Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ'

СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ОСОБЕННОСТИ / ПРИЧИНЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ / INTERPERSONAL CONFLICT / TEACHING STAFF / CHARACTERISTICS OF INTERPERSONAL CONFLICTS / CAUSES OF INTERPERSONAL CONFLICTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Почекаева Ирина Сергеевна, Заркова Анастасия Алексеевна

В статье рассматриваются понятия межличностного конфликта и педагогического коллектива, причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе, а также приводятся результаты анкетирования школьных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULARITIES OF INTERPERSONAL CONFLICTS AMONG TEACHING STAFF

The article deals with the problem of interpersonal conflict between school teachers and highlights their causes. It presents the results of the survey concerning the problem under study.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ»

СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

Почекаева Ирина Сергеевна

канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, филологии и перевода, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: pochekaeva@pspu.ru

Заркова Анастасия Алексеевна

студентка 741 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: nzarkv@mail.ru

PECULARITIES OF INTERPERSONAL CONFLICTS AMONG TEACHING STAFF

Irina Pochekaeva, Ph.D.

Associate Professor, English Language Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: pochekaeva@pspu.ru

Anastasia Zarkova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: nzarkv@mail.ru

Аннотация: в статье рассматриваются понятия межличностного конфликта и педагогического коллектива, причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе, а также приводятся результаты анкетирования школьных педагогов.

Ключевые слова: межличностный конфликт, педагогический коллектив, особенности, причины межличностных конфликтов.

Abstract: the article deals with the problem of interpersonal conflict between school teachers and highlights their causes. It presents the results of the survey concerning the problem under study.

Key words: interpersonal conflict, teaching staff, characteristics of interpersonal conflicts, causes of interpersonal conflicts.

Межличностный конфликт - это закономерная фаза развития межличностных отношений, в которой возникает требующее разрешения противоречие между личностно значимыми целями, принципами, мотивами субъектов, испытывающих и осознающих нервно-психическое напряжение и предпринимающих объективные действия, в результате которых нарушаются границы персонального пространства оппонентов [3]. Межличностный конфликт является одним из наиболее распространенных видов конфликтов, так как он может возникать в разных сферах деятельности, но стоит отметить, что

© Почекаева И.С., Заркова А.А., 2020

профессиональная область как одна из самых главных сфер взаимодействия человека в обществе подвержена конфликтному противостоянию в наибольшей степени. Взаимоотношения внутри педагогического коллектива также не являются исключением.

Формально педагогическим коллективом считается штатный состав образовательного учреждения, который включает учителей и административных работников, однако истинный педагогический коллектив обозначает «группу совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей» [1]. В педагогических коллективах очень важна роль человеческих отношений, так как зачастую качество образовательного процесса и достижение «общих образовательных целей» зависит именно от этого. Однако в настоящее время конфликтные ситуации между учителями возникают слишком часто, и все они несут в себе деструктивный потенциал и ухудшают качество образования.

Для объективного освещения проблемы межличностных конфликтов в педагогическом коллективе и выявления реальных причин возникновения конфликтов среди учителей в период с 1 декабря 2019 г. по 30 апреля 2020 г. мы опросили 40 педагогов, работающих в средних образовательных школах г. Перми.

В ходе анкетирования нам удалось определить, как часто возникают конфликты внутри педагогических коллективов (рис. 1).

Таким образом, наибольшее количество респондентов (48 % опрошенных) говорят о том, что конфликты между учителями возникают несколько раз в год. Еще 27 % педагогов ответили, что никогда не сталкивались с конфликтами на рабочем месте или же сталкивались, но очень редко. Стоит отметить, что в данную категорию респондентов входят 73 % молодых учителей. Так, мы можем предположить, что в силу небольшого времени работы в школе молодые

■ Никогда (очень редко)

■ Несколько раз в год

■ Несколько раз в неделю

Рис. 1. Частота возникновения конфликтов в педагогических коллективах

специалисты попросту не успели поучаствовать в конфликтных ситуациях со своими коллегами. Также 25 % опрошенных педагогов заявили, что в школах, где они работают, конфликты между учителями могут возникать несколько раз в неделю. Принимая во внимание все полученные ответы на данный вопрос, мы приходим к выводу, что конфликты внутри педагогических коллективов возникают всегда, но с разной частотностью.

Кроме того, нам удалось выяснить, насколько проблема межличностного конфликта на рабочем месте актуальна для каждого из учителей. Результаты ответов на вопрос «участвовали ли вы в конфликтах со своими коллегами?» выглядят следующим образом (рис. 2):

Данные диаграммы говорят о том, что большинству опрошенных учителей не приходилось вступать в конфликты с другими учителями. Тем не менее процент педагогов, участвовавших в таких конфликтах, ненамного меньше. Соотношение между опытными педагогами и молодыми специалистами, конфликтовавшими со своими коллегами, примерно равно: 47 % молодых учителей и 53 % опытных специалистов. Следовательно, проблема возникновения межличностных конфликтов в педагогическом коллективе актуальна как для молодых специалистов, так и для учителей со стажем.

