Научная статья на тему 'Влияние изучения иностранного языка в школе на формирование эмоционального интеллекта учащихся'

Влияние изучения иностранного языка в школе на формирование эмоционального интеллекта учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2541
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ШКОЛА / МОТИВАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / FOREIGN LANGUAGE / EMOTIONAL COMPETENCE / SCHOOL / MOTIVATION / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиркова Ксения Алексеевна

Статья посвящена развитию эмоционального интеллекта учащихся на уроках иностранного языка. Проанализированы и рассмотрены принципы эмоционального интеллекта; установлены наиболее эффективные возможности развития эмоционального интеллекта; рассмотрены виды и типы упражнений, способствующие проявлению активности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FOREIGN LANGUAGE STUDY AT SCHOOL ON THE FORMATION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS

This article deals with the development of emotional intelligence of students in foreign language lessons. Special attention is paid to the influence of foreign language study on the formation of emotional intelligence in school. The principles of emotional intelligence were analysed in this article. As a result of the experience the most effective opportunities for the development of emotional intelligence were established. Types of exercises that promote students activity were considered.

Текст научной работы на тему «Влияние изучения иностранного языка в школе на формирование эмоционального интеллекта учащихся»

Актуальные проблемы педагогики

К.А. Жиркова

Влияние изучения иностранного языка в школе на формирование эмоционального интеллекта учащихся

Статья посвящена развитию эмоционального интеллекта учащихся на уроках иностранного языка. Проанализированы и рассмотрены принципы эмоционального интеллекта; установлены наиболее эффективные возможности развития эмоционального интеллекта; рассмотрены виды и типы упражнений, способствующие проявлению активности учащихся.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, иностранный язык, эмоциональная компетентность, школа, мотивация, формирование.

Актуальной проблемой в психолого-педагогической науке остается развитие эмоционального интеллекта учащихся на уроках иностранного языка. Г лавная цель развития эмоционального интеллекта - мотивация к его изучению, а также практическое применение изучаемого языка.

Термин «эмоциональный интеллект» в отечественной и зарубежной методиках в последние годы получил широкое распространение. Первое использование термина «эмоциональный интеллект» обычно связывают с научным исследованием Уэйна Пейна «Исследование эмоций: Развитие эмоционального интеллекта» [4].

Эмоциональный интеллект относят к способности воспринимать, оценивать и контролировать эмоции. Некоторые исследователи предполагают, что эмоциональный интеллект можно изучать и укреплять, в то время как другие утверждают, что он врожденный.

В научных исследованиях нет единого определения эмоционального интеллекта. Ученые, занимающиеся этим вопросом, сходятся во мнении, что данное понятие позволяет объединить в себе умения различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями партнеров по общению. Стоит так же отметить, что большинство ученых, говоря об эмоциональном интеллекте, учитывают два основных аспекта: способность к управлению собственными эмоциями и создание благоприятной эмоциональной атмосферы в отношениях с другими людьми.

Если говорить о необходимости развития совокупности способностей, качеств и умений, объединенных понятием «эмоциональный интеллект»,

следует отметить, что эмоциональные умения и привычки, заложенные в

~ Т"1 ^ х

детстве, станут определяющими на всю дальнейшую жизнь. Более того, | о

умение управлять своей эмоциональной сферой оказывает благотворное | §

влияние на психическое и соматическое здоровье ребенка, в то время как с ^

отсутствие данных способностей может привести к алекситимии - закрепленному комплексу качеств, характеризующемуся затруднением в осознании и определении собственных эмоций [2].

В современной школе урок иностранного языка дает возможности развития эмоционального интеллекта учащихся, например, использование различных коммуникативных ситуаций.

Как говорилось ранее, эмоциональный интеллект является одним из компонентов успешной коммуникации и развивается только в ее процессе. В лингводидактике многие специалисты считают, что именно обучение иностранному языку оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка и, главным образом, на его эмоциональную сферу. Иностранный язык является предметом интегративным и охватывает весь спектр интересов человека: литературу, искусство, политику, спорт. Это позволяет сделать его личностно-значимым для учащихся. Таким образом, эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в формировании языковых навыков и речевых умений в процессе изучения иностранного языка, в результате улучшается качество обучения иностранному языку в школе.

