Научная статья на тему 'Активизация процесса эмоционального развития студентов при организации профессиональной подготовки в педагогическом вузе'

Активизация процесса эмоционального развития студентов при организации профессиональной подготовки в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТУДЕНТ / ВУЗ / EMOTIONAL CULTURE / EMOTIONAL COMPETENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / STUDENT / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартош Дана Казимировна

В статье активизация эмоционального развития студентов рассматривается через процесс формирования эмоциональной культуры, способствующей эффективной профессиональной подготовке будущих педагогов. Проанализирован понятийный аппарат; определены необходимые формы, методы и технологии, способствующие формированию у будущих учителей эмоциональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF THE PROCESS OF STUDENT’S EMOTIONAL DEVELOPMENT IN ORGANIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article views activation of student’s emotional development through the process of formation of emotional culture that contributes to the effective professional training of future teachers. The author analyses conceptual apparatus, defines necessary forms, methods and technologies that contribute to the formation of future teacher’s emotional competence.

Текст научной работы на тему «Активизация процесса эмоционального развития студентов при организации профессиональной подготовки в педагогическом вузе»

Педагогика высшей школы

Д.К. Бартош

Активизация процесса эмоционального развития студентов при организации профессиональной подготовки в педагогическом вузе

В статье активизация эмоционального развития студентов рассматривается через процесс формирования эмоциональной культуры, способствующей эффективной профессиональной подготовке будущих педагогов. Проанализирован понятийный аппарат; определены необходимые формы, методы и технологии, способствующие формированию у будущих учителей эмоциональной компетентности.

Ключевые слова: эмоциональная культуры, эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, студент, вуз.

Проблема активизации образовательного процесса является центральной в современной педагогике. Из всего многообразия форм активизации профессионального обучения будущих педагогов мы остановимся на одном - активизация процесса эмоционального развития личности, формирование его эмоциональной культуры.

Актуальность изучения проблемы становления личности будущего педагога вызывает необходимость выявить особенности работы со студентами, определить специфику развития такого личностного качества, как эмоциональная культура, с целью повышения его профессиональной компетентности и педагогического мастерства.

поставленные цель и задачи потребовали изучения фундаментальных работ П.К. Анохина, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др., что позволило выявить богатство эмоций и раскрыть их процессуаль-

ность в категориях теории познания; обосновать необходимость организации подготовки учителя на позициях теории развивающего обучения.

В статье обоснован подход к эмоциональному развитию студентов, определяющий роль эмоциональной культуры в системе профессиональной подготовки. Актуальность изучения проблемы связана также с предложением к общественности обсудить проект профессионального стандарта педагога (Концепция и содержание), вывешенный на сайте Министерства образования и науки 15 февраля 2013 г., где отмечено, что в процессе воспитательной работы педагог должен «уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)». Таким образом, мы считаем важным развитие у самого педагога эмоциональных качеств, связанных с их ролью в системе личностных характеристик, еще на стадии профессионального становления педагога с целью формирования его готовности к деятельности в условиях эмоцио-генных воздействий.

Следует отметить, что целенаправленная подготовка в данном направлении в должной мере в педагогических вузах не ведется. Начинающие педагоги оказываются неподготовленными к преодолению трудных ситуаций, возникающих в процессе реализации профессиональных обязанностей. Формирование их эмоциональной культуры осуществляется стихийно, что нередко приводит к серьезным проблемам в ходе их профессионального становления, вплоть до отказа от работы по специальности.

Формирование профессиональной культуры у будущего педагога на примере ее составляющей - эмоциональной культуры, которую рассматривают как составную часть общей культуры, понимают как «совокупность интеллектуальных способностей, обеспечивающих понимание эмоциональных состояний и управление ими» или «эмоциональная компетентность», которые в специальной литературе по психологии рассматриваются как равнозначные понятия [4].

понятия «эмоциональная культура», «эмоциональная компетентность», «эмоциональный интеллект» достаточно новые и общепринятого и однозначного понимания их трактовок пока не сложилось. Как указано в Википедии, эмоциональный интеллект - это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций. Эмоции, как отмечал Ч. Дарвин, обеспечивают наше выживание благодаря тому, что сигнализируют о важности той или иной информации и обеспечивают необходимое в конкретной ситуации поведение. Согласно Сэловею и Мейеру, эмоциональный интеллект - это совокупность четырех навыков: точность оценки и

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

выражения эмоций, использование эмоций в мыслительной деятельности, понимание эмоций, управление эмоциями [6]. Дэниэл Гоулман рассматривает эмоциональную компетентность как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими» [2].

