ОБЗОР СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО
КИБЕРБУЛЛИНГА
Почекаева Ирина Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, филологии и перевода, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: pochekaeva@pspu.ru
Вогулякова Виктория Витальевна
студентка 741 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: voguliakova2014@yandex.ru
REVIEW OF THE WAYS TO ADDRESS TEENAGE CYBERBYLLING
Irina Pochekaeva
Associate Professor, English Language Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: pochekaeva@yandex.ru
Victoriya Vogulyakova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: voguliakova2014@yandex. ru
Аннотация: ежегодно проблема подросткового кибербуллинга становится все острее. В ее решении заинтересованы педагоги, психологи, социологи и другие специалисты в сфере образования, которые в свою очередь не только предпринимают самостоятельные шаги по решению данного вопроса, но и привлекают к нему внимание политиков и общественности. В рамках данной статьи мы решили проанализировать возможные способы решения проблемы подросткового кибербуллинга на двух уровнях - административном и психолого-педагогическом - и выявить эффективность проводимой работы.
Ключевые слова: Интернет, кибербуллинг, социальные сети, психолого-педагогическая помощь, психологический тренинг.
Abstract: annually the problem of teenage cyber bullying is getting more acute. Teachers, psychologists, sociologists and other specialists in the education sector are involved in addressing the problem. They do not only take measures individually but also attract attention of the general public and government. The article looks at the potential ways of addressing the problem of teenage cyberbulling at two levels -executive and psycho-pedagogical to figure out the effectiveness of the measures applied.
Ketу words: Internet, cyberbulling, social networks, psycho-pedagogical help, psychological training.
© Почекаева И.С., Вогулякова В.В., 2020
Интернет дает своим пользователям множество преимуществ: дистанционное образование, различные формы досуга и, несомненно, возможность общаться на расстоянии. Тем не менее такая форма коммуникации имеет ряд недостатков: снижение ценности реального общения, проблемы со здоровьем, появление интернет-зависимости, а также виртуальная агрессия и хулиганство. Проблемы, которые ранее были характерны для социальной среды, перешли в виртуальную. Многие подростки и молодежь ежедневно проводят большое количество времени в социальных сетях, тем самым подвергая себя опасности кибербуллинга. Кибербуллинг - это отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить [4].
С каждым годом растет количество эпизодов кибербуллинга таким образом, что каждый второй подросток являлся его жертвой или наблюдателем [6]. Следовательно, необходимо срочно усилить профилактические меры и организовать работу по борьбе существующим кибербуллингом.
К сожалению, на сегодняшний день в законодательстве РФ не существует специальной статьи, посвященной кибербуллингу, однако можно добиться наказания киберагрессоров в административном и уголовном порядке за клевету (ст. 129 УК РФ), унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), оскорбление (ст. 130 УК РФ), угрозу физическим насилием (ст. 161-162 УК РФ), доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ).
В октябре 2019 г. заместитель председателя Молодежного парламента при Госдуме Дмитрий Шатунов предложил внести поправки в ст. 5.61 КоАП РФ об оскорблении и наказывать за него как за отдельное административное правонарушение штрафами в размере 5-10 тыс. руб. Штраф будет налагаться за «травлю как систематическое унижение достоинства лица, выраженное в неприличной форме». За «оскорбление в Интернете» предложили ввести штраф в размере 3-5 тыс. руб. Также были предусмотрены «отягчающие обстоятельства» в форме групповой травли в Интернете «целыми сообществами и школьными классами». Однако на данный момент поправки не вступили в силу [2].
Интернет-серверы также предоставляют способы защиты от киберагрессии и вводят специальные правила общения для пользователей, которые содержат нормы о блокировке нежелательной информации или аккаунта обидчика. Таким образом, саморегулирование социальных сетей при отсутствии специального закона в России в области кибербуллинга является одним из самых эффективных средств защиты.
Однако нужно понимать, что в первую очередь сами пользователи должны быть заинтересованы в кибербезопасности. Стоит заметить, что многие некоммерческие организации и граждане предпринимают попытки разработать собственные проекты для профилактики кибербуллинга.
285
Пожалуй, наибольшее влияние на решение проблемы оказала всероссийская некоммерческая организация «Фонд Развития Интернет», которая регулярно проводит мониторинги и исследования в области кибербуллинга, разрабатывает и реализует просветительские проекты, проводит встречи и мероприятия для повышения информационной компетентности как школьников, так и для специалистов в области образования.
Для работников в сфере образования Фондом Развития Интернет была разработана научно-просветительская программа «Цифровое детство: социализация и безопасность», в рамках которой было организовано и проведено 4 научно-практических конференции, 5 мастер-классов для учителей по вопросам безопасности детей в Интернете и 2 открытых урока в рамках выставки «Дети в Интернете».
Фонд Развития Интернет также принимал участие в международном проекте «General comment on children and the digital environment children's consultation», направленный на сбор и анализ опыта и знаний детей и молодежи об их правах в эпоху цифровых технологий. В 2019 г. была продолжена работа в рамках международного проекта EU Kids Online - международной сети, занимающейся изучением особенностей использования цифровых устройств среди подростков и родителей, расширением знаний об интернет-рисках и безопасности.
В 2009 г. в России была создана уникальная служба телефонного и онлайн-консультирования «Дети Онлайн», которая оказывает информационную и психологическую поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Сети. Главной задачей проекта является оказание психологической помощи и поддержки детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью во время пользования Интернетом, а также консультационная поддержка родителей и работников образовательных учреждений [7].
