СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Почекаева Ирина Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, филологии и перевода, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Главатских Варвара Викторовна
студент 741 группы факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: varya.glavatskikh@mail. ru
STRATEGIES FOR INCREASING EMOTIONAL INTELLIGENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Irina Pochekaeva,Ph.D.
Associate Professor, English Language Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Glavatskih Varvara
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: varya.glavatskikh@mail. ru
Аннотация: рассматриваются современные педагогические технологии развития эмоционального интеллекта младших школьников на уроке английского языка. Дело в том, что вопросы формирования эмоционального интеллекта на практике, в частности в контексте школьного обучения, разработаны недостаточно и остаются актуальной психолого-педагогической проблемой.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, ЭИ, развитие младших школьников, педагогические технологии, обучение английскому языку.
Abstract: the article presents research on teaching strategies and activities which can foster the development of emotional intelligence in teaching foreign languages. The matter is that the problem of the development of emotional intelligence, in particular in the context of school education, is not sufficiently developed and remains an actual psychological and pedagogical problem.
Key words: emotional quotient, emotional intelligence, EQ, EI, primary school children, teaching strategies, teaching foreign languages.
В настоящее время все больше вызывает интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект - это явление, которое объединяет
в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. В настоящее время многие эксперты считают, что коэффициент эмоционального интеллекта человека может быть важнее, чем коэффициент интеллекта, и является определяющим для достижения успеха.
Концепцию эмоционального интеллекта разработали в 1990 г. психологи Питер Сэловей из Йельского университета и Джон Мэйер из Университета Нью-Гэмпшира. Их работа продемонстрировала влияние эмоций на мышление и поведение человека.
В 1995 г. Д. Гоулман основал свою концепцию на первоначальных представлениях Сэловея и Мэйера. Структура ЭИ Д. Гоулмана иерархична и в настоящее время включает пять составляющих [4]:
1. Самосознание - анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений; понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей; чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности.
2. Самоконтроль - умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы; проявление честности и прямоты, надежность; гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий; готовность к активным действиям и умение не упускать возможности; умение позитивно смотреть на вещи.
3. Мотивация — способность использовать глубинные склонности и предпочтения для достижения цели, проявлять инициативу, не отступать и не отчаиваться из-за неудач.
4. Эмпатия - умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам; понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.
5. Социальные навыки - умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего; владение рядом тактик убеждения; поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений; разрешение разногласий; культивация и поддержание социальных связей; командная работа и сотрудничество.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в младшем школьном возрасте (с 7 до 11 лет), поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства) [2, с. 230].
Факторами, воздействующими на формирование эмоционального интеллекта, являются жизненные ситуации, которые могут приносить ребенку различные чувства тревоги, беспокойства, радости и т.д. Их значимость заключается в том, что осмысление ребенком своих эмоций и эмоций
окружающих дает ребенку заключение об окружающей его ситуации и готовит его к соответствующей эмоциональной реакции.
Эмоциональная сфера, наравне с интеллектуальной, играет важнейшую роль в формировании языковых навыков и речевых умений на родном и иностранном языке в младшем школьном возрасте. Опережающее развитие эмоциональной сферы детей улучшает качество обучения иностранному языку в раннем возрасте.
Исследования российских и зарубежных психологов показали, что умение обдумать, распознать, определить эмоцию и контролировать свое эмоциональное состояние является чертой высокоразвитого эмоционального интеллекта и профессиональной компетентностью XX в.
Урок иностранного языка предоставляет определенные возможности развития эмоционального интеллекта детей. Иностранный язык является одним из немногих предметов, в рамках которых возможно моделирование различных коммуникативных ситуаций, позволяющих ученикам представить себя вне школьных стен и отработать определенные людьми модели поведения. Эмоциональный интеллект является важной составляющей успешной коммуникации и может развиваться только в процессе коммуникации, моделируемой на уроках иностранного языка [1, с. 142-143].
Эффективной возможностью развития эмоционального интеллекта обладают современные педагогические технологии.
Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [9].
Применяя разные педагогические технологии на уроках, процесс обучения английскому языку можно рассматривать с совершенно новой точки зрения и осваивать новые механизмы формирования личности, добиваясь качественных результатов в более комфортных условиях преподавания.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными для развития эмоционального интеллекта младших школьников на уроках английского языка с нашей точки зрения являются:
• игровые технологии;
• обучение в сотрудничестве (cooperative learning);
• ситуационный анализ или кейс-стади (case-study);
• технология проектного обучения;
• рефлексия, которая реализуется во всех перечисленных выше технологиях.
Данные технологии были выбраны из всего многообразия инновационных направлений по двум причинам:
1. В условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко интегрируются в учебный процесс, позволяя достигать поставленные цели.
2. Данные технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей. Улучшают их социальные навыки и самооценку, способствуют развитию эмпатии, повышают мотивацию.
Остановимся подробнее на вышеперечисленных технологиях обучения.