Эмоциональная культура, на наш взгляд, включает ряд умений личности:

1) осознавать и оценивать свои личностные характеристики, причины их проявления и последствия, к которым они могут привести, составлять план личного развития;

2) управлять своими установками, поведением, принимать решения, быть, где надо настойчивым, гибким, справляться со стрессовыми и конфликтными ситуациями, управлять своими эмоциями так, чтобы они работали на себя, а не против;

3) мотивировать себя, определяя четкие направления движения, условия достижения результатов, настрой на положительный результат: выстраивать свою жизнь и работу с позиции внутренних и внешних воздействий;

5) понимать людей, их эмоции, чувства, почему они ведут себя так или иначе, быть терпимым;

6) строить взаимоотношения с людьми на принципах доверия, уважения;

7) договариваться, быть хорошим участником команды [1].

Сформированная в процессе обучения в вузе эмоциональная культура педагога позволит ему устанавливать с учащимися взаимоотношения, основанные на уважении человеческого достоинства, что, с одной стороны, обеспечит эмоциональную устойчивость педагога, а, с другой стороны, будет мотивировать учащихся к учебно-познавательной деятельности, способствовать обеспечению эффективности процесса обучения и достижению учащимися хороших результатов в учебе. Эмоциональная культура педагога подразумевает, с одной стороны, умение управлять своими собственными эмоциями, то есть эмоциональную устойчивость, и, с другой стороны, способность воспринимать внутренний мир ученика, безошибочно определять характер его эмоциональных состояний, сопереживать ему и использовать свое понимание обучаемого не в своих, а в его интересах, то есть эмпатию [3].

К числу основных человеческих эмоций ученые относят радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, интерес и др. по отношению к педагогическому процессу целесообразно использовать

деление эмоций на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные, или положительные - радость, симпатия, восхищение, благодарность, привязанность, уважение, доверие, гордость, восторг и др., и отрицательные - зависть, обида, страх, грусть, ярость, боязнь, досада, безнадежность, сожаление, разочарование, уныние, скука, вина, растерянность, негодование и др.

На возникновение эмоций существенное влияние оказывает новизна или необычность ситуации. Поэтому любая новая, личностно значимая для субъекта ситуация нередко приобретает для него в той или иной мере эмоциональную окрашенность. Вместе с тем следует отметить, что в зависимости от индивидуальных особенностей человека, его менталитета, темперамента, наличия или отсутствия у него жизненного опыта, а также от ситуации, в которой он находится, одна и та же причина может вызывать у него разные эмоции. поэтому для успешного процесса подготовки студента к профессиональной деятельности весьма актуальным является вопрос, как он может повлиять на эмоции ребенка для достижения им хороших результатов в учебе.

Для ответа на этот вопрос необходимо определить, во-первых, какие эмоции обучаемых должны находиться в центре внимания обучающих, и, во-вторых, разработать такие стратегии работы на уроке, которые путем воздействия на соответствующие эмоции способствуют достижению хорошего усвоения материала и, тем самым, эффективности процесса обучения. Следует также подчеркнуть, что педагог должен учитывать тот факт, что с эмоциями напрямую связан также и процесс запоминания новой информации. Лучше усваивается и дольше хранится в памяти эмоционально окрашенный учебный материал и материал, заученный с хорошим настроением [5].

Опыт проведения исследования процесса эмоционального становления будущих педагогов при подготовке к профессиональной деятельности выявил, что умение управлять своими собственными эмоциями требует специальных теоретических знаний по психологии и психологического и методико-педагогического видов тренинга. Умение безошибочно определять характер эмоциональных состояний ученика и сопереживать ему может быть как врожденным свойством личности студента, так и приобретаться им в результате специальных спецкурсов и тренингов в процессе обучения в педагогическом вузе. Умение прогнозировать эмоциональное состояние учеников на уроке требует практического опыта работы в школе, знание программы, тематического плана по иностранному языку, а также, что на наш взгляд, не менее важно и подтверждено опытом работы в школе, от умения и навыков учителя использовать компьютерные

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

технологии и другие наглядные средства обучения. Для управления эмоциями учащихся на уроке необходимы знания определенных стратегий и технологий обучения, которые направлены на поддержание и стимулирование положительных эмоций и снижение интенсивности отрицательных эмоций учеников, а также навыки их применения в определенных учебных ситуациях.

