu.ru
Заркова Анастасия Алексеевна
студентка 741 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: nzarkv@mail.ru
PECULARITIES OF INTERPERSONAL CONFLICTS AMONG TEACHING STAFF
Irina Pochekaeva, Ph.D.
Associate Professor, English Language Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: pochekaeva@pspu.ru
Anastasia Zarkova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: nzarkv@mail.ru
Аннотация: в статье рассматриваются понятия межличностного конфликта и педагогического коллектива, причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе, а также приводятся результаты анкетирования школьных педагогов.
Ключевые слова: межличностный конфликт, педагогический коллектив, особенности, причины межличностных конфликтов.
Abstract: the article deals with the problem of interpersonal conflict between school teachers and highlights their causes. It presents the results of the survey concerning the problem under study.
Key words: interpersonal conflict, teaching staff, characteristics of interpersonal conflicts, causes of interpersonal conflicts.
Межличностный конфликт - это закономерная фаза развития межличностных отношений, в которой возникает требующее разрешения противоречие между личностно значимыми целями, принципами, мотивами субъектов, испытывающих и осознающих нервно-психическое напряжение и предпринимающих объективные действия, в результате которых нарушаются границы персонального пространства оппонентов [3]. Межличностный конфликт является одним из наиболее распространенных видов конфликтов, так как он может возникать в разных сферах деятельности, но стоит отметить, что
© Почекаева И.С., Заркова А.А., 2020
профессиональная область как одна из самых главных сфер взаимодействия человека в обществе подвержена конфликтному противостоянию в наибольшей степени. Взаимоотношения внутри педагогического коллектива также не являются исключением.
Формально педагогическим коллективом считается штатный состав образовательного учреждения, который включает учителей и административных работников, однако истинный педагогический коллектив обозначает «группу совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей» [1]. В педагогических коллективах очень важна роль человеческих отношений, так как зачастую качество образовательного процесса и достижение «общих образовательных целей» зависит именно от этого. Однако в настоящее время конфликтные ситуации между учителями возникают слишком часто, и все они несут в себе деструктивный потенциал и ухудшают качество образования.
Для объективного освещения проблемы межличностных конфликтов в педагогическом коллективе и выявления реальных причин возникновения конфликтов среди учителей в период с 1 декабря 2019 г. по 30 апреля 2020 г. мы опросили 40 педагогов, работающих в средних образовательных школах г. Перми.
В ходе анкетирования нам удалось определить, как часто возникают конфликты внутри педагогических коллективов (рис. 1).
Таким образом, наибольшее количество респондентов (48 % опрошенных) говорят о том, что конфликты между учителями возникают несколько раз в год. Еще 27 % педагогов ответили, что никогда не сталкивались с конфликтами на рабочем месте или же сталкивались, но очень редко. Стоит отметить, что в данную категорию респондентов входят 73 % молодых учителей. Так, мы можем предположить, что в силу небольшого времени работы в школе молодые
■ Никогда (очень редко)
■ Несколько раз в год
■ Несколько раз в неделю
Рис. 1. Частота возникновения конфликтов в педагогических коллективах
специалисты попросту не успели поучаствовать в конфликтных ситуациях со своими коллегами. Также 25 % опрошенных педагогов заявили, что в школах, где они работают, конфликты между учителями могут возникать несколько раз в неделю. Принимая во внимание все полученные ответы на данный вопрос, мы приходим к выводу, что конфликты внутри педагогических коллективов возникают всегда, но с разной частотностью.
Кроме того, нам удалось выяснить, насколько проблема межличностного конфликта на рабочем месте актуальна для каждого из учителей. Результаты ответов на вопрос «участвовали ли вы в конфликтах со своими коллегами?» выглядят следующим образом (рис. 2):
Данные диаграммы говорят о том, что большинству опрошенных учителей не приходилось вступать в конфликты с другими учителями. Тем не менее процент педагогов, участвовавших в таких конфликтах, ненамного меньше. Соотношение между опытными педагогами и молодыми специалистами, конфликтовавшими со своими коллегами, примерно равно: 47 % молодых учителей и 53 % опытных специалистов. Следовательно, проблема возникновения межличностных конфликтов в педагогическом коллективе актуальна как для молодых специалистов, так и для учителей со стажем.