Игровые технологии основываются на раскрытии потенциала и развитии творческого мышления учащихся во время совместного рассмотрения и решения поставленных задач.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане [6].
Идея обучения в сотрудничестве (cooperative learning) зародилась в 20-е гг. прошлого столетия. Сама идея обучения в малых группах (3-6 человек) принадлежит Дж. Дьюи, однако как педагогическая технология была детально разработана в 70-е гг. тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Р. Джонсон, Д. Джонсон) и группой Эл. Аронсона (Калифорния). Примерно в те же годы свою модификацию метода предложила группа Шломо Шарана из Тель-Авивского университета (Израиль). В дальнейшем появлялось много разнообразных вариантов этой технологии (С. Каган, Р. Лотан, др.) [8].
Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Такая работа дает важные результаты:
- оказывает положительное влияние на характер межличностного общения: повышается стремление к сотрудничеству внутри группы, к поиску поддержки среди участников дискуссии;
- оказывает влияние и на психологическое здоровье учащихся: повышается самооценка, уровень коммуникабельности, умение противостоять стрессовым ситуациям [10].
Возможны следующие варианты обучения в сотрудничестве: think-pair-share (подумай — обратись к партнеру), «пила», обучение в командах на основе игры (Student Teams — Achievement Division or STAD), индивидуальная работа в команде (Team Assisted Individualization, TAI).
Ситуационный анализ, или кейс-стади (case-study), как педагогическая технология также может представлять интерес для учителя иностранного языка. Это один из действенных способов, стимулирующих учащихся к активной речевой деятельности, самостоятельному мышлению.
Кейс-стади (case-study) - это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительной особенностью метода кейс-стади является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Различают следующие виды кейсов: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации-проблемы.
Метод кейс-стади развивает такие качества личности как:
- аналитические умения - умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать ее;
- практические умения - использование на практике академической теории, методов и принципов;
- творческие умения - одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем;
- коммуникативные умения - умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа средства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет;
- социальные умения - оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать свое и т.д. [5].
Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость [9].
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д. [3].
Технология рефлексии помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы.
Рефлексия направлена на активизацию процесса осознания и осмысления осуществляемой в данное время предметной деятельности: ее направление, цель, основные этапы, проблемы, противоречия, способы деятельности, результаты.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует
развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности [7].
Подводя итог, можно отметить, что уроки иностранного языка как нельзя лучше подходят для интеграции эмоций в процесс преподавания, а привнесение эмоционального компонента способствует более успешному его изучению.
Современные педагогические технологии при успешной интеграции в учебный процесс, позволяют не только обеспечивать успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и способствуют развитию эмоционального интеллекта.
Практика показывает, что использование таких технологий, как кейс-стади, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, технологии проектного обучения и рефлексия, на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, дает возможность менять формы деятельности, переключать внимание на ключевые вопросы темы занятия. Эти технологии помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем, улучшают социальные навыки и самооценку учащихся, способствуют развитию эмпатии, повышают мотивацию.
Список литературы
1. Ахметшина Э.И. Современные образовательные технологии в преподавании английского языка // Молодой ученый. — 2018. — №29. — С. 142-143.
2. Болотова А., Молчанова О. Психология развития и возрастная психология. - М.: ВШЭ, 2012. - 528 с.
3. Гилева Е.А. История развития метода проектов в российской школе // Наука и школа. - 2007. - №4. - С.13-15.
4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 544 с.
5. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // СИСП. - 2013. - №6 (26).
6. Королева Н.М. Использование игровой деятельности на уроках по иностранному языку для младшего школьного возраста // СИСП. - 2010. - №4.
7. Марико В.В., Михайлова Е.Е. Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития // Вестник ННГУ. - 2013. - №6-1.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2010. — 272 с.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
10. Johnson D. W., Johnson R.T. & Holubec E.J. Cooperation in the classroom. - Edina, MN: Interaction Book Company, 2008. -328 с.
УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Почекаева Ирина Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, филологии и перевода, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Заркова Анастасия Алексеевна
студентка 731 группы. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
MANAGEMENT OF INTERPERSONAL CONFLICTS BETWEEN
TEACHERS
Irina Pochekaeva
Associate professor, English Language Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Anastasia Zarkova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group731, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация: рассматриваются особенности межличностных конфликтов, возникающих внутри педагогических коллективов, причины их возникновения, а также тактика и стратегия разрешения конфликтов данного типа.
Ключевые слова: межличностные конфликты, причины, управление межличностными конфликтами.
Abstract: the article deals with the characteristics of interpersonal conflicts arising between teachers and their causes, as well as the tactics and strategy for resolving conflicts of this type.
Key words: interpersonal conflict, characteristics of interpersonal conflicts, causes of interpersonal conflicts, management of interpersonal conflicts.
Еще с древнейших времен проблема межличностных конфликтов привлекала к себе особое внимание человека, и именно поэтому упоминание о конфликтах данного типа встречаются во многих дошедших до нас
195