Научная статья на тему 'Развитие эмоционального интеллекта студентов-юристов на занятиях английского языка'

Развитие эмоционального интеллекта студентов-юристов на занятиях английского языка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
612
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЗАНЯТИЕ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЭМПАТИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ENGLISH CLASSES / PROFESSIONAL EDUCATION OF LAW STUDENTS / SELF-REGULATION / EMPATHY / MOTIVATION FOR ACHIEVEMENT / REFLECTION / EMOTIONAL RESPONSIVENESS / INDIVIDUAL STYLE OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ежова Наталия Федоровна

Статья посвящена актуальной проблеме профессиональной подготовки студентов-юристов. Для решения данной проблемы особый интерес представляет рассмотрение вопроса развития эмоционального интеллекта студентов-юристов на занятиях английского языка. Данные занятия позволяют студентам воспринимать эмоции других людей, выраженные в языке носителя, и самим выражать свои эмоции, эмпатию и т.п. в своей профессиональной речи на английском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF LAW STUDENTS IN ENGLISH CLASSES

The article is devoted to the recent problem of professional training of law students. To solve this problem special consideration is given to the development of the emotional intelligence of law students in English classes. These classes allow students to perceive the emotions of others, expressed in the language of native speakers, and express their emotions, empathy, and others in his professional speech in English.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоционального интеллекта студентов-юристов на занятиях английского языка»

в

•МШЯЖ Ежова Н. Ф.

УНИВЕРСИТЕТА Развитие эмоционального интеллекта ^4 7

имени o.e. кутафина(мгюА) студентов-юристов на занятиях английского языка

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме профессиональной подготовки студентов-юристов. Для решения данной проблемы особый интерес представляет рассмотрение вопроса развития эмоционального интеллекта студентов-юристов на занятиях английского языка. Данные занятия позволяют студентам воспринимать эмоции других людей, выраженные в языке носителя, и самим выражать свои эмоции, эмпатию и т.п. в своей профессиональной речи на английском языке.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, занятие английским языком, профессиональное образование студентов-юристов, саморегуляция, эмпатия, мотивация достижения, рефлексия, эмоциональная отзывчивость, индивидуальный стиль познавательной деятельности.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.51.11.047-053

N. F. EZHOVA, PhD in Philology, Associate Professor of English Faculty № 1 of the Department of Legal Translation of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) nezhova@rambler.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9 DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF LAW STUDENTS IN ENGLISH CLASSES Abstract. The article is devoted to the recent problem of professional training of law students. To solve this problem special consideration is given to the development of the emotional intelligence of law students in English classes. These classes allow students to perceive the emotions of others, expressed in the language of native speakers, and express their emotions, empathy, and others in his professional speech in English. Keywords: emotional intelligence, English classes, professional education of law students, self-regulation, empathy, motivation for achievement, reflection, emotional responsiveness, individual style of cognitive activity.

Наталия Федоровна ЕЖОВА,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка № 1 Института юридического перевода Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) nezhova@rambler.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

На современном этапе высшего образования возрастает уровень запросов общества к качеству профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции и уровню сформированности их профессионально © Н. Ф. Ежова, 2018

48

ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ и ттшь.

значимых характеристик, которые в существенной степени формируются на вузовском этапе профессиональной подготовки.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» основным принципом в области образования провозглашен «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья индивида, свободного формирования личности, воспитания у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам индивида, любви к Родине, семье» (п. 1 ст. 2). Закон обязывает ориентировать содержание образования на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», «интеграцию личности в национальную и мировую культуру», «обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества».

В современном обществе сложилась довольно отчетливая тенденция к увеличению уровня профессионализма специалистов в области юриспруденции. Общество как никогда нуждается в высококвалифицированных кадрах. В связи с этим возникла острая необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров юристов в вузе. Быстро меняющиеся социально-экономические и политические условия формирования общества актуализируют проблему формирования личностно-профессиональных качеств студентов-юристов, в том числе их эмоционального интеллекта.

По нашему мнению, профессия юриста требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умений быстро и грамотно адаптироваться к новым и нестандартным профессиональным ситуациям. Обществу нужен специалист, самостоятельно и критически мыслящий, который способен видеть проблему и творчески ее решать. Профессия требует формирования у студентов бакалавров самостоятельности и инициативы в приобретении новых знаний в вузе, а затем и в последующие годы1.

Следовательно, приоритетным в профессиональном образовании студентов-юристов выступает процесс повышения требований к психологическим характеристикам личности, уровню профессионализма и, соответственно, психологической готовности. Очевидным является тот факт, что эффективность личности в профессиональной деятельности взаимосвязана с уровнем квалификации, со знаниями и умениями, уровнем интеллекта и эрудиции.