Развитие эмоционального интеллекта у школьников зависит от всех уровней деятельности учителя, начиная с планирования уроков и заканчивая характером взаимоотношений в классе как между учениками, так и между учителем и детьми. Подтверждением этому может служить книга «Эмоциональный интеллект», написанная американским психологом Дэниелом Гоуманом. В ней автор пишет о двух типах эмоционального интеллекта: внутриличностных (intra-personal) и межличностных (interpersonal).

В целях широкого раскрытия понятия «эмоциональный интеллект» рассмотрим понятие «эмоциональная компетентность». Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями.

гоулман предлагает следующие принципы эмоционального интеллекта: самооценка, самосознание, саморегуляция, мотивация, социальная, эмпатия, социальные навыки [1].

Рассмотрим их на примере обучения иностранному языку в школе, опираясь на наш исследовательский опыт.

Актуальные проблемы педагогики

Одним из главных принципов является самооценка. При обучении необходимо уделять внимание способностям каждого ученика и их потенциальным возможностям. Следует также оценивать усилия, затраченные на достижение поставленной цели.

Следующий принцип - самосознание. В процесс обучения вводится самоконтроль, когда каждый ученик может сам оценивать свои достижения и результаты. В целях развития реалистического мышления, необходимо делать упор на саморефлексию ребенка, его оценку своих положительных и отрицательных действий и эмоций. Сочинение рассказов, по мнению Л. Шапиро, является одним из лучших способов развития реалистического мышления детей. Научившись вести внутренний диалог с самим собой, ученики смогут лучше концентрировать свое внимание на выполнении стоящей перед ними задачи и работать более эффективно. Постоянное обращение к саморефлексии ребенка может способствовать развитию техник общения со своим «я» и стать неотъемлемой частью мыслительной и поведенческой деятельности учеников [3, с. 147].

Принцип саморегуляции заключается в демонстрировании различных моделей поведения. При этом можно использовать различные коммуникативные ситуации. одним из важных качеств, который показывает уровень эмоционального интеллекта, является наличие чувства юмора.

К одному из самых важных принципов формирования эмоционального интеллекта можно отнести принцип мотивации достижения. Главной задачей это принципа является создание веры у учеников в свои способности и возможности. В целях достижения этого в процессе обучения необходимо ставить перед учащимися такие задачи и цели, которые он в силе выполнить; при этом нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не конечный результат.

Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. В учебном процессе учащиеся должны научиться обращать внимание на то, какие эмоции испытывают другие ученики в различных ситуациях.

Рассматривая социальные навыки важно обратить внимание на обеспечение детей такими заданиями, которые позволяют им учиться работать в группах или в паре. Учителю необходимо обращать свое внимание и поддерживать дружественные детские группы, которые образовались в классе.

Все указанные принципы обычно используются и реализуются в различных типах упражнений. Существуют также различные приемы и техники. Среди наиболее важных можно выделить игровые формы заданий.

В нашем опыте наиболее эффективной возможностью развития эмоционального интеллекта выступают виды и типы заданий, способствующие проявлению активности учащихся при диалогических и монологических высказываниях, а также на упражнениях-дискуссиях. при такой организации педагогической деятельности учащиеся общаются и делятся своими идеями на английском языке. Но для достижения заданной цели необходимо создание атмосферы доверия в педагогическом процессе. В целях ее достижения, используются упражнения, в которых учащиеся должны узнать об интересах друг друга, привычках, предпочтениях и характере каждого из участника педагогического процесса. Такие типы заданий не только способствуют развитию умений и навыков диалогической и монологической речи, но и улучшают психологическое взаимоотношение учащихся. Состав группы, в нашем опыте, менялся так, чтобы учащиеся с высоким эмоциональным интеллектом переходили разные группы. В таких случаях было отмечено, что у учащихся с более низким уровнем эмоционального интеллекта происходило его развитие.

Таким образом, мы делаем вывод, что эмоциональный интеллект развивается в процессе коммуникации, которая моделируется на уроке иностранного языка. Эмоциональная сфера учащихся, подключенная в процессе обучения, обеспечивает успешное усвоение и повышение результативности.

Библиографический список

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2008.

2. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. 1987. № 6.

3. Шапиро Л. Как воспитать ребенка с высоким коэффициентом эмоционального развития. М., 2005

4. Payne W.L. A study of emotion: developing emotional intelligence; self integration; relating to fear, pain and desire // Dissertation Abstracts International. № 47.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.