глубокую идею о неизбежном протесте человечества против культа техницизма, породившего «одномерного человека» XX в.
В этой связи нам представляется плодотворной идея интегрированного изучения иностранного языка и художественной литературы как одного из важнейших условий преодоления одномерности личности.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе // Собр.соч. в 7 т. -М.: Искусство, 1997. - Т.5. - С.287.
2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. (и с предисл.) Н.Д. Виноградова. - М.: Мир, 1915. -202 с.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1991 - 222 с.
4. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. - М., 2007.
5. Медведев А.Ф. Добро и зло в воззрениях софиста // Вестник Русского Христианского гуманитарного института. - СПб., 2001. - Вып. 4. - С. 372-397.
6. Полозова Т.Д. О власти искусства слова и ценности чтения. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. - 320 с.
7. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983. - С. 439-440.
8. Технологии и методики обучения литературе : учеб. пособие / под ред. В.А. Кохановой. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. - 248 с.
9. Халина К.Д., Капустина Т.В. Коммуникативные способности как фактор успешного общения [Электронный ресурс]// Молодой ученый. - 2017. -№6. - С. 209-213. - URL https://moluch.ru/archive/140/39460/ (дата обращения: 30.05.2019).
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Почекаева Ирина Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, филологии и перевода, Пермский государсвенно-гуманитарно педагогический университет, г. Пермь
E-mail: pochekaeva@pspu.ru
Вогулякова Виктория Витальевна
студентка 731 группы факультета иностранных языков, Пермский государсвенно-гуманитарно педагогический университет, г. Пермь
E-mail: voguliakova2014@yandex.ru
INNER CONFLICTS OF CONTEMPORARY SENIORS
Irina Pochekaeva
Associate professor, English Language Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: pochekaeva@pspu.ru
Victoriya Vogulyakova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group731, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: voguliakova2014@yandex. ru
Аннотация, рассматриваются виды внутриличностных конфликтов современных старшеклассников, а именно становление мировоззрения, профессиональное самоопределение и сексуальная ориентация. Несмотря на то, что внутриличностные конфликты старшеклассников преимущественно остаются теми же, изменяется социум. Сформулированы виды внутриличностных конфликтов, причины их возникновения с учетом специфики современного общества.
Ключевые слова, личность, внутриличностный конфликт, пубертатный период, мировоззрение, профессиональная и сексуальная ориентации.
Abstract: the article deals with the types of inner conflicts of contemporary seniors, in particular - the establishment of the worldview, professional and sexual identity. In spite of the fact that inner conflicts of seniors mainly remain the same, society is changing. The article focuses on the types and reasons of inner conflicts taking into account the typical features of modern society.
Key words: identity, inner conflict, puberty, worldview, professional and sexual identity.
В современном обществе нет единственно верного определения личности, поскольку данный феномен очень сложен. Однако, опираясь на основные характеристики, можно дать следующее толкование: личность -это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности [3]. Каждая личность имеет определенный набор психологических свойств, который непосредственно влияет на поведение личности. Психологические свойства -это системные качества человека, которые включают в себя направленность, способности, темперамент и характер. Однако иногда эти характеристики могут вызвать противоречия между различными сторонами, свойствами, отношениями и действительностями личности. На этой почве человек может столкнуться с таким понятием, как внутриличностный конфликт.
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - «столкновение, удар; борьба». Внутриличностный конфликт объединяет конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов, возможностей), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. Изначально любой конфликт вызывает чувство дискомфорта, неудовлетворенности, повышает уровень стресса. Однако специфичная особенность этой категории конфликта в том, что она
имеет скрытый, субъективный характер. Этот конфликт представляет собой противостояние двух начал в сознании человека, воспринимаемых и эмоционально переживаемых им как значимых для него.
Психологический конфликт возникает при определенных условиях. Внешние условия должны быть таковы, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений или становится невозможным, или ставится под сомнение. Возникновение этих внешних условий неизбежно вследствие ограничений, диктуемых общественностью, близкими людьми, а также вероятностью, что результат удовлетворения одних мотивов, вызывает неудовлетворенность других.
Однако психологический конфликт возникает, только если эти внешние условия порождают определенные внутренние условия, которые представляют собой противоречия между различными мотивами и отношениями или между необходимостью и стремлением.
Помимо личностных причин возникновения конфликтов, также бывают причины, связанные со статусом индивида в социуме или конкретной социальной группе.
Н.В. Гришина предложила следующую классификацию личностных конфликтов: мотивационные, когнитивные и ролевые.