Понятие эмоционального интеллекта в целом — это следствие сформиро-ванности общих представлений о социальном интеллекте. Основной причиной для выделения эмоционального интеллекта как самостоятельной способности или черты послужило частое несовпадение уровня общего интеллекта и успеха личности во взаимодействии с социальным окружением.

Эмоциональный интеллект — это динамичная величина. В самом широком понимании эмоциональный интеллект объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Эмоциональный интеллект,

1 См. подробнее: Ежова Н. Ф. Исследовательская деятельность студентов-юристов на занятиях английского языка // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. Актуальные проблемы языковой подготовки в неспециальных вузах : материалы VI Международной научно-практической конференции. Вып. 5 (18). Воронеж, 2017. С. 62.

в

•МШЯЖ Ежова Н. Ф.

УНИВЕРСИТЕТА Развитие эмоционального интеллекта ^^^Э

имени o.e. кугафина(мгюА) студентов-юристов на занятиях английского языка

по мнению Д. Гоулмана, — это «вероятность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других, и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими»2.

В психологической науке проблема эмоционального интеллекта индивида отражена в многообразных аспектах. П. Сэловеем и Дж. Майером был введен термин «эмоциональный интеллект», он рассматривался как один из основных видов интеллекта. Исследованием эмоционального интеллекта занимались такие зарубежные ученые, как Р. Барон и Г. Гарднер. Широкое же распространение понятие «эмоциональный интеллект» получило благодаря работам Д. Гоулмена и М. Ка де Ври. Исследованием эмоциональности занимались такие отечественные ученые и психологи, как И. Н. Андреева, Е. П. Ильин, Д. Ушаков, взаимосвязью между интеллектом и эмоциями —Л. С. Выготский, В. О. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, эмоциональным воображением — А. В. Запорожец, на современном этапе исследованием эмоционального интеллекта занимался Д. Люсин.

Эмоциональный интеллект соединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения регулировать собственные эмоции и влиять на эмоциональное состояние партнера по общению. Способность к саморегуляции и умение конструктивно строить общение с любым партнером являются профессионально важными качествами для всех помогающих профессий, и прежде всего для профессиональной деятельности юриста. Юрист постоянно профессионально общается с людьми разного возраста, статуса и, кроме того, обучается анализировать, «считывать» невербальные компоненты общения, быстро и эффективно ориентироваться в различных ситуациях взаимодействия. В коммуникативной деятельности общего интеллекта оказывается недостаточно, здесь нужны особые способности быстро и проницательно оценивать и принимать оптимальные для данной конкретной ситуации общения решения и адекватно их эмоционально и поведенчески реализовывать. Такие способности были названы эмоциональным интеллектом, который во многом определяет возможность профессионального и жизненного успеха в целом.

Развитие эмоционального интеллекта студентов-юристов на занятиях английского языка требует развития так называемой «эмоциональной грамотности», что обнаруживается в способности проявлять свои эмоции на английском языке. В преподавании английского языка развиваются многие компоненты эмоционального интеллекта, среди которых можно выделить такие, как: саморегуляция, эм-патия, мотивация достижения, рефлексия. Данные компоненты лежат в основе Т

более эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции О

студентов. Л

Эмоциональный интеллект реализуется носителем языка только в процес- Н

сах коммуникации. Эти процессы в профессиональном становлении студентов- г

Ш m

юристов необходимо моделируются на занятиях английского языка. Полноцен- ^

ная актуализация эмоциональной сферы, опыта студента-юриста на занятиях Т

английского языка во многом содействует более эффективному его усвоению. Ч

Необходимым условием работы в группе студентов является соблюдение т

эмоционального взаимодействия между ними и преподавателем. В качестве д

О

--Й

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М. : АСТ, 2009. С. 65. НАУКИ

>

2

50

тодц li l ■ LJIAlf

ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ ß^j^umiuui^

приемов могут быть использованы обратная связь и сочетание вербальных и невербальных средств коммуникации.

При построении диалога на занятиях английского языка необходимо обращать внимание группы на следующие приемы речевого развития: адекватность интонирования своего высказывания, умение не смешивать основные диалоговые структуры, усиление эмоционально-оценочного отношения к коммуникативной ситуации и предмету коммуникации, адекватное и вместе с тем активное использование жестов и мимики.