В жизнедеятельности любого педагогического коллектива существуют две стороны: формальная (функционально-деловая) и неформальная (эмоционально-личностная). Как функционально-деловые, так и эмоционально-личностные конфликты возникают между различными категориями учителей [5]. Третий вопрос нашей анкеты помог нам определить, между какими категориями учителей чаще всего возникают конфликты в школах (рис. 3):
291
Молодой учитель и учитель со стажем работы
Учитель, имеющий звание или должностной статус и учитель, не имеющий их
Учителя, преподающие разные предметы
Учителя, преподающие один и тот же предмет
Учитель начальных классов и учитель среднего звена
Рис. 3. Категории учителей, участвующие в конфликтах
Самыми распространенными считаются конфликты между молодыми учителями и более опытными педагогами: их указали 32 % опрошенных. В свою очередь, конфликты между учителями, преподающими разные предметы, происходили у 22 % педагогов. Конфликты между учителями, имеющими звание или должностной статус (заслуженный учитель, учитель высшей категории), и учителями, не имеющими таковых, отметили 15 % анкетируемых. Довольно редко возникают конфликты между учителями начальных классов и среднего звена и учителями, преподающими один и тот же предмет.
Для того чтобы разрешить созревший межличностный конфликт между школьными педагогами, необходимо знать их истинные причины (рис. 4):
■ Личная неприязнь
■ Методические разногласия
■ Неудобное расписание занятий, распределение нагрузки
■ Неравноправное комплектование кабинетов техническими средствами и учебными пособиями
■ Пренебрежительное отношение опытных педагогов по отношению к молодым
■ Пренебрежительное отношение молодых педагогов по отношению к опытным
■ Другое
Рис. 4. Причины конфликтов в педагогических коллективах
292
Полученные данные говорят о том, что самой популярной причиной конфликта в педагогическом коллективе является нерациональная организация педагогического процесса, что подразумевает составление неудобного расписания занятий и распределение учебной нагрузки: как ее избыток, так и ее недостаток. С конфликтами на этой почве сталкиваются 32 % учителей, вне зависимости от их стажа работы в школе.
Причину конфликтов, основанную на пренебрежительном отношении опытных и пожилых педагогов по отношению к молодым вновь прибывшим в школу учителям, указали 21 % опрошенных респондентов. Таким образом, это вторая по распространенности причина конфликтов в учительской среде, которую можно еще охарактеризовать как конфликт поколений. Действительно, нежелание понимать роль и важность жизненного и педагогического опыта в оценке окружающего, особенно поведения и отношения к учительской профессии молодых специалистов, нередко приводит к тому, что учитель в возрасте старше пятидесяти лет чаще фиксирует свое внимание на негативных сторонах, ошибках современной молодежи, и это действительно ухудшает отношения в педагогическом коллективе и порождает конфликты [6]. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что никто из учителей не назвал причину конфликтов, заключающуюся в пренебрежительном отношении молодых педагогов по отношению к их опытным и пожилым коллегам.
Методические разногласия располагаются на третьем месте, так как 17 % учителей указали именно эту причину. Такая статистика вызывает тревогу, ведь сами по себе методические разногласия между учителями - это обычное явление в жизни любого педагогического коллектива, которое точно не должно ухудшать взаимоотношения между учителями и приводить к острым конфликтам.
Примерно одинаковыми по частоте являются конфликты на почве личной неприязни - их выделили 15 % респондентов. Как правило, такие конфликты возникают из-за того, что у конфликтующих сторон существуют негативные ассоциации с противоборствующей стороной, однако истинные причины лежат гораздо глубже, и выяснить их довольно сложно [2].
Только 5 % учителей, являющихся молодыми специалистами, указали такую причину, как неравноправное комплектование кабинетов техническими средствами и учебными пособиями.
В любом случае межличностные конфликты в педагогических коллективах неизбежны, поскольку бесконфликтное существование индивида в обществе априори невозможно, но они могут быть управляемыми, причем таким образом, что их негативные, деструктивные последствия минимизируются, а конструктивные возможности усиливаются [4, с. 52]. Для конструктивного разрешения межличностных конфликтов в педагогическом коллективе необходимо проводить специальным образом организованную работу, направленную на повышение уровня конфликтологической культуры коллег-педагогов.
Список литературы
1. Балабанов А.А., Чермянин А.В. Определение понятия «педагогический коллектив» // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. - 2018. - № 7.
2. Бокова И.В. Конфликт в системе «педагог - педагог» // Образование и воспитание. - 2019. - № 1 (21).
3. Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2003. - 204 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
5. Силина А.А. Управление конфликтами в образовательных учреждениях // Преемственность в образовании. - 2018. - № 19 (09).
6. Танярыкова М.С. Психология конфликтов педагогического коллектива в общеобразовательной среде // Вестник науки и образования. - 2020. -№ 1-1 (79).