В основе мотивационных конфликтов оказалась тенденция исследования внутриличностных конфликтов, заложенная Левином, который выводил эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Есть несколько случаев конфликтов. Первый - когда человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. К примеру, возможность сходить в кино с друзьями иливозлюбленным, при котором оба варианта одинаково привлекательны для индивида. Стоит отметить, что в этой ситуации, чем больше выбор, тем сложнее психологически принятие решения, и увеличивается затраченное на него время.
Второй случай конфликта имеет противоположную коннотацию - выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями, другими словами, «выбор меньшего из двух зол». Плохая оценка за выученный стих ставит учащегося перед выбором - или выучить стих наизусть или оставить плохую оценку, которая может в дальнейшем повлиять на итоговую.
Наконец, третий тип конфликта - когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере привлекательна и непривлекательна, со своими плюсами и минусами. Подобные ситуации могут превратиться в мучительный жизненно важный выбор - поступление в желанный университет на платной основе или выбор другого, менее привлекательного, на бюджетной основе.
Другой вариант внутренних конфликтов человека - когнитивные конфликты, в основе которых лежит столкновение несовместимых представлений. Почвой конфликта могут послужить противоречия внутренней системы убеждений, ценностей, представлений и т.д. Если человек
сталкивается с таким видом конфликта, он зачастую стремится к уменьшению для него неприятного состояния дискомфорта, связанного с тем, что он имеет одновременно два знания (понятия, идеи, мнения), психологически несовместимых. Такое явление называется когнитивный диссонанс. Уменьшить когнитивный диссонанс можно при помощи изменения одного из противоречащих представлений. Чем сильнее диссонанс, тем значимее ситуация для индивида, тем больше индивид будет стремиться к его ослаблению или устранению. Также ситуация когнитивного диссонанса может возникнуть и после принятия решения, если человек не уверен в нем. В таком случае зачастую человек старается убедить себя в правильности принятого решения с помощью дополнительных аргументов, повторяемых выводов и т.д.
Немаловажное значение в жизни индивида играют противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности в качестве ролевых конфликтов. Одной из характерных особенностей человека, в отличие от любого другого живого существа, является наличие социальных ролей -дочери, ученицы, сестры, внучки и др. Однако различные ролевые позиции человека, его возможности и соответствующее ролевое поведение могут привести к ролевому конфликту.
Традиционно различают два основных вида ролевого конфликта, возникающих на уровне «Я-роль» или межролевого конфликта.
Первый подтип ролевых конфликтов подразумевает противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, к примеру, из-за неспособности или нежелания соответствовать требованиям роли. Зачастую дети, несмотря на социальный статус учащихся, не хотят ходить в школу. В данном случае возникают субъективные переживания, и речь идет о конфликте «Я-роль».
Второй вариант ролевых конфликтов - это межролевые, при которых разные ролевые позиции и требуемое ролевое поведение оказываются несовместимыми. К примеру, подросток может испытать ролевой конфликт сына и друга, когда ожидаемое поведение одной роли противоречит другой (как если бы он хотел увидеться с друзьями, но пообещал помочь маме по дому) [4, с. 79-86].
Немаловажное значение для понимания природы личностного конфликта имеют возрастные особенности старшеклассников. Теоретико-методологические принципы комплексного изучения юности было ясно сформулированы Л.С. Выготским. С его точки зрения, становление человека как индивида и личности предполагает взаимодействие двух рядов развития -натурального и социального. В основе натурального ряда лежит биологически обусловленный процесс онтогенеза.
Следует отметить, что все процессы созревания протекают неравномерно, то есть гетерохронно, что и является одной из особенностей полового созревания. Причем эта гетерохронность бывает как межиндивидуальной (представители одного пола развиваются неодинаково), так
и внутрииндвидуальной (разные биологические системы одного человека развиваются с разной скоростью) [6, с. 51-52].
Помимо этого, в ранней юности приобретаются следующие психологические новообразования:
- развитие сознания на уровне самосознания;
- развитие понятийного мышления;
- развитие «чувства взрослости»
Юношеский возраст - это решающий этап становления мировоззрения. Это значимый период формирования системы взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека, общего отношения человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [2].
Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности - осознание себя элементом социума, выбор будущего социального положения и способов его достижения.
Формирование нравственной личности и соответствующего стиля морального поведения опирается на ряд предпосылок:
1) определенный уровень умственного развития, способность воспринимать и оценивать соответствующие нормы и поступки;
2) эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию;
3) накопление личного опыта и его самооценка;
4) влияние социальной среды, дающей примеры нравственного и безнравственного поведения, а также системы поощрения и порицания.