В жизнедеятельности любого педагогического коллектива существуют две стороны: формальная (функционально-деловая) и неформальная (эмоционально-личностная). Как функционально-деловые, так и эмоционально-личностные конфликты возникают между различными категориями учителей [5]. Третий вопрос нашей анкеты помог нам определить, между какими категориями учителей чаще всего возникают конфликты в школах (рис. 3):

291

Молодой учитель и учитель со стажем работы

Учитель, имеющий звание или должностной статус и учитель, не имеющий их

Учителя, преподающие разные предметы

Учителя, преподающие один и тот же предмет

Учитель начальных классов и учитель среднего звена

Рис. 3. Категории учителей, участвующие в конфликтах

Самыми распространенными считаются конфликты между молодыми учителями и более опытными педагогами: их указали 32 % опрошенных. В свою очередь, конфликты между учителями, преподающими разные предметы, происходили у 22 % педагогов. Конфликты между учителями, имеющими звание или должностной статус (заслуженный учитель, учитель высшей категории), и учителями, не имеющими таковых, отметили 15 % анкетируемых. Довольно редко возникают конфликты между учителями начальных классов и среднего звена и учителями, преподающими один и тот же предмет.

Для того чтобы разрешить созревший межличностный конфликт между школьными педагогами, необходимо знать их истинные причины (рис. 4):

■ Личная неприязнь

■ Методические разногласия

■ Неудобное расписание занятий, распределение нагрузки

■ Неравноправное комплектование кабинетов техническими средствами и учебными пособиями

■ Пренебрежительное отношение опытных педагогов по отношению к молодым

■ Пренебрежительное отношение молодых педагогов по отношению к опытным

■ Другое

Рис. 4. Причины конфликтов в педагогических коллективах

292

Полученные данные говорят о том, что самой популярной причиной конфликта в педагогическом коллективе является нерациональная организация педагогического процесса, что подразумевает составление неудобного расписания занятий и распределение учебной нагрузки: как ее избыток, так и ее недостаток. С конфликтами на этой почве сталкиваются 32 % учителей, вне зависимости от их стажа работы в школе.

Причину конфликтов, основанную на пренебрежительном отношении опытных и пожилых педагогов по отношению к молодым вновь прибывшим в школу учителям, указали 21 % опрошенных респондентов. Таким образом, это вторая по распространенности причина конфликтов в учительской среде, которую можно еще охарактеризовать как конфликт поколений. Действительно, нежелание понимать роль и важность жизненного и педагогического опыта в оценке окружающего, особенно поведения и отношения к учительской профессии молодых специалистов, нередко приводит к тому, что учитель в возрасте старше пятидесяти лет чаще фиксирует свое внимание на негативных сторонах, ошибках современной молодежи, и это действительно ухудшает отношения в педагогическом коллективе и порождает конфликты [6]. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что никто из учителей не назвал причину конфликтов, заключающуюся в пренебрежительном отношении молодых педагогов по отношению к их опытным и пожилым коллегам.

Методические разногласия располагаются на третьем месте, так как 17 % учителей указали именно эту причину. Такая статистика вызывает тревогу, ведь сами по себе методические разногласия между учителями - это обычное явление в жизни любого педагогического коллектива, которое точно не должно ухудшать взаимоотношения между учителями и приводить к острым конфликтам.

Примерно одинаковыми по частоте являются конфликты на почве личной неприязни - их выделили 15 % респондентов. Как правило, такие конфликты возникают из-за того, что у конфликтующих сторон существуют негативные ассоциации с противоборствующей стороной, однако истинные причины лежат гораздо глубже, и выяснить их довольно сложно [2].

Только 5 % учителей, являющихся молодыми специалистами, указали такую причину, как неравноправное комплектование кабинетов техническими средствами и учебными пособиями.

В любом случае межличностные конфликты в педагогических коллективах неизбежны, поскольку бесконфликтное существование индивида в обществе априори невозможно, но они могут быть управляемыми, причем таким образом, что их негативные, деструктивные последствия минимизируются, а конструктивные возможности усиливаются [4, с. 52]. Для конструктивного разрешения межличностных конфликтов в педагогическом коллективе необходимо проводить специальным образом организованную работу, направленную на повышение уровня конфликтологической культуры коллег-педагогов.

Список литературы

1. Балабанов А.А., Чермянин А.В. Определение понятия «педагогический коллектив» // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. - 2018. - № 7.

2. Бокова И.В. Конфликт в системе «педагог - педагог» // Образование и воспитание. - 2019. - № 1 (21).

3. Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2003. - 204 с.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

5. Силина А.А. Управление конфликтами в образовательных учреждениях // Преемственность в образовании. - 2018. - № 19 (09).

6. Танярыкова М.С. Психология конфликтов педагогического коллектива в общеобразовательной среде // Вестник науки и образования. - 2020. -№ 1-1 (79).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.