Особое внимание заслуживает один из наиболее известных информационных порталов Рунета - «Дети России Онлайн». На этом сайте реализуются проекты Фонда Развития Интернет, направленные на решение вопроса социализации детей и подростков в информационном обществе. Проектам Фонда оказывают поддержку Министерство образования и науки РФ и Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. На сайте предоставлена информация о линии помощи «Дети Онлайн» для консультирования детей, подростков и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи. Профессиональную психологическую и информационную поддержку на линии помощи оказывают специалисты факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Фонда развития Интернета [3].
К сожалению, предпринимаемые попытки правительства, некоммерческих организаций, администраций сайтов и социальных сетей снизить частотность эпизодов кибербуллинга бывают недостаточными, так как в первую очередь необходимо напрямую работать с восприятием подростками этой проблемы. Именно индивидуальные особенности, уровень культуры и отношение к другим людям определяют поведение молодых людей в киберпространстве.
286
При оказании квалифицированной помощи социальными педагогами, психологами и классными руководителями можно напрямую попытаться решить данную задачу.
В основе психолого-педагогической помощи лежат индивидуальные и групповые методы работы: создание новой когнитивной модели жизнедеятельности; аффективная переоценка травматического опыта; восстановление ощущения ценности собственной личности и способности дальнейшего существования в мире. Подобные методы направлены на достижение следующих целей - уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания в доброжелательной форме [5].
Элементарным методическим приемом для оказания помощи может послужить беседа. Она должна проводиться на равных, и, что важно, нельзя повышать голос, чтобы подросток не закрылся. Если он готов слушать и у педагога есть авторитет, то можно попытаться дать совет и перенаправить агрессию в более мирное русло - найти новое увлечение в спорте, искусстве, науке и т.д. Если случаи кибербуллинга постоянны и идет серьезная оппозиция в классном коллективе, то целесообразно организовать и провести психологический тренинг для целого класса.
На наш взгляд, наиболее полное определение группового психологического тренинга было предложено Н.Ю. Хрящевой и С.И. Макшановым, представляющими тренинг как «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека» [1]. Под тренинговыми группами обычно понимаются все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения и взаимодействия, ориентированный на решение разнообразных психологических проблем участников, их самосовершенствование, а также на развитие группы и решение общегрупповых проблем. В процессе разработки и проведения тренинга необходимо учитывать определенные принципы воспитания и организации тренинга, такие как активность участников, исследовательская позиция, партнерское общение, добровольное участие, обратная связь, предоставление полной информации о целях и способах проведения тренинга, этические принципы и пр.
Таким образом, решение проблемы подросткового кибербуллинга должно носить комплексный характер и оказывать воздействие при помощи различных институтов и организаций. Однако в первую очередь необходимо повышать информационную компетентность и развивать межличностные доброжелательные отношения.
Список литературы
1. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии: учеб. пособие для студентов вузов, которые обучаются по специальностям «Психология», «Соц. педа-гогика». - Кинв: Ника-Центр; М.: Алетейа, 1999. - 320 с.
2. В Молодежном парламенте при Госдуме предложили ввести штрафы до 10 тыс. руб. за кибербуллинг [Электронный ресурс]. - URL: https://finance.rambler.ru/other/42926756-v-molodezhnom-parlamente-pri-gosdume-predlozhili-westi-shtrafy-do- 10-tys-rub-za-kiberbulling/ (дата обращения: 01.05.2020).
3. Дети России Онлайн [Электронный ресурс]. - URL: http://detionline.com/ (дата обращения: 01.05.2020).
4. Джонс Б. Технологии для борьбы с кибертравлей // СУБД. - 2011. - № 8. -С. 41-43.
5. Зинцова А.С. Социальная профилактика кибербуллинга // Вестник Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. - 2014. -№ 3 (35).
6. Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг: различия в восприятии, оценке и поведении у разных групп населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://dmoshans.ru/shans-press/sociologicheskie-issledovaniya/sociologicheskoe-issledovanie-orientacii-molodezhi-v-sfere-truda-i-zanyatosti--/ (дата обращения: 01.05.2020).
7. Отчет о деятельности Фонда Развития Интернет за 2019 г. (от 31.12.2019 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fid.su/reports/fid-report-2019.pdf (дата обращения: 02.05.2020).
СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ВНУТРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
Почекаева Ирина Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, филологии и перевода, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: pochekaeva@pspu.ru
Заркова Анастасия Алексеевна
студентка 741 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: nzarkv@mail.ru
PECULARITIES OF INTERPERSONAL CONFLICTS AMONG TEACHING STAFF
Irina Pochekaeva, Ph.D.
Associate Professor, English Language Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: pochekaeva@pspu.ru
Anastasia Zarkova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: nzarkv@mail.ru
Аннотация: в статье рассматриваются понятия межличностного конфликта и педагогического коллектива, причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе, а также приводятся результаты анкетирования школьных педагогов.
Ключевые слова: межличностный конфликт, педагогический коллектив, особенности, причины межличностных конфликтов.
Abstract: the article deals with the problem of interpersonal conflict between school teachers and highlights their causes. It presents the results of the survey concerning the problem under study.
Key words: interpersonal conflict, teaching staff, characteristics of interpersonal conflicts, causes of interpersonal conflicts.
Межличностный конфликт - это закономерная фаза развития межличностных отношений, в которой возникает требующее разрешения противоречие между личностно значимыми целями, принципами, мотивами субъектов, испытывающих и осознающих нервно-психическое напряжение и предпринимающих объективные действия, в результате которых нарушаются границы персонального пространства оппонентов [3]. Межличностный конфликт является одним из наиболее распространенных видов конфликтов, так как он может возникать в разных сферах деятельности, но стоит отметить, что
© Почекаева И.С., Заркова А.А., 2020