При реализации традиционных методов и приемов изучения иностранного языка преобладающими были методы обучения, основанные на механическом запоминании языкового материала. В такой ситуации педагогом не учитывалось многообразие эмоций и чувств, выраженных в языке, на котором ведется диалог а также взаимодействие внутри учебной группы и с педагогом. В методических условиях коммуникативного подхода, где приоритетной является работа в парах и группах, важными становятся как поддержка и эффективное взаимодействие, так и многообразие актуальных эмоциональных состояний.

Следовательно, диалоговая форма работы в студенческой группе определяет выбор приемов и дидактических средств обучения. Они направлены на обеспечение эмоционального комфорта для каждого студента с разными языковыми способностями и эмоциональным опытом.

В учебной деятельности готовность к сотрудничеству и межличностному взаимодействию во многом обеспечиваются позитивными эмоциями. Однако, как показывает практика преподавания английского языка, существуют факторы, которые снижают эффективность работы в группе. К таким факторам можно отнести присутствие негативных эмоций в процессе коммуникации, эмоциональную нестабильность участников диалога, слабую учебную мотивацию, а также отсутствие умений и навыков диалогового взаимодействия.

В такой ситуации педагогу «можно сосредоточиться на преподавании языковых структур, которые выражают эмоции, а также активно использовать игровые формы»3.

В группе студентов на семинарских или практических занятиях целесообразно разнообразить формы предлагаемого учебного языкового материала. Как отмечает А. И. Кириллова, «это можно сделать посредством включения игровых ситуаций, историко-культурного материала, психологических практикумов, использования различных форм и типов контроля»4. В подобной ситуации студенты получают возможность сотрудничать, реагировать на противоречие, сомневаться, уважать мнение другого человека и т.д. Особенно важно создавать условия для самостоятельной деятельности в процессе усвоения нового знания. При выборе дидактического языкового материала необходимо делать акцент на личный опыт и индивидуальный стиль познавательной деятельности студентов-юристов в ходе выполнения дифференцированных по сложности заданий,

3 Программа развития эмоционального интеллекта в процессе обучения // URL: http:// psihdocs.ru/pedagogicheskij-dialog-v-vuze-teoriya-pozicii-praktika.html?

4 Кириллова А. И. Формирование эмоционального интеллекта на занятиях иностранного языка // Современная педагогика. 2014. № 2. С. 68.

в

•МШЯЖ Ежова Н. Ф.

УНИВЕРСИТЕТА Развитие эмоционального интеллекта 5Э1

имени o.e. кугафина(мгюА) студентов-юристов на занятиях английского языка

выбора форм контроля и самодиагностики знаний. В ходе каждого конкретного занятия следует прибегать к средствам эмоциональной поддержки и создания психологически комфортной атмосферы благодаря возможности выбора: сложности, темпа, режима обучения.

Описывая эмоции, можно расположить их в соответствии с их противоположными свойствами, например, эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, безопасность и страх, горе и радость и т. д.

Одна из главных трудностей при описании эмоций заключается в том, что нужно передать словами все оттенки переживаний, еще одна трудность —в том, что эмоции одновременно проявляются и во внутренних переживаниях, и в поведении. Например, для выражения своих эмоций можно предложить такие диалоги:

Т — How are you?

Р — I'm fine (not so good, not bad, so-so, terrible, sleepy, humorous, and excited). / I'm in good (bad) mood today. I feel like singing and dancing today, because I have passed my exams successfully. (Я в хорошем настроении. Хочется петь и танцевать, потому что я сдал все экзамены успешно.)

В использовании на уроках таких минидиалогов заложены большие ресурсы для развития эмоциональных компетенций.

Для развития эмпатии можно использовать такие упражнения, как комплимент-похвала. Например, предложить обменяться мнениями о своих друзьях. Здесь же можно использовать прилагательные, описывающие деловые качества, стиль работы, умственные способности, поведение (clever—умный, quick-minded — сообразительный, active — активный, passive — пассивный, hard-working — трудолюбивый, energetic — энергичный, enthusiastic — полный энтузиазма, talkative — разговорчивый). Приведем примеры таких упражнений:

1. Комплимент и похвала играют разные роли в диалоговом общении. Похвала — это позитивная оценка деятельности или подкрепление в ходе успешной работы. Комплимент — это способ выразить одобрение, независимо от того, что человек сделал.