На сегодняшний день наблюдается кризис российского общества, на который повлияли перемены в политической, социально-экономической и культурной сферах, что привело к ослаблению института семьи, снижению ценностей родительства. Все это сказывается на уменьшении количества заключаемых браков и увеличении количества разводов. Коэффициент разводов вырос на 0,2 в период с 1990 до 2018 г., при этом снизился коэффициент брачности на 2,7 на протяжении того же периода. Все это может стать поводом для внутриличностных переживаний и конфликтов [7].
Наряду с формированием ценностей от старшеклассников также ожидается положительное отношение к труду, усвоение определенных трудовых навыков и выбор профессии. Каждый индивид выстраивает собственную иерархию мотивов и, в зависимости от этого, делает выбор в пользу той или иной профессии. Однако когда два или более мотива сталкиваются и не могут быть удовлетворены одновременно, может возникнуть внутриличностный конфликт [5, с. 55-58]. В начале 2000-х гг. материальное благополучение становится приоритетным критерием выбора профессии для старшеклассников (80,0 %). При этом около 50,0 % опрошенных были готовы прибегнуть к правонарушениям или аморальным поступкам с целью приобретения материальных благ, другими словами, были склонны к девиантному поведению. К 2018 г. отношение к выбору профессии немного меняется. В приоритете
для молодежи стоит возможность профессионального роста (59,0 %) и только за этим следует материальное благополучие (57,0 %) [1; 8].
Немаловажную роль в формировании мировоззрения играет психосексуальное развитие. В период юношества подростки окончательно осознают свою половую принадлежность и вырабатывают соответствующую психосексуальную ориентацию. Дифференциация вторичных половых признаков дополняется параллельным процессом становления психологических различий (способностей, интересов, стиля поведения и т.п.). Половая самоидентичность личности подразумевает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а также психосексуальных установок и ориентаций. На основании этого подросток определяет свой тип сексуальной ориентации. Иногда юноши и девушки сталкиваются с неодобрением общества в результате выбора, что может привести к разочарованию, нарастанию тревоги, которая в свою очередь может прогрессировать в депрессивное состояние [6, с. 223]. Подобные негативные тенденции оказывают психическое давление на выбор ориентации и могут привести к внутренним конфликтам.
Таким образом, юношеский возраст является переходным этапом от детства к взрослости, переломным моментом в жизни каждого человека. На основании этого перехода подросток зачастую оказывается перед выбором, иногда перед его необходимостью, что в свою очередь приводит к возникновению внутриличностных конфликтов.
Список литературы
1. Алакаев Е.А. Ценностные ориентации молодежи 1990-х - начала 2010-х гг. // Теория и практика общественного развития. - 2017. - №4.
2. Беляев И.А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). — Краснодар: КубГАУ, 2011. — № 09 (73). — С. 310-319.
3. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. — Минск: В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
5. Ичетовкина К.И., Ивутина Е.П. Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у старшеклассников // Вестник Вятского государственного университета. -2012. - №2. - С. 55-58.
6. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
7. Старостина Ю. Число браков в России опустилось до минимума с начала века. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/economics/08/04/2019/5cab45349a7947d0d969ec7c (дата обращения: 23.05.2019).
8. Социологическое исследование «Ориентации молодежи в сфере труда и занятости». - [Электронный ресурс]. - URL: http://dmoshans.ru/shans-press/sociologicheskie-issledovaniya/sociologicheskoe-issledovanie-orientacii-molodezhi-v-sfere-truda-i-zanyatosti--/ (дата обращения: 23.05.2019).
УЧЕБНИК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ
Почекаева Ирина Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, филологии и перевода, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: pochekaeva@yandex.ru
Горовенко Анатолий Александрович
студент 741 группы факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: bakariboat@gmail.com
ESL TEXTBOOKS AS A MEANS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE
DEVELOPMENT IN TENAGERS
Irina Pochekaeva, Ph.D.
Associate Professor, English Language Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: pochekaeva@yandex. ru
Gorovenko Anatolii
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: bakariboat@gmail.com
Аннотация: рассматривается потенциал развития эмоционального интеллекта у подростков в возрасте 13-14 лет с использованием ряда современных учебников, рекомендованных к применению на уроках английского языка и одобренных ФГОС.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, развитие подростка, управление эмоциями, личность, развитие личности, ЭИ.
Abstract: the article presents a research of the possibility of developing Emotional Intelligence in teenagers aged 13-14 using ESL textbooks that are approved by Federal Standards.
Key words: emotional quotient, emotional intelligence, EQ, EI, adolescence development, teenage years development, controlling emotions, personality, personal development.
Федеральный стандарт предъявляет к выпускнику ряд требований, развитие которых является обязательным. Многие из этих требований