У студентов, оценивающих результаты своего первого опыта работы в школе, возникает осознанная необходимость в целенаправленном пополнении недостающих и систематизации уже имеющихся у них знаний по психологии эмоций и их методико-педагогической реализации, что требует: а) включение соответствующих новых предметов в программы обучения, б) после прохождения первой педагогической практики введение спецкурса, затрагивающего наиболее актуальные для организации процесса обучения в школе аспекты теории эмоций и их методико-педа-гогического обеспечения; в) использование тренинговых занятий, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий, моделирование ситуаций педагогического общения.

Исследование сформулированной в названии проблемы выявило особенности этого процесса и определило важность учета эмоций в процессе обучения. С этой целью нами был проведен опрос студентов для выявления:

- роли учета эмоций у обучаемых;

- перечня эмоций, которые опрашиваемые наиболее часто испытывают на занятиях;

- определения комплекса эмоций обучаемых, которые преподаватель должен учитывать/принимать во внимание во время занятия;

- частотности, с которой опрашиваемые за определенный промежуток времени испытывают на занятиях (страх, зависть, гнев, симпатия, удовольствие);

- действий преподавателя, которые могут, по мнению опрашиваемого, снижать у него отрицательные эмоции (страх, зависть, гнев) и укреплять положительные эмоции (чувство симпатии, доброжелательность к другим студентам в группе; удовольствие/удовлетворение от работы на занятии).

Результаты опроса показали, что большинство опрошенных считает важным учет их эмоционального состояния на занятиях; все опрошенные испытывают на занятиях такие эмоции, как страх, зависть, гнев, симпатия, удовольствие; наиболее важными эмоциями в учебном процессе, требующими внимания обучающего, являются страх, удовольствие, гнев и зависть и др. по мнению студентов, чтобы укрепить либо стимулировать положительные эмоции и снизить отрицательные, преподавателю необхо-

димо: давать задания, выполнение которых позволяет испытать чувство к успеха; обсуждать вместе со студентами допущенные ими ошибки и выяс- | о

нять их причины; относиться ко всем студентам одинаково ровно, не отда- | §

вая никому предпочтения; быть доброжелательным по отношению к сту- с ^

дентам и культивировать у них толерантность и готовность помочь друг другу; давать задания, способствующие более тесному общению между студентами; практиковать на занятиях работу в группах; использовать задания, направленные на раскрытие творческих способностей студентов; использовать на занятиях материалы, содержащие юмор.

Сформированность навыков проявления эмоциональной культуры в практической деятельности оценивается высоким уровнем знаний и представлений о видах эмоций, о важности их учета в учебном процессе для создания эмоциональной комфортности; умениями грамотно анализировать и оценивать свои собственные эмоциональные состояния и готовность использовать их в условиях школьного учебно-воспитательного процесса.

профессиональная подготовка в педагогическом вузе может осуществляться в рамках творческих мастерских, как это, например, происходит в Институте иностранных языков МГПУ; при активном участии в создании сценариев и презентаций к конкретным урокам и темам УМК по немецкому языку с учетом всех требований, предъявляемых к эмоциональной насыщенности учебного материала; во время педагогической практики в школе. Апробация подготовленных презентаций во время практики позволяет студентам оценить их влияние на эмоциональное состояние учеников, их мотивацию и степень усвоения учебного материала, что способствует формированию у будущих учителей эмоциональной компетентности в плане ее практической реализации.

Таким образом, мы считаем, что воспитание эмоциональной культуры, обретение студентами знаний и ценностных качеств, переходящих в сформированность эмоциональной компетентности, позволит расширить пространство для педагогического творчества, создаст условия для эффективной их подготовки к профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Бартош Д.К. Особенности формирования эмоциональной культуры будущего учителя иностранного языка // Среднее профессиональное образование. 2011. № 2.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2008.

3. Истомина М. Эмоциональная культура педагога как показатель профессиональной компетентности // Педсовет.о^. URL: http://pedsovet.org/ (дата обращения: 02.05.2012).

Педагогика высшей школы

4. Немов С.Р. Общие основы психологии: В 2 кн. М., 2003.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2010.

6. Эмоциональный интеллект. URL: ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 02.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.