2. Похвала, поддержка — поделитесь своими чувствами, которые вы испытываете по отношению к своему другу или к своим родителям. Предлагается использовать выражения: I feel like (я чувствую), I am happy (я счастлив) / I am Е glad (я рад). Т

3. Комплимент: That's a wonderful color on you. — Thanks a lot. I'm very glad you О like it. (Какой красивый цвет! Большое спасибо за комплимент. Я рада, что Л

совет. Например, можно посоветовать своему другу, как лучше провести вы-

вам нравится.) Н

4. Упражнения, в которых есть различного рода эмоциональные пожелания, г

помогают проникнуться жизнью товарищей, воспитывать сочувствие, сопе- И

реживание. По назначению это может быть пожелание к празднику, пожела- Т

ние по какому-либо случаю или к уроку: I wish you a Happy New Year (желаю Ч

счастливого Нового Года!), I wish you success at your exams (желаю успехов m

на экзаменах). К

О

5. Открытость, гибкость можно проявить в таких упражнениях, когда мы даем Й

НАУКИ

>

TOW Ii I ■ LI l/l IS

52 ВЕКТОР ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ ^У^ерситета

L-и мени О. Е. Кутафи на (МГЮА)

ходные, начав фразу так: I want you to have a good time at weekends (Я хочу, чтобы ты отдохнул хорошо в выходные), so I'd advice (я хотел бы посоветовать), / so I'd recommend (я бы хотел порекомендовать) / so I'd tell (я хотел бы сказать). Все эти выражения относятся к теме «Путешествие»). 6. «Поделись радостью» — перечисленные фразы могут относиться не только к процессу работы и общения студенческой группы, но и к любым событиям жизни студентов. Следующее упражнение позволяет отработать употребление инфинитивной конструкции. Например: I am happy to get a good mark (я рад получить хорошую оценку); I am glad to meet my friend after holidays (я рад встретить своего друга после каникул); It's so nice to have a picnic on Sunday (так приятно сходить на пикник в воскресенье); Ifs wonderful to learn such interesting things about this country (замечательно узнать такие интересные вещи об этой стране).

На уроке иностранного языка естественно обсуждать «живые» проблемы учащихся (взаимоотношения с родителями, события вузовской и городской жизни). При выборе темы необходимо учитывать и возможность разных подходов к ее освещению, наличие спорных положений. Задание-стимул должно дать толчок к речевой деятельности, а не сообщать содержание речи, как это часто бывает.

Поскольку эмоции составляют мотивационную основу деятельности человека и играют важную роль в его жизни, они неизбежно должны находить свое выражение и в его языке: Plans for the Future; Hobbies and Pastime; Travelling; Examinations — в этих случаях мы имеем дело с обменом информацией, эмоционально значимой для обучаемых. Используя даже самую простую лексику, можно научить студентов выражать свои чувства. Язык эмоций состоит в использовании нескольких глаголов, множества прилагательных и некоторых модальных глаголов.

Например, чтобы описать чувство, можно использовать выражения: I feel bitter (я чувствую горечь, разочарование); I am angry (я сердит); I am impatient (я нетерпелив); I am frightened (я напуган). Выражения ^переживания: I understand (я понимаю); I accept (я принимаю, я соглашаюсь); I realize (я осознаю). Чтобы высказать собственные желания и потребности, используют конструкции: I need (мне надо); I would like (я бы хотел); I want to do smth. (я хочу что-либо сделать).

Студенты могут передавать свое отношение к происходящему только при помощи лексики, но иногда при этом полностью теряется эмоциональная окраска сказанного, ведь недаром при неформальном общении мы используем в речи много междометий. Одно междометие может заменить целое предложение, а то и фразу. Роль междометий в диалоге велика, так как они придают высказыванию национальный колорит, естественность и эмоциональность.

Таким образом, в процессе преподавания английского языка преподавателям необходимо обращать внимание не только на отработки умений и навыков языкового владения, но и на формирование эмоционального интеллекта студентов-юристов как показателя их профессионализма.

в

•МШЯЖ Ежова Н. Ф.

УНИВЕРСИТЕТА Развитие эмоционального интеллекта

имени o.e. кутафина(мгюА) студентов-юристов на занятиях английского языка

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М. : АСТ, 2009. — 160 с.

2. Ежова Н. Ф. Исследовательская деятельность студентов-юристов на занятиях английского языка // Актуальные проблемы языковой подготовки в неспециальных вузах : материалы VI Международной научно-практической конференции. — Вып. 5 (18) : Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. — Воронеж, 2017.

3. Кириллова А. И. Формирование эмоционального интеллекта на занятиях иностранного языка // Современная педагогика. — 2014. — № 2.

4. Программа развития эмоционального интеллекта в процессе обучения // URL: http://psihdocs.ru/pedagogicheskij-dialog-v-vuze-teoriya-pozicii-praktika.html?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш

m К

Т □

Л И

Н

ш И

п

Т И

4

m

п

К

5

НАУКИ

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.